Налог на добычу полезных ископаемых. Буланцева М.В., Кудрявцева Н.Ю

  • 12.11.2019

Ставка НДПИ на нефть 2016 года определена в НК РФ, но для подсчета соответствующего налога знания только этой ставки недостаточно. С чем это связано и где взять данные по показателям, дополняющим налоговую ставку при расчете НДПИ по нефти?

Расчет НДПИ на нефть в 2016 году: основные показатели

Для того чтобы исчислить НДПИ на нефть , потребуются следующие показатели:

  1. Величина налоговой базы — как и в случае с любым другим полезным ископаемым. В случае с нефтью база исчисляется в тоннах соответствующего ископаемого. При этом нефть, которая принимается к расчету базы по НДПИ, должна быть продуктом, очищенным по установленной технологии от солей, воды, а также стабилизированным (подп. 9 п. 2 ст. 342 НК РФ).
  2. Ставка — аналогично, данный показатель применяется при исчислении НДПИ для любого ископаемого. В соответствии с подп. 9 п. 2 ст. 342 НК РФ ставка для нефти, отвечающей указанным критериям, в 2016 году равна 857 руб. за 1 тонну продукта.
  3. Коэффициенты, дополняющие ставку. Являются уникальными и применяются только при исчислении НДПИ для нефти.

К ним относятся такие коэффициенты, как:

  • Кц (определяется исходя из мировых цен на нефть);
  • Кндпи (устанавливается п. 1 ст. 342.5 НК РФ);
  • Кв (показывает степень выработанности конкретной территории недр);
  • Кз (показывает объем запасов нефти на конкретном месторождении);
  • Ккан (определяется исходя из особенностей региона добычи нефти, а также свойств соответствующего ископаемого в данном регионе);
  • Кд (отражает уровень сложности добычи нефти);
  • Кдв (показывает степень выработанности используемой залежи нефти).

Рассматриваемые 3 показателя (группы показателей) включаются в следующую формулу исчисления НДПИ для черного золота:

НДПИ = ОБ×(Ст × Кц — Дм),

ОБ — это величина налоговой базы по нефти в тоннах;

Дм — показатель, который определяется по формуле Кндпи × Кц × (1 - Кв × Кз × Кд × Кдв × Ккан);

Ст — ставка НДПИ по нефти.

Таким образом, ставка НДПИ по нефти, исходя из текущих норм НК РФ, не применяется при расчете соответствующего налога в чистом виде, как в случае со многими другими полезными ископаемыми: ее нужно дополнять указанными коэффициентами.

Рассмотрим, как может исчисляться НДПИ по нефти с учетом отмеченной особенности применения ставки по данному налогу на практике.

Пример расчета НДПИ на нефть

Из всех показателей, которые нужны для исчисления НДПИ для нефти, нам пока известна только ставка — 857 руб. с 1 тонны.

Условимся, что мы в рамках налогового периода — например, в течение июля 2016 года — добыли 20 000 тонн нефти, очищенной по специальной технологии от солей, воды, а также стабилизированной. Это будет наша налоговая база.

Самая сложная задача — определить коэффициенты, что дополняют ставку и включаются в формулу расчета НДПИ по нефти. Дело в том, что в зависимости от норм, принятых в региональных законодательствах, значения данных коэффициентов могут заметно разниться при подсчете НДПИ по нефти в разных регионах.

Однозначно зафиксированы в федеральном законодательстве — в НК РФ и подзаконных НПА — такие коэффициенты, как:

  • Кц — в июле он составлял 6,9790 (письмо ФНС России от 17.08.2016 № СД-4-3/15032).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! По нормам ст. 342 НК плательщики НДПИ должны рассчитывать Кц самостоятельно. Однако, в связи со сложностью расчета, по истечении каждого отчетного месяца ФНС публикует вспомогательное письмо с корректным значением Кц за истекший период.

  • Кндпи — он равен 559 (п. 1 ст. 342.5 НК РФ).

Относительно простой может быть формула исчисления коэффициентов:

  • Кд — в общем случае он равен 1, но в соответствии с положениями ст. 342.2 НК РФ возможно колебание его значений между 0,2 и 1 (зависит от сложности добычи);
  • Ккан — в общем случае он также равен 1, кроме тех случаев, когда осуществляется подсчет НДПИ для сверхвязкой нефти, а также для ископаемого, добываемого при условиях, перечисленных в п. 4 ст. 342.5 НК РФ (когда выработка осложнена либо из-за расположения участка (региона), либо ввиду индивидуальных характеристик самой нефти в данном месте).

Остальные коэффициенты вычисляются также на основе положений НК РФ, но их применение возможно только при наличии у налогоплательщика доступа к сведениям по государственному балансу недр.

На практике ЭТИ сведения можно узнать только в территориальных представительствах Роснедр — посредством направления запросов в соответствующее ведомство либо при личном визите туда.

Но можно условиться, что с учетом лимитов, определенных для соответствующих коэффициентов НК РФ, они будут представлены в следующих значениях (пп. 2, 3, 4 ст. 342.5 НК РФ):

  • Кв — в значении, составляющем 0,3;
  • Кз — в значении, равном 1;
  • Кдв — в значении 0,3.

Также условимся, что коэффициенты Кд и Ккан у нас также равны 1.

Теперь у нас есть все необходимые компоненты формулы исчисления НДПИ для нефти.

Получается, что наша фирма, добыв 20 000 тонн нефти в июле 2016 года, заплатит НДПИ в следующем размере:

20 000 × (857 × 6,9790 — 559 × 6,9790 × (1 - 0,3 × 1 × 1 × 1 × 1)) = 65 002 406 руб.

Итоги

Расчет НДПИ на нефть в 2016 году осуществляется с применением установленной в НК РФ ставки, которая обязательно дополняется несколькими коэффициентами. При этом не все из них определены на уровне федерального законодательства: конкретные значения некоторых из них следует запрашивать в представительствах Роснедр.

На сегодняшний день в налоговой системе Российской Федерации установлено более десятка действующих налогов. Все они различаются по своим определенным свойствам, функциям и играют важную роль в деятельности любого государства. Одним из значимых видов налогов является налог на добычу полезных ископаемых или НДПИ .

НДПИ - это прямой федеральный налог, который уплачивается недропользователями. Данный налог установлен и описан в главе 26 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), которая была утверждена и вступила в силу 1 января 2002 года. Согласно этой главе объект налогообложения по НДПИ – это полезные ископаемые: добытые из недр на территории России; добывающиеся из недр за пределами России на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, в т.ч. и арендуемых; извлеченные из фактических отходов или фактических потерь производства добычи, в случае, если такое промышленное извлечение лицензируется. Основной закон, принятый исторически в период формирования добывающего сектора экономики России, это закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» .

Плательщиками такого вида налога являются предприятия и физические лица-индивидуальные предприниматели, добывающие полезные ископаемые по лицензии на право пользования недрами. В НК РФ определено, что обозначенные лица подлежат обязательной постановке, осуществляемой в течение 30 календарных дней с момента госрегистрации лицензии на пользование участком недр, на учет в качестве налогоплательщиков НДПИ.

Вступив в силу, НДПИ объединил в себе ранее действующие налоги и платежи, такие как: платеж за пользование недрами, акциз на нефть и стабильный газовый конденсат, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Была установлена, применительно к нефти, специфическая ставка НДПИ, корректируемая ценой нефти на мировом сырьевом рынке, а также при помощи валютного курса рубля и соответствующих коэффициентов, которые определены в НК РФ .

В 2015 году был нарушен тренд систематического ежегодного роста цены на нефть. Уровни цен на нефть варьировались от 46,3 долларов за баррель в 2009 году до 106,9 долларов за баррель в 2014 году. Однако к началу 2015 года цена нефть резко упала и в течение года не выходила за пределы 70 долларов за баррель. 18 октября 2015 года ее значение составило 47,26 долларов за баррель (см. рис. 1). В связи с этим повысилась степень инвестиционных рисков, затягивая или замораживая реализацию инвестиционных и инновационных проектов .

Рисунок 1. Среднемесячные цены на нефть марки Brent в период с 18.08.2014 по16.10.2015гг.

Налоговая база по НДПИ определяется количеством добываемых полезных ископаемых. При добыче учитывается: нефть, природный газ, газовый конденсат (кроме добытого на новых морских месторождениях углеводородного сырья), уголь, а также стоимость иных полезных ископаемых в процессе добычи .

Налоговая база по НДПИ – стоимость добытых полезных ископаемых по каждому виду, с учетом установленных различных ставок, определяемая обособленно для каждого вида добытого полезного ископаемого. Способ оценивания, исходя из расчетной стоимости, применяется при отсутствии объемов их реализации в соответствующем налоговом периоде .

Расчетная стоимость добытых полезных ископаемых определяет самостоятельно налогоплательщик на основании информации налогового учета. При этом применяется такой же порядок признания доходов и расходов, который применяется при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организации .

По всем видам полезных ископаемых зафиксированы определенные ставки в соответствии со статьей 342 НК РФ. Распределение ставок происходит в зависимости от вида природных ресурсов. Ставки условно разделяются на два вида: твердые, распространяющиеся на нефть, газ, газовый конденсат и уголь (применяются по отношению к налоговой базе исходя из количества добытых природных ресурсов), а также адвалорные, действующие по остальным видам полезных ископаемых (ставки привязываются к стоимости ресурсов). В первом случае законодательство предусматривает понижающие коэффициенты. Их применение возможно только после выполнения плательщиками НДПИ определенных требований НК РФ .

Существуют льготные налоговые ставки 0%, применяемые по: полезным ископаемым в части нормативных потерь; попутному газу и др.

В соответствии с действующим законодательством, ставка НДПИ для природного газа составляла 622 рубля за 1 тысячу кубометров – до 31 декабря 2013 года; 700 рублей за 1 тысячу кубометров – до 31 декабря 2014 года. Твердая ставка в размере 788 рублей за 1 тысячу кубометров газа действует с 1 января 2015 года. Налогообложение для природного газа происходит по ставке, умноженной, на коэффициент, значение которых также прописано в действующем законодательстве . Ставка НДПИ в отношении газового конденсата составляла 590 рублей – до 31.12.2013; 647 рублей – до 31.12.2014. Твердая ставка в размере 679 рублей действует с 01.01.2015 года за 1 тонну газового конденсата. Базовая ставка НДПИ при добыче нефти установлена в следующих размерах: 470 рублей – до 31.12.2013; 493 рублей – до 31.12.2014. На 2015 год была запланирована ставка в размере 530 рублей за 1 тонну. Из приведенных статистических данных можно заметить, что ставки НДПИ по различным видам полезных ископаемых растут с каждым годом .

Ежегодно законодательство по НДПИ претерпевает изменения, касающиеся ставок. Так в 2014 году было принято решение ввести новый метод расчета ставок НДПИ по добыче газового конденсата и природного газа. Базовый параметр единицы условного топлива стал определяться по каждому конкретному участку, учитывая средние рыночные цены на углеводородное сырье и соотношение природного газа и газконденсата при добыче на таком участке недр. Нужно подчеркнуть, что на коэффициенты влияют различные факторы. Ранее действующая ставка НДПИ по природному газу устанавливалась ежегодно на перспективный период трех лет, при этом добывающие предприятия не были уверены, что их налоговые расходы не увеличатся по прошествии этого периода. Нововведенная методика расчетов позволила снизить риск неопределенности в налоговой сфере, что способствует более точному корпоративному прогнозу результатов деятельности предприятий и поиску путей снижения затрат, при необходимость. Также минимизирован риск резкого повышения НДПИ на газконденсат . Поэтому такое изменение является скорее положительным явлением, прежде всего для функционирования компаний.

Кроме того, с начала 2015 года используется новый порядок расчетов ставков по НДПИ в отношении нефти. Ставки НДПИ на нефть обезвоженную, обессоленную и стабилизированную были увеличены и на 2015 год составили 766 рублей за 1 тонну вместо запланированных ранее 530 рублей

Порядок и условия взимания НДПИ установлены правительством Российской Федерации, а суммы таких платежей перечисляются в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативам, представленным в таблице 2. Тем самым данные величины предопределяют не только экономику отдельных добывающих предприятий, но и оказывают существенное воздействие на экономику России в целом. Так в 2013 году сумма поступлений по НДПИ в федеральный бюджет составила 1 640 316 миллионов рублей, в консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации 25 490 миллионов рублей; в 2014 году – 2 535 256 миллионов рублей и 40 522 миллионов рублей соответственно. Таким образом, прогнозируемая уплата НДПИ в 2015 году не только будет способствовать наполнению бюджетов субъектов Российской Федерации, но и на 1/3 заполнит федеральный бюджет .

В 2014 году Минфин России предсказывал, что в 2015 году выплаты в бюджет по НДПИ на нефть в десять раз должны превысить выплаты от НДПИ на газ. Они ожидали 3,979 триллионов рублей поступлений в бюджет от начислений нефти и 381,214 миллиардов рублей поступлений от газа. Данное ожидание было прописано в законопроекте о федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов .

Таблица 2. Установленные нормативы распределения сумм платежей по НДПИ

Согласно таким данным, в 2016 году выплаты в бюджет от НДПИ на нефть запланированы в объеме 4,621 триллионов рублей, газовые выплаты – 394,292 миллиардов рублей, в 2017 году – 5,091 триллионов рублей и 402,388 миллиардов рублей соответственно . По расчетам Министерства финансов, в совокупности по НДПИ на углеводородное сырье должен был принести в бюджет 4,415 триллионов рублей в 2015 году, 5,093 триллионов рублей в 2016 году, 5,589 триллионов рублей в 2017 году. НДПИ на газконденсат по их оценкам должен был привести в бюджет в 2015 году 54,911 миллиардов рублей, в 2016 году – 77,515 миллиардов рублей, в 2017 году – 95,61 миллиардов рублей .

В связи с дефицитом бюджета в сентябре 2015 года Президент Владимир Путин поручил правительству проработать задачу пополнении бюджета за счет перенаправления в него сверхдоходов экспортеров нефти, полученных в период и после девальвации рубля. Вследствие этого в октябре текущего года Минфин предложил пересмотреть методику расчета НДПИ на нефть с тем, чтобы повысить поступления в бюджет ориентировочно на 609 миллиардов рублей за 2016 год и еще до 1 триллионов рублей за период 2017–2018 годов. По мнению нефтяников, данное изменение может грозить частичной остановкой многих проектов или вызовет существенное падение добычи.

На данный момент времени базовая ставка НДПИ рассчитывается по формуле, в которой учитывается актуальная текущая цена на нефть, уменьшенная на 15 долларов по текущему актуальному курсу. Начиная с 2016 года такой вычет Министерство финансов предложило установить в рублях по курсу доллара на 2014 год, с условием ежегодной индексации по инфляции, вместо того, чтобы использовать средний курс доллара к рублю в текущем налоговом периоде. В данном случае налогом не облагаемая часть цены на нефть, которая должны быть выражена в рублях, станет меньше. Для вычета предлагалось установить курс доллара в 2016 году – 43,8 рублей, вместо прогнозируемых 63,5 рублей, в 2017 году – 47,1 рублей вместо планируемых 64,8 рублей, а также в 2018 году – в 49,8 рублей вместо 65,8 рублей . Позитивным последствием окажется сокращение вычета: в 2016 году его объем составит только лишь 657 рублей вместо ожидаемых 953 рублей на баррель, в 2017 году - 707 рублей, а ожидалось 972 рублей, в 2018 году - 747 рублей вместо планируемых 987 рублей. Из этого следует, что государственный бюджет пополнится дополнительными доходами в объеме 609 миллиардов рублей в следующем году и еще 525 и 476 миллиардов рублей в 2017-2018 годах соответственно.

При существующей системе расчетов налога государство изымает в виде НДПИ и экспортных пошлин от 35% при низких ценах на нефть, в случае, если они ниже 40 долларов за баррель, и до 48% (при стоимости выше 110 долларов за баррель) выручки, что представлено в материалах Минфина. При корректировке формулы налоговые изъятия могут составить от 45 до 47% от совокупной выручки добывающего предприятия.

В середине октября текущего года Правительство России приняло окончательное решение по вопросам изменения проводимой налоговой политики в топливно-энергетическом комплексе (ТЭК). Руководство страны приняло решение не оказывать давления на нефтяную отрасль и тем самым заморозить пошлину на нефть до конца августа. Помимо решения вопроса касающегося нефти, правительство решило повысить НДПИ на газ на весь 2016 год. Согласно новым правилам, в методике расчетов вводится дополнительный коэффициент, представляющий экспортную доходность добытого газа. Эта единичная корректировка обеспечивает повышение единицы условного топлива на 36,7 % *(исключительно для «Газпрома»).

Сохранение ставок позволяет поддерживать нефтеперерабатывающих организаций, не успевших провести модернизацию перерабатывающих мощностей, т.к. сохранившийся уровень ставов вывозных таможенных пошлин на нефть повышает маржинальность деятельности компаний. Сохранение ставков не должно привести к увеличению стоимости нефтепродуктов, т.к. ставки вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты пропорциональны ставкам вывозных таможенных пошлин на нефть. Помимо этого, было принято решение о изменении ставок на: добычу полезных ископаемых по нефти, газу и газовому конденсату. Такое действие сможет пополнить бюджет страны дополнительно на 101,6 миллиардов рублей.

Вследствие подобных изменений необходимо будет скорректировать инвестиционные программы нефтяных и газодобывающих компаний. Ранее президент «Роснефти» и глава «Газпром нефти» прогнозировали снижение добычи нефти на горизонте трех лет на 25–30 миллионов тонн ежегодно из-за повышения налогового давления на отрасль. Также считается, что может сократиться совокупный объем инвестиций. По данным за первое полугодие текущего года при условиях снижения общего денежного потока в нефтяной отрасли произошло увеличение инвестиционных вложений российскими нефтяными компаниями. Такая ситуация сложилась, вероятно, за счет сокращения денежного потока, что подтверждается снизившимися налоговыми отчислениями, при одновременно получении компаниями прироста остающихся в их распоряжении финансов за счет опережающего роста рублевых сумм налоговых вычетов по НДПИ и экспортным пошлинам, а никак не за счет сокращения уровня собственных издержек.

По мнению экспертов, ежегодное увеличение налоговой нагрузки по НДПИ в среднем прогнозируется на уровне 6 %. Именно в первом году реализации предложенных мер рост нагрузки должен составить – 7,6 %, в связи с чем, основные последствия от вероятного внедрения предложенных мер можно ожидать к первой половине 2017 года. Рост налоговой нагрузки может оказать существенное влияние на небольших участников рынка нефтедобычи путем снижения доходность их бизнеса.

Таким образом, непрекращающиеся налоговые маневры усложняют нефтяным компаниям оценку эффективности их проектов и привлечение инвестиций в новые регионы по нефтедобыче. Как показывают данные, налог на добычу полезных ископаемых – наиболее прибыльный в России. Отечественная нефтяная отрасль получала существенную бюджетную поддержку на протяжении долгого времени. При этом даже в период кризиса нефтедобывающие компании оказались в выигрыше от девальвационных процессов, которые компенсировали снижение цен на нефть. Экспортные контракты составляются в долларовом эквиваленте, а отчитываются отечественные нефтяные компании в рублях. Нефтянка отрасль на данный момент единственная, пережившая относительно безболезненно дополнительную налоговую нагрузку. Именно поэтому государство, как и прежде, надеется получать высокий доход от отчислений для покрытия дефицита бюджета. Однако чрезмерный рост налогового давления на отрасль может вызвать снижение добычи нефти и как следствие уменьшить поступления средств в бюджет. Поэтому правительству следует найти баланс при увеличении давления на нефтяную отрасль и не отклоняться от него, иначе произойдет обратный эффект.

  • Гордиенко М.С. Анализ бюджетной политики Российской Федерации до 2020 г. // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2014. № 6-2. С. 280-284.
  • Грызунова Н.В. // Экологические активы как инструмент финансовой стратегии организации. Вестник Университета Российской академии образования. 2008. № 1. С. 140-143.
  • Лупей Н.А., Соболев В.И. Финансы. Учебное пособие / Москва, 2012
  • Гордиенко М.С. Анализ основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2015-2017 гг. // Экономика и практический менеджмент в России и за рубежом Материалы II Международной научно-практической конференции. Коломенский институт (филиал) Московского государственного машиностроительного университета: сборник. Под ред.: Маруков А.Ф. и др. 2015. С. 107-113.
  • Сычева Е.И. Теоретические основы налогового учета как элементы системы налогового администрирования // Экономические науки. 2007. № 33. С. 146-149.
  • Гордиенко М.С. Бюджетная обеспеченность регионов Российской Федерации в 2009-2014 гг. // Science Time. 2015. № 5 (17). С. 101-107.
  • Грызунова Н.В. Моделирование структуры оборотного капитала предприятия (организации) на основе регулирования налоговой нагрузки // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2013. № 6. С. 257-260.
  • Гордиенко М.С. Факторы вариативности расходной части бюджетов Российской Федерации 2005-2012 гг. // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2012. Т. 5. № 3. С. 120-130.
  • Гордиенко М.С., Глубокова Н.Ю. Анализ налоговых поступлений в бюджеты муниципального уровня Российской Федерации в 2014 году // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2015. № 44. С. 65-73.
  • Гордиенко М.С. Внутренний государственный долг как важнейший стабилизатор бюджетной политики Российской Федерации. // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2012. № 1. С. 122-136.
  • Гордиенко М. С. Бюджетная политика России: эволюционное развитие, оценка качества: диссертация кандидата экономических наук: 08.00.10/Гордиенко Михаил Сергеевич. – Москва, 2014. – 251 с.
  • Количество просмотров публикации: Please wait

    В НК РФ налог на добычу полезных ископаемых трактуется как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. При этом налог должен быть установлен документом, имеющим юридическую силу закона.

    Главой 26 в налоговую систему РФ введен налог на добычу полезных ископаемых.

    НДПИ в 2016 году. Важным этапом анализа экономической природы налога является рассмотрение элементов налогообложения. К элементам налогообложения относятся: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, а также порядок и сроки уплаты налога.

    Налогоплательщики НДПИ

    Согласно статье 334 НК РФ плательщиками налога на добычу полезных ископаемых являются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством РФ.

    Согласно законодательству РФ о недрах пользователями недр являются субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица. Установлены ограничения при ведении работ по добыче радиоактивного сырья: в этом случае пользователями недр могут быть только юридические лица, зарегистрированные на территории РФ и имеющие лицензии на ведение работ по добыче и использованию радиоактивных материалов, токсичных и иных опасных отходов.

    Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с государственным гербом РФ, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Пользователи недр должны встать на учет в качестве налогоплательщиков налога на добычу полезных ископаемых по месту нахождения участка недр, предоставленного им в пользование. При добыче полезных ископаемых на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ, а также за пределами РФ (на арендуемых территориях или используемых на основании международного договора) плательщики налога на добычу полезных ископаемых становятся на учет по месту своего нахождения (государственной регистрации). Порядок постановки на учет в налоговом органе плательщиков налога на добычу полезных ископаемых регламентирован приказом МНС России от 31.12.03 № БГ-3-09/731.

    Объект налогообложения НДПИ

    Согласно статье 336 НК РФ объектом обложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ (в том числе из залежи углеводородного сырья), а также за пределами РФ (на арендуемых территориях или используемых на основании международного договора), а также полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством РФ о недрах.

    Для правильного установления объекта обложения налогом на добычу полезных ископаемых в статье 337 НК РФ содержатся общее определение добытого полезного ископаемого и классификация добытых полезных ископаемых по видам.

    Следует иметь в виду, что при определении продукции добывающих отраслей промышленности, впоследствии признанной полезным ископаемым, для каждого конкретного месторождения полезного ископаемого необходимо учитывать продукцию, которая в техническом проекте разработки данного месторождения полезного ископаемого определена как результат указанной разработки.

    Налоговая база НДПИ

    Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения.

    Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно отдельно по каждому виду полезных ископаемых в отношении всех добытых полезных ископаемых, включая попутные компоненты.

    Применительно к налогу на добычу полезных ископаемых налоговая база определяется как стоимость добытых полезных ископаемых в отношении всех полезных ископаемых кроме нефти, газа, газового конденсата, угля. В отношении нефти, газа, газового конденсата и угля налоговая база определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении.

    Стоимость добытых полезных ископаемых определяется следующими способами:

    • исходя из сложившихся цен реализации добытых полезных ископаемых;
    • исходя из сложившихся цен реализации без учета субсидий из бюджета на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью;
    • исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых. Способ оценки, исходя из расчетной стоимости полезных ископаемых, применяется в случае отсутствия их реализации в соответствующем налоговом периоде.

    Расчетная стоимость добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании данных налогового учета. При этом применяется тот порядок признания доходов и расходов, который предусмотрен для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

    Для определения расчетной стоимости необходимо учитывать следующие виды расходов.

    Прямые расходы - это материальные расходы, расходы на оплату труда, амортизация и суммы страховых взносов. НДПИ 2016. Данные расходы, произведенные налогоплательщиком в течение налогового периода (1 месяца), распределяются между добытым полезным ископаемым и остатками незавершенного производства на конец налогового периода. Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).

    Косвенные расходы , они относятся к добытым в налоговом периоде полезным ископаемым. Это материальные расходы (за исключением относящихся к прямым), расходы на ремонт основных средств, расходы на освоение природных ресурсов, а также прочие расходы.

    Суммы косвенных и внереализационных расходов относятся как к добыче полезных ископаемых, так и к другим видам деятельности (расходы, связанные с реализацией имущества, расходы на НИОКР, расходы на управление организацией, суммы налогов и сборов). Данные расходы распределяются между затратами на добычу полезных ископаемых и затратами на иную деятельность пропорционально доле прямых расходов, относящихся к добыче полезных ископаемых, в общей сумме прямых расходов

    Количество добытого полезного ископаемого определяется:

    • прямым методом (с помощью измерительных средств и устройств);
    • косвенным методом (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье).

    Налоговый период НДПИ

    Налоговый период НДПИ по налогу на добычу полезных ископаемых согласно статье 341 НК РФ признается календарный месяц.

    Ставка НДПИ 2016

    По налогу на добычу полезных ископаемых применяются следующие налоговые ставки: 0; 3,8; 4,0; 4,8; 5,5; 6,0; 6,5; 7,5; 8,0 и 16,5%.

    Ставка по налогу определена по видам добытых полезных ископаемых, по отдельным добытым полезным ископаемым, а также по полезным ископаемым, обладающим определенными признаками. Например, конкретно по торфу установлена ставка 4%, по горнорудному неметаллическому сырью в целом - 6%, по полезным ископаемым, добываемым при разработке некондиционных запасов, - 0%.

    При добыче нефти из нефтегазоконденсатных месторождений на период с 1 января по 31 декабря 2014 года налоговая ставка составляет 493 руб. за одну тонну. А на период с 1 января по 31 декабря 2015 года налоговая ставка составляет 530 руб. за тонну. Это базовая налоговая ставка, она применяется с коэффициентом, характеризующим динамику мировых цен на нефть, - Кц.

    Коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть, определяется путем умножения среднего за налоговый период уровня цен нефти сорта "Юралс", выраженного в долларах США, за баррель, уменьшенного на 15, на среднее значение за налоговый период курса доллара США к рублю Российской Федерации, устанавливаемого Центральным банком Российской Федерации, и деления на 261.

    Пример 1

    Средний за налоговый период уровень цен сорта нефти “Юралс” в долларах США за баррель составил 21,25 долл./барр.

    Среднее значение за налоговый период курса доллара США к рублю РФ, устанавливаемого ЦБ РФ - 31,35 руб./долл.

    Значение Кц = (21,25 долл./барр. - 15) х 31,35 руб./долл. : 261 = 0,7507

    493 руб./т х 0,7507 = 370,09 руб./т.

    Налоговая ставка составит 370,09 руб. за 1 тонну нефти.

    Среднее значение за налоговый период курса доллара США к рублю РФ, устанавливаемого ЦБ РФ, определяется налогоплательщиком самостоятельно как сумма значений курса доллара США к рублю РФ, устанавливаемого ЦБ РФ за все дни торгов, деленная на количество дней торгов в соответствующем налоговом периоде.

    При отсутствии в официальных источниках информации об уровне цен нефти сорта “Юралс” на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть, определяется налогоплательщиком самостоятельно.

    Исчисление НДПИ 2016

    Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля стоимости добытых полезных ископаемых.

    При добыче нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений сумма налога исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки, исчисленной с учетом коэффициента, характеризующего динамику мировых цен на нефть, и налоговой базы, определяемой количеством добытых полезных ископаемых в натуральном выражении.

    Пример 2

    Организацией в IV квартале 2014 года добыто 85 тонн нефти. Средняя за налоговый период цена нефти сорта “Юралс” на мировом рынке составила 21,25 долл. США/барр., средний курс доллара США составил 31,35 руб. за 1 долл. США. Коэффициент Кц равен 0,7507.

    Налоговая ставка с учетом коэффициента составляет:

    493 руб./т х 0,7507 = 370,09 руб./т.

    Сумма налога, подлежащая уплате за налоговый период, равна:

    370,09 руб./т. х 85 т = 31 457,7 руб.

    Налог исчисляется в отношении всех полезных ископаемых, добытых (извлеченных) из недр (отходов, потерь) в соответствующем налоговом периоде.

    Общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода по видам добытых полезных ископаемых и представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисляемых по каждому добытому полезному ископаемому. Если сумма налога не исчисляется по каждому участку недр, на котором осуществляется добыча полезного ископаемого, сумма налога, подлежащая уплате, рассчитывается исходя из доли полезного ископаемого, добытого на каждом участке недр, в общем количестве добытого полезного ископаемого соответствующего вида.

    Порядок и сроки уплаты НДПИ в 2016 году

    Налог подлежит уплате в бюджет по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование.

    По итогам налогового периода налог уплачивается не позднее последнего дня месяца, следующего за истекшим месяцем. В те же сроки представляется налоговая декларация по налогу.

    Функции налога на добычу полезных ископаемых

    Экономическое содержание налогов обусловливает выполнение налогом следующих основных функций:

    • фискальной (выражается в обеспечении поступления налогов в установленных налоговыми правилами размерах и сроки, а также в объемах, предусматриваемых соответствующими бюджетами);
    • регулирующей (выступает в виде использования налогов в качестве инструмента распределения и перераспределения валового внутреннего продукта путем введения налогов, установления ставок, определения налоговой базы и уровня зачисления поступающих средств);
    • стимулирующей (при помощи дифференциации налоговых ставок, введения налоговых льгот, изъятия из налоговой базы государство осуществляет стимулирование развития отдельных отраслей экономики, инвестирование средств и т. д.).

    Для налога на добычу полезных ископаемых характерны все три вышеуказанные функции.

    Так, с принятием главы 26 НК РФ внесены изменения в статью 50 Бюджетного кодекса РФ в части распределения налога на добычу полезных ископаемых по бюджетам разных уровней: сумма налога, подлежащего уплате по итогам налогового периода поступают в доход федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, соответствующего местного бюджета.

    Сумма налога, исчисленная налогоплательщиком по добытым полезным ископаемым (за исключением добытых полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых), распределяется следующим образом:

    • 40% - в доход федерального бюджета;
    • 60% - в доход бюджета субъекта Российской Федерации.

    Сумма налога, исчисленная налогоплательщиком по полезным ископаемым (за исключением добытых полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых), добытым на территории автономного округа, входящего в состав края (области), распределяется в порядке, установленном соглашением между автономным округом и краем (областью).

    Сумма налога, исчисленная налогоплательщиком по добытым полезным ископаемым в виде углеводородного сырья, распределяется следующим образом:

    • 100% - в доход федерального бюджета

    При добыче общераспространенных на территориях соответствующих районов и городов полезных ископаемых полная сумма налога подлежит уплате в доход бюджетов субъектов РФ.

    При добыче любых полезных ископаемых на континентальном шельфе РФ или в исключительной экономической зоне РФ, а также при добыче полезных ископаемых из недр за пределами территории РФ, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование, полная сумма налога зачисляется в федеральный бюджет.

    В целях стимулирования добычи горючего природного газа из нефтяных месторождений, полезных ископаемых при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных запасов полезных ископаемых, полезных ископаемых, добываемых из вскрышных и вмещающих (разубоживающих) пород, отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств (в том числе в результате переработки нефтешламов) в пределах нормативов содержания полезных ископаемых в указанных породах и отходах, согласно статье 342 НК РФ налогообложение указанных полезных ископаемых производится по налоговой ставке 0%.

    Оценка стоимости добытых полезных ископаемых

    В соответствии со статьей 340 НК РФ оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно одним из следующих способов:

    • исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета государственных субсидий;
    • исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого;
    • исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.

    Для определения стоимости добытых полезных ископаемых используется также стоимость единицы добытого полезного ископаемого, которая рассчитывается как отношение выручки от реализации (если реализация была) добытого полезного ископаемого к количеству реализованного добытого полезного ископаемого.

    При определении выручки учитываются все сделки налогоплательщика по реализации добытых полезных ископаемых, по которым цена сделки определялась в данном налоговом периоде. Выручка от реализации добытого полезного ископаемого определяется исходя из цен реализации, установленных с учетом положений ст. 105.3 НК РФ, без учета НДС (при реализации на территории РФ и в государства - участники СНГ) и акциза, уменьшенных на сумму расходов налогоплательщика по доставке в зависимости от условий договора.

    При этом в сумму расходов по доставке включаются расходы на оплату таможенных пошлин и сборов при внешнеторговых сделках, на доставку (перевозку) добытого полезного ископаемого от склада готовой продукции (узла учета, входа в магистральный трубопровод, пункта отгрузки потребителю или на переработку, границы раздела сетей с получателем и т. п. условий) до получателя, а также расходы по обязательному страхованию грузов, исчисленные в соответствии с законодательством РФ.

    К расходам по доставке добытого полезного ископаемого до получателя относятся расходы по доставке магистральными трубопроводами, железнодорожным, водным и другим транспортом, расходы на слив, налив, погрузку, разгрузку и перегрузку, на оплату услуг портов и транспортно-экспедиционных услуг.

    Цена реализации уменьшается также на суммы государственных субвенций из бюджета в том случае, если налогоплательщик получает к ценам реализации своей продукции такие субвенции.

    При отсутствии у налогоплательщика реализации добытых полезных ископаемых (например, при направлении добытых полезных ископаемых на переработку и т. д.) налог исчисляется исходя из расчетной стоимости, учитывающей расходы налогоплательщика на добычу полезного ископаемого, определяемые в соответствии с главой 25 НК РФ “Налог на прибыль организаций”. Стоимость добытого полезного ископаемого в этом случае исчисляется как произведение количества добытого полезного ископаемого, определяемого в соответствии со ст. 339 НК РФ, и стоимости единицы добытого полезного ископаемого.

    Аналогичные налоги и взносы в других странах

    Основными видами платежей в мировой добывающей промышленности являются бонусы, ренталс, роялти и налог на доходы.

    Бонусы являются разовыми платежами при наступлении определенных событий, зафиксированных государством в соглашении с добывающей компанией, и могут быть приурочены к различным этапам реализации проекта разработки месторождения. В ряде стран выплата бонусов закреплена в законодательном порядке, но чаще количество и размер бонусов являются предметом переговоров между государством и инвестором.

    Ренталс - вид платежа, не зависящий от наличия добычи или прибыльности производства, дающий государству возможность получать систематический доход с момента заключения соглашения. Размер ренталс может быть установлен как за всю территорию разработки месторождения, так и за единицу ее площади. Могут устанавливаться прогрессивные ставки ренталс, увеличивающиеся с течением времени, с размером этой территории, или смешанного типа.

    Роялти - налог, рассчитываемый как фиксированная доля стоимости произведенной продукции и взимаемый государством - собственником природных ресурсов за право разработки запасов. Этот платеж обеспечивает ранний и гарантированный доход государству. В нефтяной промышленности величина роялти колеблется от 0 до 50%.

    Роялти может иметь как твердую, так и прогрессивную ставку. Исчисление роялти по скользящей шкале зависит от определенных факторов, например уровня добычи. Расчет роялти по скользящей шкале фактически служит для изъятия у производителя части ресурсной ренты. С другой стороны, изменением ставки роялти государство создает для компаний финансовые стимулы для работы в нужном для государства направлении. Так, зависимость ставки роялти от уровня добычи в определенной степени может регулировать деятельность компании по разработке месторождения, зависимость ставки от качества полезных ископаемых стимулирует освоение месторождений трудноизвлекаемых полезных ископаемых и месторождений пониженного качества и т. д.

    В налогообложении добычи минеральных ресурсов применяются как обычный налог на прибыль компаний, так и специальные виды налогов, в частности рентный налог на природные ресурсы. Ставки обычного налога на прибыль компаний колеблются от 0 до 70%, ставки налога на прибыль нефтяных компаний, как правило, - от 50 до 85%. Более высокие налоги на прибыль в нефтяном секторе служат инструментом изъятия получаемой высокой ресурсной ренты.

    Зависимость основных налоговых платежей в добывающей промышленности от цены продукции стимулирует производителей к занижению цены ее реализации с целью минимизации своих налоговых обязательств (трансфертное ценообразование). В связи с этим в большинстве стран при налогообложении добывающей промышленности для определения налоговой базы используются специальные справочные (рыночные) цены, определяемые тем или иным способом. В развивающихся нефтедобывающих странах в этих целях часто используют цены на нефть, сложившиеся на мировом рынке. В большинстве развитых стран при налогообложении добычи нефти применяются цены сделок, совершаемых на принципах отсутствия взаимозависимости между продавцом и покупателем и отсутствия взаимосвязи между продажей продукции и другими сделками.

    Достаточно широкое распространение в мировой практике получили соглашения на добычу с разделом произведенной продукции (СРП). Произведенные затраты в таких контрактах компенсируются компании частью добытой нефти. Доля компенсационной продукции в добыче оговаривается в соглашении. Оставшаяся часть продукции подлежит разделу между государством и компанией. Раздел производится в пропорциях, отраженных в соглашении. При этом пропорции раздела с ростом добычи могут изменяться в пользу государства. Принадлежащая компании доля распределяемой продукции, как правило, является объектом налогообложения. Кроме того, во многих соглашениях о разделе продукции также включаются обязательства по уплате роялти. В одной и той же стране компании могут работать на совершенно разных условиях, по разным фискальных системам. Одновременно могут применяться и лицензионные соглашения, и соглашения о разделе продукции.

    Основание и правовые основы

    Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) - это федеральный налог, регулируемый главой 26 Налогового кодекса РФ. Так как его уплачивают пользователи недр, одним из важнейших документов для понимания и применения НДПИ также является Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".

    Налогоплательщики

    1. Организации и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные и признаваемые пользователями недр.
    2. Организации, сведения о которых внесены в ЕГРЮЛ на основании статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на основании лицензий и иных разрешительных документов, действующих в порядке, установленном статьей 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".

    По общему правилу налогоплательщики должны встать на учет в качестве налогоплательщика НДПИ по месту нахождения участка недр, который они используют, в течение 30 календарных дней с момента государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.

    Особый порядок постановки на учет установлен для пользователей недр в Крыму и Севастополе.

    Постановка на учет производится по месту нахождения организации либо по месту жительства физического лица (если налогоплательщик является ИП).

    Минфин РФ также дополнительно определяет особенности постановки на учет в качестве налогоплательщиков НДПИ - см. приказ Приказ МНС РФ от 31.12.2003 N БГ-3-09/731.

    Объект налогообложения НДПИ

    Объектом налогообложения признаются полезные ископаемые:

    1. добытые из недр на территории РФ на предоставленном по закону участке недр (в том числе из залежи углеводородного сырья);
    2. извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, подлежащие отдельному лицензированию;
    3. добытые из недр за пределами РФ на территориях, арендуемых или используемых по международным договорам, а также находящихся под юрисдикцией РФ.

    Не являются объектами налогообложения:

    • общераспространенные полезные ископаемые, в т.ч. подземные воды, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления;
    • добытые (собранные) минералогические, палеонтологические и др. геологические коллекционные материалы;
    • добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение;
    • полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов (потерь) горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;
    • дренажные подземные воды;
    • метан угольных пластов.

    Виды полезных ископаемых

    1. Уголь и горючие сланцы
    2. Углеводородное сырье (нефть, газовый конденсат, газ горючий природный, метан угольных пластов)
    3. Товарные руды черных и цветных металлов, редких металлов, образующих собственные месторождения
    4. Полезные компоненты комплексной руды
    5. Горно-химическое неметаллическое сырье (апатит, фосфоритовые руды, соли, сера, шпат, краски земляные и др.)
    6. Горнорудное неметаллическое сырье
    7. Битуминозные породы
    8. Сырье редких металлов (индий, кадмий, теллур, таллий, галлий и др.)
    9. Неметаллическое сырье, используемое, в основном, в строительной индустрии (гипс, ангидрид, мел, известняк, галька, гравий, песок, глина, облицовочные камни)
    10. Кондиционный продукт пьезооптического сырья (топаз, нефрит, жадеит, родонит, лазурит, аметист, бирюза, агаты, яшма и др.)
    11. Природные алмазы, др. драгоценные камни (алмазы, изумруд, рубин, сапфир, александрит, янтарь)
    12. Концентраты и др. полупродукты, содержащие драгметаллы (золото, серебро, платина, палладий, иридий, родий, рутений, осмий) а также лигатурное золото, соответствующее национальному стандарту (техническим условиям) и (или) стандарту (техническим условиям) организации-налогоплательщика
    13. Соль природная и чистый хлористый натрий
    14. Подземные воды, содержащие полезные ископаемые и лечебные ресурсы, а также термальные воды
    15. Сырье радиоактивных металлов (в частности, уран и торий).

    Налоговая база

    Налоговая база по НДПИ определяется как стоимость добытых полезных ископаемых по каждому виду, с учетом установленных различных ставок. Она определяется отдельно по каждому добытому полезному ископаемому.

    Особым образом определяется стоимость углеводородного сырья, добытого на новом морском месторождении углеводородного сырья. Как определять по нему налоговую базу, говорится в статье 340.1 НК РФ. О таких месторождениях налоговые органы информирует федеральный орган исполнительной власти, ответственный за ведение государственного баланса запасов полезных ископаемых.

    В отношении иных видов добываемого углеводородного сырья, а также угля, налоговая база определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении.

    Общий порядок оценки стоимости добытых полезных ископаемых при определении налоговой базы указан в статье 340 Налогового Кодекса РФ.

    Налоговый период

    Календарный месяц.

    Налоговые ставки

    Ставки установлены по каждому виду полезных ископаемых статьей 342 Налогового Кодекса РФ.

    Ставки в 2017 году

    • 0% или 0 рублей, если в отношении добытого полезного ископаемого налоговая база определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении (при добыче, например, полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых и др.);
    • от 3,8% до 8% для различных полезных ископаемых, налоговая база по которым определяется исходя из их стоимости;
    • 919 рублей на период с 1 января 2017 года за 1 тонну добытой нефти обессоленной, обезвоженной и стабилизированной. При этом указанная налоговая ставка умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц). Полученное произведение уменьшается на величину показателя Дм, характеризующего особенности добычи нефти. Величина показателя Дм определяется в порядке, установленном ст. 342.5 НК РФ. В формулу определения коэффициента Дм новой редакцией Налогового кодекса N 204 от 28.12.2016 внесены изменения: добавлено значение Кк, уменьшающее показатель. Кк на период с 1 января по 31 декабря 2017 года включительно равен 306, 357 - на период с 1 января по 31 декабря 2018 года включительно, 428 - на период с 1 января по 31 декабря 2019 года включительно, 0 - с 1 января 2020 года. В 2016 году ставка по нефти составляла 857 руб.;
    • 42 рубля за 1 тонну добытого газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья. При этом указанная налоговая ставка умножается на базовое значение единицы условного топлива, на коэффициент, характеризующий степень сложности добычи газа горючего природного и (или) газового конденсата из залежи углеводородного сырья, и на корректирующий коэффициент;
    • 35 рублей за 1 000 кубических метров газа при добыче газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья. При этом указанная налоговая ставка умножается на базовое значение единицы условного топлива и на коэффициент, характеризующий степень сложности добычи газа горючего природного и (или) газового конденсата из залежи углеводородного сырья. Полученное произведение суммируется со значением показателя, характеризующего расходы на транспортировку газа горючего природного. Если полученная сумма оказалась меньше 0, значение налоговой ставки принимается равным 0.
    • 47 рублей за 1 тонну добытого антрацита.
    • 57 рублей за 1 тонну добытого угля коксующегося;
    • 11 рублей за 1 тонну добытого угля бурого;
    • 24 рубля за 1 тонну добытого угля, за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого;
    • 730 рублей за 1 тонну многокомпонентной комплексной руды, добываемой на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Красноярского края, содержащей медь, и (или) никель, и (или) металлы платиновой группы;
    • 270 рублей за 1 тонну многокомпонентной комплексной руды, не содержащей медь, и (или) никель, и (или) металлы платиновой группы, добываемой на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Красноярского края.
    • на антрацит - 1,102;
    • на уголь коксующийся - 1,668;
    • на уголь бурый - 0,996;

    В прошлом году улучшились условия, при которых коэффициент Ккан равен нулю в отношении участков недр, полностью или частично расположенных в Каспийском море. Эти условия вынесены в отдельный подпункт 9 пункта 4 статьи 342.5 НК РФ.

    В отношении нефти, добытой на этих участках недр, коэффициент Ккан сохраняет нулевое значение до 1-го числа месяца, следующего за тем, в котором наступило одно из перечисленных в НК РФ обстоятельств. Таким обстоятельством является, например, достижение определенного уровня накопленного объема добычи нефти (за исключением накопленного объема на новых морских месторождениях на данном участке недр). С 2016 года этот предел составляет 15 млн т. вместо 10 млн т., как было установлено ранее.

    При расчете НДПИ по газу применяется коэффициент Кгп, характеризующий экспортную доходность. Напомним, базовое значение ставки НДПИ в отношении газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья умножается на коэффициент Ккм, а также на базовое значение единицы условного топлива Еут и коэффициент Кс, характеризующий степень сложности добычи газа горючего природного и (или) газового конденсата из залежи углеводородного сырья.

    Значение корректирующего коэффициента изменилось в редакции Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ.

    Налоговый вычет по НДПИ

    Статья 343.1 Налогового кодекса РФ регулирует право налогоплательщика на получение налогового вычета - можно по своему выбору уменьшить сумму налога, исчисленную за налоговый период при добыче угля на участке недр, на сумму экономически обоснованных и документально подтвержденных расходов налогоплательщика в налоговом периоде и связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля на данном участке недр.

    В налоговый вычет включаются следующие расходы:

    • материальные расходы налогоплательщика, определяемые в порядке, предусмотренном главой 25 "Налог на прибыль" НК РФ;
    • расходы налогоплательщика на приобретение и (создание) амортизируемого имущества;
    • расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение объектов основных средств.

    Право на применение данного налогового вычета непосредственно связано с обязанностью налогоплательщика НДПИ - работодателя обеспечивать безопасные условия труда и их охрану.

    Порядок признания расходов в целях применения данного вычета должен быть отражен в учетной политике для целей налогообложения.

    Порядок и сроки уплаты налога, отчетность

    По итогам месяца исчисляется сумма налога отдельно по каждому виду добытых полезных ископаемых. Налог подлежит уплате в бюджет по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование.

    Налог уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

    Пользователи недр уплачивают регулярные платежи ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, равными долями в размере одной четвертой от суммы платежа, рассчитанного за год (Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1).

    Порядок и условия взимания регулярных платежей за пользование недрами с пользователей недр устанавливаются Правительством РФ, а суммы этих платежей направляются в федеральный бюджет.

    Декларация по НДПИ представляется в налоговый орган по месту нахождения российской организации, месту жительства индивидуального предпринимателя, месту осуществления деятельности иностранной организации через филиалы и представительства, созданные на территории РФ.

    Обязанность представления налоговой декларации возникает, начиная с налогового периода, в котором стала осуществляться фактическая добыча полезных ископаемых. Представляется не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговую декларацию по НДПИ можно подавать как в бумажном, так и в электронном виде.

    Обращаем внимание!

    Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные организации, численность работников которых превышает указанный предел, представляют налоговые декларации и расчеты только в электронной форме. Это же правило распространяется и на крупнейших налогоплательщиков.

    С полным списком федеральных операторов электронного документооборота , действующих на территории определенного региона, можно ознакомиться на официальном сайте Управления ФНС России по субъекту РФ.

    НДПИ: что нового в 2017 году?

    В 2017 году изменились некоторые налоговые ставки и значения, необходимые для расчета коэффициентов.

    При уплате налога при добыче нефти ставка составит 919 рублей на период с 1 января 2017 года за 1 тонну добытой нефти обессоленной, обезвоженной и стабилизированной. При этом указанная налоговая ставка умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц). Полученное произведение уменьшается на величину показателя Дм, характеризующего особенности добычи нефти.

    Величина показателя Дм определяется в порядке, установленном ст. 342.5 НК РФ. В формулу определения коэффициента Дм новой редакцией Налогового кодекса N 204 от 28.12.2016 внесены изменения: добавлено значение Кк, уменьшающее показатель.

    Кк на период с 1 января по 31 декабря 2017 года включительно равен 306, 357 - на период с 1 января по 31 декабря 2018 года включительно, 428 - на период с 1 января по 31 декабря 2019 года включительно, 0 - с 1 января 2020 года. В 2016 году ставка по нефти составляла 857 руб.;

    Налоговые ставки в отношении угля умножаются на коэффициенты-дефляторы, которые определяются и подлежат официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 3 ноября 2011 г. N 902 "О порядке определения и официального опубликования коэффициентов-дефляторов к ставке налога на добычу полезных ископаемых при добыче угля").

    Коэффициенты-дефляторы на 1 квартал 2017 года составят:

    • на антрацит - 1,102;
    • на уголь коксующийся - 1,668;
    • на уголь бурый - 0,996;
    • на уголь, за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого, - 1,132.

    Это установлено приказом Минэкономразвития России от 18.01.2017 N 8 "О коэффициентах-дефляторах к ставке налога на добычу полезных ископаемых при добыче угля".

    При расчете НДПИ по газу значение корректирующего коэффициента изменилось в редакции Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ.

    С 1 января 2017 года пункт 15 статьи 342.4 гласит, что коэффициент Ккм равен результату деления числа 6,5 на значение коэффициента Кгп. Кгп новой нормой установлен такой: 1,7969 - на период с 1 января по 31 декабря 2017 года включительно, 1,4022 - на период с 1 января по 31 декабря 2018 года включительно, 1,4441 - на период с 1 января по 31 декабря 2019 года включительно - для налогоплательщиков - собственников объектов Единой системы газоснабжения, либо участников с долей собственности;

    Для остальных налогоплательщиков Кгп равен 1.

    Обращаем внимание !

    При уплате недоимок по всем налогам с 1 октября 2017 года изменяются правила начисления пеней. При длительной просрочке предстоит уплачивать большие суммы пеней - это касается недоимок, возникших после 1 октября 2017 года. Изменения внесены в правила расчета пеней, которые установлены для организаций п. 4 ст. 75 НК РФ.

    Если, начиная с указанной даты, просрочить платеж более чем на 30 дней, пени предстоит рассчитывать так:

    • исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период с 1-го по 30-й календарные дни (включительно) такой просрочки;
    • исходя из 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, актуальной в период начиная с 31-го календарного дня просрочки.

    При просрочке в 30 календарных дней и меньше юрлицо заплатит пени исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

    При уплате недоимок до 1 октября 2017 года количество дней просрочки не имеет значения, ставка в любом случае составит 1/300 ставки рефинансирования ЦБ. Напомним, что с 2016 года ставка рефинансирования равна ключевой ставке.

    НДПИ (расшифровка аббревиатуры – налог на добычу полезных ископаемых) подлежит начислению и уплате лицами, у которых имеется лицензия на пользование участком с целью добычи в его недрах полезных ископаемых. Стандарты расчета и правила применения регламентированы Налоговым кодексом.

    Налог на добычу полезных ископаемых: общая информация

    Добываемые полезные ископаемые могут быть разделены на такие группы:

    • горючие вещества (уголь, торф, сланцы);
    • углеводородные продукты, к которым относят нефть и добытый газ с метаном;
    • руда;
    • разные виды неметаллического сырья, добываемого горнорудными и горно-химическими предприятиями;
    • налог НДПИ начисляется и на редкие металлы;
    • цветные камни;
    • кварцевое сырье;
    • драгоценные и полудрагоценные металлы, камни;
    • соль;
    • вода лечебного назначения и промышленного, добываемая из-под земли или природных, термальных источников.

    Полный перечень указан в ст. 337 НК РФ. Объект налогообложения НДПИ – объем добываемых полезных ископаемых на территории РФ и за ее границами (ст. 336 НК РФ). Не подлежит обложению налогом сырье, полученное из источников, которые не состоят на государственном учете и не являются для государственных структур балансовыми. Сырье из этой категории недр могут добываться предпринимателем для удовлетворения собственных нужд.

    НДПИ в 2018 году: ставки и нововведения

    Для расчета суммы налоговых обязательств применяются две шкалы ставок:

    1. Процентная сетка (адвалорные ставки), которая используется при начислении налога по налоговой базе, выраженной в стоимости сырья.
    2. Рублевые ставки (специфические), которые назначаются на каждую тонну сырья, учитываемого по объему добычи.

    В п. 1 ст. 342 НК РФ приведен список ископаемых с предусмотренной для них нулевой ставкой налога. Расчет обязательств производится по каждому налоговому периоду – он равен календарному месяцу.

    Законом от 30 сентября 2017 г. № 286-ФЗ внесены изменения в НК РФ. В части налога на добычу горючего природного газа предусмотрен налоговый вычет. Для получения вычета надо соблюсти несколько требований:

    • недра находятся в акватории Черного моря (частично или полностью);
    • месторождение не является новым;
    • предприятие, осуществляющее добычу, зарегистрировано в Республике Крым или в г. Севастополь до 2017 года;
    • в отчетном налоговом периоде были произведены траты на основные средства (приобретение, доставка, ведение в эксплуатацию), которые включены в программу инвестиционного развития газотранспортной системы РК и Севастополя.

    Размер вычета соответствует величине фактически понесенных затрат на объекты основных средств, но не может быть выше предельного значения льготы (0,9 х сумма налога).

    Налог на добычу полезных ископаемых-2018: определение налоговой базы

    Налогооблагаемая сумма выводится налогоплательщиком самостоятельно. Расчеты производятся отдельно по каждому типу сырья. Стоимость сырья вычисляется:

    • по ценам реализации, фигурирующим на рынке в текущий момент;
    • по ценовым показателям, не учитывающим полученные суммы субсидирования для покрытия разрыва между рыночным и расчетным ценниками;
    • по расчетным нормативам, если в налоговом периоде не были осуществлены продажи для конкретного типа сырья.

    Налоговая база по НДПИ определяется как количество ископаемых, которые были добыты предприятием, или стоимость полученного добывающими организациями сырья. На количественные показатели надо ориентироваться при разработке нефтяных месторождений, газовых, угольных, норма распространяется на многокомпонентные руды в Красноярском крае. Стоимостные значения используются в расчетах для добычи других видов ископаемых и углеводородного сырья на морских участках месторождений (нефть, газ).

    НДПИ в 2018 году: формулы и примеры расчетов

    Суммарное значение налога высчитывается путем перемножения налоговой базы со ставкой, которая закреплена за соответствующим видом сырья. Для добываемой нефти налог надо рассчитывать по обессоленной, обезвоженной и стабилизированной разновидности сырья. Для нефтяного материала характерно использование в формуле подсчета специфической ставки налога, которая дополнительно корректируется на условия добычи при помощи показателя Дм и динамику общемировых цен (через коэффициент Кц). Формула расчета НДПИ на нефть в 2018 году:

    Налоговая база в тоннах х (ставка х Кц – показатель Дм).

    Производить вычисления надо ежемесячно, данные показываются отдельно по налоговым периодам без накопления. Расчет НДПИ на нефть – пример основывается на ставке, действующей в 2017 году. Она равна 919 руб. за каждую тонну сырья. Вычисление коэффициентов – самая сложная часть работы. Они определяются по формулам:

    1. Дм = Кндпи х Кц х (1– Кв х Кз х Кд х Кдв х Ккан). Каждый из коэффициентов рассчитывается по нормативам ст. 342 НК РФ. Значения некоторых из них можно получить через форму запроса, направленную в Роснедр.
    2. Кц = (Цена барреля нефти «Юралс» - 15) х средний показатель курса доллара к рублю по данным ЦБ РФ / 261.

    Пример расчета НДПИ при условии добычи в октябре 2017 года 17 000 тонн баррелей нефти:

    1. Значение КЦ можно брать с сайта ИФНС, на котором ежемесячно публикуются данные по составляющим этого показателя и его итоговому значению. На октябрь 2017 года коэффициент равен 9,1484.
    2. Кндпи с 2016 года не менялся и остался на уровне 559 рублей.
    3. Кд и Ккан заданы равными 1 (шкала значений предусмотрена ст. 342.2 и 342.5 соответственно).
    4. Остальные коэффициенты можно определить только при наличии доступа к сведениям из Роснедра. Для примера примем условные данные по Кв и Кдв в размере 0,3, Кз, равным 1.

    НДПИ составит 63 812 560 рублей за октябрь (17 000 х (919 х 9,1484 – (559 х 9,1484 х (1 –0,3 х 1 х 1 х 0,3 х 1)))).

    Налог на добычу полезных ископаемых в 2018 году для нефтяников планируется дополнить новым показателем НДД, который будет ориентироваться на получаемые доходы. Перейти на обновленные нормативы налогообложения сразу все предприятия не смогут – перевод будет постепенным, регулировать очередность будет Минфин.

    НДПИ на газ определяется по фиксированному размеру ставки, назначенной для каждого кубометра сырья. В расчетах используется набор специальных коэффициентов:

    • Тг (учитывает расходы, связанные с доставкой газа до пункта его обработки);
    • Еут – обозначение единицы условного топлива;
    • Кс – применяется для идентификации степени сложности процесса получения сырья.

    НДПИ на золото облагается по процентной шкале ставки, равной 6% (для остальных драгоценных металлов действует ставка 6,5%). Объем добытого металла определяется по условиям ст. 339 НК РФ. Налоговая база рассчитывается как произведение цены единицы сырья и его общего количества, которое было найдено за месяц. Срок уплаты налога на добычу полезных ископаемых установлен ст. 344 НК. Погасить налоговое обязательство надо до 25 числа в месяце, следующем за окончившимся налоговым периодом.