Проявление экономического кризиса 1929 1933. Список использованных источников

  • 04.03.2020
История русской литературы XVIII века Лебедева О. Б.

Своеобразие русского классицизма

Русский классицизм возник в сходных исторических условиях – его предпосылкой было укрепление самодержавной государственности и национальное самоопределение России начиная с эпохи Петра I. Европеизм идеологии Петровских реформ нацелил русскую культуру на овладение достижениями европейских культур. Но при этом русский классицизм возник почти на век позднее французского: к середине XVIII в., когда русский классицизм только начал набирать силу, во Франции он достиг второй стадии своего существования. Так называемый «просветительский классицизм» – соединение классицистических творческих принципов с предреволюционной идеологией Просвещения – во французской литературе расцвел в творчестве Вольтера и обрел антиклерикальный, социально-критический пафос: за несколько десятилетий до Великой французской революции времена апологии абсолютизма были уже далекой историей. Русский же классицизм, в силу своей прочной связи с секулярной культурной реформой, во-первых, изначально ставил перед собой просветительские задачи, стремясь воспитать своих читателей и наставить монархов на путь общественного блага, а во-вторых, приобрел статус ведущего направления в русской литературе к тому времени, когда Петра I уже не было в живых, а судьба его культурных реформ была поставлена под удар во второй половине 1720 – 1730-х гг.

Поэтому и начинается русский классицизм «не с плода весеннего – оды, а с плода осеннего – сатиры», и социально-критический пафос свойствен ему изначально.

Русский классицизм отразил и совершенно иной тип конфликта, чем классицизм западноевропейский. Если во французском классицизме социально-политическое начало является только почвой, на которой развивается психологический конфликт разумной и неразумной страсти и осуществляется процесс свободного и сознательного выбора между их велениями, то в России, с ее традиционно антидемократической соборностью и абсолютной властью общества над личностью дело обстояло совершенно иначе. Для русского менталитета, который только начал постигать идеологию персонализма, необходимость смирения индивидуальности перед обществом, личности перед властью совсем не была такой трагедией, как для западного мировосприятия. Выбор, актуальный для европейского сознания как возможность предпочесть что-то одно, в русских условиях оказывался мнимым, его исход был предрешен в пользу общества. Поэтому сама ситуация выбора в русском классицизме утратила свою конфликтообразующую функцию, и на смену ей пришла другая.

Центральной проблемой русской жизни XVIII в. была проблема власти и ее преемственности: ни один русский император после смерти Петра I и до воцарения в 1796 г. Павла I не пришел к власти законным путем. XVIII в. – это век интриг и дворцовых переворотов, которые слишком часто приводили к абсолютной и бесконтрольной власти людей, отнюдь не соответствовавших не только идеалу просвещенного монарха, но и представлениям о роли монарха в государстве. Поэтому русская классицистическая литература сразу приняла политико-дидактическое направление и отразила в качестве основной трагической дилеммы эпохи именно эту проблему – несоответствие властителя обязанностям самодержца, конфликт переживания власти как эгоистической личной страсти с представлением о власти, осуществляемой во благо подданных.

Таким образом, русский классицистический конфликт, сохранив ситуацию выбора между разумной и неразумной страстью как внешний сюжетный рисунок, целиком осуществился как социально-политический по своей природе. Положительный герой русского классицизма не смиряет свою индивидуальную страсть во имя общего блага, но настаивает на своих естественных правах, защищая свой персонализм от тиранических посягательств. И самое главное то, что эта национальная специфика метода хорошо осознавалась самими писателями: если сюжеты французских классицистических трагедий почерпнуты в основном из античной мифологии и истории, то Сумароков писал свои трагедии на сюжеты русских летописей и даже на сюжеты не столь отдаленной русской истории.

Наконец, еще одной специфической чертой русского классицизма было то, что он не опирался на такую богатую и непрерывную традицию национальной литературы, как любая другая национальная европейская разновидность метода. То, чем располагала любая европейская литература ко времени возникновения теории классицизма – а именно, литературный язык с упорядоченной стилевой системой, принципы стихосложения, определившаяся система литературных жанров – все это в русской нужно было создавать. Поэтому в русском классицизме литературная теория опередила литературную практику. Нормативные акты русского классицизма – реформа стихосложения, реформа стиля и регламентация жанровой системы – были осуществлены между серединой 1730 и концом 1740-х гг. – то есть в основном до того, как в России развернулся полноценный литературный процесс в русле классицистической эстетики.

Из книги История русской литературы XIX века. Часть 1. 1795-1830 годы автора Скибин Сергей Михайлович

Из книги История зарубежной литературы XVII века автора Ступников Игорь Васильевич

Глава 12. Проза классицизма Несмотря на то, что в художественной системе классицизма нищенствующее место занимала драматургия, проза, особенно со второй половины века, также начинает играть существенную роль. Новая историческая ситуация во Франции, торжество абсолютизма

Из книги История русской литературы XIX века. Часть 2. 1840-1860 годы автора Прокофьева Наталья Николаевна

Жанровое своеобразие поэмы «Мертвые души» В жанровом отношении «Мертвые души» были задуманы как роман «большой дороги». Тем самым в определенном смысле они соотносились с знаменитым романом Сервантеса «ДонКихот», на который Гоголю также в свое время указал Пушкин

Из книги История русской литературы XVIII века автора Лебедева О. Б.

Понятие классицизма Во-первых, практически не подвергается сомнению то обстоятельство, что классицизм – это один из реально существовавших в истории литературы художественных методов (иногда его еще обозначают терминами «направление» и «стиль»), то есть понятие

Из книги История русской литературы XIX века. Часть 1. 1800-1830-е годы автора Лебедев Юрий Владимирович

Картина мира, концепция личности, типология конфликта в литературе классицизма Порождаемая рационалистическим типом сознания картина мира отчетливо делит реальность на два уровня: эмпирический и идеологический. Внешний, видимый и осязаемый материально-эмпирический

Из книги Труд писателя автора Цейтлин Александр Григорьевич

Эстетика классицизма Представления о законах творчества и структуре художественного произведения в той же мере обусловлены эпохальным типом мировосприятия, что и картина мира, и концепция личности. Разум, как высшая духовная способность человека, мыслится не только

Из книги История русского романа. Том 2 автора Филология Коллектив авторов --

Нормативные акты русского классицизма. Реформа стихосложения В. К. Тредиаковского – М. В. Ломоносова Первоочередной задачей нормирования литературы оказалась реформа стихосложения – ведущей литературной формой классицизма была именно стихотворная, а к 1730-м гг. в

Из книги Основы литературоведения. Анализ художественного произведения [учебное пособие] автора Эсалнек Асия Яновна

Своеобразие русского сентиментализма Русский сентиментализм возник на национальной почве, но в большом европейском контексте. Традиционно хронологические границы рождения, формирования и развития этого явления в России определяют 1760-1810 гг.Уже начиная с 1760-х гг. в

Из книги Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы. Часть 1 автора Коллектив авторов

Своеобразие реализма Гоголя. Творчество Гоголя обозначило новую фазу в развитии русского реализма. Сначала Белинский, а потом Чернышевский стали утверждать, что этот писатель явился родоначальником «гоголевского периода» в нашей литературе, который начался со второй

Из книги Литература 8 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы автора Коллектив авторов

Из книги Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы автора Коллектив авторов

НАЦИОНАЛЬНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ И МИРОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ РУССКОГО РОМАНА 1Стремление осмыслить национальное своеобразие русского романа XIX века нередко приводило и приводит до сих пор многих буржуазных историков литературы к механическому противопоставлению русского романа

Из книги Русский литературный дневник XIX века. История и теория жанра автора Егоров Олег Георгиевич

Своеобразие романа в творчестве И.С. Тургенева И,С. Тургеневу принадлежат несколько романов («Рудин» – 1856 г., «Дворянское гнездо» – 1859 г., «Накануне» – 1860 г., «Отцы и дети» – 1862 г., «Новь» – 1877 г.), в каждом из которых свои и во многом непохожие герои. В фокусе всех романов

Из книги автора

Изображение человека в литературе европейского классицизма XVII века Новые литературные идеи эпохи Возрождения не могли воплотиться в реальную жизнь. Разочарование в учениях гуманистов приводит к весьма существенным изменениям в изображении классицистских

Из книги автора

Национальное своеобразие средневековой русской литературы О начале развития русской литературы можно говорить только с X века, когда на Руси появилась письменность. Однако уже в XI и XII веках русская национальная литература не только поражает читателей своей зрелостью,

Из книги автора

Национальное своеобразие русского романтизма Мне уже приходилось обращать ваше внимание на то, что любая национальная литература идет своим самостоятельным путем, хотя и подчиняется общим законам развития поэтического искусства.В свое время существовало мнение, что

Из книги автора

1. Типологическое своеобразие дневника Все дневники делятся на несколько больших групп в зависимости от того, что? в них является объектом изображения. Такая постановка проблемы может вызвать скорый и на первый взгляд единственный ответ: события дня. Однако дневниковеды

Share

В 60-ые годы 18 века Россия, подобно другим странам Европы, ступила на последовательный путь смены стилей и направлений в искусстве. На смену пышному барокко пришел строгий и рациональный стиль классицизм. К этому времени в русском обществе сложились основные черты мировоззрения, способствующие развитию данного стиля: рационалистическая философия, идея разумной организации мира, интерес к античности.

Другая важнейшая предпосылка появления нового стиля – формирование абсолютистского государства, просвещенной монархии в России.
Освободившись от обязательной службы по «Указу о вольности дворянской», дворяне селятся за городом, и в результате расцветает тип загородного строительства. Складывается тип дворца-усадьбы , расположенного посредине парка. В городах в эту эпоху, в первую очередь в Санкт-Петербурге и Москве, будут возведены грандиозные комплексы государственного и культурного назначений.
Периодизация русского классицизма.

  1. ранний классицизм — 1760-1780
  2. строгий классицизм — 1780-1800
  3. высокий классицизм и ампир — 1800-1840

Архитекторы — иностранцы, осуществившие «прихоть» императрицы Екатерины II , построив в Петербурге и пригородах классические здания:

  • Антонио Ринальди (1709 — 1794)
  • Джузеппе Кваренги (1744 — 1817)
  • Винченцо Бренна (1745-1820)
  • Ж.-Б. Валлен-Деламот (1729-1800)
  • Георг (Юрий) Фельтен (1730-1801)и многие другие


Основоположники русского классицизма в России:
В. И. Баженов (1738 – 1799)
М.Ф. Казаков (1738 – 1812)
И.Е. Старов (1748 – 1808)
На раннем этапе развития русского классицизма большую роль играли Ж. Валлен-Деламот и А.Ф. Кокоринов, связанные с Академией художеств в Петербурге.
Академия художеств в Петербурге (1764 – 1788)



Академия занимает целый квартал набережной на Васильевском острове.

В плане – четкий квадрат с вписанным в него кругом – двором для прогулок.

Внешне объем вытянут и спокоен. Очень небольшой купол, углубленный в основание. Четыре этажа сгруппированы попарно: 1 и 2 – тяжелые, 3 и 4 – облегченные. Интересна средняя часть, напоминающая времена барокко: выпуклые и вогнутые элементы, колонны и статуи. Но на самом фасаде колонны заменяются пилястрами, а сами колонны, еще не собраны в шести и восьмиколонные портики с фронтоном, а рассредоточены по всему фасаду.
В эти же годы Нева «оделася в гранит». Дворцовая набережная стала сдержанной и строгой, нужно было и соответствующим образом изменить обрамление Летнего сада.

В 1771 – 1786 годах была возведена знаменитая решетка Летнего сада. Архитекторы – Фельтен и Егоров.

Фельтен Юрий Матвеевич,художник ХРИСТИНЕК Карл Людвиг

Цветовая гамма, как и в эпоху барокко, черно-золотая, но если барочная решетка искривлена, рисунок ее напоминает живые побеги зелени, завершение сплетено в узор, то решетка Летнего сада четко геометрична: вертикальные пики пересекают вытянутые вверх прямоугольные рамы. Основу решетки составляют чередующиеся через определенные промежутки цилиндрические, похожие на колонны столбы, завершенные вазонами.
Архитектор Антонио Ринальди построил Мраморный дворец в Санкт-Петербурге, 1768-1785) .

Архитектор решил, что Мраморный дворец будет привлекать внимание не только размерами, благородством форм и пропорций, но и красотой каменных облицовок, выполненных из полюбившихся ему русских мраморов, которые добывали в карьерах вблизи Ладожского и Онежского озер. Благородная сера гамма Мраморного дворца с розовым цветом пилястр великолепно сочетается со свинцовыми водами Невы, на набережной которой он стоит.

В. И. Баженов (1735 – 1799)

Баженов Василий Иванович

Сын бедного псаломщика, поступивший в Москве в ученики к живописцу, Баженов примкнул к школе Ухтомского, закончил гимназию при Московском университете, затем – Академию художеств в Петербурге. Пенсионером Академии отправлен за границу, где за создание проектов и моделей архитектурных сооружений стал профессором Римской, затем Болонской и Флорентийской академий Вернулся на Родину, где его ждали трудности.

В Академии Баженова учили Чевакинский, Кокоринов, Деламот и Растрелли. Из этих преподавателей на позициях классицизма стоял только Деламот.
За границей он познакомился с развитым классицизмом. В 1767 году Баженов из Петербурга был командирован в Москву, где провел 25 лет. Это было эпоха перепланировки городов России в духе нового времени. Как раз в эти годы Баженов задумал свой грандиозный проект Большого Кремлевского дворца в Москве с перепланировкой по сути всего Кремлевского ансамбля.

Екатерина Вторая, вступив на престол, разыгрывала из себя просвещенную государыню. Она поддержала идею превратить Кремль в древнеримский Форум – в место народного волеизъявления. Так продолжалось до пугачевского восстания, после чего Баженов должен был свернуть все работы. Сохранились только чертежи и проект, но и они оказали огромное влияние на всю русскую архитектуру. Среди соратников Баженова был Казаков и другие московские архитекторы. Даже в модели, созданной Баженовым, Дворец поражает воображение: здесь и грандиозные по протяженности фасады, то идущие по прямой, то огибающие кремлевский холм, и великолепные колоннады на очень высоких рустованных цоколях. Но главное – Дворец был задуман как центр площади, где архитектор собирался устроить здания Коллегий, Арсенал, Театр, трибуны для народных собраний. Так наглядно должны были воплотиться идеи гражданственности, образцы Рима и Афин. Гибель этого замысла стала первой трагедией архитектора.
В это время в Европе в искусстве возникает некоторое увлечение готикой – предвестие романтической эпохи. Баженов нашел свой путь и здесь. Его задача – сделать из готики не игрушку – увлечение, а глубокое, оригинальное направление, суть которого в том, чтобы почувствовать старину. Именно красно-белый декор московских башен и называл Баженов русской готикой. Так возник замысел Царицынского комплекса (1795 – 1785) .

Екатерина купила Царицынскую усадьбу у Кантемира, усадьба располагалась на высоком обрывистом берегу пруда.
Белый камень декора и красный цвет кирпича – традиционная русская цветовая гамма. Именно в этой гамме и был решен комплекс. Стрельчатые арки, фигурные проемы окон, порталы входов, тонкие колонки, раздвоенные зубцы – все эти детали преображены архитектурой мастера. Их-то он и сумел увидеть в архитектуре Кремля. Но в Царицинском комплексе немало загадок, связанных в первую очередь с масонской символикой, которая обильно украшает стены зданий. Это или что-либо другое стало причиной недовольства императрицы, но, посетив строительство, Екатерина спросила: «Что это: дворец или тюрьма?» Судьба комплекса была предрешена. Частично его перестроил позже Казаков. Но работа над Царицынским комплексом не прошла и для Казакова даром. Сооружая Петровский дворец на Петербургском шоссе, Казаков решит его именно в стиле баженовского Царицына.
Самое знаменитое сооружение Баженова – дом Пашкова в Москве на Ваганьковском холме против Кремля (1784 – 1786)


Поразительное по мощи, оригинальности, совершенству исполнения это здание является истинным украшением Москвы. Фасадом оно обращено к улице, находилось в глубине на холме и было отделено от улицы небольшим садом (это было совершенно новое решение). Вход и двор дома находятся с обратной стороны и открываются торжественными воротами. Замечательны баллюстрада с вазами, орнамент, пилястры ордерной системы, руст с арками цокольного этажа. Прекрасен богато декорированный круглый купол с парными колоннами. В архитектуре боковых флигелей видно влияние античной традиции: они решены как портик с фронтоном.
Разнообразны ордерные решения разных этажей, флигелей и главного корпуса. Переплетение барочной живописности и классицистической строгости делает это здание неповторимо красивым.
Другие строения Баженова: церковь в селе Стоянове и в селе Быкове, в селах Виноградове, Михалкове.

Церковь Владимирской Богоматери в Быково под Москвой

Замечателен дом Юшкова на углу Мясницкой улицы в Москве : оригинальна его полукруглая ротонда, выходящая на улицу.

В 19 в. этом здании будет расположено Училище живописи, ваяния и зодчества , которое окажет огромное влияние на русское искусство. Павел Первый нашел отставленного от дел зодчего, и Баженов принял участие в работе над Михайловским замком в Петербурге. Он спроектировал въездные флигели со стороны Садовой улицы. Павел дал зодчему имение Глазово под Павловском, где архитектор и скончался в год рождения Пушкина. Могила его затерялась.
М.Ф. Казаков (1738 – 1812)

Казаков Матвей Федорович

Наиболее яркий выразитель идей московского классицизма . Он учился только в школе Ухтомского, работал помощником Баженова на строительстве Кремлевского комплекса, где прошел великолепную школу у великого архитектора. Казаков не закончил ни Академии, ни университета, но позже сам основал первое архитектурное училище.
Крупнейшие постройки Казакова:

Здание Сената в Кремле (1776 – 1787)


Церковь Митрополита Филиппа (1777 – 1788)



Здание Благородного собрания (80-ые годы)


Голицынская больница (1796 – 1801)



Старое здание университета (сгорело)


Петровский подъездной дворец на Петербургском шоссе.



Всего Казаков построил около 100 зданий.


Здание Сената в Кремле

Треугольная форма вписана в комплекс уже имеющихся зданий Кремля.

Вершина треугольника стала круглым залом с огромным куполом (в диаметре – 24 метра и высота 28 метров). Купол ориентирован на Красную площадь, определив центр всей площади. Протяженный фасад равномерно расчленен крупными деталями ордера. Портал оформлен в виде портика со сдвоенными колоннами и треугольным фронтоном. Сочетание портика с фронтоном и круглым куполом станет традиционным для русского классицизма.
Голицынская больница (Первая градская) на Калужской улице .


Соединены здание больницы и церкви. Боковые крылья здания ничем не обработаны, а в центре мощная колоннада дорического ордера, треугольный фронтон, над которым возвышается барабан церковного купола.

В здании Благородного собрания (Дворянское собрание) наиболее оригинален Колонный зал. Он отличается обширностью и высотой. Это главное помещение интерьера. Облик зала определяет коринфская колоннада, повторяющая очертания зала. Она выделяет центральное пространство, предназначенное для балов и приемов. Колонны сделаны из искусственного белого мрамора, который сияет белизной. Это придает залу радостный характер.
Петровский дворец



В решении этого дворца казаков воплотил свои искания в мавританско-готическом стиле, начатые еще Баженовым. Облик этого здания определяют красный цвет кирпича и белый декор в восточном стиле.
Имя М.Ф.Казакова прочно связано с классицистической Москвой, потому что именно его лучшие здания создали образ города екатерининской эпохи - барского, «допожарного».

Наиболее известными казаковскими усадьбами были дом на Гороховой улице богача-заводчика Ивана Демидова, сохранивший великолепную золочёную резьбу парадных интерьеров, дом заводчика М.И.Губина на Петровке, усадьба Барышниковых на Мясницкой.

Казаковская городская усадьба - большое, массивное, почти лишенное декора здание с колонным портиком — дом, доминирующий над остальными хозяйственными и надворными постройками. Обычно он располагался в глубине обширного двора, а флигели и ограды выходили на красную линию улицы.


И. Е. Старов (1745 – 1808)


Вместе с Баженовым в Петербург в академию из Москвы приехал Иван Старов. Вслед за Баженовым он отправился в Италию. Затем вернулся и работал в Петербурге.
Это была эпоха «золотого века» дворянства. Идея представительной монархии рухнула, и все большее значение приобретает строительство загородных усадеб, дворцов, особняков.
Самое знаменитое строение Старова – Таврический дворец на Шпалерной улице в Петербурге (1783 – 1789) .


Тип трехпавильонного жилого дома. Состоит из главного корпуса и боковых флигелей. Эта схема станет основной для строительства учебных заведений и царских дворцов времен классицизма.
Фасад дворца суров и строг. Проста дорическая колоннада шестиколонного портика (колонны без канеллюр), портик увенчан куполом, метопы пустые. Эта строгость контрастирует с роскошью интерьера.
Из прямоугольного вестибюля через торжественные «врата» зритель попадал в восьмиугольный зал, затем в поперечно ориентированную огромную галерею с закругленными торцами галерею, обнесенную двойным рядом колонн. Позади дворца был разбит сад.

Собор святой Троицы в Александро-Невской лавре

Однокупольный храм с двумя двухъярусными башнями-колокольнями решён в формах раннего классицизма. Внутреннее пространство собора, крестообразное в плане, разделено на три нефа массивными пилонами , поддерживающими своды. Собор увенчан куполом на высоком барабане . В общую композицию включены две монументальные колокольни, возвышающиеся по сторонам лоджии главного входа, оформленной портиком из 6 колонн римско-дорического ордера . Фасады обработаны пилястрами и неглубокими филёнками.

Князь-Владимирский собор

Под руководством архитектора И. Е. Старова , который внёс изменения в оформление фасадов храм был перестроен . 1 октября 1789 года новый собор освятили в честь святого князя Владимира .

Храм - памятник архитектуры в стиле, переходном от барокко к классицизму . Главный объём собора увенчан мощным пятиглавием, интерьер разделен пилонами на три нефа, стены расчленены пилястрами дорического ордера .
Архитектура конца XVIII века России.
К концу 18 века классицизм оставался господствующим стилем в русской архитектуре. В это время формируется строгий классицизм, ярчайшим представителем которого был Джакомо Кваренги.
Джакомо Кваренги (1744 – 1817)

Он приехал в Россию в 80-ые годы. На родине, в Италии Кваренги был поклонником римской античности, идей городских особняков и частных усадеб. Кваренги выступил не только как создатель замечательных архитектурных произведений, но и как теоретик архитекутры.

Главные его принципы следующие:
1.Трехчастная схема жилого или административного здания включает в себя центральный корпус и два симметричных флигеля, соединенных с центральным корпусом прямыми или скругленными галереями.
2.Центральный корпус отмечен портиком. Таково здание Академии наук в Петербурге, построенное Кваренги, новое здание для института благородных девиц – Смольный институт рядом со старым монастырем работы Растрелли.


Академия наук

Смольный институт


3.Здание – параллелепипед, чаще всего в три этажа.


4.Отсутствуют богато декорированные угловые композиции, границы фасада – простые углы, грани объема гладкие, ничем не украшенные плоскости, окна прямоугольные или трехчастные, оконные проемы без обрамления, иногда увенчаны строгими треугольными фронтончиками – сандриками.


5.На фоне гладкой, чистой поверхности – портик большого или гигантского ордера, обнимающего всю высоту здания. Он смотрится как единственная декорация. Портик увенчан фронтоном, крайние точки которого иногда акцентированы вертикалями статуй.


6 .Колонны решительно отодвигаются от стены для большого прохода и плавно поднимающегося к нему пандуса.


7.Колонны лишены каннелюр, мощность воздействия усилена. Иногда колоннада самодовлеет . Такова колоннада Александровского дворца в Царском Селе


Эти принципы Кваренги реализовал в своих постройках в городе и в его окрестностях.
Винче́нцо Бре́нна (1745-1820)


Художник-декоратор и архитектор, по происхождению итальянец. В России работал в 1783-1802 годах. Участвовал в строительстве и отделке помещений дворцов в Павловске и Гатчине (Большой Гатчинский дворец), Михайловского замка в Санкт-Петербурге (совместно с В. И. Баженовым). Был архитектором Румянцевского обелиска на Марсовом поле, теперь на Васильевском острове.

Михайловский (Инженерный)замок

В плане замок представляет квадрат со скругленными углами, внутрь которого вписан центральный восьмиугольный парадный внутренний двор. Главный въезд в замок находится с юга. Три расположенных под углом моста соединяли здание с находящейся перед ним площадью. Через ров, окружавший площадь Коннетабля с памятником Петру I в центре, был переброшен деревянный подъёмный мост, по обоим сторонам которого стояли пушки. За памятником - ров и три моста, причем средний мост предназначался только для императорской семьи и иностранных послов и вёл к главному входу. «Российский император, задумывая его возведение, отталкивался от распространенной в европейских столицах схемы построения прямоугольного в плане замка с прямоугольным же внутренним двором и круглыми угловыми башнями»
Чарльз Камерон (1740 – 1812)



В 1779 году он был приглашен в Россию. Камерон умел сочетать архитектуру и природу, гармонию целого и миниатюрную деталь. Он проявил себя в загородном строительстве, создании дворцовых ансамблей, небольших павильонов, в искусстве интерьера.
В Царском Селе к уже созданному Растрелли дворцу он добавляет комплекс из так называемой Камероновой галереи, Агатовых комнат, висячего сада, к которому ведет специальный пандус большой длинны, холодных бань в первом этаже. Все это вместе создает уголок античности на русской почве, приют вдохновения утонченной просвещенной натуры.

Камеронова галерея и Агатовые комнаты вдали

В здании Камероновой галереи интересны широко расставленные тонкие колонны ионического ордера, они придают необыкновенную легкость верху, вознесенному на тяжелых аркадах, облицованных серым пудожским камнем. Основу образа составляет контраст шероховатой грубой поверхности облицовки и нежно-палевого тона стен, белыми филенками (тонкие доски в раме) и медальонами – контраст силы и хрупкости. В интерьере Большого дворца Камерон впервые использовал в России греческий ордер, что скажется уже в 19 веке.

Другая сторона деятельности Камерона – Павловский ансамбль .

Дворец представляет из себя квадрат с круглым залом в центре, галереи охватывают пространство двора. Дворец поставлен на высоком холме над речкой Славянкой. Кваренги взял за основу распространенный тип итальянской виллы с плоским куполом, но переосмыслил идею в духе русской загородной усадьбы. Дворец создавался вместе с английским парком. Парк пересекают неторопливые воды речки Славянки. Через речку перекинуты мосты. По берегам склоняются темные кроны ив, берега заросли камышом. Лиственные и хвойные породы создают в любое время года новую гамму цвета, а специальные места дают простор для разнообразия видов. Особенной красотой и сочетаемостью с пейзажем отличается мраморная и бронзовая скульптура, украшающая парк, ряд замечательных павильонов, среди которых особое место занимают «Храм дружбы» и павильон «Трех граций» .

Храм Дружбы

«Великая депрессия», так еще называют этот кризис, дала мощный толчок процессу становления регулируемого каиптализма. Начало кризиса относят к середине 1929 года, когда стал наблюдаться рост нереализуемых товаров. В октябре 1929 года в США произошел биржевой крах. Эпицентром кризиса стала самая развитая страна современного капитализма, которая себя считала обществом всеобщего процветания. По глубине падения промышленного производства, продолжительности и разрушительным последствиям кризис не имел себе равных в истории. Он охватил не только промышленность, но и сельское хозяйство, торговлю, финансовую систему и т.п. На мировом капиталистическом рынке разразилась торговая война. 76 стран повысили таможенные тарифы, ввели систему квот, ограничили выдачу валюты на покупку заграничных товаров, перешли к прямому запрещению импорта. Материальный ущерб, нанесенный кризисом, был сопоставим по своему объему с потерями в первой мировой войне. В Европе и Америке, появилось большое количество нереализованных машин и оборудования, закрывались фабрики, заводы, сносились домны, затоплялись рудники и т.п. Армия безработных достигла 30 млн. человек. В США кризис охватил багнковскую систему, промышленность, сельское хозяйство. По своему характеру он представлял собой циклический кризис перепроизводства. В 1932 году промышленное производство в США сократилось на 46%, производство чугуна – на 79%, стали – на 76%, автомобилей – на 80%. Из 279 доменных печей в числе действующих осталось только 44 печи. Кризис вызвал массовую волну банкротств. За 1929-1933 гг. потерпели крах 135 тыс. торговых, промышленных и финансовых фирм, разорилось 5760 банков. Убытки корпораций только в 1932 г. составили 3,2 млрд. долл. Обороты внешней торговли сократились в 3,1 раза. Экономика страны была отброшена к уровню 1911 г. Промышленный кризис переплетался с аграрным. Сбор пшеницы к 1934 г. упал на 36%, кукурузы – на 45%. Цены на сельскохозяйственную продукцию снизились на 58%. Разорилось около 1 млн. ферм. Безработные с членами их семей составляли 50% населения. Заработная плата снизилась бодлее чем в двое. Население голодало. Для сдерживания падения цен и сокращения предложения продуктов на рынок их уничтожали. Пшеницу сжигали, молоко выливали в водоемы, картофельные и хлопковые поля заливали керосином или запахивали.

«Новый курс» Ф. Рузвельта.

С 1933 г. президентом США был избран Франклин Делано Рузвельт (1882-1945) к этому моменту положение в стране было черезвычайным. Правительством Рузвельта были осуществлены крупномасштабные реформы, которые вошли в историю под названием «Новый курс» Рузвельта. Теоретической базой реформ стало учение выдающегося английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946). Исходя их теории Кейнса основной целью реформ Рузвельта стало активное вмешательство государства в экономику. В осуществлении нового курса выделяется два этапа:

первый с 1933 по 1935 гг.;

второй с 19035 г.

Основные мероприятия «Нового курса» включали:

1. Спасение банковской системы;

Восстановление промышленности;

Преодоление аграрного кризиса.

Конгресом США был принят закон орегулировании сельского хозяйства, который предусматривал:

сокращение посевных площадей и поголовья скота;

финансирование государством фермерской задолженности;

антиинфляционные меры. Правительство получило право девальвировать доллар, выпустить на 3 млрд. долл. казначейских билетов, гособлигаций. В результате фермеры получили кредиты на сумму 2 млрд. долл. Продажа разорившихся ферм с аукциона прекратилась.

При реализации этого закона запахали 10 млн. акров засеянных хлопком площадей, уничтожили ¼ всех посевов, забили 23 млн. голов рогатого скота и 6,4 млн. голов свиней. Мясо убитых животных шло на удобрения. К 1936 г. доходы фермеров возросли на 50 %. Однако 10 % всех ферм разорились. Благодаря активной регулирующей роли государства, страна смогла выйти из кризиса, прибыли американских монополий резко пощли вверх. В «Новом курсе», правительства Рузвельта воплотились черты либерально-реформаторского варианта развития экономики. Важнейшим инструментом его экономического курса стал государственный бюджет, на основе которого осуществлялось финансирование расширенного воспроизводства и социальных программ.

План экономии английского банкира Мэя.

Экономический кризис 1929-1933 г. не миновал и Великобританию. Спад промышленного производства составил 15%, сократились посевные площади, объем внешней торговли упал в 2 раза, торговый баланс был дефицитным, безработица составляла от 30 до 35%. В Великобритании кризис начался позже чем в других странах, в конце 30-х годов. В марте 1931 г. для изучения экономического положения страны была создана королевская комиссия по национальной экономике под руководством финансиста Дж. Мэя. В июле 1931 г. был опубликован доклад королевской комиссии.

Формально доклад был посвящен – оценке ожидаемого бюджетного дефицита (120 млн. фунтов). Комиссия предлагала уменьшить государственные расходы на 96 млн. фунтов стерлингов и увеличить прямые и косвенные налоги на 24 млн. фунтов стерлингов. В сентябре 1931 г. более ста американских и французских банков предоставили Великобритании заем в размере 80 млн. фунтов стерлингов. 10 сентября 1931 г. был принят измененный более жесткий бюджет. В соответствии с планом экономии бюджетных средств были уменьшены оклады госслужащих и учителей, сокращены общественные работы. Возрасли вклады населения на социальное страхование, а выплаты сократились. Пособия по безработице были снижены на 10%, был введен закон о проверке нуждаемости(если безработный находился на иждевении своей семьи он лишался пособия). В целом регулирование госрасходов оказало стабилизирующий эффект, бюджет был хорошо сбалансирован, финансовая стабильность позволила вернуть доверие к правительству. Кроме того, правительством был отменен золотой паритет фунта стерлинга, в результате обесценился бумажный фунт- его стоимость к концу 1931 г. снизилась на 30%, что привело к росту цен на внутреннем рынке. Потеря доверия к фунту была вызвана предсказаниями комиссии Мэя о дефиците бюджета. В 1934 году политика экономии была смягчена, восстановлены сокращенные в 1931 г. пособия по безработице, половина урезанных зарплат (остальные – в 1935-36гг.), был снижен подоходный налог в 1935 г., был отменен закон о нуждаемости. В 1934 г. Великобритания окончательно вышла из кризиса и объем промышленного производства достиг уровня 1929 г.

Создание стерлингового блока и его влияние на развитие экономики Великобритании .

В 1931 г. был создан стерлинговый блок страны-члены которого устанавливали курс своих валют в соответствии с курсом английского фунта, хранили свои валютные резервы в английских банках, проводили торговые расчеты на основании фунта стерлингов. Страны этого блока, а также доминионы, скандинавия и Япония последовали за Великобританией, отменившей золотой стандарт. А так как США, Германия, Франция, Бельгия, Голландия, Италия и др. страны не отказались от золотого стандарта стерлинговые товары приобрели внезапное ценовое преимущество. Большинство стран в связи с этим повысило пошлины на британские товары, но положительное воздействие на торговый баланс это оказало. А позже Великобритания также ввела пошлины (не менее 10% стоимости всех видов ввозимых в Великобританию товаров). Эта мера позволила оградить внутренний рынок Великобритании от иностранной конкуренции, что положительно сказалось на платежном балансе (за счет сокращения импорта). Цены в Великобритании оставались достаточно стабильными (рост лишь на 10%).

Определение 1

В экономической науке кризис - это переходный момент, крдинальное изменение, перестройка существующей системы.

Кризис 1929 года возник и стал активно распространятся в капиталистических странах. Его усугубленике было столь активным потому, что имели место последствия мирового конфликта - Первой мировой войны, приведшей к переделу мира, в результате чего многие государства увеличили ресурсную базу и получили новые возможности.

На фоне бурного развития производства происходило падение доходов населения. В двадцатых годах, производственные предприятия работали достаточно активно, а их товары не реализовывались. Многие предприниматели разорились и возникла безработица.

Развитые страны мира развивали экономику по определенному циклу. Кризис являлся началом цикла, поэтому считался закономерностью. Для экономистов того времени, кризис был отправной точкой развития. Рассмотрим более подробно причины мирового кризиса 1929 года.

Причины мирового кризиса 1929 года

  1. Последствия Первой мировой войны;
  2. Возникший кризис перепроизводства;
  3. Высокий уровень безработицы;
  4. Циклический характер экономики развитых стран.

Рассмотрим более подробно попытки преодоления кризиса.

Попытки преодоления кризиса

В качестве одной из попыток преодоления кризиса применили специалисты США. Они предложили использовать механизм займов и субсидий для фермерских хозяйств. Специалистами был создан специальный комитет, который должен был скупать фермерские товары. Ни одна из данных мер не была эффективной. Отсутствовал главный компонент эффективной работы - грамотная конкуренция. Государство вмешивалось в дела крупных компаний и фермерских хозяйств. План не принес необходимого результата. После победы на выборах оппозиционной партии, руководство США попыталось применить кейнисианские принципы построения экономики. Это был противоположный курс от ранее принятого. В его основе было улучшение условий жизни граждан и повышение зарплат. Кроме того, спрос регулировался государством.

Применение этих принципов на практике привело к положительному результату. К 1933 году в США этот кризис удалось преодолеть.

Англия пошла сокращенным курсом США. Прежде всего, в этой стране поддержали отечественного и местного производителя. Кроме этого, провели денежную реформу и повысили уровень жизни населения. Но, в отличие от США, отказались от модернизации производственных предприятий и антимонопольной политики.

Замечание 1

Италия, Германия и правители Японии выбрали вариант тотальной диктатуры во всех сферах жизни как населения, так и производства. Экономика на данном этапе подчинялась только военным нуждам. Позднее эти страны объединились в коалицию.

Отличным от всех путем пошли руководители во Франции. Реформе подверглась социальная система. Была проведена национализация производства и становление плановой экономики. Рассмотрим последствия данного кризисного явления.

Последствия кризиса

  1. Распространение безработицы;
  2. Сокращение производства;
  3. Реструктуризация действующих экономических систем;
  4. Переход к государственному управлению;
  5. Введение мер социальной поддержки населения;
  6. Обострение международных отношений;
  7. Возникновение авторитарного правительства;
  8. Возникновение государственных переворотов;

Кризис этого времени привел к обострению международных отношений. В некоторых странах сменился политический режим, были осуществлены перевороты. В Германии к власти пришла партия с явным фашистским уклоном. При всех этих отрицательных последствиях были и положительные моменты. Развивалось собственное производство. Вышли на первый план меры социальной поддержки. Кризис стал восприниматься не как негативное явление, а как начало нового витка социально-экономического развития.

Государственная итоговая аттестация в XI классах по истории проводится в устной форме по билетам. Каждый из 25 билетов состоит из 3-х вопросов.

Первый вопрос на проверку знаний курса «Новейшая история 1900 - 1939 гг.» (X класс). Второй вопрос на проверку знаний курса «Новейшая и современная история (1939 г. - начало XXI в.)», изучаемого в XI классе.Третий вопрос на проверку знаний курса «История Отечества в XX - в начале XXI веков (1939 г. - начало XXI в.)», изучаемого в XI классе.

Просмотр содержимого документа
«Причины, проявления и последствия мирового экономического кризиса 1929–1933 гг.»

Билет 18

18.1. Причины, проявления и последствия мирового экономического кризиса 1929–1933 гг.

Мировой экономический кризис охватил все капиталистические страны

Причины:

Усиление концентрации производства и централизация капитала;

Стандартизация производства, внедрение конвейерных систем и переход к массовому выпуску товаров, что привело к значительному росту производства;

Рост производства вследствие использования достижений технического прогресса и отставание в обеспечении платежеспособности населения;

Это приводило к узости внутреннего рынка, так как расширение рынка отставало от расширения производства.

Проявления экономического кризиса:

Падение промышленного производства составило 44%;

Промышленный кризис переплетался с аграрным;

Падение цен на с/х продукцию привели к массовому разорению фермеров и крестьян;

Падение цен на сахар, кофе, пшеницу привели к исчезновению этих и других продуктов;

Происходит валютно-финансовый кризис, крах международной валютной системы, что привело к обесцениванию валюты 56 стран;

Резко уменьшился объём торговли (на 70%);

Критически снизился жизненный уровень населения;

Рост безработицы (1932 г. - 48 млн. чел.);

Рост социальной напряженности (19 тыс. стачек, 8,5 млн. чел).

Последствия экономического кризиса:

Экономический кризис привёл к политическому кризису;

Во многих странах имели место открытое насилие и политический авантюризм (Германия, Италия, Япония);

Широко использовался государственный аппарат для регулирования экономики;

Усугубились межгосударственные противоречия, которые привели к новой мировой войне.