Финансовые категории. Категории финансов Основные элементы категории финансовая

  • 01.04.2020

Ответственность сторон при расчетах.

В процессе расчетов, участвующие 3 стороны могут нарушить какие-либо обязательства. Например:

Поставщики, при нарушении графика поставки платят неустойку за недопоставленную в срок продукцию, при срыве графика платят штраф от всей суммы продукции, если поставили не все, что должны были также выплачивают неустойку.

Покупатели, при несвоевременной оплате выплачивают пеню (процент от невыплаченной суммы на каждый день).

Банк, при нарушении срока зачисление и перевода сумм, при ошибках в расчетах, адресах и.т.п, банк должен возместить сумму ущерба.

В Росси начиная с 1992 года, когда началась реформа, постоянно осуществляется совершенствование безналичных расчетов, Это выразилось в том, что увеличился объем безналичных расчетов от 50-60 % до 70- 80 % и вместе с этим уменьшение теневой экономики. Прекратились такие действия, как отправка фальшивых авизо.

Раздел 2: Теоретические основы финансов.

Лекция 1: Сущность и функции финансов.

Отношение финансов и категория финансов сформировались одновременно с возникновением государства, при развитии денежных отношений и при разделении общества на социальные группы, похожие на классы. Наибольшее развитие отношения финансов приобретают при капитализме (кон. XVI - нач. XVII в.) . Финансы - это неотъемлемая часть денежных отношений, а деньги являются материальной основой финансовых отношений. Если деньги - это всеобщий эквивалент, то финансы - это экономический способ распределения и перераспределения ВВП, национального дохода, это также средство контроля за образованием и расходованием фондов денежных средств.

Финансы (от лат. , доход, наличность,) – это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых происходит формирование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Следовательно, финансы выражают денежные отношения, возникающие между:

- предприятиями , в процессе приобретения товарно-материальных ценностей и в процессе реализации товаров и услуг;

- между предприятиями и вышестоящими организациями , при создании централизованных денежных средств и при их распределении;

- между государством и предприятиями, при уплате налогов ;

- между государством и гражданами ;

- между отдельными звеньями бюджетной системы ;

- между страховыми организациями и клиентами ;

- денежные отношения, определяющие кругооборот фондов внутри предприятия .

2) Функции финансов проявляются в 3-х функциях:


1) распределительная функция, в рамках которой происходит первичное и вторичное распределение доходов. Первичные формируются в материальной сфере, там где создается национальный доход, и распределяются на доходы физических лиц, участвующих в производстве товаров и услуг,и доходы хозяйствующих субъектов. Затем происходит вторичное распределение или перераспределение, оно касается также доходов физических лиц и учреждений, работающих в нематериальной сфере;

2) контрольная функция, в финансовых отношениях контроль занимает значительное место, и организация его зависит от государственного устройства. В России осуществляется президентский контроль, правительственный контроль (в рамках которого есть министерство),финансовый контроль. В структуру министерства финансов входит казначейство – это организация, прямой обязанностью которой является распределение и контроль за бюджетными денежными средствами. Также, в рамках министерства образован финансовый контроль по вертикали управления; парламентский контроль; парламентом может назначаться специальный контроль, в рамках которого образована счетная палата (во главе Степашин) . Особенность: только счетная палата имеет право контролировать ЦБ, так как в странах с рыночной экономикой он отделен от правительства.

3) стимулирующая (регулирующая) функция , выражает регулирование государством финансовых отношений, путем изменения налоговой системы, предоставлением льгот и.т.п

Финансовая система – это совокупность различных звеньев финансовых отношений, каждые из которых характеризуются особенностями в формировании и использовании фонда денежных средств, и различной ролью в общественном воспроизводстве.

Финансовая система имеет 2 подсистемы . В первую входят общегосударственные финансы, которые должны обеспечивать потребности расширенного воспроизводства, на уровне народного хозяйства в целом.

Звенья 1 подсистемы:

Внебюджетные фонды;

Государственный кредит;

Система страхования (страховые фонды) .

2 подсистема включает в себя финансы хозяйствующих субъектов. В этой подсистеме, финансы используются для обеспечения воспроизводства на уровне отдельных предприятий или организаций. Хозяйствующие субъекты подразделяются по организационно-правовым формам (государственные, частные, акционерные, гражданские и.т.д – см. нормативный документ) .

Лекция 2: Государственный бюджет.

Основной субъект производства. Предпринимательская деятельность - основа финансов предприятий . Сущность финансов предприятий , принципы их организации. Финансовые категории. Влияние организационно-правовых форм хозяйствования и отраслевых особенностей на организацию финансов предприятий . Финансовый механизм и его элементы на предприятиях. Место финансов предприятий в финансовой системе государства и их роль в экономических отношениях по поводу воспроизводства капитала . Концепция реформирования предприятий.  

Эти общие черты создают единую финансовую категорию, включающую различные финансовые отношения , которые имеют свою специфику и выделяются из общей совокупности финансов.  

В учебнике подробно описана концепция функционирования финансов, на которой базируется изучение финансовых категорий, закономерностей и направлений развития, обеспечения разных секторов экономики необходимыми финансовыми и кредитными ресурсами, финансово-кредитной и налоговой систем в государственном, муниципальном и предпринимательском секторах экономики, сферах страхования, домашних хозяйств , а также международной сфере. Кроме того, рассматриваются роль и задачи законодательных, представительных и исполнительных органов власти и управления в процессе реализации финансовой политики на современном этапе.  

Государственный и муниципальный кредиты отличаются от классических финансовых категорий. Прежде всего они носят, как правило, добровольный характер (в истории государств, в том числе СССР, известны случаи и принудительного размещения государственных займов). Далее, для государственного и муниципального кредитов характерными признаками являются возвратность и платность. В классических формах финансов движение финансовых ресурсов происходит в одном направлении.  

В чем отличие государственного кредита от классических финансовых категорий  

Натуральные запасы, индивидуальные или групповые, сверх сложившихся норм потребления на случай непредвиденных событий не рассматриваются в смысле страхования как финансовой категории и представляют собой резервы семьи, хозяйства и т.п. Крупа, сахар в чулане, консервы с дачного участка, новый костюм, запас семян на случай засухи и т.п. лишь косвенно связаны со страхованием как финансовой категории. Указанные явления и вообще процесс формирования резервов , имеющих натуральную форму, относятся к предмету других статистик. Они изучаются статистикой личного потребления , статистикой других секторов экономики . Однако формирование резервов в натуральной форме, так называемое самострахование, имеет отношение к финансам, поскольку процесс формирования страховых фондов связан с финансовыми потоками либо отражается на их объемах в СНС.  

При ответе на второй и третий вопросы надо исходить из того, что существовало минимум пять объективных причин 1) деньги были слишком редким явлением 2) психология рядового счетного работника неконструктивна, он пишет то, что видит или в жизни, или в документе 3) прибыль как важнейшая категория, исчисляемая бухгалтером, не получила должного признания, купец оперировал больше потребительскими, чем финансовыми, категориями 4) из всех функций денег преобладала функция средства платежа , деньги нужны были в первую очередь, чтобы взыскивать и вносить, а не для вложения в хозяйственные обороты, следовательно, учет хозяйственных процессов строился на натуральной, а не на денежной основе 5) многие века в психологии людей преобладали не количественные, а качественные представления (сказать, что я живу хорошо, было гораздо важнее и понятнее, чем сказать, что я живу на 300 дукатов).  

Налоги, участвуя в перераспределении национального дохода , выступают специфической формой производственных отношений, которые формируют их общественное содержание. Кроме общественного содержания налоги имеют материальную основу, т.е. представляют собой реальную сумму денежных средств общества, мобилизуемую государством. В современных условиях налоги выполняют три функции фискальную , социальную и регулирующую, каждая из которых имеет внутреннее содержание, признаки и черты данной финансовой категории.  

Таким образом, как финансовая категория социальное страхование представляет собою часть денежных отношений по распределению и перераспределению национального дохода с целью формирования и использования фондов, предназначенных для содержания лиц, не участвующих в общественном труде.  

Охарактеризуйте отношения, которые выражает государственный кредит как финансовая категория.  

Основные финансовые категории рассматриваются не только на примере Российской Федерации , но и ведущих зарубежных стран.  

Наибольшее внимание Маркс и Энгельс уделили важнейшей финансовой категории - налогам. Изучая их сущность, они постоянно подчеркивали, что для всех трудящихся налоги являются орудием дополнительной эксплуатации. При оценке налогообложения К. Маркс отдавал предпочтение прямым и прежде всего подоходному налогу , выступая за прогрессивные формы обложения. Косвенные налоги как наиболее тяжелые он называл прогрессивными налогами навыворот.  

Конец XIX и начало XX вв. характеризуются распространением теории предельной полезности как реакции на марксистское учение. Она затронула и финансовую сферу . Ее представители несмотря на большое разнообразие в оценках выступили против трудовой теории стоимости , заменив ее анализом цены, определяемой предпочтением покупателей. Важнейшие финансовые категории - государственные расходы и налоги - рассматривались ими как многочисленные индивидуальные сделки между государством и частными лицами при этом предельная полезность государственных услуг должна сочетаться с предельной полезностью налогов.  

В первую очередь следует отметить книги А. Бирмана, в которых впервые на достаточно высоком уровне были поставлены проблемы финансов предприятий . В его трудах впервые разработаны вопросы использования финансовых категорий в условиях хозяйственного расчета , который в интерпретации автора имел элементы рыночного хозяйства в условиях социализма.  

При изучении финансовых категорий используют приемы анализа и синтеза - двуединый прием познания, один из элементов процесса абстрактного мышления.  

Для исследования финансовых отношений и процессов применяется качественный и количественный анализ . Формируя определенное понятие финансовой категории или финансового явления, этот анализ дает нам их качественную характеристику , т.е. вкладывает в это

Сущность финансов

Предпосылки возникновения финансов.

Современный мир - это мир всесторонних и всемогущих товарно-денежных отношений. Ими пронизана внутренняя жизнь любого государства и его деятельность на международной арене.

В процессе воспроизводства на разных уровнях, начиная с предприятия и кончая национальной экономикой в целом, образуются и используются фонды денежных средств. При этом не имеет значение, в какой форме выступают деньги: в виде наличных бумажных знаков, то ли в форме кредитных карточек, или на значащихся, на банковских счетах сумм вообще вне всякой формы. Система образования и использования фондов денежных ресурсов, участвующих в обеспечении процесса воспроизводства и составляет финансы общества. А совокупность экономических отношений, возникающих между государством, предприятиями и организациями, отраслями, территориями и отдельными гражданами в связи с движением денежных фондов, образует финансовые отношения. Они сложны, разнообразны и напоминают кровеносную систему живого организма, через которую осуществляется движение товаров и услуг, своеобразный обмен веществ между экономическими клеточками общественного организма. Финансы – историческая категория. Они появились одновременно с возникновением государства при расслоении общества на классы. Термин finansia возник в XIII – XV вв. в торговых городах Италии и обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств. Таким образом, данный термин отражал, во-первых, денежные отношения между двумя субъектами, т.е. деньги выступали материальной основой существования и функционирования финансов (где нет денег, не может быть и финансов); во-вторых, субъекты обладали разными правами в процессе этих отношений: один из них (государство) обладал особыми полномочиями; в-третьих, в процессе этих отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств – бюджет (следовательно, можно сказать, что эти отношения носили фондовый характер); в-четвертых, регулярное поступление средств в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигалось посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата. Выделяют следующие предпосылки финансов:

Первая предпосылка. В Центральной Европе в результате первых буржуазных революций хотя и сохранились монархические режимы, но власть монархов была значительно урезанна, и, самое главное, произошло отторжение главы государства (монарха) от казны. Возник общегосударственный фонд денежных средств – бюджет, которым глава государства не мог единолично распоряжаться. Вторая предпосылка. Формирование и использование бюджета стало носить системный характер, т.е. возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением. Третья предпосылка. Налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы государства формировались главным образом за счет натуральных податей и трудовых повинностей. Таким образом, финансы выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории. Но какова же здесь роль государства? Некоторые экономисты исходя из того, что финансовые отношения закрепляются законодателем в соответствующих нормативных актах определяют главенствующую роль государства в формировании данных отношений и, следовательно, относят финансы к правовой, т.е. надстроечной категории. Но дело в том, что правовой акт только фиксирует содержание объективно существующих экономических отношений, доказывая, что финансы, в первую очередь, экономическая категория (и относится к базису) и только потом – правовая категория, т.е. государство, по меткому выражению экономиста Э. А. Вознесенского, «одевает» финансовые отношения в правовую форму, придает им соответствующую государственно–властную форму при сохранении их объективно экономического характера. Однако уменьшать роль государства нельзя. Государство активно воздействует на финансы в зависимости от политического устройства, основных задач, текущих условий и других причин. Через свою финансовую политику государство может влиять на экономику, оказывая на нее как положительное, так и отрицательное влияние. Так как, несомненно, финансы являются исторической категорией (имеют стадии возникновения), то можно выделить два основных этапа развития финансов.

Вначале – неразвитая форма финансов, когда основная масса денежных средств (2/3) расходовалась на военные цели, и финансы практически не оказывали воздействия на экономику. Другой характерной чертой этого периода была узость финансовой системы, так как она состояла из одного звена – бюджетного, и количество финансовых отношений было ограниченно. Все они были связанны с формированием и использованием бюджета. По мере развития товарно-денежных отношений возникала необходимость в новых общегосударственных фондах денежных средств и соответственно новых группах денежных отношений по поводу их формирования и использования. В настоящее время независимо от политического устройства и уровня экономического устройства того или иного государства финансы вступили в новую стадию своего развития. Это обусловлено многозвенностью финансовых систем, высокой степенью воздействия на экономику, большим разнообразием финансовых отношений. Наряду с традиционными государственными финансами значительное развитие получили местные финансы, внебюджетные специальные правительственные фонды, финансы государственных предприятий. Возникли совершенно новые сферы финансовых отношений, такие как финансы межгосударственных сообществ.

Функции финансов как проявление их сущности

Распределительная функция

Распределительная функция заключается в том, что финансовые ресурсы предприятия подлежат распределению в целях выполнения денежных обязательств перед бюджетом, банками, контрагентами. Её результатом является формирование и использование целевых фондов денежных средств, поддержание эффективной структуры капитала. Распределительная функция проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание так называемых основных, или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы: 1) зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства; 2) доходы предприятий сферы материального производства.

Однако первичные доходы еще не образуют общественных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворение материальных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода, связанное:- с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций;

Наличие наряду с непроизводственной сферой, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление);

Перераспределением доходов между различными социальными группами населения.

В результате перераспределения образуется вторичная, или производственные доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц и др.). Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.

Контрольная функция

Контрольная функция проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению. В условиях перехода на рыночные отношения финансовый контроль направлен на обеспечение финансового развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы. Нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства. Благодаря контрольной функции финансов, общество знает о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение разных субъектов хозяйствования, экономно и эффективно ли они ими используются и т.д. Одна из важных задач финансового контроля – проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Контрольная функция финансов проявляется также через многогранную деятельность финансовых органов. Работники финансовой системы и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы. Распределительная и контрольная функции – это две стороны одного и того же экономического процесса. Только в их единстве и тесном взаимодействии финансы могут проявить себя в качестве категории стоимостного распределения. Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация. Она заключена в финансовых показателях имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить результаты хозяйственной деятельности. На их основе принимаются меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов. Контрольная функция, объективно присущая финансам, может реализоваться с большей или меньшей полнотой, которая во многом определяется состоянием финансовой дисциплины в народном хозяйстве. Другие функции Помимо распределительной и контрольной функции финансы выполняют также регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налги, государственный кредит) в процессе воспроизводства.

Финансы государства

Финансы государства – экономические денежные отношения, возникающие в результате движения денег. На основе этих отношений в государстве существуют денежные потоки и функционируют денежные фонды. Все финансовые отношения государства можно объединить в пять групп: а) бюджеты различных уровней: федеральный, республиканские, краев и областей; местные, т.е. финансовые отношения, связанные с образованием и использованием общегосударственного и региональных фондов денежных средств; б) кредитно-банковская система - финансовые отношения, образующие ссудный фонд государства, используемый как основной источник заемных средств; сюда входят отношения, связанные с безналичными расчетами, и др.; в) страхование - финансовые отношения, направленные на сокращение и устранение риска в деятельности предприятий, государственных и других органов; г) фондовый рынок - финансовые отношения, связанные с обращением государственных, корпоративных и других ценных бумаг; д) финансы государственных унитарных предприятий.

Сфера государственных финансов состоит из следующих звеньев:

· государственный бюджет; · государственный кредит. · внебюджетные фонды.

Государственные финансы - денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и его предприятий и использованием государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворение социально - культурных потребностей общества, нужд обороны и управления.

Государственный бюджет - главное звено финансовой системы, представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти, является основным финансовым планом страны, утверждается Федеральным собранием как закон. Через государственный бюджет государство концентрирует значительную долю национального дохода для финансирования отраслей народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органов государственной власти и управления.

Государственный кредит - денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств в распоряжение органов государственной власти и их использование на финансирование государственных расходов.

Внебюджетные фонды - специфическая форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно используемых на основе организационной самостоятельности фондов.

Источниками формирования внебюджетных фондов являются:

·специальные целевые налоги, займы и доходы от проведения денежно -вещевых лотерей;

·субсидии из бюджета; ·дополнительные доходы и сэкономленные финансовые ресурсы;

·добровольные взносы и пожертвования.

Цель внебюджетных фондов - стимулировать развитие отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечить дополнительными ресурсами приоритетные отрасли экономики. Внебюджетные фонды - это средства федерального правительства и местных властей. Они финансируют расходы, не включаемые в бюджет, формируются за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов. небюджетные фонды создаются двумя путями:

· выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение;

· формирование внебюджетного фонда собственными источниками доходов для определенных целей.

Целевые внебюджетные фонды предназначены для целевого использования. Обычно в названии фонда указана цель расходования средств.

Источниками формирования внебюджетных фондов являются

Обязательные платежи, установленные законодательством РФ,

решениями местных органов власти;

Добровольные взносы физических и юридических лиц;

Прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой

фондами - юридическими лицами;

Другие доходы, предусмотренные соответствующими

законодательными актами.

Кроме того, материальным источником внебюджетных фондов, как и других звеньев финансовой системы, является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Главными методами мобилизации национального дохода в процессе перераспределения при формировании фондов выступают специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы. Основной метод- это специальные налоги и сборы, установленные законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. В тех случаях, когда внебюджетные фонды имеют положительное сальдо, оно может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.

17Бюджетная система государства. Федеральный (государственный) бюджет, основные источники доходов и направления расходов. Принцип фискального федерализма. Внебюджетные фонды государства.

Государственный бюджет является механизмом, который позволяет государству проводить социальную и экономическую политику в нашей стране.

Через государственный бюджет осуществляется влияние на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Бюджет – это система образования и расходования денежных средств, которые предназначены для финансирования обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

С помощью государственного бюджета государственные власти получают денежные ресурсы для содержания армии, государственного аппарата и т. д.

Государственный бюджет – это финансовый план государства, с помощью которого органы власти получают реальную экономическую возможность осуществлять властные полномочия.

В то же время бюджет является категорией, которая свойственна различным отношениям. С зарождением и формированием государства связано возникновение и развитие бюджета. Для государства бюджет – это инструмент обеспечения непосредственно своей деятельности, и в то же время он является важным элементом для проведения социальной и экономической политики.

Задачи бюджета:

1) перераспределение ВВП;

2) финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства;

3) государственное регулирование и стимулирование экономики;

4) контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

Через формирование и использование централизованных фондов денежных средств на уровнях государственной и территориальной власти проявляется распределительная функция бюджета.

Государство с помощью государственного бюджета регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя средства бюджета на развитие и восстановление отраслей, регионов. И в связи с этим государство может ускорять или сдерживать темпы производства, усиливать или ослаблять рост капиталов и сбережений, изменять структуру спроса и предложения.

Перераспределение ВВП через бюджет имеет две стадии.

1. Образование доходов бюджета.

В процессе образования доходов бюджета происходит изъятие части ВВП в пользу государства. В связи с этим возникают финансовые взаимоотношения государства с налогоплательщиками.

Доходы бюджета преследуют единственную цель, заключающуюся в формировании доходной части бюджетов разных уровней. Им свойственны обезличенность и денежная форма. Доходы бюджета могут носить налоговый и неналоговый характер. Источники налоговых доходов: прибыль, заработная плата, ссудный процент, рента, добавленная стоимость, накопления и др.

Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате экономической деятельности государства или при перераспределении уже полученных государством доходов по уровням бюджетной системы.

2. Использование (расход) бюджетных средств.

Расходы бюджета – это денежные средства, которые направляются на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджетополучатели – это организации производственной и непроизводственной сферы, которые могут получать и распределять средства бюджета; они финансируются через бюджетные расходы.

В основном расходы бюджета носят безвозвратный характер.

За счет расходов бюджета происходит перераспределение средств бюджета по уровням бюджетной системы через дотации, бюджетные ссуды, субвенции и др.

Структура расходов бюджета устанавливается в бюджетном плане и зависит, как и доходы бюджета, от экономической и иной ситуации в стране.

Контрольная функция бюджета действует вместе с распределительной и дает возможность осуществления обязательного государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

Бюджетная система – это главное звено финансовой системы государства, является составляющей частью бюджетного устройства.

Бюджетная система – это совокупность бюджетов государств, административно-территориальных образований, государственных учреждений и фондов, которые самостоятельны в бюджетном отношении. Она основана на правовых нормах, экономических отношениях и государственном устройстве. Построение бюджетной системы зависит от формы административного и государственного устройства страны. Все государства подразделяются, в зависимости от степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями на: унитарные, федеративные и конфедеративные. Унитарное государство – форма государственного устройства, при котором административно-территориальные образования не имеют собственной государственности и автономии. Бюджетная система унитарного государства состоит из государственного и местных бюджетов.Федеративное государство – это система государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образования, входящие в государство, политически самостоятельны в рамках компетенций, распределенных между центром и ними, и имеют собственную государственность. Бюджетная система федеративного государства состоит из федеративного бюджета, бюджета членов федерации и местных бюджетов. Конфедеративное государство – это постоянный союз суверенных государств, преследующий достижение политических или военных целей. Его бюджет формируется из взносов, входящих в конфедерацию. У государств-членов конфедерации существуют свои бюджетные и налоговые системы.

Бюджетная система состоит из бюджетов следующих уровней (ст. 10 БК РФ):

1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

2) бюджеты субъектов РФ (РФ) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

3) местные бюджеты, в том числе:

а) бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

б) бюджеты городских и сельских поселений.

Доходы и расходы федерального бюджета

Доходы федерального бюджета делятся на налоговые и неналоговые. В доходы федерального бюджета зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

Налоговые доходы федерального бюджета составляют:

федеральные налоги и сборы, установленные налоговым законодательством;

таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;

государственную пошлину.

Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет:

доходов от использования имущества;

доходов от продажи имущества;

части прибыли унитарных предприятий.

В доходах федерального бюджета также учитываются:

прибыль Банка России;

доходы от внешнеэкономической деятельности;

доходы от реализации государственных запасов и резервов.

Доходы федерального бюджета могут передаваться бюджетам субъектов Федерации и местным бюджетам по нормативам, устанавливаемым законом о федеральном бюджете на очередной год.

Из федерального бюджета финансируются следующие расходы:

обеспечение деятельности президента РФ, Федерального собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;

функционирование федеральной судебной системы;

осуществление международной деятельности;

национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

государственная поддержка атомной энергетики;

ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

исследование и использование космического пространства;

формирование федеральной собственности;

обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;

компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;

федеральная инвестиционная программа;

официальный статистический учет.

При формировании бюджетов всех уровней предусматривается создание резервных фондов. Резервный фонд в федеральном бюджете не может превышать 3% утвержденных расходов федерального бюджета.

Размер резервных фондов в бюджетах субъектов Российской Федерации устанавливается органами законодательной власти субъектов Российской Федерации при их утверждении на очередной финансовый год.

Резервные фонды используются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

Порядок расходования из этих фондов определяется правительством. Кроме того, федеральным бюджетом на очередной финансовый год предусматривается создание резервного фонда президента Российской Федерации в размере не более 1% утвержденных расходов федерального бюджета. Бюджетным кодексом РФ установлено, что средства резервного фонда президента РФ расходуются на финансирование непредвиденных расходов, а также дополнительных расходов, предусмотренных указами президента РФ.

Не допускается расходование средств резервного фонда президента РФ на проведение выборов, референдумов, освещение деятельности президента РФ.

Данные о доходах и расходах федерального бюджета за 1997-2003 гг. представлены в табл. 1. Федеральный бюджет имел значительный дефицит в 1997-2000 гг. В 2001 г. была предпринята попытка обеспечить сбалансированность бюджета. На 2003 г. запланирован профицит федерального бюджета в объеме 72,2 млрд. руб.

Основными расходными статьями федерального бюджета являются:

обслуживание государственного долга (20% всех расходов),

национальная оборона (19,0%),

финансовая помощь бюджетам других уровней (15,6%).

Фискальный федерализм

Фискальный федерализм - принцип разделения полномочий между федеральными и региональными властями в финансовой сфере, основанный на главенстве федерац

Результатом исследования китайской системы межбюджетных отношений стало формулирование основных принципов построения системы фискального федерализма, способствующего функционированию рынков, задачей которой является достижение экономической эффективности.

Важнейшими из указанных принципов являются следующие :

1) Равенство прав всех субъектов федерации в их отношениях с федеральным правительством, а также равенство прав всех муниципальных образований в их отношениях с органами власти субъекта федерации. 2) Независимость бюджетов на различных уровнях государственного управления, т.е. наличие собственных доходов, закрепленных за тем или иным бюджетом в законодательном порядке, возможность определять направления и объемы расходования бюджетных средств, невозможность изъятия дополнительно полученных доходов вышестоящими органами власти через систему трансфертов или разделения доходов, возможность на получение компенсации за дополнительные расходные полномочия, введенные решениями вышестоящих уровней власти, возможность устанавливать налоговые льготы по собственным налогам и сборам.

3) Закрепленная в законодательном порядке на долгосрочной основе прозрачная система распределения расходных и доходных полномочий между бюджетами различных уровней.

4) Соответствие расходных полномочий бюджетов различных уровней и их доходных источников.

5) Любое распределение финансовых ресурсов между субъектами федерации или муниципальными образованиями должно основываться на объективной и прозрачной системе критериев, законодательно закрепленных на долгосрочной основе. Другими словами, система распределения финансовой помощи не должна быть построена на торге между субъектами межбюджетных отношений по поводу объемов финансирования.

6) Все спорные вопросы по поводу организации бюджетного процесса, распределения доходов и финансовой помощи между бюджетами различного уровня должны решаться в ходе законодательно установленной процедуры.

Тема №1: Экономические категории и финансы предприятий

В любой экономике действует система категорий. Это касается государства в цепом. Действие системы категорий распространяется и на децентрализованный уровень экономики предприятий , организаций, фирм и компаний. Система действующих категорий не есть все категории экономические. Последние лишь часть этой системы, существующая наряду с политическими, юридическими, правовыми и другими категориями. Однако часть эта существенна для любой экономики. К экономическим категориям относятся категории экономического базиса, труда и капитала.

Это такие категории например, как товар и его стоимость, основной и оборотный капитал , прибавочная стоимость, деньги, заработная плата , цена, кредит, финансы и многие другие.

Экономические категории проявляются в экономике не порознь, а во взаимосвязи, вместе с другими экономическими и надстроечными категориями. Финансы органично вплетены в систему действия экономических и других категорий: политических, идеологических, культурных и т. п. Поэтому экономическая категория финансы обслуживает не только воспроизводство материальных благ и рабочей силы, но всю совокупность действующих категорий, воспроизводящих не только товар и рабочую силу в обществе. Делается это лишь в стоимостной части функционирования других категорий, в том числе экономических и не финансовых в их составе.

Экономические категории могут входить в другие категории экономики. При этом нижестоящая категория выступает воплощением категории более высокого по уровню обобщения порядка Например, "налоги", - воплощение категории "бюджет", а последний - воплощение финансов. В свою очередь, не экономические категории, главным образом политические, накладывают свой отпечаток на функционирование экономических категорий. Для финансов это такая схема: политический курс - экономический курс - экономическая политика - финансовая политика, т. е. политика стратегии и тактики по отношению к финансам. Некоторые экономисты ставят стратегию выше политики. Между тем финансовая стратегия лишь элемент финансовой политики, хотя и базовый или изначальный. Обычно стратегия не выражается больше чем одной фразой. Например, ускоренный рост прибыли, капитала; опора на собственные развития; захват рынка сбыта; инновационный прорыв; ограничения финансовых возможностей конкурента и т. п.


Категории не мобилизуются и не расходуются, не занимаются и не возвращаются, не планируются и не финансируются, не формируются и не распределяются, не выступают прибыльными, или убыточными. Категории не могут быть классифицированы как ликвидные и не ликвидные, всякая экономическая и финансовая категория ликвидна в своей основе, поскольку фундаментально определена к существованию, выполняет свои функции, признана экономикой и финансами необходимой. Категории облагаться налогами не могут. Налогами могут облагаться практические формы проявления категорий в финансово-хозяйственной практике и делается это через финансовую политику в государстве.

Фактическое движение денег, как практических форм проявления этой категории, всегда содержит долю субъективизма в принятии денежно-финансовых решений. На различных этапах развития государства может и закономерно проявляются негативные элементы в их функционировании. Деньги, финансы, кредит - категории с мощным контрольным потенциалом, который однако не реализуется автоматически. Также обстоит дело и с распределением, формированием и использованием вновь создаваемой стоимости и национального ~ богатства, выражаемых в денежной форме. Стоимостные категории лишь обладают потенциалом для осуществления всеми субъектами хозяйствования целенаправленного денежного и финансового контроля. Все это - фундаментальные закономерности существования или проявления, функционирования рассматриваемых категорий.

Вместе с тем, экономическая природа, сущность денег, финансов, кредита как категорий методологически должна быть свободна от субъективизма. Теория денег, финансов и кредита вообще элиминирует частности, вытекающие из специфики обращения с деньгами на отдельных этапах хозяйственного строительства. Это есть еще одна фундаментальная закономерность развития теории денег, финансов и кредита. В существовании такой закономерности заложен известный отрыв теории от практики. Это обстоятельство не может рассматриваться как сплошной негатив. Он полезен, теоретически и методологически обоснован, поскольку позволяет сохранять, выделять и при необходимости трансформировать главное и определяющее в понимании категорий. Что касается отрыва денежно-финансовой практики от теории, то он обычно не удовлетворяет по практическим экономическим и финансово-кредитным параметрам. В результатном своем виде такой систематический отрыв выступает скорее тормозом экономического роста. В истории нашей страны мы чрезвычайно редко шли от теории к практике денежно-финансовых отношений. Эта закономерность не носит абсолютного характера, но отрицательно влияет прежде всего на саму практику.

Теория финансов - теория природы и особенностей функционирования части экономических отношений. Эта часть отношений определяет в экономике внутренние пружины и механику основной доли денежного оборота. Финансовая основа экономики специфична и широкомасштабна в сравнении с другими экономическими отношениями, что позволяет выделить финансы в одну из наиболее весомых экономических категорий.

Теория финансов - теория категории. Основа специфики природы существования и функционирования финансов в экономике - одностороннее движение стоимости в денежной форме. Основа специфики такого движения - денежные фонды и резервы, образуемые на разных уровнях в результате распределения. Основа специфики существования денежных фондов и резервов - объективное формирование финансовых ресурсов в экономике. Основа специфики финансовых ресурсов - их обращение как весомой результатной части всего денежного оборота предприятий и организаций. Основа специфики такого обращения - его осуществление в фондовой и не фондовой формах. Эти формы - часть денежного оборота в экономике. Финансовой предстает лишь та часть денежного оборота в виде денежных средств и финансовых ресурсов, которая содержит в себе, отражает денежное распределение, или выступает его результатом в виде финансирования. Финансирование не менее близко к распределению, чем формирование фондов и резервов в результате распределения.

Однако специфичность отношений, которые выражает категория не единственный признак для выделения экономической категории. Наличие специфического финансового отношения в экономике не достаточно для безусловного включения данного отношения в сущность категории. Такое финансовое отношение безусловно входит в содержание практических форм проявления финансов, но не в сущность категории. Категория фокусирует многообразные частные специфические явления экономической жизни в общие. Категория - вбирает в себя наиболее существенное и типичное, характерное и главное, отбрасывая частные, иногда исключительные, временные, неустойчивые формы проявления категории. Кроме того, фундаментальность, объективность, всеобщность - неотъемлемые атрибуты категорийности. Соблюдение этих признаков для выделения категории обусловливает то, что она выступает не иначе как абстракция . Это означает, что категория - абстрактное понятие обобщающее специфику содержания многого через выделение в этой специфике главного и наиболее существенного.


Сущность категории - финансы не совпадает в пол ной мере с содержанием тех общественных, экономических, денежных отношений, которые она выражает или отражает. Эта сущность, своего рода, более существенна, чем проявления того содержания категории, воплощением которого выступает практика. Поэтому следует различать сущность финансов как экономической категории и, сущность или содержание финансов как системы финансовых отношений.

Сущность финансов как категории может быть выражена через другие экономические и финансовые категории. Это означает, что в принципе существуют категории разного по уровню абстракции порядка. Например, экономические категории высокого порядка - это общественный продукт, деньги, товар, стоимость. Более низкого порядка - финансовые ресурсы, заработная плата, себестоимость.

Финансовые категории - часть экономических категорий. К ним относятся, например, прибыль, налоги, бюджет. По отношению к категории финансов они входят в нее. Значит может быть категория в категории. Сама категория финансы в принципе состоит из раскрывающих ее сущность совокупности финансовых категорий болев низкого порядка. Следовательно, финансы представляют собой совокупность денежных форм проявления финансовых категорий, непосредственно связанных с определенными финансовыми процессами в экономике. Сущность финансов как категории может быть выражена через среду и особенности функционирования финансов. Этой средой выступает экономика или общественное воспроизводство. В нем не только часть экономических, но и часть денежных отношений, предстают в качестве финансовых.

Особенность экономических и финансовых, в частности, категорий состоит в том, что их существование и функционирование не проявляется вне надстройки к базису, т. е. вне политики по их использованию в государстве. Политика всегда накладывается не только на практические формы денежно-финансовых отношений, но и на наши воззрения на сущность категории финансов. Это закономерность. Процесс управления финансами не есть процесс управления категориями. Управляют не категориями, а конкретными формами их проявления в финансовой практике. Это происходит потому, что экономическая категория это абстракция, сгусток теоретического обобщения объективной реальности, который позволяет выделить наиболее существенное в природе многообразных, но однотипных экономических явлений. Управляют же конкретными денежными отношениями, а не обобщениями и понятиями, отражающими объективную сторону, неизменность явления.

Управление формами проявления экономической категории-финансы видоизменяет часто само содержание финансовых отношений. Происходит это через уточнение, отмену или введение новых инструментов; или каналов распределения и перераспределения.

Меняется ли при этом сущность категории "финансы"? Если нет, то следует признать категорийную неизменность понимания - финансов в условиях товарно-денежных отношений. Если да, то динамика сущности категории должна проявляться как динамика управления существующими формами ее проявления. А это уже прерогатива финансовой политики.

Если сущность категории со временем меняется, то происходит это под влиянием объективных и субъективных факторов. Элемент субъективизма в финансовой политике должен органично проникать в общее движение содержания финансов. Поэтому мы говорим о важности образующей сущностной роли финансовой политики.

Последняя кардинально формирует финансовую науку, но не определяет сущность категории "финансы". Финансовое политика определяет состав и характер действия финансовых отношений, но не объективную природу существования финансов как категории. Под влиянием финансовой политики финансы предприятий и организаций имеют разную структуру. Некогда единая, такая структура формируется под влиянием разных выбираемых предприятиями, фирмами, компаниями методологий и на основе не только бухгалтерского, но и налогового учета. Содержание финансов таких предприятий разное, оно не сопоставимо и потому корректно не слагаемо,
сущность категории финансов одна.

Однако, если категория не может не быть объективной, то в понимании и определении сущности этой категории - финансы, важно устранить субъективную составляющую в содержании финансовых отношений. Это равносильно ответу на вопрос: какие формы проявления финансов объективны, а какие отражают субъективно выстроенные денежные отношения. Следовательно, не все экономические, денежные отношения реально существующие в экономике могут быть признаны отношениями составляющими сущность категории финансов. Не все денежные, распределительные, связанные с формированием и использованием денежных фондов (резервов), а лишь эквивалентные доле объективных отношений.

("1") Категория - продукт общественных отношений. Экономическая-экономических. Функции категории есть формы существования экономической категории. Однако, не все формы существования выражают сущность категории. Само их существование не есть воплощение только объективности, т. е. объективного характера содержания категории. Все экономические и финансовые категории выполняют свое объективное предназначение через принцип функции. Этот принцип означает, что содержание категории раскрывается через выполняемые ею функции. Однако, нельзя раскрыть сущность категории только через принцип функций, что делается в нашей учебной и научной литературе . Не менее важен и другой аспект анализа сущности финансов. Он находит свое отражение в принципе взаимосвязи экономических и финансовых категорий, а также процессов. Этот принцип фиксирует не только связь указанных категорий, например экономических категорий товара, денег, стоимости с финансовыми категориями оборотного капитала, себестоимости, издержек производства, прибыли, но и взаимообусловленность природы (или функционирования) каждой категории со многими смежными процессами. Например, финансов с финансовой политикой, товара с производством, цены с обменом, оборотного капитала с затратами на производство и реализацию продукции.

Существующие экономические и финансовые категории не проявляются в экономической и финансовой практике иначе как через категорийные- фундаментальные, и некатегорийные - производные от фундаментальных процессы. Обе формы проявления категории фокусируются в масштабах экономики в целом и на уровне всевозможных видов бизнеса в виде распределительных итоговых форм, финансово-экономических результатов деятельности. Соответствие этих результатов требованиям улучшения основных критериев финансово-экономической эффективности отражает общий баланс в функционировании категории на данном этапе развития. Баланс этот представляет собой соотношение категорийных и некатегорийных процессов в проявлении финансов и других категорий, что логически связано с системой распределения материальных благ через формирование и распределение денежных и финансовых ресурсов.

Задача эффективного управления финансами может быть, таким образом, сведена к повышению доли оборота, масштабов проявления, т. е. фактического наличия категорийных денежно-финансовых процессов. Практическая реализация этого есть функция управления. Она реализуется: через организацию финансов для достижения определенных политических и экономических результатов; методы и механизмы текущего управления, и прежде всего, планирования; денежно-финансовый контроль внутренний и внешний в соответствии с действующим законодательством. Рост масштабов и доли категорийных финансовых процессов в экономической практике есть всегда укрепление финансов государства, государственных финансов и финансов предприятий и организаций.

Тема № 2: Сущность категории и содержание финансовых отношений.

Финансы функционируют в любом государстве в определенных рамках. Эти рамки задаются: объективностью и спецификой самой категории финансы, определяются государством, устанавливаются рынком. Объективная сущность категории - доля законодательной обязательности в механизмах ее практического проявления - фактические формы проявления финансов в реальной экономике. Каждая из позиций закономерно отклоняется одна от другой. Нe во всей системе существующих на практике отклонений проявляется сущность категории финансов. Видимость денежно-финансовых форм не совпадает, или не полностью совпадает с сущностью.

Когда говорят о категории - финансы, то имеют в виду, что речь идет о категории - финансы государства; Понятия межгосударственных финансов, или международных финансов, что несколько шире, нередко ускользает от исследователей сущности категории. В общем и целом природа категории финансы - национальная. Таковыми финансы выступали и выступают первично. Кроме того, действие финансов как категории и практические формы проявления такого функционирования не проявляются иначе как через государство, или национальную принадлежность участника международных финансовых отношений. Они всегда "привязаны" к определенному государству, или сообществу государств, коммерческих, некоммерческих национальных организаций. Международные финансовые отношения государств и иных национальных структур - составная и неотъемлемая часть финансов, участвующих в таких отношениях сторон представителей государств. Такое положение вещей обусловлено фундаментальным обстоятельством.

Категории товар, деньги, кредит и финансы, как усложненная форма проявления и неотъемлемая часть денежных отношений, в рыночных экономиках не знают национальных границ. Международные политические, торговые и финансово-кредитные организации выступают проводниками не только валютно-кредитных, но и международных денежно-финансовых отношений. Это происходит потому, что существует и практически реализуется принцип вхождения.

Он обладает всеобщностью существования и выступает как неотъемлемый атрибут проявления сущности категории финансы. Принцип вхождения описывает возникновение и наличие финансов. При этом отсутствует разница применительно к чему этот принцип рассматривается: по отношению к международным формам проявления категории, или по отношению к национальным формам в рамках государства. Этот принцип фиксирует постоянство существования и проявления категории финансов.

Содержание обозначенного нами принципа состоит в следующем. Категорий финансов проявляется только во взаимосвязи с категорией деньги. Существование и функционирование категории денег порождает и сопровождается двумя видами денежных потоков : во взаимосвязи сдвижением товаров, работ (услуг) и без такой прямой взаимосвязи. Денежные потоки возникают не потому, что движутся деньги, а потому что двигаются товары, выполняются и сдаются (оплачиваются) работы, оказываются обладающие потребительной стоимостью рыночные услуги.

Денежные потоки вне товарного оборота есть движение стоимости представителями которой выступают деньги. Такие денежные потоки возникают потому, что объективно существует чистое распределение и перераспределение без эквивалента деньгам в виде товара, рабочей силы, выполненной работы , оказанной услуги, Финансам противоестественны иные формы своею выражений помимо денежных. Сущность категории финансы не проявляется вне формы своего выражения в виде денежных потоков обоих видов, Категория финансов входит в категорию денег, но не наоборот. Вхождение это вменено существовать и практически реализовываться не иначе как через денежные потоки, т. е. через платежи и финансирование. Входит не относительно, а абсолютно. Входит не полностью, а частично определяя денежный оборот. Поэтому принцип вхождения выступает как закон постоянного существования категории финансов в более широкой или емкой категории денег.

Денежные и финансовые потоки суть формы проявления природы, сущности категорий денег и финансы. Содержание же денежных и финансовых отношений есть конкретизация этих отношений в денежно-кредитной и финансовой практике. Содержание финансов может и обязательно отклоняется от природы, сущности этой категории. Примером тому может служить бартер , а также товарный кредит, который на практике фактически несет функциональную нагрузку не только денег и кредита, но и формирует финансовые результаты предприятий.

Финансы как экономическая категория выражают определенные общественные отношения. Финансы выражают экономическую часть этих общественных отношений. Экономические отношения важная часть производственных отношений, т. е. базисных отношений. Следовательно, финансы выражают базисные отношения. Сущность экономической категории таким образом определяется через те отношения, которые она выражает. Если финансы выражают экономические отношения, то они ими и определяются, т. е. составляют сущность категории финансов. Однако практически все можно представить как общественное отношение, а общественные отношения по поводу экономики - как экономические отношения.

Определение категории финансов через экономические отношения есть определение через те отношения, которые соответствуют теории способа производства и процесса воспроизводства. Последняя есть теория общественных отношений и стоимости, истоки которой коренятся в английской политической экономии. Теория же финансов есть одновременно и теория движения стоимости. Не только отношения определяют сущность категории финансов, а их денежная оболочка. Отношения могут быть объективными и субъективными. Финансы - категория объективная. Следовательно, определять ее надо через объективно существующие компоненты в денежной Экономике. Это означает, что сущность категории финансов должна определяться через категории.

Если в основе учения о финансах лежит учение о деньгах, то первое может быть представлено как учение о денежных потоках при распределении и движении стоимости. Но не сами деньги, как выразители стоимости и средство осуществления обмена и платежа есть финансы. Категория финансов есть категория движения стоимости в экономике. Движение стоимости, выраженное в денежной форме и материализованное в денежные потоки, осуществляется в обществе не стохастически, а в соответствии с определенными законами. Видимость обратного лишь подтверждает ее частое несовпадение в экономике с подлинной сущностью явления.

Сущность категории следует отличать от содержания финансов. Первое вычленяет и отражает только объективное. Второе, - содержит плюс к этому субъективное. Содержание финансовых отношений гораздо многообразнее сущности категории, что выступает своего рода экономическим законом бытия категории. Оно шире сущности категории на субъективно выстроенные составляющие финансовых отношений. Например, неоднократное в течение 90-х начала 2000 годов присутствие в финансах двух инструментов одновременно в виде налога на добавленную стоимость и налога с продаж характеризует содержание (состав) реальных финансовых отношений в налоговой и финансовой практике. Но этот состав налогов ничего не добавляет к сущности категории финансы. Он лишь выступает множителем или "воспроизводством" объективного содержания категории в практике хозяйствования, т. е. возможности распределять и, перераспределять в денежной экономике. Финансы как экономическая категория выражают свою сущность как категория процессов воспроизводства: товарного производства, распределения, обмена и потребления.

Финансы как категория имеют товарно-стоимостную природу. Особенность этой природы - воспроизводственный аспект создания и движения стоимости. Категория - финансы государства и предприятий есть ничто иное как воспроизводственная модификация категорий денег и кредита. Существует точка зрения, что финансы делятся на натуральные и денежные. Натуральные финансы есть суррогат категории. Не может быть вода сухая. Финансы только тогда финансы, когда они имеют денежную оболочку, когда имеют место денежные отношения. При натуральном продуктообмене или бартере деньги не опосредуют товарооборот, а лишь оценивают его, играя вспомогательную роль. Такие отношения не могут быть признаны финансовыми. Они не сопровождаются денежными расчетами. Другое дело, если в результате такого бартера или производимых зачетов взаимной задолженности возникают денежные платежи в счет погашения взаимных расчетов .

Категорию финансов, как выразителя определенной специфической части общественных отношений, характеризует их рисковость. Однако, риск не добавляет специфичности финансам против других денежных категорий, функционированию которых также он свойственен. Риск как экономическое, политическое, бытовое и иное явление не выступает категорией. У риска как понятия и общественного явления отсутствует всеобщность, частично политэкономические признаки. Риски не всегда и не везде можно выразить в рублях, т. е. они имеют не чисто стоимостную и уж во всяком случае не чисто товарную природу. В целом не случайно, что риски для своей количественной и качественной оценки получают математическое и статистическое выражение через проценты и вероятности.

Однако, риски сопровождают функционирование объективной экономической категории финансы, поскольку в существенной мере сами объективны. Объективны лишь в той мере и постольку, поскольку сопровождают функционирование объективных экономических и финансовых категорий.

Финансы, как абстракция названная категорией, в значительной мере подвержена рискам. Они сопутствуют функционированию финансов. При этом большая или повышенная рисковость характерна для децентрализованных финансов, где подавляющая, но не вся, а часть финансовых отношений имеют значения рисков. Риски государственных финансов производны от рисков в хозяйстве. Для государственных финансов рисковость характерна в меньшей степени. Пониженная степень риска обеспечивается властными функциями и полномочиями государства, экономические интересы которого стоят в принципе выше любых других экономических интересов. Однако и здесь часто, но опять таки не везде и всегда, имеют место риски напряжений в системе государственных финансовых отношений. Они проявляются через постоянную недостаточность источников финансирования для покрытия государственных расходов . Это закономерность в функционировании государственных финансов.

Сущность категории финансов задается производством, распределением, обменом и потреблением, а не рисками их осуществления. Рисками в определённой и существенной части определяется функционирование категории финансов, а не ее сущность, практическое содержание и вероятность реализации финансовых отношений на многих участках их функционирования, а не природа самой категорий финансов. В самом деле нельзя же признать например такой постулат, что математические и статистические построения финансового менеджмента определяют сущность и характер Действия категории финансы. Не финансы подстраиваются к формулам и графикам. К законам действия категории пристраиваются любые формулы, концепции управления и т. п. Первая группа рисков представляют собой общеэкономические риски экономического и политического состояния государства. Это вероятности неблагоприятных правительственных мероприятий, которые могут вызвать нежелательные изменения в финансово-экономической деятельности предприятий и организаций, а также как результат и государства в целом. Такие мероприятия связаны с проведением бюджетной, налоговой, таможенной, иных финансовых политик и решений, которые могут вызвать инфляционные последствия. Другая группа рисков представляет коммерческие риски . Это риски связанные с отсутствием прибыли у предприятия, невыполнением обязательств поставщиками, несвоевременной оплатой продукции потребителями, перерасхода денежных средств, выплатой штрафов, пени и неустоек, уплатой доначисленных и дополнительных налогов и сборов, недополучением и не получением средств из запланированных источников.

("2") Постановка вопроса об управлении категориями не вполне правомерна. Управляют не категориями, а процессами. Поэтому не случайно, когда например говорят об управлении ценами, то речь идет прежде всего об известных элементах управления процессами с ними непосредственно связанными. Категорией же "цена" управлять еще никому не удавалось.

Процессы - формы проявления самого существования категории. Процессы, в том числе и финансовые, не есть сами категории. Управляя финансовыми процессами мы множим лишь конкретные формы воплощения финансовых категорий в хозяйственной практике. Природа категории в отличии от наших представлений о ней неизменна. Совокупность условий и форм ее проявления многообразно, представлено многими вариантами. Например, товар и его стоимость остаются товаром и стоимостью независимо от того, создается ли товар собственно живым трудом непосредственно, или опосредованно через овеществленный труд полностью автоматизированного производства.

Однако, технический прогресс и развитие общества меняют наши представления о товаре, но не о природе товара. Так же и в финансах, - меняется не природа финансов как категории, а представления о денежных и финансовых формах тех отношений, которые составляют внешнее содержание финансов. Природа категории идеальна. Она есть фокус объективности существования и функционирования. Содержание финансовых отношений, т. е. содержание категории в практике - есть фокус устремления людей, известная часть из которых объединена целевыми установками управляющих органов и других субъектов управления.

Содержание финансов есть всегда сумма форм воплощения не устранимой никакими волеизъявлениями природы финансов плюс практического содержания финансовых отношений. Особенность этой суммы - ее изменчивость, вытекающая из непременно консолидированного характера. Степень эффективности достигнутой такой консолидации и есть темпы экономического и финансового роста. Отсюда вывод, что не надо подводить всё проявления финансов под сущность или природу категории. Часть из них, как раз ровно наоборот, - абсолютно не выражают сущности или природы финансов. Фундаментальная закономерность не умаляющая ни теорию, ни практику здесь такова. Теория в принципе неизбежно и закономерно не может и не должна отражать все существующее в практике финансов. Одновременно, практика финансов неизбежно и закономерно содержит сплошь и рядом то, чего нет в теории. Практика в принципе не может, и потому не должна в полной мере соответствовать теории финансов. Такова фундаментальная основа диалектического понимания финансов. Только на таком методологическом подходе к анализу сущности финансов представляется возможным свести немаловажные расхождения в теории финансов и практике финансовых отношений.

Представления о сущности категории в значительной мере зависимы от применяемой методологии исследования. Теоретические представления о сущности категории финансы могут основываться на различной методологической базе. В общем виде такие различия проявляются в существующих концепциях трактовки финансов.

Сущность категории финансы фиксируется в ее определениях, но она не тождественна даже самому лучшему определению форм существования финансов. Сущность категории финансов методологически не должна покрывать все многообразие денежно-финансовых отношений и практических форм их прямого и трансформированного проявления. Другими словами, сущность категории финансов не тождественна содержанию финансов. Представления о сущности категории не должны и не могут полностью совпадать do всеми без исключения применяемыми формами практической реализации денежно-финансовых отношений. Это представляет собой базовую закономерность научной методологии исследования сущности финансов.

Сущность этой категории представляет собой лишь сфокусированное через абстракцию многообразие денежно-финансовых отношений. Сущность финансов более существенна, чем набор практических форм проявления содержания финансов. Вот почему нельзя в трактовке категории финансы опускаться до росписи простого наличия тех, или иных специфических денежно-финансовых отношений в хозяйственной практике. Эти отношения часто изменчивы, не постоянны, масштабы, время и роль их проявления в хозяйстве нередко преувеличиваются, зависят от наличия и формулировок в законах, которые подвержены изменчивости под влиянием стохастических факторов политики. Сущность категории финансы не зависит от степени удачности или неудачности указанных формулировок и введенных механизмов, которые часто впоследствии оказываются временными. Она по сути не зависит от наличия самих законов. От всего этого зависит содержание финансов, но не сами финансы как экономическая категория. Сущность категории в текущем плане управления финансами не подвластна этому управлению. Содержание и набор финансовых отношений в конкретный исторический период целиком определяется управлением финансами через реализацию таким управлением политического курса в экономике и финансовой политики по отношению и на предприятиях (организациях).

Сущность категории и содержание финансовых отношений по-разному зависят от политики. Для категории финансов эта зависимость меньшая. Она в принципе может проявляться в стратегическом развитии форм существования и функционирования финансов, направленных на их укоренение. Для содержания финансов такая зависимость больше и фактически постоянно проявляется в текущем и тактическом планах.

Каждая экономическая категория выполняет определенные функции. Принято считать, что через функции выражается сущность категории. Функции категории нельзя отождествлять со всем многообразием форм проявления категории в хозяйственной практике. Количество таких практических форм всегда гораздо больше, чем то количество функций, которое действительно присуще природе категории. Выделение функций не должно производиться на основе некоторого изменения в названии процесса, явления, или в силу появления относительно новой механики его реализации. Теоретически и методологически верная трактовка любой категории должна фокусировать, а не диверсифицировать . Практика же напротив обладает свойством диверсифицировать те же денежные и финансовые отношения. Она всегда содержала сплошь и рядом то, чего не было и не должно быть в теории. Всякое дробление функций, расчленение функциональной нагрузки категории по признаку простого наличия на отдельных участках хозяйства есть не доказательство новой сущности категории, а свидетельство не категорийного уровня исследования.

Функция категории финансов есть не просто наличие денежно-финансового отношения в той или иной практической форме, которое иногда с легкостью называют функцией. Функция представляет собой отражение наиболее существенного в проявлении категории в общественных, экономических, финансовых отношениях. Экономические и финансовые категории в экономике в целом взаимодействуют. Они редко действуют порознь. Взаимодействие предполагает наличие взаимосвязей и означает взаимную обусловленность в проявлениях. Совокупность этих характеристик категорий составляют организацию их функционирования.

Существуют определенные принципы организации действия категорий в экономике и финансах. Эти принципы выражения категорий в практике хозяйствования носят фундаментальный характер. Важнейшим из них выступает принцип множественности форм прошения. Каждая экономическая и финансовая категория не просто функционирует в экономике и финансах, а обладает множественностью форм проявления своей сущности. Эта множественность носит характер принципиальной, т. е. закономерной и всеобщей. Второй принцип - принцип неизменности экономической природы категории. В соответствии с этим принципом экономическая и финансовая категория, порожденная основами экономической структуры общества, не меняет свою природу. Третий принцип фиксирует изменчивость и выступает как принцип модификации конкретных форм проявления категории в реальных и изменчивых обстоятельствах экономического и социально-политического развития . При этом меняется не экономическая природа категории, а конкретное наполнение ее содержания. Происходит это через трансформацию форм проявления категорий и в этом смысле борьбу противоположностей в экономической и финансовой структуре общества.

Четвертый принцип организации состоит в постоянстве противоречий в действии категорий. Совокупность категорий и их взаимодействие не означает постоянства пропорциональности в их воздействии на экономику любого уровня. Это означает, что нет автоматизма и гармонии в действии экономических и финансовых категорий. Это закон. Отсутствует и постоянство позитивного эффекта. Это тоже закон. Есть элементы автоматизма, саморегуляции и постоянная необходимость в поддержании пропорций в экономике и финансах. Именно здесь заложены глубинные, категорийные основы необходимости управления экономическими и финансовыми процессами.

Финансовая система классифицируется по разным критериям.

В вышеприведенном «узком» определении термина заложена принципиальная модель классификации финансовой системы исходя из сущностной характеристики финансов , их места в общественно-экономических процессах. В соответствии с этим критерием финансовая система состоит из трех частей:

1) совокупность финансовых отношений;

2) совокупность финансовых ресурсов;

3) финансовый аппарат управления.

Финансовая система является системой интеграционного типа, характеризуется тесной связью входящих в нее элементов (подсистем) и тем, что ни одна из ее подсистем не может существовать самостоятельно: финансы, с одной стороны, выражают часть производственных отношений и поэтому выступают элементом системы этих отношений, с другой – представляют систему, состоящую из взаимосвязанных элементов, имеющих свои функциональные свойства. В финансах можно назвать в качестве функциональных подсистем такие, как налоговая, бюджетная, внешнеэкономическая, финансовых планов (прогнозов), законодательного обеспечения финансового контроля и др. (см. схему 2.2).

Помимо функционального критерия классификации финансо- вой системы применяется классификация по признаку субъектов финансов (участвующих в финансовых отношениях), что позволяет разграничить финансовую систему по звеньям (см. схему 2.3).

Звенья, как соподчиненный ряд классификации, содержат элементы высшего разряда: финансовые отношения, финансовые фонды, управляющий аппарат. Такое свойство систематизации придает финансовой системе интеграционный характер.

Место и роль отдельных составляющих финансовой системы неодинаковы. Первичный (главный) элемент занимает ведущее место среди других элементов системы, поскольку его роль во взаимосвязях элементов и звеньев системы являются определяющей.

Таким элементом в финансовой системе выступают общегосударственные финансы, представленные, в первую очередь государственным бюджетом.

Схема 2.2.Состав финансовой системы по функциональному

критерию

Финансы хозяйствующих субъектов сферы материального производства составляют основу финансов , они являются исходным звеном финансовой системы, поскольку в материальном производстве создается реальный продукт – основной источник финансовых ресурсов общества.

Финансы населения (домашних хозяйств) представляют собой своеобразную часть финансовой системы. Население (граждане) вступает в отношения своими денежными средствами с общегосударственной финансовой системой и хозяйствующими субъектами производственной и


Схема 2.3. Схема финансовой системы по звеньям


нематериальной сфер всех форм собственности. Эти многообразные отно-шения связаны с оплатой труда населению, отчислениями в накопительную пенсионную систему денежных средств и выплат из нее; получения материа-льных и нематериальных благ; с другой стороны, население своими денеж-ными средствами выплачивает налоги, оплачивает услуги государственных и других учреждений и организаций производственной и нематериальной сфер.

Такие отношения являются финансовыми, а частично, – и денежные отношения, связанные с приобретением потребительских товаров и услуг в торговой сети, на рынках, предприятиях и организациях по обслуживанию населения (транспорта, связи, бытового сектора и т.д.), хотя и относящеся к обмену, но с присутствием финансовых составляющих, характерных для данной стадии воспроизводства.

Вместе с тем, специфика финансов населения состоит в своеобразии двух характерных частей финансовой системы: фондовой формы и внешнего управления, хотя денежные средства населения могут иметь, в каждом индивидуальном случае, целевую направленность или сберегаться и их владелец распоряжается (управляет) ими в соответствии с собственными намерениями. Здесь также проявляется, в многообразии денежных отношений, как чисто финансовый их характер – при уплате налогов и других обязательных платежей государству, выплатах из общественных фондов потребления, – так и переходный (одновременный) момент взаимодействия с финансами других экономических категорий – оплаты труда, цен в системе расчетов, постепенным исчезновением финансовых отношений и вступлением в действие других экономических отношений. Обширные финансовые отношения возникают в этом звене в связи с занятиями граждан индивидуальным и малым предпринимательством: такие отношения аналогичны возникающим в звене финансов хозяйствующих субъектов (см. часть IV, гл.20).

Общегосударственные финансы включают финансовые отношения, выраженные в государственном бюджете как экономической форме образования централизованного фонда финансовых ресурсов и основном финансовом плане государства, во внебюджетных специальных фондах, как дополнительных формах целевого финансирования общественных нужд, в государственном кредите.

Государственный кредит включается в финансовую систему, хотя кредитные отношения отличаются от финансовых. Но в связи с тем, что этот вид кредита направлен на цели покрытия дефицита государственного бюджета, обеспечения устойчивости государственных финансов, расчеты по нему осуществляются за счет бюджетных средств – это подзвено можно считать принадлежащим как финансовой, так и кредитной системам.

Выделяется также как относительно самостоятельная часть финансовой системы – фискальная система – как совокупная налогово-бюджетная подсистема государства с присущими ей директивно-обязательными свойствами.

Второе звено – финансы хозяйствующих субъектов имеет два относительно самостоятельных составляющие:

Финансы хозяйствующих субъектов сферы материального производства (реальный сектор);

Финансы организаций и учреждений нематериальной сферы (сферы услуг).

Финансы сферы материального производства решают задачи формирования и эффективного использования децентрализованных денежных средств в производственных компаниях, фирмах, корпорациях, других формахорганизаций хозяйственной деятельности, а также централизации средств в целевых и резервных фондах вышестоящих органов названных хозяйствующих субъектов. Финансы этого подзвена обслуживают производственную деятельность, обеспечивают активное воздействие финансовых рычагов на рост производительности труда, на повышение эффективности других качественных показателей производства. Сюда относятся следующие составляющие, охватывающие низовые звенья и представляющие их виды деятельности :

сельское хозяйство, охота и лесоводство;

рыболовство, рыбоводство;

грнодобывающая промышленность;

обрабатывающая промышленность;

поизводство и распределение электроэнергии, газа и воды;

строительство.

Место и роль финансов сферы услуг (нематериальной сферы) в финансовой системе определяется ее связью с распределением и использованием национального дохода. Финансовые отношения в этом подзвене возникают в его первичных структурах и между ними, с другими звеньями финансовой системы, со звеньями иных экономических систем: цен, кредита и др. Финансы нематериальной сферы включают такие составляющие:

торговля; ремонт автомобилей и изделий домашнего пользования;

гостиницы и рестораны;

транспорт и связь;

финансовая деятельность;

операции с недвижимым имуществом, аренда и услуги предприятиям;

государственное управление;

образование;

здравоохранение и социальные услуги;

прочие коммунальные, социальные и персональные услуги;

предоставление услуг по ведению домашнего хозяйства;

косвенно-измеряемые услуги финансового посредничества.

Во втором звене финансовые отношения обслуживают движение уже созданной стоимости по каналам ее перераспределения в целях дальнейшего потребления через формирование денежных средств различного целевого характера.

Совокупность централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов , присущих звеньям финансовых отношений, составляют вторую часть финансовой системы. Материальное содержание финансов находит выражение в формировании и использовании финансовых ресурсов, включающих многие денежные формы: бюджетные, государственного и негосударственного социального страхования и обеспечения, амортизации, оборотных средств, потребления. Одни ресурсы централизованы в большей степени, другие – в меньшей (см. схему 2.4), одни постоянно расходуются (ресурсы на потребление), другие временно сохраняются (резервы, третьи- накапливаются (амортизационные отчисления).

Формы финансовых отношений, финансовые ресурсы и фонды денежных средств образуют управляемый материальный объект. Управляющим субъектом выступают финансовый аппарат, который представляет собой систему государственного, производственного и общественного аппарата управления финансами и является третьей частью финансовой системы.

Финансовый аппарат, занимающийся экономической и контрольной работой в процессе организации, планирования, учета финансовой деятельности, совершенствованием связей звеньев финансовых отношений совместим с другими частями финансовой системы и органически входит в нее. Это означает переплетение в финансовой системе как базисных, так и надстроечных отношений и управляемость ее.

Схема 2.4. Классификация финансовых ресурсов (накоплений, фондов)