Создатель останкинской телебашни. Как строилась Останкинская телебашня (26 фото)

  • 02.12.2019

Останкинская телебашня была сдана в эксплуатацию 30 апреля 1967 года и очень быстро стала одной из достопримечательностей столицы и одним из ее символов. Далее предлагаем взглянуть на то, как шло строительство этого уникального сооружения, некогда считавшегося самым высоким зданием мира.

Проект архитектурно-строительной части телевизионной башни разработан ЦНИЭП зрелищных зданий и спортивных сооружений. Авторский коллектив: инженер-конструктор Н. Никитин, архитекторы Д. Бурдин, Л. Баталов, В. Милашевский, инженер-конструктор Б. Злобин, инженер-сантехник Т. Мелик-Аракелян. Отдельные части проекта разрабатывал “Моспроект-1” и 19 других проектных организаций. Генеральная проектная организация - ГСПИ Министерства связи СССР. Технологическую часть проекта осуществляет авторский коллектив под руководством инженера И. Островского.

Башня, вес которой более 32 тысяч тонн, возведена на монолитном кольцевом железобетонном фундаменте шириной 9,5 метра, высотой 3 метра и диаметром (описанной окружности) 74 метра. В десятиугольной железобетонной ленте фундамента с помощью системы кольцевой напряженной арматуры (она состоит из 104 пучков, в каждом пучке по 24 проволоки диаметром 5 миллиметров каждая) создано предварительное напряжение - каждый пучок натянут гидравлическими домкратами с силой около 60 тонн.

Фундамент заложен в грунт на глубину 4,65 метра. Предполагалось, что он осядет на 3-3,5 сантиметра. Устойчивость башни на опрокидывание имеет шестикратный запас.

Железобетонная опора всего сооружения-это тонкостенная коническая оболочка, опирающаяся десятью железобетонными “ногами” на банкетки фундамента. Диаметр нижнего основания этой оболочки - 60,6 метра, а на высоте 63 метров он равен 18 метрам. Верхняя часть железобетонного ствола, начиная с высоты 321 метр, выполнена в виде цилиндра с наружным диаметром 8,1 метра. Толщина стен у основания башни - 50 см.

В центре конического основания на самостоятельном фундаменте (круглая железобетонная плита диаметром 12 метров и толщиной 1 метр) возведен железобетонный стакан высотой 63 метра и диаметром 7,5 метра. В этом стакане проходят скоростные лифты, силовые кабели, кабели связи, шахта с водопроводными и канализационными стояками и аварийная стальная лестница. На стакан опираются концы балок пятнадцати междуэтажных перекрытий, между стаканом и конусным основанием проходит лестничная клетка. Сооружение раздельных фундаментов для двух независимых конструкций - башни и стакана - позволяет передать на грунт различное давление при их неравномерной осадке.

Под действием ветровой нагрузки верхняя часть башни может колебаться, и отклонение ее вершины при сильном ветре может достигнуть 10 метров. При ветрах, которые бывают в Москве довольно часто, в среднем раз в неделю, посетители смотровых площадок и ресторана будут ощущать колебания башни приблизительно так же, как качку корабля с амплитудой 8 сантиметров при периоде колебаний в 10 секунд.

Есть у башни еще один “враг”. Это… солнце. Из-за одностороннего нагрева ствол перемещается (от искривления) у вершины на 2,25 метра, а на уровне смотровых площадок - на 0,72 метра. Для уменьшения деформаций от ветровых нагрузок и от одностороннего нагрева на расстоянии 50 миллиметров от внутренней поверхности ствола натянуто 150 стальных тросов. Общее усилие их натяжения равно 10400 тоннам-это вес океанского парохода. Тросы примут на себя растягивающие усилия и предохранят бетон от трещин, а, следовательно, арматуру - от коррозии.

На железобетонной части башни установлено несколько металлических антенн общей высотой в 148 метров. Антенны выполнены в виде стальных труб. Внутри труб имеются жесткие диафрагмы. Для обслуживания антенн до высоты 470 метров используется специальный лифт. Чтобы осматривать и демонтировать вибраторы, а также периодически красить стальные конструкции антенн, устанавливаются 6 площадок с перилами и подвешиваются люльки.

При строительстве башни широко использовались самые последние достижения строительной техники. Уникальным башенным краном БК-1000 грузоподъемностью 16 тонн (при вылете стрелы 45 метров) собирались и монтировались металлоконструкции. Ствол башни сооружался с помощью единственного в мире самоподъемного агрегата весом около 300 тонн. Бетон этому агрегату доставляли лифты.

На отдельной площадке гусеничным краном СКГ-100 (грузоподъемностью 100 тонн) собирались секции металлических антенн. Это была контрольная сборка. Одновременно на антеннах монтировалось оборудование и устанавливались вибраторы. Потом секции антенны вновь разобрали, и отдельные их части - царги - подавались краном на перегрузочную площадку на высоту 63 метра. Затем специальным краном, установленным на стволе башни, первые царги поднимались на вершину башни и монтировались так, что они вошли внутрь ее ствола на 10 метров. А после этого монтаж вели с помощью ползучего крана.

После контрольной сборки и настройки антенн на стенде отдельные монтажные элементы (царги) весом до 25 тонн гусеничным краном переносятся в зону действия кольцевого крана. Он поднимает царгу на перегрузочную площадку на высоту 63 м. Мостовой кран, находящийся на высоте 385 м, поднимает царги на другую перегрузочную площадку, расположенную на 370-метровой высоте. Затем самоподъемный кран, передвигаясь по смонтированным царгам, устанавливает вновь поступающие царги друг на друга.

Последнее, самое верхнее звено кран поднимает за его середину. Для сохранения вертикального положения звена его нижний конец искусственно утяжеляется.



С высоты 385 м видны кольцевые пути наземных кранов. На переднем плане снимка видна брезентовая “юбка” с веревочным каркасом За ней размещаются подвесные подмостки, с которых ведутся работы по закреплению наружной опалубки и осмотр наружной поверхности бетона.










Ресторан «Седьмое небо» на высоте 337 метров готов к приему гостей, 1967 год.

Рабочие обслуживают скоростной лифт на Останкинской телебашне, 1982 год.


27 августа 2000 года в башне на высоте 460 м произошел пожар - тогда полностью выгорели 3 этажа. Помещения были восстановлены к 2008 году.

За 30 лет существования башни смотровую площадку и ресторан «Седьмое небо» посетили более 10 млн человек.

Смотровая площадка Останкинской телебашни.

Вид на Москву со смотровой площадки Останкинской телебашни.

27 августа 2000 года на Останкинской телебашне произошел пожар, в результате котрого погибли три человека, вещание большинства российских телеканалов на Москву и Московскую область было приостановлено. «Дилетант» вспоминает историю этой башни.

Останкинская телебашня — телевизионная и радиовещательная башня, которая занимает четвертое место в мире по высоте среди свободно стоящих сооружений. Высота Останкинской телебашни составляет 540 метров. Поначалу она называлась «Общесоюзная радиотелевизионная передающая станция им. 50-летия СССР». Останкинская башня на сегодняшний день охватывает территорию, на которой проживает более 15 миллионов человек.

Телебашня строилась по заказу Министерства связи СССР


Телебашня строилась по заказу Министерства связи СССР. Решение о строительстве башни было принято в 1957 году, приступили к возведению сооружения в 1963 году, а закончено оно было в 1967 году. Советским строителям нужно было построить конструкцию небывалой доселе высоты. Вначале планировали возвести стальную башню по принципу мачты линии электропередач, но архитектор и конструктор Николай Никитин предложил другое решение. Его вариантом был монолит из предварительно напряженного бетона. Проект Останкинской башни архитектор Н. В. Никитин придумал в течение одной ночи, взяв за образец перевернутый цветок лилии — толстый стебель, переходящий в мощные лепестки-опоры. В первом варианте у строения было всего четыре опоры, а затем их количество увеличили до 10.


Вес Останкинской башни распределялся между основанием и стволом в строгой пропорции 1:3. Центр тяжести располагается на высоте 110 метров, диаметр фундамента — 63 метра. Ствол такой высоты должен быть устойчивым и гибким, но даже во время сильных порывов ветра не отклоняться от центральной оси более чем на один метр. Такие условия могло обеспечить надежное, крепкое основание, что было достигнуто с помощью стягивания основания и стрелы ствола множеством стальных канатов.

Вес башни распределялся в строгой пропорции 1:3


В строительстве башни принимали участие: главный конструктор Н. В. Никитин, инженеры М. А. Шкуд и Б. А. Злобин, главный архитектор Л. И. Баталов, а также архитекторы Д. И. Бурдин, М. А. Шкуд и Л. И. Щипакин. Художественным воплощением проекта башни архитектор Леонид Баталов, возглавлявший мастерскую № 7 Моспроекта.

При возведении Останкинской башни была использована еще одна новаторская находка — относительно неглубокий фундамент. Обычно, при строительстве подобных высотных сооружений в качестве противовеса использовался фундамент глубокого заложения, а у Останкинской башни он имел глубину от 3,5 до 4,6 м, — меньше, чем у обычной заводской трубы. Сооружение должно было в основном опираться на землю, обретая устойчивость за счет многократного превышения массы основания над массой мачтовой конструкции.

При возведении башни была использовался неглубокий фундамент


Предварительные расчеты показывали, что при сильном ветре такое сооружение практически не имеет шансов выстоять. По данным канадских строителей, строивших подобную башню у себя, фундамент должен быть не менее 40 метров. Но Никитину и его соратникам удалось с успехом решить эту проблему.

Правда, на то, чтобы отстоять свой проект у него ушло целых десять лет. Причем, критиков останавливала не столько высота будущей башни, сколько отсутствие привычного мощного фундамента. Конструктор доказывал, что сбалансированное натяжение канатов, расположенных внутри башни, свяжет всю конструкцию в настолько надежную систему, что ей будет не страшен даже самый сильный ветер. Никитин говорил: «У человека площадь опоры на ступни еще меньше, но он ведь не падает».

В итоге проект все же был одобрен, и 27 сентября 1960 началось строительство Останкинской башни. Завершилось строительство подъемом многотонного основания металлической антенны похожей на колос, размер ее равнялся 148 метрам, это событие состоялось 12 февраля 1967 года. Запас прочности Останкинской телебашни позволяет ей выдержать землетрясение в 8 баллов по шкале Рихтера и ураганный ветер скоростью 44 метра в секунду. На момент постройки Останкинская телебашня стала самым высоким зданием в мире. В 1970 году основные участники строительства телебашни в Москве были награждены различными высокими правительственными наградами.

Запас прочности телебашни позволяет ей выдержать землетрясение в 8 баллов


Николаю Никитину (доктору технических наук, автору конструкции башни), Дмитрию Бурдину (главному архитектору проекта), Моисею Шкуду (главному инженеру ГСПИ), Борису Злобину — главному инженеру проекта ЦНИИЭП, Льву Щипакину — директору научно-исследовательского предприятия Проектпромстальконструкция были присвоены звания Лауреатов Ленинской премии.

Технические характеристики Останкинской башни таковы: высота — 522 м (с флагштоком — 540 м), высота основания над уровнем моря — 160 м, глубина фундамента — 4,6 м, масса башни с фундаментом — 51 400 т. Коническое основание башни имеет 10 опор, среднее расстояние между опорами — 65 м. Максимальное теоретическое отклонение вершины башни составляет 12 м. Главная смотровая площадка Останкинской башни находится на уровне 337 метров. Опорная площадь фундамента — 2 037 кв. м, а общая полезная площадь помещений, расположенных в башне — 15 000 кв. м.

Расскажем немного подробнее о строении Останкинской башни. До высоты 385 метров она построена из предварительно напряженного бетона. На 63-метровой отметке диаметр суживается до 18 метров, а верхняя кромка бетонной части имеет толщину 7,5 метров. Внутри ствола сверху вниз по окружности натянуты стальные канаты, каждый из которых растянут с силой в 70 тонн. Тело Останкинской башни сжато с силой в 10 500 тонн, что надежно предохраняет его от разрушительных внешних воздействий.


Всего в башне имеется семь лифтов, сейчас действуют только пять. Скорость движения лифтов автоматически изменяется в зависимости от сигналов датчиков, контролирующих амплитуду отклонения башни. Электроэнергия в кабину лифта подается бесконтактным индуктивным способом по принципу трансформатора. Для этой цели на кабине лифта закреплены токосъемники, а в шахте располагаются элементы индуктивной передачи энергии.

На уровне 337 метров располагается круговой смотровой зал, огороженный стеклом — отсюда открывается захватывающая панорама Москвы. До того, как в 2000 году в башне вспыхнул пожар, на высоте 328−334 м. располагался знаменитый ресторан «Седьмое небо». Он размещался на трех этажах (золотой, серебряный и бронзовый), каждый из которых совершал круговые вращения вокруг своей оси со скоростью от одного до двух оборотов в 40 минут. На протяжении 30-ти лет в этом ресторане и на смотровой площадке побывало более 10 миллионов человек.

В здании экскурсионного корпуса размещается концертный зал Королевский, а также дирекция Московского регионального центра ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть». Как правило, в зале проходят концерты, различные театральные представления, конференции и семинары. Общее количество зрительных мест в зале — 750, из них 385 — в партере и 392 — в амфитеатре.

Создатели Останкинской телебашни пророчили ей 300 лет жизни, и действительно, она выстояла во время двух сильнейших ураганов, но пожар, начавшийся 27 августа 2000 года, нанес ей огромный ущерб. Очаг располагался на уровне 460 метров, три этажа башни выгорели полностью. Во время ликвидации бедствия погибли три человека: командир пожарного расчёта Владимир Арсюков, решивший лично подняться на высоту очага пожара, лифтер Светлана Лосева, которой он приказал ехать вместе с ним и слесарь-ремонтник Александр Шипилин.

Создатели Останкинской телебашни пророчили ей 300 лет жизни


Фидеры (линия передачи, передающая линия, электрическое устройство, по которому осуществляется направленное распространение электромагнитных волн от источника к потребителю), имевшие внешние полиэтиленовые оболочки, горели с большой интенсивностью. Падающие в низ горящие капли полиэтилена способствовали возникновению очагов пожара на других уровнях. Когда температура поднялась приблизительно до 1000 градусов по Цельсию, вниз стали падать и горящие части фидеров. Пожарные пытались изолировать нижние участки асбестовыми полотнами, но выступающие конструкции Останкинской башни оставляли в них зазоры, сквозь которые расплавленная масса все равно попадала вниз.

Общий ущерб, нанесенный сооружению был таков: из 150 канатов предварительно напряженной арматуры 121 был поврежден, полностью вышло из строя лифтовое хозяйство, нарушены системы электроснабжения, вентиляции, кондиционирования, тепло- и водоснабжения, связи и сигнализации.

В течение семи лет шло восстановление Останкинской башни. В результате сооружение вновь укрепили тросами, проложили внутри негорючие кабели, установили лифты, способные выдерживать очень высокую температуру, а также другое современное оборудование.

В январе 2009 года смотровая площадка была окончательно отремонтирована, и в марте она была открыта для пилотных экскурсий. Сейчас одночасовые экскурсии по Останкинской телебашне проводятся ежедневно. В выходные дни стоимость билетов выше, чем в будние. По требованиям, выдвинутым МЧС в экскурсионных группах может быть более 30 человек. Из трех ресторанов работает пока лишь один.

В будущем планируется увеличить высоту Останкинской телебашни до 560 метров, тем самым сделав ее самым высоким телесооружением в мире.

С Останкинской башней связано много интересных фактов. По ее лестницам проводятся забеги на высоту 337 метров. А на 40-летие башни с нее совершали свои головокружительные прыжки бейсджамперы. Бейсджампинг один из самых опасных экстремальных видов спорта. Его название произошло от английской аббревиатуры B. A. S. E — первые буквы слов building (здание), antenna (антенна), span (мост), earth (в данном случае — естественный рельеф). Именно с этих четырех видов объектов и прыгают бейсеры. Прыжки со зданий по опасности стоят на втором месте. Упоминается Останкинская телебашня и в литературных произведениях.

Николай Васильевич Никитин -

Главный конструктор Останкинской телебашни

Н.В. Никитин родился в городе Тобольске. Он прожил нелегкую трудовые жизнь, наполненную частыми и резкими переменами. Когда Николаю было всего 17 лет (в 1924г.), незадолго перед окончанием школы, его в тайге укусила змея в ногу ниже голени. Это несчастье отложило свой печальный след на всю его жизнь.

После успешного окончания школы с хорошей "характеристикой - - рекомендацией", молодого Никитина приняли в Томский технологический институт. Там он впервые познакомился с курсом лекций по "Технологии железобетона". Следует отметить, что искусственный материал ""железобетон" в современном представлении во многом отличается от того строительного материала, подобие которого было широко известно еще в Древнем Риме и даже раньше. О нем неоднократно забывали в прошлом древние цивилизации и этот универсальный материал многократно "открывали" вновь, каждый раз совершенствуя его качество.

Еще будучи студентом, Н.В. Никитин принимал активное участие в расчетах армированных конструкций опор, балок и плит. Он занимался разработкой методики расчета рамных конструкций гражданских и промышленных объектов. После окончания архитектурною отделения строительного факультета Томского технологического института в 1930г. началась его трудовая жизнь на строительстве ряда объектов в Сибири. Уже в те далекие годы его творческий подход к решению многих инженерных задач отличало нестандартное мышление и критическая оценка конструктивных решений.

В начале 30-х годов Н.В. Никитин познакомился с Юрием Васильевичем Кондратюком, весьма необычным, одаренным человеком того времени, который в глубинке занимался разработкой проектов, расчетов и изобретением механизмов, начиная от элеваторов, шахтных копров и до расчетов траекторий космических кораблей для межпланетных полетов.

В 1932г. после объявления Наркоматом тяжелой промышленности и энергетики открытого конкурса на проект мощной ветроэлектростанции в Крыму, которую намечали построить на вершине горы Ай-Петри, по приглашению Юрия Васильевича Кондратюка, Николай Васильевич приехал в Москву. Вскоре вся проектная группа специалистов отправилась в Крым на разработку и реализацию проекта на месте строительства.

Архитектурный образ Крымской Ветроэлектростанции (ВЭС) созданный с участием Н.В. Никитина был очень лаконичен, оригинален и выглядел весьма современным. Он получил первую премию. ВЭС напоминала могучий двухмоторный самолет, парящий над землей, как бы повернутый из горизонтальной в вертикальную плоскость. Вращением своих двух мощных винтов, установленных на разных уровнях, электростанция создавала большое (по тем временам) количество электроэнергии, так необходимой для освещения городов и лазурного побережья Крыма.


Набросок Крымской ветряной электростанции (ВЭС) проектной высотой 165 м. Рисунок Н. В.Никитина.

На этом объекте Н.В. Никитин впервые приступил к разработке ряда основополагающих теорий и расчетов конструкций для сооружений башенного типа, в том числе исследованию статического и динамического воздействия ветровой нагрузки на высотное гибкое сооружение. Были продуманы вопросы практического применения высокоармированных железобетонных конструкций, основных несущих элементов узлов, в том числе и основы их возведения в скользящей опалубке.

По целому ряду причин реальный проект ВЭС в то время не был реализован, однако теоретические предпосылки, некоторые особенности теории расчета высотных башенных сооружения на воздействие статических и динамических нагрузок, необходимость учета гармонических колебаний и целый ряд других проблем, легли в последующем в основу расчета Останкинской телевизионной башни, значительно большей высоты, чем проект Крымской ВЭС.


Николай Васильевич много и упорно работал в период Отечественной войны, участвуя в разработке проектов восстановления перемещенных на восток фабрик и заводов, продукция которых была так необходима для фронта.

И послевоенные годы также были не из легких. Необходимо было восстанавливать города, заводы и промышленные объекты, в короткий срок построить миллионы квадратных метров жилых и производственных площадей. А это можно было сделать лишь на индустриальной основе с применением новых методов строительства и с использованием заводских железобетонных элементов - плит, балок и ферм различных типовых пролетов и размеров. Николай Васильевич принимает активное участие в этом весьма важном деле и за разработку проекта монолитных "шедовых" конструкций для промышленных зданий получил высокую государственную премию - звание Лауреата Сталинской (Государственной) премии. Он имел также правительственные награды.

В последующие годы Н.В. Никитин принимал непосредственное участие в проектировании и разработках конструктивных схем сооружений, ранее не встречавшихся в мировой практике строительства уникальных объектов.

В 1945 году началось строительство здания МГУ на Ленинских горах. Как главный конструктор Промстройпроекта, Никитин принимал участие в его возведении. Более того, никитинские коробчатые фундаменты подводились под все шесть высотных зданий Москвы. Но позже, разрабатывая башенную структуру Дворца науки и культуры в Варшаве, вместо коробчатого фундамента Никитин уже применил мощную, предварительно напряженную железобетонную плиту, на которую монтировался квадратный каркас башни.



В этом проекте Никитин сумел повысить допустимые пределы жестких связей и соединить центр жесткости всей конструкции дворца с органично распределенными по всем узловым точкам здания нагрузками. Дворец-башня напоминает лестницу, своими уступами, как ступенями, устремленную в "поднебесную". Принципиально новая коробчатая система связей с квадратным основанием в нижней части, опирающаяся на четыре угловых пилона, также рассматривалась в качестве первоначального варианта основания телебашни в Останкино.

За активное участие во внедрении новых методов строительства с использованием заводских железобетонных элементов – плит, балок, ферм различных типовых пролетов и за разработку проекта монолитных "шедовых" конструкций для промышленных Н.В. Никитин в составе творческого коллектива был удостоен звания лауреата Сталинской (впоследствии – Государственной) премии. Он имел также многочисленные правительственные награды.

В 1957 г. Николай Васильевич Никитин стал главным конструктором Моспроекта, членом-корреспондентом Академии строительства и архитектуры. В последующие годы Н.В. Никитин принимал непосредственное участие в проектировании и разработках конструктивных схем сооружений, ранее не встречавшихся в мировой практике строительства уникальных объектов. Его идеи и конструкторские разработки применялись при сооружении грандиозного монумента "Родина-мать" на Мамаевом кургане в Волгограде и целом ряде других объектов.



Следует отметить необычайно широкий крут его творческих интересов во всех областях строительной науки и техники.Но главным образом, имя Николая Васильевича Никитина неразрывно связано с созданием Останкинской телевизионной башни, получившей высокую оценку и всемирное признание. Впервые в СССР, в 1967 г. была построена башня, которая по своей высоте почти в два раза превысила всемирно известную башню Эйфеля в Париже. Об этом проекте написана статья, которая с энтузиазмом была воспринята многими специалистами на очередной сессии Международной Федерации по предварительно напряженному железобетону (ФИП) в 1966 г. Авторскому коллективу под руководством Н.В. Никитина, в который входили Б.А. Злобин, М.А. Шкуд, Д.И. Бурдин и Л.Н. Щипакин за проект железобетонной предварительно напряженной телебашни в Останкино, была присуждена Ленинская премия в области строительства за 1990 год.

Останкинская телебашня-это главный центр радиотелевизионного вещания в Москве и России, который является самым крупным многопрофильным предприятием, располагающим мощным технологическим оборудованием, обеспечивающим трансляцию 9 программ радио и 11 каналов телевидения по разветвленным радиорелейным линиям и системам космической связи. Останкинская телебашня пользуется большой популярностью среди специалистов, москвичей и многочисленных туристов, приезжающих в столицу со всех стран мира.

К 30-летию успешной эксплуатации Останкинской телебашни написано и опубликовано десятки статей, о ней написана книга - "Самая высокая телебашня в Европе", которую можно купить на телебашне по адресу: Москва, ул. Академика Королева, д.15.(Телеф. для справок 283-43-90 или 282-43-40).

Будучи гениальным талантливым конструктором, Н.В. Никитин щедро и широко делился своими знаниями со многими специалистами, работающими в области строительства высотных сооружений.К нему приезжали за консультациями многочисленные группы из Японии, которые намеревались построить город-башню высотой 4 км. У Н.В. Никитина были специалисты - проектанты из Канады, которые разрабатывали проект железобетонной телебашни высотой 350 м, а фактически, после встречи с Николаем Васильевичем, увеличили ее высоту до 553 м, всего на 13 м выше нашей Останкинской телебашни. Во время строительства телебашни в Останкино Н.В. Никитин принимал многочисленные группы специалистов из ближнего и дальнего зарубежья, щедро делясь с ними богатым опытом строительства.

Специалисты Государственного специализированного проектного института (ГСПИ-РТ), которые запроектировали десятки различных радиотелевизионных башен по всей нашей стране, отмечали, что железобетонные башни в г.г. Таллинне, Вильнюсе, Баку, Новороссийске и других, являются как бы вторым поколение башен. Они запроектированы и построены с учетом расчетно-теоретических предпосылок и проектных разработок, которые в свое время были осуществлены под руководством Н.В.Никитина и успешно внедрены при строительстве Останкинской телебашни высотой 540 метров.

Н.В. Никитин принимал активное участие в работе ряда зарубежных симпозиумов, конференций и конгрессов, посвященных высотным сооружениям, достойно представляя и защищая приоритет советской науки и строительной техники того времени.

Он удостоен целого ряда правительственных наград, награжден Государственной и Ленинской премиями, имел звание профессора, доктора технических наук, Заслуженного строителя РСФСР. Его последователи успешно трудятся в АО ЦНИИЭП имени архитектора Б.С. Мезенцева, где он работал многие годы, и где с благодарностью помнят о нем.

Менее известны другие уникальные проекты Н.В. Никитина в области строительных конструкций: всех «сталинских» высоток, Мемориала в Ульяновске, дворца Культуры и науки в Варшаве, здания Совмина в Ташкенте, неосуществленного Дворца Советов в Москве и множества других.

Идеи Н.В. Никитина в области строительной техники, индустриализации промышленного и гражданского строительства, новые методы расчета строительных конструкций, исследования конструктивных схем сооружений и поиски рациональных конструктивных форм, не известных ранее в мировой практике, работы по теории железобетона и динамике сооружений являются этапами в развитии отечественной строительной науки и техники. Причастность к решению наиболее важных строительных проблем и сами работы Н.В. Никитина оказали большое влияние на формирование отечественной инженерной школы.

Работы Н.В. Никитина по высотному строительству в Москве продолжают его ученики. Они осуществляют создание «Центра-Сити», многих других высотных зданий, украсивших столицу в последние годы. Сам Н.В. Никитин успел рассчитать возможность построения небоскреба высотой в тысячу метров (именно на такую высоту собираются поднять новые небоскребы в США на месте башен Всемирной торговой организации).

Инженер-конструктор Н.В. Никитин намного обогнал свое время не только в задуманном, но и осуществленном. Однако, имя великого созидателя, в шестидесятые-семидесятые годы прошлого столетия удивлявшего мир, сегодня незаслуженно забыто. Даже в Москве, где он самоотверженно работал большую часть своей жизни, его именем не названа ни одна улица, нет памятных мест, связанных с его именем… Нет даже мемориальной доски на доме, в котором он жил. В разные годы соратниками поднимался вопрос о присвоении (по традиции) Останкинской башне имени ее автора, но и это предложение осталось неосуществленным.


СТАТЬЯ И ИНТЕРВЬЮ С Н.В. НИКИТИНЫМ

Случайный высотник

Как-то так получилось, что познакомился я с Никитиным всего-то за год до его кончины, когда он уже был и лауреатом Ленинской и Государственной премий, орденоносцем и автором проекта построенной к тому времени Останкинской телебашни, самого высокого тогда сооружения в мире. О нем уже много было написано восторженных слов, вернее - о самом главном проекте жизни, об этой самой башне, и о других стройках, в которых он принимал участие: Дома культуры и науки в Варшаве, Московского государственного университета на Ленинских горах, монумента Матери-Родине на Мамаевом кургане в Волгограде и многих других, уже введенных в строй проектов или только существовавших в кальках, но так и не осуществленных, бывших по своим размерам и значению не менее грандиозными.

Поэтому и сам он представлялся под стать этим проектам, если не столь внушительных размеров, то уж во всяком случае, значительным видом своим, манерой поведения. Ведь очень часто дела человека невольно переносишь и на него самого. Хотя это не всегда совпадает.

Действительность оказалась несколько отличной от той, что нарисовало воображение. Не то, чтобы совершенно не соответствовала моим представлениям - просто она была другой. Даже вид учреждения, где он тогда работал, не соответствовал своему звучному имени: Управление строительства спортивных и зрелищных сооружений Москвы. На самом деле это было унылое приземистое неказистое зданьице в один или два этажа (сейчас даже не помню точно), которое стояло вдоль улицы Кирова между Кисельным переулком и Сретенским бульваром, как раз напротив Главпочтамта. Вскоре после нашей встречи его снесли и на много лет поставили зеленый деревянный забор, который должен был показывать прохожим, что за ним что-то строится, хотя на самом деле ничего не строилось, но так уж было принято.

Кабинет Никитина напоминал прорабскую на какой-нибудь заурядной стройке, куда приходят на текущие совещания, где подписывают наряды и выбивают хорошие процентовки. Средних размеров комната с простыми шкафами для бумаг, незатейливым рабочим столом и стульями. Никаких излишеств, никакого показного богатства - все рассчитано на деловое общение, обмен мнениями и быстрое совещание по текущим вопросам. Поговорили о насущном - и за работу.

Хозяин держался естественно. Сказать, что он выявил радость в связи с моим визитом - было бы преувеличением, хотя встретил он меня вполне благожелательно, готовый ответить на все интересующие вопросы. Можно сказать, с пониманием того, что у журналиста такая работа и что ему требуется помощь, вот он и помогал.

Внешне Никитин выглядел не то чтобы суровым - скорее человеком серьезным. Но это относилось не только к посетителю, но, как я позже понял, и к самому себе.

Естественно, мой первый вопрос касался его "высотной" ориентации, приверженности к высотному проектированию.

Это случайно так совпало, - поправил меня Николай Васильевич. - Меня всю жизнь интересовал по-настоящему только железобетон. Его поведение в разных условиях строительства. А во всех этих высотных сооружениях железобетон использовался. Так что меня приглашали принять участие в проектах как специалиста по этому материалу. Ну и еще как спеца по ветровым нагрузкам - очень сложной проблеме в таком строительстве.

- Но все-таки как-то так получалось, что в первую очередь обращались к вам, а не к какому-то другому "железобетонщику" или "высотнику". Вот и японцы, когда собрались строить супервысотную телевизионную опору, вас попросили поработать над таким проектом. А здание в триста этажей!..

И, тем не менее, меня всегда интересовал в жизни только бетон, а все остальное было производное от него. Это очень интересный материал. В нем еще скрыто для меня столько неясного, хотя сорок пять лет жизни я отдал проектированию сооружений из него.

Вообще я должен сказать, что в жизни многое происходит случайно. Вот тоже здание в триста этажей. Пришел как-то корреспондент и давай просто жилы тянуть, что, мол, нового придумали. Я крепился-крепился и, в конце концов, рассказал об этом здании в триста этажей. Между прочим, в нем нет ничего сенсационного или сверхъестественного. Все просто и объяснимо: все хотят жить в центре городов, поближе к работе, магазинам, увеселительным заведениям и так далее. Нынешние мегаполисы разрослись в ширину, достигли невероятных размеров и уже не отвечают многим требованиям жителей. А вот в такой башне, вернее, доме-башне, можно сразу разместить и офисы, и жилые квартиры, и рестораны, и магазины, и спортивные залы, и гаражи для личных автомобилей - все. Не надо далеко ходить на работу, ни отдыхать, ни за покупками - все под рукой, все рядом. Очень удобно. Тем более, что современные материалы разрешают строить такие сооружения...

- Это будет ваш любимый бетон?

Нет. Во всяком случае, бетон будет использоваться в самых небольших количествах, там, где без него нельзя обойтись. А в основном это здание будет сооружено из легких металлических панелей, стекла и пластиков, композитных материалов. Все должно быть прочным, легким. Короче, доказать, что такое строительство необходимо и возможно, совсем не трудно. В нем нет фантазий - чистый прагматизм. И если журналисты видят в таком сооружении что-то особенное, сенсационное, то строители и конструкторы - только продолжение поиска своих предшественников. На новом уровне, разумеется.

К слову сказать, если присмотреться к разного рода новинкам, то легко увидеть преемственность, развитие идеи, аналогию того, что было использовано ранее. Вот в старые, еще дореволюционные, времена строили дома по очень разумной и простой схеме: две стены наружу, две - внутри, а между ними - перегородки. Время от времени эти поперечные перегородки можно было перестраивать, перемещать, превращая помещение то в деловое учреждение, то в гостиницу, то в жилое помещение. За свою жизнь они много раз менялись функционально, но всегда оставались в одних и тех же стенах. Менялась начинка, а сам дом оставался внешне нетронутым.

Вот и огромное здание на триста этажей можно будет перекраивать под самые разные функции, оставляя его все тем же самым. Так что напрасно мы стремимся к оригинальности ради самой оригинальности. Аналогия может дать много полезного.

- А Останкинскую телебашню вы проектировали по аналогии или все-таки придумали от начала до конца? - не удержался я от вопроса.

Можно сказать, там было и то, и другое. Незадолго перед тем, как я попал на обсуждение проектов строительства телевизионной опоры, я был в командировке в германском городе Штутгарте и видел тамошнюю телевизионную вышку. Построена она была из железобетона, чем, собственно, и привлекла мое внимание. В ней все было понятно: как работает каждый элемент, как распределены нагрузки и прочее. Я прикинул прямо там же, в кафе, что подобную можно было построить и большей высоты. Не как штудгартская - всего 210 метров, а метров на пятьсот и даже больше. Так что, когда шло обсуждение и предлагались самые фантастические варианты вплоть до того, что вышку замышляли построить наклонной из стали, я высказался за железобетонный вертикальный вариант...

- А наклонная могла быть построена?

Конечно, можно было построить и такую, но она занимала бы огромную площадь, и при эксплуатации возникли бы дополнительные сложности. Так что мой вариант показался всем предпочтительней, и мне сразу предложили в недельный срок представить уже более менее обоснованный проект. Я его представил, по нему и стали работать. Журналисты выжали из этой детали сенсацию. Они почему-то не учитывали, что эту башню - вернее, как она может выглядеть, как должна строиться - я уже давно выносил в своих мыслях и набросках. Просто так, для души. Оставалось перенести эти мысли на ватман...

- Но разница в высоте - 210 и 535 метров - все-таки налагала свои особенности. Не думаю, что это была прямая аналогия, простое увеличение в два с половиной раза...

Разумеется, это не было повторением, только в несколько иных масштабах. Пришлось вести новые расчеты. Но я говорю о принципе построения. Тут речь идет об аналогии не как о слепом повторении, а как об использовании уже найденного, опираясь на которое, можно было бы идти дальше.

Между прочим, можно в качестве примера привести историю с радиовышкой, которая была построена по проекту инженера Шухова на Шаболовке в Москве. Тогда тоже обсуждался проект для антенн радиовещания.

В учреждение, где работал Шухов, привезли новые плетеные из ивовых прутьев корзины для бумаг. Вечером, когда все служащие ушли по домам, а он сам что-то задержался на работе, он увидел, как уборщица, протирая полы, поставила тяжелый горшок с цветами на перевернутую корзину, и та устояла под такой нагрузкой. Тогда Шухов сел на корзину - она выдержала и этот вес, хотя была приспособлена совсем для другого. Казалось бы, такие хрупкие на вид ивовые прутики должны сломаться, но сплетенные по формуле гиперболоида вращения оказались удивительно прочными. Вот и башня, построенная по этому принципу, стоит уже многие десятки лет.

Так что аналогия - вполне достойная вещь.

О пользе сомнений

Не знаю, как это определить, но Никитин в чем-то противоречил себе и не всегда оказывался последовательным. Во всяком случае, мне так показалось. Его старший товарищ (разница в возрасте десять лет) Юрий Кондратюк восхищал Николая Васильевича как раз тем, что старался всегда на каждую вещь или ситуацию смотреть "наоборот". Они познакомились, когда Никитин окончил Томский политехнический институт, и на пару ездили по стране, участвуя в проектировании и строительстве различных промышленных объектов. На Алтае они возводили элеваторы, в Сибири и на Урале - заводские и фабричные корпуса. Кондратюк (настоящее имя и фамилия - Александр Игнатьевич Шаргей), не имевший официально выданного диплома, приходил на новое место работы и сообщал, что является инженером, а каким - это покажет его работа. На долю Никитина обычно доставались расчеты ветровой нагрузки и поведения железобетона.

Пожалуй, самым фантастическим проектом, над которым им довелось работать вместе, было сооружение гигантской ветряной электростанции на горе Ай Петри в Крыму. Так верный себе Кондратюк предложил оригинальную схему расположения ротора и статора.

Я уж не помню, как там все было устроено, только знаю, что все, что обычно стоит на месте, у него вертелось, а все вращающиеся части - крепились намертво. Юрий Васильевич доказал, что это даст определенные преимущества.

Проект Кондратюка был принят, а все иные отвергнуты, ибо не смогли конкурировать с его предложением. Шефство над строительством взял Серго Орджоникидзе, курировавший в те времена всю тяжелую промышленность. Когда Орджоникидзе не стало, начались репрессии, коснувшиеся многих специалистов, которые находились под его покровительством. Никитина и Кондратюка беда миновала, но строительство ветровой станции прекратили. Вскоре началась война, и все заглохло окончательно. К проекту ветряной электростанции не возвращались. А Кондратюк, ушедший в первые месяцы войны в народное ополчение, погиб, где и как точно до сих пор неизвестно.

Привычка Кондратюка посмотреть на вещи с иной стороны нравилась Никитину, хотя он был не против поступать и по аналогии.

Несговорчивый оппортунист

Главным пристрастием его жизни, как я говорил, был железобетон. Он пронес верность ему, если можно так выразиться, через всю жизнь, и было странно слышать, как об этом скучном, в общем-то, предмете, он говорил столь вдохновенно. Удивительно, что при всем своем опыте он не навязывал свое мнение об этом материале, как обязательное, единственно верное. Он как бы допускал и другие суждения, готов был их выслушать, но... Его книга, которую он написал в самом конце жизни, так и называлась: "Некоторые соображения по поводу строительства бетонных сооружений". Она как бы приглашала к спору, к высказыванию иной точки зрения, будто бы он не был уверен в своей правоте, допускал существование и иной точки зрения, иных мыслей. Я не удержался и сказал ему об этом.

Видите ли, - ответил Никитин, - я абсолютно уверен в своей правоте и могу доказать любое свое утверждение расчетами. Но пусть люди высказывают и свои резоны, если таковые имеются.

- Выходит, вы не особенно уверены в своих выкладках? Так во всяком случае читается название вашей книги.

Нет, в своем мнении я абсолютно уверен. Но надо дать возможность и другой стороне высказать свое мнение... Меня за это внимание к взглядам оппонентов называют порой оппортунистом...

- А если чужие доводы все-таки не убедили? Что тогда?

Ну если чьи-то доводы оказались менее убедительными, тогда бьюсь до конца...

Никитин всегда и во всем был трудоголиком. Правда, в те времена, когда мы с ним встречались, этот термин не имел такого широкого хождения, как сейчас. Но если сделать поправку на время, теперь о нем сказали бы именно так. Он был все время чем-то занят, его руки, его голова постоянно работали.

О самом себе он старался говорить поменьше, и, если что-то сообщал, то это носило как бы информационный характер, без желания выпятить свою фигуру. Каждый день он вставал в шесть часов утра, чтобы до работы успеть над чем-то подумать для души. Это "для души" могло носить очень серьезный характер, хотя и не относилось к его основному делу, его официальной должности. Как ни странно, чаще всего это был все тот же железобетон.

Свою Государственную премию он получил вот за такую внеурочную работу: внедрение подвижной опалубки в промышленное строительство. Кажется, скучнее не придумаешь, а Никитину не было скучно. Своим примером он лишний раз доказывал, что всюду можно найти применение своим силам и способностям - было бы желание.

И других людей, как я понял, он оценивал все по тому же критерию: как они относились к труду. Мы говорили о его школьных учителях, институтских преподавателях, товарищах по работе, и если они, с его точки зрения, были верны своему делу, он, давая им характеристику, обязательно добавлял: "Очень достойный человек" или "Человек самых достойных качеств". И когда я расспрашивал о подробностях, оказывалось, что самым главным качеством этих людей оказывалось умение трудиться.

Я думаю, это уважение к труду шло от родителей. Люди они были малообразованные. Отец всю жизнь был писарем в судебной палате. Малограмотный, но почерк имел красивый, вот и колесила с ним семья по Западной Сибири, перебиваясь на его скромные заработки. Мать всю жизнь оставалась домохозяйкой, на ее плечах держалось все благополучие домочадцев. Она, как я понял, была глава дома. И получение сыном диплома инженера стало великим праздником и торжеством: их сын стал ученым. До самых последних лет Никитин сожалел, что не успел порадовать мать никакими крупными успехами в работе.

Останкинская башня могла бы стать таким подарком, но родители не дожили до этого дня.

Больше, чем 35 лет назад, 4 ноября 1967 г., в Москве зажглись цветные телеэкраны - начал вещание Останкинский телецентр с передатчиками и антеннами, расположенными на самой высокой в мире телебашне. Сегодня Останкинская телебашня признана памятником архитектуры и достижением инженерии. Ее высота 533 метра. Останкинская башня - это не только полезная конструкция, с момента постройки сооружение стало одним из символов столицы России.

История Останкинской телебашни

До 1948 г. телевещание производилось из студий на Шаболовке через антенны, поднятые на Шуховскую башню. Но число программ стремительно увеличивалось, кроме того, было необходимо улучшить качество телевизионного сигнала и расширить зону приема телевизионных и радиовещательных программ с 60 до 120 км. Решение о строительстве станции было принято в середине 50-х годов. В результате серьезного конкурсного отбора проектов, предпочтение отдали работе доктора технических наук Н. В. . В последующем проектировании и строительстве принимали участие 33 проектные организации, 40 специализированных строительно-монтажных управлений и десятки заводов-изготовителей со своими конструкторскими бюро.

Архитектор Николай Васильевич Никитин родился в 1907 году в Тобольске. После окончания архитектурного отделения строительного факультета Томского технологического института он работал на строительстве ряда объектов , проектировал многие высотные здания в Москве (в том числе здания МГУ на Ленинских горах), стадиона в Лужниках. Его идеи были применены при возведении монумента «Родина-мать» на Мамаевом кургане в . В 1932 году по его проекту была создана ветряная электростанция в . Многие решения, воплощенные в этом проекте, были использованы и в строительстве Останкинской телерадиовещательной башни.

Сооружение началось в 1960 году, однако сразу же после того, как начали возводить башню, было решено приостановить работы из-за сомнений в надежности грунта. Только через 2 года, летом 1963 г, работы возобновились, однако фундамент пришлось укрепить в несколько раз. После изучения проблемы его сечение было увеличено на 1,5 м в ширину и на 2,25 м в высоту. Все его десять граней обжали железобетонной обоймой. В итоге площадь фундамента составила 1940 м2, а масса - 20 тыс. тонн (вес всей башни - 55 тысяч тонн), т. е. 40% массы всего сооружения.

Строительство башни закончилось в 1964 году, общая продолжительность работ по ее возведению - 54 месяца.

Впервые все передающие станции было решено разместить в самой башне. Это было смело, так как до этого во всем мире станции размещались не в телебашнях, а в отдельных зданиях, которые находились рядом.

В 1970 году конструктор Останкинской телебашни доктор технических наук Н. В. Никитин и возглавляемый им авторский коллектив были удостоены Ленинской премии. В проекте участвовали: Б. А. Злобин - главный инженер проекта, заместитель главного архитектора Москвы Д. И. Бурдин, главный инженер Государственного всесоюзного проектного института М. А. Шкуд, директор проектного института «Промстальконструкция» Л. Н. Щипакин.

Внешнее и внутреннее устройство Останкинской телебашни

Башня представляет собой полую оболочку из монолитного бетона, конической формы, с мощным основанием и вытянутой верхушкой. Внутри основания, по всей длине, разместили электросиловые кабели, кабели связи, трубные разводки водопровод, канализацию, лифтовые шахты (скоростной лифт поднимает людей на 300 метров за 50 секунд) и металлическую лестницу, связывающую между собой все этажи башни. Основное оборудование передающих станций со всеми техническими службами расположено на 16 этажах нижней конической части сооружения. Главный зал телевизионных передатчиков находится на пятом этаже. Вся аппаратура четырех передающих телевизионных станций объединена в кольцо. Выше расположен технический этаж. На шестом этаже размещены передатчики и шестой программы телевидения. На седьмом этаже вокруг внутреннего кольцевого коридора размещены радиотелевизионные аппаратные. Оставшуюся площадь отдали под отдельные теле- и радиослужбы. Стены по всей высоте охвачены 150-ю канатами, которые крепятся к стене через каждые 7 м. Каждый из 150 канатов растянут с силой в 70 тонн.

Общесоюзная радиотелевизионная передающая станция создавалась как объект многоцелевого назначения. Здесь сразу были установлены телевизионные передатчики, рассчитанные на демонстрацию одновременно пяти программ черно- или цветного телевидения со звуковым сопровождением; передатчики УКВ-радиовещания для шести программ, в том числе двух стереофонических; узловая станция телевизионных радиорелейных линий на 18 магистральных направлений. Установили станцию по коммутации программ для междугородного обмена , кабельным магистралям и каналам космической телевизионной связи, а также станцию приема и коммутации восьми программ от передвижных телевизионных станций. Для передающей станции были разработаны новые мощные телевизионные и радиопередатчики метрового и дециметрового диапазонов.

Останкинская телебашня сегодня

Сегодня высота Останкинской башни - 540 м, что почти на 300 м выше здания Московского университета на Ленинских горах и на 215 м выше знаменитой в Париже. Несмотря на такую высоту, опрокинуться бетонная башня не может: ее центр тяжести не выходит и никогда не выйдет за площадь опоры, которая ограничена кольцом-фундаментом диаметром в 60 метров. А центр тяжести находится на высоте 110 метров по оси конструкции.

Останкинская башня очень привлекательна для туристов. Три скоростных лифта поднимают посетителей на смотровые площадки, самая высокая из них находится на отметке 337 м. В хорошую можно подняться по двум ажурным лестницам на открытый балкон, расположенный на высоте 340,8 м. Эта смотровая площадка одновременно служит вестибюлем ресторана «Седьмое небо». Здесь размещаются гардеробы, входы в лифтовые холлы, медицинская комната и санузлы. Отсюда посетители спускаются по лестнице на один из трех этажей ресторана. В каждом зале по 24 четырехместных столика, установленных вдоль наружных окон. Ресторан подвижен: для обзора панорамы города кольцо со столиками делает вокруг оси башни 1-3 оборота в час.

Кроме главной смотровой площадки есть еще две - на отметках 147 и 269 м., куда поднимаются при сильной . За все время существования смотровую площадку и высотный ресторан «Седьмое небо» посетили 10 миллионов человек.

Строительные работы проводятся на башне и в наши дни. В частности, из-за пожара 2000 года, до сих пор ведется ее восстановление. По словам главного инженера Александра Демьянова, после реконструкции высота Останкинской телебашни достигнет 562 м. Высота увеличится на 22 м за счет замены флагштока на дополнительные антенны - их установка даст возможность повысить качество вещания и увеличить зону уверенного приема телесигнала.

Останкинская башня в Москве - это телевизионная и радиовещательная башня, имеющая высоту 540 метров. Среди высотных сооружений мира она занимает четвёртое место после небоскрёба Бурдж Халифа в Дубае, телебашен в Гуанчжоу и в Торонто (в Канаде). Останкинская башня в Москве остается самой высокой в Европе и Азии.

Останкинская башня в Москве – история

В 1957 году было принято решение о сооружении телебашни для того, чтобы разместить на ней антенну телевидения. Для качественного приема радиосигнала разместить ее нужно было на высоте не менее 380 метров. Главным конструктором являлся Н. Никитин. Проект телебашни был придуман им за одну ночь. Перевёрнутая лилия, цветок с крепкими лепестками и стержнем, стала образом задуманного сооружения. Устойчивость телебашни определяется тем же принципом, что и в Ваньке-Встаньке. Главный архитектор - Л. И. Баталов. Также в строительстве принимали участие архитекторы Д. И. Бурдин, М.А. Шкуд и Л. И. Щипакин. Телебашню строили с 1963 по 1967 годы. 5 ноября 1967 года началась трансляция четырех телевизионных и трех радиовещательных программ. Мощные передатчики обеспечили прием программ на расстоянии 120 км от башни. Заработал и новый телецентр на улице Академика Королева, 12. Тогда телебашня стала самым высоким сооружением в мире.

Останкинская башня в Москве – характеристики

Конструкция телебашни представляет собой полую железобетонную трубу, сжатую стальными тросами. Телебашня состоит из двух частей - тяжелого основания и более легкой мачты. Такое решение сделали ее конструкцию простой и прочной. Также прогрессивной идеей было использование неглубокого фундамента. Его глубина – около 4,6 метров. Идея Н. Никитина состояла в том, что телебашня должна была практически стоять на земле. Устойчивость обеспечивается за счёт многократного превышения массы основания над массой мачтовой части. Сначала планировалось построить телебашню с 4 опорами, затем для повышения устойчивости их число увеличили до 10. Смотровая площадка находится на высоте 337 метров. Ее диаметр – 21 метр. Основное оборудование передающих станций со всеми техническими службами расположено на 16 этажах нижней конической части сооружения. Над смотровой площадкой находятся еще четыре уровня, на которых размещаются трансформаторы, насосы для подачи воды и прочее оборудование. Масса телебашни с фундаментом – около 55 тысяч тонн. Полезная площадь помещений составляет 15 000 кв.м. Максимальное отклонение вершины телебашни при 14-ти бальном ветре – урагане составляет 12 метров. В настоящее время на телебашне работают 5 из 7 лифтов. 4 скоростных немецких лифта развивают скорость до 7 м/сек. Два пассажирских лифта имеют 13 остановок, грузовой – 47, ресторанный – 9. Служебный лифт построен на Щербинском лифтостроительном заводе. В хорошую погоду радиус просмотра со смотровой площадки составляет около 60 км. Можно увидеть столицу и ближнее Подмосковье. На смотровой площадке устроен стеклянный пол.

Пожар на Останкинской башне в Москве

27 августа 2000 года на высоте 460 метров из-за возгорания трансляционного оборудования начался пожар. В огне погибло 3 человека - полковник внутренней службы Владимир Арсюков, лифтер Светлана Лосева и технический работник Александр Шипилин, спасавшие посетителей и персонал телебашни. От высокой температуры оборвался трос лифта, и кабина, в которой они находились, рухнула вниз с высоты 250 метров. Из помещений телебашни во время пожара было эвакуировано более 350 человек.

Ресторан «Седьмое небо» на Останкинской башне в Москве

После экскурсии на смотровую площадку посетители телецентра могли хорошо пообедать в ресторане. На высоте 328 - 334 метров под смотровой площадкой телебашни находится ресторан «Седьмое небо». Он занимает три этажа и находится приблизительно на уровне 112 этажа обычных домов. Залы ресторана имеют диаметр 18 метров. Кольцеобразные помещения ресторана совершали круговые вращения вокруг своей оси со скоростью 1-3 оборота в час. За время работы телебашни ресторан посетили более 10 миллионов человек. В настоящее время ресторан не работает. Для его ремонта и восстановления необходим инвестор.

Останкинская башня в Москве – информация для туристов

Если Вы приобрели билет на экскурсию на телебашню, Вы посетите здание телецентра. Узнаете об истории создания, архитектуре и технических возможностях телебашни. Также осуществите подъем за 58 секунд на скоростном лифте к смотровой площадке, находящейся на высоте 337 метров. В лифте два индикатора. Один показывает уровень высоты, а другой - метры. На телебашне семь уровней. Смотровая площадка находится на седьмом уровне. На площадке можно воспользоваться биноклями и подзорными трубами.

Останкинская башня в Москве является одним из символов столицы и России.