Теория экономических систем и их моделей. Национальные модели экономических систем Основные черты экономических систем и их моделей

  • 25.12.2023

Традиционная экономика – это экономика, в которой практика использования ресурсов определяется традициями и обычаями.

Для стран с традиционной экономикой характерна многоукладность, т.е. существование различных форм хозяйствования, основанных на различных формах собственности: натурально-общинное хозяйство основано на общинной форме собственности, мелкотоварное производство крестьян и ремесленников – на мелкой частной собственности. Значит, во-первых, уклады различаются формами собственности.

Различаются уклады и тем, как принимаются экономические решения. В рамках натурально-общинного уклада решения принимаются советом старейшин или главой рода. Крестьяне и ремесленники осуществляют такие решения самостоятельно. Большую роль в странах с традиционной экономикой в принятии экономических решений играет государство.

Еще одна группа различий между укладами связана со стимулами к ведению хозяйства.

В натурально-общинном укладе стимулом к труду является необходимость удовлетворять элементарные жизненные потребности. Мелкотоварное производство крестьян и ремесленников ориентируется не только на удовлетворение потребностей, но и на получение прибыли.

Традиционная экономика основана на примитивной технике, так как использование новой информации сдерживается сложившимися в обществе традициями.

3.2.2. Плановая экономика

Плановая экономика – это экономика, при которой материальные ресурсы составляют в основном государственную собственность, а направление и координация экономической деятельности осуществляются посредством централизованного планирования, управления и контроля.

В плановой экономике основные экономические решения принимаются централизованно в виде планов социально-экономического развития. Посредством выполнения планов достигается сбалансированность экономической деятельности.

Существуют два вида плановой экономики: демократическая плановая экономика и командная плановая экономика.

Демократическая плановая экономика предполагает как общественную, так и частную собственность на экономические ресурсы, однако господствующей формой остается общественная собственность. Планирование носит общий, а не детальный характер. Выполнение планов обязательно лишь для государственных предприятий. Для остальных участников экономики планы носят рекомендательный характер.

Командная плановая экономика представляет более жесткую модель, характерную для бывшего СССР, а также для ряда стран Восточной Европы и Азии. Она основана на государственной собственности на экономические ресурсы. Частная собственность почти полностью исключается. Планирование охватывает все сферы экономической деятельности, а выполнение плана обязательно для всех.

В условиях командной экономики управление всеми предприятиями осуществляется из единого центра. Поэтому непосредственные производители ограничены в принятии экономических решений. Они не имеют возможности самостоятельно выбирать поставщиков сырья, оборудования, а также осуществлять сбыт продукции. В свою очередь, потребители ограничены в выборе предлагаемых продуктов. Итогом этого являются отсутствие конкуренции, торможение роста качества продукции, производительности труда и введения инноваций. Господство административных методов в бывших социалистических странах привело к постоянному дефициту товаров и услуг, что позволило венгерскому экономисту Я. Корнай назвать такую экономику "экономикой дефицита".

3.2.3. Рыночная экономика

Рыночная экономика – это экономика, основанная на товарно-денежных отношениях, господстве частной собственности и свободной конкуренции производителей и потребителей.

В настоящее время рыночная экономика является одним из основных типов экономических систем. Основные экономические решения принимаются самостоятельно производителями и потребителями. Первые на свой страх и риск принимают решения о том, какие продукты производить, в каком количестве, посредством какой техники и для кого.

Вторые самостоятельно делают выбор, какую продукцию приобретать и у каких производителей. Выбор осуществляется под воздействием таких факторов, как цена, качество и т.п.

Сбалансированность экономики достигается посредством рыночного механизма. Его основными элементами являются спрос и предложение. С учетом их соответствия формируется цена на товары. Уровень цены является сигналом для увеличения или сокращения их производства.

Рыночная экономика сформировалась в XVIII в. и является наиболее гибкой экономической системой, которая под влиянием внутренних и внешних факторов имеет свойство трансформироваться и видоизменяться. Начальной формой рыночной экономики является классический капитализм.

Этот вид рыночной экономики существовал в ныне развитых странах с XVII до первых десятилетий XX в. Классический капитализм характеризуется следующими признаками:

  • 1) наличием частной собственности на экономические ресурсы;
  • 2) свободной конкуренцией, обеспечивающей беспрепятственный вход на рынок и перелив капитала из одной отрасли экономики в другую;
  • 3) наличием множества независимых производителей, которые сами решают: что, для кого и как производить;
  • 4) наличием множества независимых потребителей, принимающих самостоятельное решение о том, какую продукцию и у каких товаропроизводителей покупать;
  • 5) личной свободой всех участников рынка, которая позволяет предпринимателю определять сферу бизнеса, а работнику свободно передвигаться на рынке труда;
  • 6) стихийным характером установления цен под влиянием спроса и предложения;
  • 7) ориентацией предпринимателей на максимизацию прибыли, заставляющей их экономить ресурсы, бережливо относиться к живому и овеществленному труду.

Классический капитализм развивался стихийно и не предусматривал государственное регулирование экономики.

Однако в начале XX в. его хозяйственный механизм уже не соответствовал новым потребностям. Поэтому в большинстве развитых стран он постепенно трансформировался в смешанную экономику.

3.2.4. Социально-ориентированная смешанная экономика

Выше указывалось, что социально-ориентированная смешанная экономика является объектом изучения экономической теории. Поэтому ее анализ заслуживает особого внимания. Социально-ориентированная смешанная экономика содержит в себе два начала: "социальность" и "смешанность". Они сформировались (и тем более объединились в единую систему) не сразу и в некотором роде представляют собой конгломерат достижений как социалистической, так и капиталистической систем хозяйства.

Рассмотрим каждое из этих начал отдельно.

Обратимся сначала к "смешанности".

Смешанная экономика – это экономика, функционирующая на базе рыночного механизма и государственного регулирования хозяйства. Такие изменения в роли государства вызваны прежде всего необходимостью развития производственной и социальной инфраструктуры, научно-техническим прогрессом.

В определении понятия "смешанная экономика" у экономистов нет единства. Точки зрения не совпадают по вопросу о том, что в этой экономике смешивается. Так, Клас Эклунд в известной книге "Эффективная экономика. Шведская модель" пишет, что смешанная экономика – это та, которая "обладает чертами как планового, так и рыночного хозяйства". Здесь налицо указание на два начала: "план" и "рынок". С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи замечают: "Все современные экономики являются смешанными – находятся в промежутке между двумя крайностями: чисто командной и чисто рыночной системами... Спор возникает именно по поводу той роли, которую должны играть государство и рынок в экономике".

Такое определение наиболее типично. В нем противопоставляются два элемента – "рынок" и "государство". Оппонентом такой точки зрения выступает О. Ю. Мамедов. По его мнению, "рынок" и "государство" являются логически непротивопоставимыми элементами: "рынку" можно противопоставить только "нерынок", т.е. "рыночной" организации производства – "нерыночную", а "государственному" (общественному) – "негосударственное" (частное).

Было бы несправедливым считать бесспорным какое-либо одно из приведенных выше определений смешанной экономики и умалять другие. Каждое из них оттеняет одну из ее многих сторон и именно на ней акцентирует внимание. Полная картина вырисовывается при рассмотрении всей совокупности ее аспектов: в исследовании "рыночного" и "нерыночного" секторов экономики, в выяснении соотношения между "невидимой рукой рынка" и "регулирующей рукой государства", в изучении возможности использования "плана" и "рынка". Так, на микроуровне применяется внутрифирменное планирование. В макроэкономике осуществляется государственное регулирование.

В процессе планирования на микроуровне большая роль отводится маркетинговым исследованиям, позволяющим полно и точно выявить потребности и определить спрос на продукцию фирмы.

Государственное регулирование экономики дает возможность скорректировать спрос и предложение на макроуровне.

В отличие от классического капитализма для смешанной экономики характерным является господство коллективной частной собственности в форме акционерных и других обществ.

Теперь рассмотрим сущность "социальности".

Методологические основы теории "социального рыночного хозяйства" были заложены еще в 1930–1940-х гг. авторами теории порядка. Ими являются В. Ойкен, Ф. Бем, В. Репке, А. Рюстов, Л. Микш, А. Мюллер-Армак. Наиболее известен профессор Фрейбургского университета, основоположник Фрейбургской школы В. Ойкен. Он ввел в научный оборот понятие "хозяйственный порядок" и определил два его идеальных типа: "централизованно управляемое хозяйство" и "рыночное" (меновое). По мнению Ойкена, в чистом виде они никогда не существуют, а только в форме некоторой "смеси" с преобладанием одного из них. Существенна величина этой "смеси". Если доминирует рыночный тип, то колебания рыночной конъюнктуры проявляются в колебаниях занятости. Если же доминирует централизованно-административный тип, то изменение хозяйственной конъюнктуры проявляется в колебаниях потребления. Это выражается в том, что руководящие органы могут вкладывать инвестиции в строительство фабрик и заводов, а не жилья, продуктов питания и других потребительских благ, что означает принудительное сокращение потребления. По мнению Ойкена, рыночное (меновое) хозяйство предпочтительнее централизованного, так как последнее не может выяснить потребности членов общества. Поэтому государственное вмешательство в экономику не должно быть чрезмерным. Однако экономический порядок не может устанавливаться сам по себе, его создание требует вмешательства государства.

Теория порядка явилась предтечей концепции "социального рыночного хозяйства", одним из основных авторов которой стал Л. Эрхард. Согласно Эрхарду, современный либерализм не может не допускать заметной роли государства в экономических процессах. Эту концепцию Эрхард использовал для послевоенного экономического обновления Германии, когда в стране старый тоталитарный режим "централизованно-управляемое хозяйство" – рухнул, а "меновое (рыночное) хозяйство" уже успело породить анархию и "черный рынок".

Термин "социальная" означает, что экономика ориентирована на решение как экономических, так и социальных задач.

Эффективное функционирование любой модели экономической системы достигается на основе создания благоприятной институциональной среды, которая представлена набором правил, учреждений, организаций.

Так, социальная рыночная экономика невозможна без соблюдения экономического и социального порядков.

Экономический порядок включает:

  • порядок, регулирующий право собственности;
  • денежный и валютный порядок;
  • конкурентный порядок;
  • порядок, регулирующий внешнеэкономическую деятельность.

Таким образом, экономический порядок – это правила, регулирующие организационное строение экономики, а также совокупность институтов, ответственных за придание экономике определенной организационной формы.

Социальный порядок – это совокупность институтов и норм, определяющих социальное положение граждан и отдельных групп населения.

Социальный порядок охватывает:

  • порядок в сфере труда;
  • порядок в системе социального страхования и социальной помощи;
  • имущественный порядок;
  • жилищный порядок;
  • экологический порядок и т.д.

Социально-ориентированной смешанной экономике присущи различные модели, обусловленные национальной спецификой, некоторые из них будут рассмотрены ниже.

Американская модель

Размеры государственной собственности невелики. Главные позиции в экономике занимает частный капитал, развитие которого регулируется институциональными структурами, правовыми нормами и налоговой системой. Однако государственное вмешательство достаточно велико. Оно осуществляется следующими методами:

  • система правительственных заказов. Она вовлекает в осуществление государственных программ частный бизнес (крупный, средний и мелкий) и этим формирует обширный государственный рынок. Через эту систему перераспределяется основная масса бюджетных средств;
  • обеспечение производственной и социальной инфраструктуры, научной и информационной базы, создание которых не под силу или невыгодно частному капиталу;
  • главное воздействие на экономику государство осуществляет через косвенные рычаги – госбюджет, кредитно-денежную систему, хозяйственно-правовое законодательство.

Система социального обеспечения в США включает в себя социальное страхование (пенсии, пособия, медицинские услуги лицам, охваченным страховкой, страховые пособия по безработице) и вспомоществование, т.е. помощь бедным. Эти выплаты идут из госбюджета. Но государственные ресурсы как бы дополняют затраты на социальные услуги частного сектора, который является главным источником социального финансирования.

Британская модель

Смешанная экономика Великобритании формировалась под воздействием активной роли государственного регулирования. После Второй мировой войны в Великобритании была проведена частичная национализация ряда отраслей, создана единая система государственного здравоохранения и социального обеспечения. В результате были созданы обширный государственный сектор и разветвленная система государственного регулирования, которое выражалось:

  • в обеспечении частного сектора правительственными заказами;
  • в развитии военно-промышленного комплекса (ВПК);
  • в финансировании научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР);
  • в финансировании социальной сферы и т.д.

Но к 1980 г. в Великобритании произошло снижение эффективности хозяйства и ослабление се позиций в мировой системе. Все это потребовало ограничения государственного вмешательства в экономику и предоставления большей свободы рыночным силам: в 1980–1990-х гг. была проведена приватизация большинства государственных предприятий, в том числе естественных монополий – телефонной связи, газо- и электроснабжения, водоснабжения и т.д. Одновременно шел процесс поощрения частного предпринимательства. Проводилась также политика дерегулирования: ликвидировался контроль над ценами, зарплатой, дивидендами. Усилился адресный характер бесплатной медицинской помощи. Все это позволило повысить эффективность и конкурентоспособность британской экономики.

Германская модель

Характерной чертой немецкой модели смешанной экономики является ее социальная ориентация, отделение социальной политики от экономической. Источником для социальной защиты населения служат не прибыли предприятий, а специальные бюджетные и внебюджетные фонды.

Французская модель

Система государственного регулирования во Франции – одна из наиболее развитых в Западной Европе. Франция – единственная страна в Европе, сумевшая реализовать концепцию экономического развития на основе государственных планов-программ, во многом определивших успехи реконструкции и экономического роста в послевоенный период. Франция позднее других европейских стран вступила на путь либеральных реформ, но крупномасштабная приватизация не устранила, а лишь усложнила формы государственного регулирования. Попытки усилить свободный рынок не привели к уходу государства из экономики.

Итальянская модель

Смешанная экономика в Италии – это своеобразный вариант западноевропейской модели, который характеризуется:

  • обширным государственным сектором;
  • высокоразвитым крупным частным бизнесом;
  • укладами, оставшимися от раннего капитализма;
  • большим удельным весом малого бизнеса;
  • развивающимся кооперативным сектором.

Государственный сектор занимает ключевые позиции.

Наиболее многочисленной категорией государственных предприятий являются акционерные общества со смешанным капиталом. Либеральные реформы не внесли радикальных изменений в положение государственного сектора. Итальянская модель смешанной экономики характеризуется развитой социальной инфраструктурой и высокой степенью социальной защиты.

Скандинавская модель (Швеция, Норвегия, Дания, Финляндия)

Особенностью этой модели является ведущая роль частного сектора. Низкий удельный вес государственной собственности сочетается с весомой ролью (особенно в Швеции) общественного сектора. Существенную роль (особенно в Дании) играет кооперативный сектор в сельском хозяйстве, промышленности, торговле, жилищном строительстве, банковском и страховом деле.

Для скандинавских стран характерна высокая степень социализации экономики, проявляющаяся в перераспределении через налоговую систему значительной части валового внутреннего продукта (ВВП), что позволяет проводить активную социальную политику.

Японская модель

Особенность смешанной экономики в Японии – оптимальное сочетание тенденций мирового подхода с национальной спецификой. Для Японии характерен относительно невысокий удельный вес крупных государственных и смешанных государственно-частных предприятий. Важным источником гибкости японской экономики служит широкое развитие среднего и мелкого предпринимательства. Для Японии характерна более высокая степень контроля государственной власти над экономикой по сравнению с другими индустриально развитыми странами. Особенностью японской модели смешанной экономики является ее ориентация на сбережение, производство и экспорт при вспомогательной роли личного потребления. Сыграв положительную роль в экономическом успехе страны, такие ее институты, как приоритет производителя над другими правами человека, система пожизненного найма, "зарплата по старшинству", коллективная ответственность и инициатива, не отвечают потребностям развития современного общества. Назрела смена моделей экономического развития.

3.2.5. Переходная экономика

Переходная экономика – это экономика, находящаяся в процессе перехода (трансформации) от одной экономической системы к другой.

Переход от одной экономической системы к другой занимает длительный отрезок времени (от десятилетий до столетий). В настоящее время в постсоциалистических странах происходит переход от командной плановой к рыночной экономике. Переходная экономика не является продуктом XX в. Экономика ведущих ныне стран в конце XVII – первой половине XIX в. также знаменовала переход от традиционной к рыночной экономике и была переходной.

Характерной чертой переходной экономики является одновременное существование экономических отношений старой системы и новых, присущих зарождающейся системе.

Для экономики переходного типа характерна многоукладность.

Экономике переходного периода свойственно обострение социально-экономических отношений, которое уменьшается по мерс создания новой экономической системы.

Продолжительность рыночной трансформации зависит от уровня социально-экономического развития общества.

Экономические системы развиваются в рамках определенной формы собственности.

И связи между хозяйственными субъектами, сложившиеся на основе превалирующих и способов регулирования макроэкономической деятельности. В качестве хозяйственных субъектов могут выступать домохозяйства, фирмы и государство.

За последние двести лет в мире преимущественно действовали четыре глобальные экономические модели. Это две системы с доминирующим рыночным хозяйством - чистый капитализм и современный капитализм, и две системы нерыночного типа - административно-командная и традиционная. И уже в рамках той или иной общей экономической модели выделяют разнообразные модели экономического развития отдельных регионов и стран. Ниже приведены общие описания глобальных экономических систем.

Традиционная система

Этот тип хозяйствования превалирует в слаборазвитых странах и подразумевает низкий уровень развития технологий, широкую распространенность ручного труда и многоукладовую экономику, которая проявляется в сосуществовании различных экономических форм. Зачастую сохраняются натурально-общинные формы производства и распределения продукции. В экономике значительная роль отводится мелкотоварному производству, представленному многочисленными ремесленными и крестьянскими хозяйствами.

В функционирующей по традиционной системе, определяющую роль играет иностранный капитал. Социальное устройство общества при этом целиком зависит от многовековых устоев и традиций, кастовости, сословности - что значительно сдерживает социально-экономическое развитие.

Административно-командная система

Экономические модели по типу административно-командных были приняты во всех странах социалистического лагеря (прежде всего, в СССР) и в некоторых странах Азии.

Отличительные черты данного типа хозяйствования можно назвать следующие:

  • собственность на экономические ресурсы - государственная,
  • бюрократизация и государственная монополизация экономики,
  • основа хозяйственной деятельности - централизованное планирование экономики;
  • потребности, спрос и предложение определялись централизованными плановыми отделами, без участия непосредственных потребителей и производителей, исходя из общей политической идеологии.

Чистый капитализм

Эта модель действовала в 18-19 веках и представляла собой с чистой конкуренцией. Экономическая деятельность велась единоличными предпринимателями-капиталистами и, соответственно, они же владели правом собственности. Происходило саморегулирование частного капитала на основе свободных рынков, а государство минимально вмешивалось в этот процесс. У наемных рабочих фактически отсутствовала социальная защита в случае наступления безработицы, старости, болезни.

Современный капитализм

К середине 20 века, с приходом научно-технической революции, бурным развитием социальной, технической и производственной инфраструктур, государственные структуры начинают гораздо активнее участвовать в развитии национальной экономики. Чистый капитализм постепенно преобразуется в систему развитого современного капитализма. В рамках этой системы возникли национальные экономические модели, которые получили свои специфические черты исходя из особенностей социальных, национальных, географических и исторических условий. Разберем некоторые из них.

Американская модель

  • активное поощрение мелкого предпринимательства (около 80% всех новых рабочих мест создаются представителями малого бизнеса);
  • государство минимально вмешивается в регулирование экономики;
  • представлена очень незначительно в общем объеме форм собственности;
  • выраженное расслоение общества на классы богатых и бедных;
  • удовлетворительный уровень жизни и социальная защищенность бедных граждан.

Японская экономическая модель

  • активное воздействие государства на развитие экономики с обязательным планированием этого развития (составляются пятилетние планы для отдельных областей экономики);
  • размер заработной платы у простых служащих и руководителей фирм отличается весьма незначительно, поэтому уровень доходов у населения достаточно равномерный;
  • экономика имеет выраженную социальную направленность (практика пожизненного найма, социального партнерства и т.д.).

Южнокорейская модель

  • государственное планирование, разработка пятилетних планов;
  • жесткое регулирование внешнеэкономической деятельности с целью развития экспорта и минимизации импорта;
  • контроль государства в банковской сфере.

Китайская модель

  • сосуществование рыночной и ;
  • поддержание свободных экономических зон;
  • ровный уровень доходов населения;
  • большое значение домашних хозяйств;
  • китайцы-эмигранты активно помогают развитию национальной экономики.

Экономическая система – это форма организации экономики, комплекс социально-экономических и организационных отношений между производителями и потребителями материальных благ, взаимосвязь и взаимозависимость которых обеспечивает функционирование системы и эффективное использование ограниченных ресурсов. Тип экономической системы основывается на исторически господствующей форме собственности, уровне развития производительных сил и зрелости производственных отношений.

Наиболее существенными качественными признаками, лежащими в основе выделения типов экономических систем являются:

· экономическое состояние развития общества на определённой ступени его развития;

· основные мотивы экономической деятельности хозяйственной системы, её структура;

· форма собственности на экономические ресурсы;

· способ координации деятельности хозяйствующих субъектов;

· организационные формы согласования действий экономических субъектов и др.

На современном этапе социально-экономического развития общества экономическая наука выделяет следующие типы экономических систем: традиционная, административно-командная, рыночная и смешанная.

Традиционная экономическая система , присущая слаборазвитым странам и базирующаяся на сложившихся традициях и обычаях, передающихся от поколения к поколению, играющих важную роль в регулировании производственных отношений и распределении материальных благ. Производственный потенциал этих стран составляет низкий уровень техники, использование ручных средств труда, неразвитость инфраструктуры. В них господствует нищета и бедность и др.

Административно-командная система , в рамках которой все решения по экономическим проблемам принимает государство. При этом оно является основным собственником ресурсов, осуществляет целенаправленное директивное экономическое планирование на всех уровнях экономической деятельности, регулирует распределение ресурсов и созданного продукта. Экономическую основу системы составляет государственная собственность.

Рыночная система (чистый капитализм) , которая базируется на господстве частной собственности на средства производства, на действии механизмов свободного рынка, регулирующих экономическое поведение и управление предпринимательской деятельностью, на невмешательстве государства, на личном интересе и конкуренции.

Смешанная система , которая сочетает преимущества рыночной системы и централизованной экономики, то есть использование различных методов государственного регулирования, обеспечивающих единые «правила игры» на рынке, проведение социально-ориентированной политики в интересах всех членов общества.

Модели хозяйствования в рыночной экономике отражают национальные особенности организации экономической жизни, ступень сочетания рыночного и государственного её регулирования, учёт исторических, культурных, природно-климатических и ресурсных факторов и т.д. Выбор модели определяется тем, в какой мере она способствует экономическому росту и конкурентоспособности экономики, технико-технологическому развитию производства, интеграции национальной экономики в международную систему хозяйствования на основе гармонизации национального законодательства с международными стандартами.

Все модели хозяйствования условно можно разделить на :

1. Социально-ориентируемые модели (примером может быть Шведская модель экономики);

2. Государственно-регулируемые модели (присущи для Японской, Американской и Германской моделей экономики).

Из многообразия экономических моделей хозяйствования к наиболее приоритетным относятся:

· Американская модель (либеральная модель капитализма) , в которой частная собственность является доминирующей, а регулирующая роль государства минимальна, сводящаяся к установлению правил игры; активно поощряется малое предпринимательство; обогащение наиболее активной части население основано на высоком уровне производительности труда и ориентации на достижение личного успеха при резкой дифференциации на богатых и бедных; обеспечивается приемлемый уровень жизни малообеспеченных групп населения.

· Японская модель (корпоративная экономика) , отличительной особенностью которой является высокий уровень государственного влияния на основные направления экономики, связанного с планированием и координацией деятельности правительства и частного сектора; широкое распространение пожизненного найма работников, объединённых общими интересами и привлекаемых к управлению и принятию решений; сохранение национальных традиций при заимствовании у других государств всего того, что нужно для развития страны; социальной направленностью модели (соблюдение социальных прав гражданина, борьба против социального неравенства, возложение на корпорации обязанностей по соблюдению решения социальных задач).

· Немецкая модель (социально-рыночная экономика), основана на высоком уровне воздействия государства на экономику (установление правил игры, влияние на цены, технические нормы, активная социальная политика); планировании основных макроэкономических показателей; реализации принципа социального партнёрства (участие работников предприятия в его собственности); решающей роли банков, в составе которых центральному банку дана полная автономия; поощрение малых и средних предприятий, фермерских хозяйств, долгосрочное программирование и др.

· Шведская модель (социально-ориентируемая экономика ), для которой характерны сильная социальная политика, направленная на сокращение имущественного неравенства за счёт перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоёв населения; вмешательство государства в процесс ценообразования (установление фиксированных цен); преобладающая роль государственного сектора в обеспечении уровня жизни и развития элементов инфраструктуры экономики, а частного сектора в развитии производства.

· Российская модель учитывает территориальные и природно-географические условия; единство наций обеспечивает права каждого народа на свой национальный образ жизни, а разъединение народов ставит их в экономическую зависимость; активное включение государства в экономическую жизнь; потенциальную самодостаточность; социальную ориентацию экономики; многоукладность экономики и др.

В современной экономической теории для того, чтобы определить главные черты экономики, используется понятие «экономическая система».

Современная реальная экономика включает разнородные системы: технические, технологические, социальные, политические, юридические, экономические. Попытка осмысления многообразия видов деятельности и организация эффективного управления ими закономерно приводит к методологии, в основе которой лежат системные представления.

Представления о системной организации общества и хозяйства присутствуют во многих оформившихся в XX веке учениях, теориях и концепциях, в том числе и экономической науке.

Система – это совокупность определенного количества звеньев, находящихся в органической взаимосвязи друг с другом. Любая система имеет вход и выход, взаимодействует с внешней средой, испытывает ограничения. Такая характеристика полностью применима и к экономической системе.

Экономическая система – это целостная совокупность прочно взаимосвязанных хозяйственных отношений. Ее структура, состояние, поведение, контуры и динамика связаны с особенностями ее места и роли в общественном разделении труда; действием экономических, технических, институциональных, организационных, гуманитарных, информационных и экологических факторов.

Причиной существования экономической системы является так называемый универсальный закон относительной ограниченности (редкости) ресурсов. Универсальность, т.е. всеобщность этого закона, состоит в том, что он действует во всех формациях и будет действовать всегда, как бы ни был велик прогресс производства.

В основе действия закона редкости лежат два обстоятельства:

1) постоянный рост человеческих потребностей (ненасытность и рост человеческих желаний),

2) ограниченность материальных благ и услуг, необходимых для их удовлетворения.

Ни одна экономическая система никогда не может решить проблему редкости окончательно. Экономическая система включает в себя все многообразие путей, какими люди решают задачи использования ресурсов для удовлетворения своих потребностей. Поняв суть системы, можно понять многие закономерности хозяйственной жизни общества.

Экономическая система – это форма организации эконо­мики, хозяйственный механизм, задача которого состоит в том, чтобы находить пути и методы эффективного исполь­зования ограниченных (редких) производственных ресур­сов.

В качестве факторов развития экономической системы можно выделить исторические условия, традиции, рост населения, географическая среда, формы обмена, религия, технический прогресс, научно-технические факторы, инно­вации.

Основными элементами экономической системы являются производи­тельные силы и производственные отношения, в т.ч. социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой экономической системе формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности; организационные формы хозяйственной деятельности; хозяйственный механизм, т.е. способ регулирования экономической деятельности на макроэкономическом уровне; конкретные экономические связи между хозяйственными субъектами.

Активным элементом экономической системы является человек. Его функциональное на­значение в экономической системе многообразно: он является, с одной стороны, субъективным фактором про­изводства, а с другой – принимает волевые ре­шения, осуществляет конкретные действия.

Функционирует экономическая система с помощью таких экономических институтов, как собственность, денежная система, рабочие организации, правительственные органы, корпорации, налоги, деньги, доход, профсоюз, планирование, производство прибыли. Таким образом, экономическая система трактуется как комплекс экономических институтов, набор которых примерно одинаков в любой системе.

Экономическую систему следует рассматривать как определенное целостное образование, в рамках которого взаимодействуют образующие его части, элементы, которые в своем взаимодей­ствии определяют ее свойства. Экономическая система характеризуется следующими свойствами (признаками):

1) единством и целостностью всех ее составных частей. Система устойчива и функционирует эффективно при совместимости частей, взаимодействие которых обеспечивает развитие системы. Разрушение основного элемента системы приводит к разрушению прежней системы, а не основных элементов – к постепенному преобразованию;

2) способностью к стратегическим и тактическим переменам, переустройству отношений и институтов, совершенствованию техники и организации, изменению парадигм, систем ценностей и др.;

3) взаимозависимостью, подчиненностью входящих в экономическую систему элементов. Внутренняя структура взаимосвязанных элементов экономической системы подчинена ее целенаправленности, ее стремлению достичь определенной цели;

4) инерционностью – способностью системы и ее элементов сохранять основные характеристики движения и состояния, пока внешняя по отношению к ней сила не прервет их;

5) эквифинальностью, которая предопределяет пре­дельные потенции системы стимулировать эко­номическую деятельность, их расширение тре­бует привлечения дополнительных ресурсов;

6) многовариантностью, свидетельствующей о том, что система должна обладать определенной гиб­костью, достигаемой превышением возможно­стей ведения деятельнос­ти над потенциалом складывающихся в тот или иной момент ситуаций, в которых после­дняя осуществляется. Многовариантность обусловлена большим разнообразием факторов и условий развития, поэтому на практике процессы развития про­являют себя не однозначно, а в ряде возмож­ных состояний, при этом в конкретном разви­тии реализуется только один вариант;

7) способностью к самоорганизации, позволяющей обеспечить переход системы их неупорядоченного, хаотического состояния в упорядоченное и наоборот;

8) сложностью структуры (каждая система имеет сложные подсистемы). Например, современное производство имеет две подсистемы: сферу материального и сферу нематериального производства.

Главная хозяйственная проблема у всех систем одна – это проблема распределения ресурсов. Но вот способы решения этой проблемы могут быть разными. Отсюда и возникает возможность существования различных экономических систем. По мнению западной теоретической экономики экономические системы различаются не тем, что признается центральной проблемой экономического строя (здесь существует относительное единство), а тем, какие элементы (институты) следует выделить, чтобы описать экономическую систему, чтобы раскрыть, какие из элементов являются главными, а какие второстепенными.

Экономическую систему невозможно пред­ставить вне общества, общих закономерностей его существования и развития, поэтому подхо­ды к определению критериев периодизации и механизма эволюции экономической системы во многом совпадают с аналогичными харак­теристиками общественного развития. Само возникновение экономики как хозяйственной системы общества связывают с формировани­ем национальных государств в процессе пере­хода от натурального к развитому товарному хозяйству, развития системы рыночной эконо­мики. Уже этот факт предполагает необходи­мость выявления общих свойств формирую­щихся национальных экономик, а также их спе­цифических особенностей

Как показывает история экономической науки, классификация экономических систем может производиться на основе различных критериев (признаков). В основе этой множественности лежит объективное многообразие свойств экономических систем. В укрупненном виде критерии экономических систем можно разделить на три группы:

– структурообразующие критерии;

– социально-экономические (содержательные) критерии;

– объемные и динамичные критерии.

С этих позиций выделяют:

1) формационный тип экономических систем (по К. Марксу): первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая экономические системы;

2) цивилизационный тип экономических систем (по А. Тойнби): неолитическая, восточноевропейская, античная, раннефеодальная цивилизации;

3) информационный тип экономических систем (по Дж. Гелбрейту, Р. Арону и др.): доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное и неоиндустриальное (информационное) общества;

4) стадийный тип экономических систем (по У. Ростоу): традиционное общество, переходное общество, стадия «сдвига», стадия «зрелости», стадия «массового потребления»;

5) организационный тип экономических систем (по В. Ойкену и др.): традиционная, рыночная, плановая, смешанная экономика.

Необходимо различать экономическую систему и на­циональную модель экономики. Национальную модель экономики характеризует господствующий тип эконо­мической системы, присущий тому или иному этапу развития общества.

Существующие рыночные модели и направленность их развития зависят от:

– исторических и геополитических условий формирования общественного устройства;

– географического положения и наличия природных ресурсов;

– уровня развития производительных сил и характера материально-технической базы;

– национальных и социокультурных особенностей страны;

– влияния тех или иных социально-политических сил и т.п.

Вместе с тем во всех рыночных моделях есть общие черты, к числу которых относятся:

– наличие многообразных форм собственности;

– преобладание свободных цен на товары и услуги;

– развитая система свободной конкуренции;

– распространение предпринимательской деятельности;

– определенная система государственного регулирования экономики.

Реально в разных странах и регионах складываются различные модели смешанной экономики. Они отличаются друг от друга своими «национальными коэффициентами смешения» разных форм собственности, рынка и государственного регулирования, капитала и социальности, экономической и постэкономической сторон. Охарактеризуем наиболее известные из них.

Можно выделить следующие типичные модели рыночной экономики, используемые в современных условиях:

– американская модель;

– японская модель;

– германская модель;

– шведская модель;

– французская модель;

– южно-корейская модель;

– китайская модель и т.д.

Важной закономерностью общественного развития является переход от одной социально-экономической системы к другой. Такой переход осуществляется по законам эволюции, в определенной последовательности, на основе эволюционных принципов. При этом господствующие производственные отношения как экономическая основа системы изменяются эволюционно посредством институтов, присущих субъектам этих отношений. Речь идет об институтах норм, правил, традиций человеческой деятельности, которые существуют вместе с экономическими отношениями, складываются постепенно и не могут быть изменены революционным путем.

В понятии «экономическая система» получила отражение совокупность производственных отношений и институтов, образующая экономическую структуру общества. Экономические системы различаются темпами экономического развития и механизмами решения основных экономических проблем: механизм принятия решений на основе традиций, обычаев, привычек; механизм командно-административного, централизованного принятия решений государственными органами; механизм рыночный. В зависимости от характера механизма, преобладающего в принятии решений по основным проблемам экономики, экономические системы можно представить в виде трех моделей: традиционная, командно-административная, рыночная.

Модель традиционной экономической системы базировалась на господстве общинной собственности на средства производства, первичности религиозных и социокультурных ценностей по отношению к хозяйственной деятельности. Выбор и решение проблемы «что?» определились обычаями, традициями, общественными и групповыми инстинктами, ограничивались задачами поддержания сложившегося хозяйства. Изобретения и инновации (нововведения) воспринимаются разрушителями устоев и традиций, угрожают стабильности общественной структуре и не учитываются при выборе решения проблемы «как?».

Наследственность принадлежности к конкретной общности (касте, сословию, классу) предопределяла не только место конкретного человека в производстве, обществе, но и отражалась на размерах его доли «общественного пирога». Почитаемые традиции и обычаи определяют выбор решения проблемы «кто?». Ими же регулируются масштабы личного богатства, размеры доходов, источники их пополнения. С положительной стороны воспринимается механизм традиций, только лишь как инструмент обеспечения стабильности. С отрицательной стороны его характеризуют социально-экономический застой, отсутствие экономического роста в силу эволюционного характера развития. Традиционные системы сохраняются в некоторых слаборазвитых странах - на их отдельных территориях.

Модель командно-административной системы основана на государственной собственности на материальные ресурсы. По этой причине важные экономические решения (прежде всего что, как и для кого производить) принимаются централизованно государственным плановым органом. Им же устанавливаются приоритеты в экономической жизни общества. Предпочтения отдаются производству средств производства. Характерной чертой такой модели является вертикальная система иерархии. В соответствии с ней показатели государственного плана производства, распределения и потребления благ в виде директивных (обязательных к исполнению приказов) заданий доводятся до конкретных отраслей, предприятий, территорий.


Положительной особенностью этой экономической модели была возможность сосредоточения трудовых сил и средств производства в определенном месте и времени. Эта возможность неоднократно реализовывалась в критические для социалистических стран моменты. Однако в периоды без социальных и природных потрясений командная система оказалась не способной обеспечить повышения эффективности использования экономических ресурсов, ускорения научно-технического прогресса. В результате снизились до критического уровня темпы экономического роста и развития. В условиях всеобщей занятости трудовых и сырьевых ресурсов и почти полной загрузки производственных мощностей возникал дефицит необходимых благ.

Модель рыночной экономической системы основана на господстве частной собственности на материальные ресурсы. Здесь каждый отдельный производитель стремится наилучшим образом удовлетворить выявленное желание потребителя иметь конкретный товар и готовность отдать за него деньги. Ориентируясь на потребителя, производитель принимает решения о том, что, в каком количестве и к какому сроку производить. Он стремится организовать производство новинок, предложить потребителям более широкий ассортимент товаров. Проблема «как производить?» решается каждым производителем на основе собственного желания получить наибольшую прибыль. Поскольку осуществление этого желания возможно при снижении затрат, то каждый производитель стремится выгодно приобретать наилучшие ресурсы и наиболее эффективно их использовать, своевременно внедрять достижения НТП .

Все это способствует экономическому развитию страны. Проблема распределения благ решается с учетом доходов потребителей - имеющие более высокий доход, обладают возможностью приобрести блага в более широком ассортименте, в большем количестве и более высокого качества, а часть общества - инвалиды, старики, дети-сироты и так далее, не имеющая источников дохода, оказывается без средств к существованию. По этой причине модель рыночной экономики представляется как жестокая система, ставящая человека в положение «один - на один» со своими проблемами. Но она обеспечивает наиболее целесообразное и эффективное использование экономических ресурсов, более высокий уровень темпов экономического роста и развития.

Модель смешанной экономической системы нивелирует недостатки рассмотренных систем. Ни в одной стране мира не было, и нет ни командно-административной, ни рыночной системы организации экономической жизни общества в «чистом виде». Реально функционирующие экономики стран - это виды смешанной экономической системы. Они представляют различное сочетание механизмов рыночной организации и государственного регулирования для решения социальных и экономических проблем общества.

Модель смешанной экономики обеспечивает наиболее эффективное и рациональное использование ресурсов, способствует разработке и использованию совершенных технологий. Важным внеэкономическим аргументом в пользу смешанной экономики выступает ее ставка на личную свободу.

Индивидуальные решения участников рынка мотивированы собственным частным интересом и вовсе не направлены на то, чтобы успешно функционировала экономика в целом. Координацию же всех независимо принимаемых решений осуществляет рыночный механизм - сердце рынка. Он обеспечивает как доведение решений отдельных хозяйствующих субъектов друг до друга, так и увязку этих решений через систему цен и конкуренцию. Рыночный механизм “наводит порядок в потенциальном хаосе”, прежде всего, через цены. Цены выступают сигналом, дающим информацию об условиях на рынке как для потребителей, так и для производителей. Через цены суммируются и балансируются бесчисленные индивидуальные экономические решения. Цены рассматриваются организующей силой в рыночной экономике.

Важную роль в рыночном механизме играет конкуренция . Она направляет частные интересы на производство общественно необходимых товаров. Конкуренция приводит к тому, что ограниченные ресурсы используются более полно и эффективно. Они устремляются в те отрасли, которые производят необходимую для потребителя и рентабельную для товаропроизводителя продукцию. Нерентабельные же предприятия лишаются возможности получать ограниченные ресурсы. Конкуренцию называют основной регулирующей и контролирующей силой в рыночной экономике.

К преимуществам рыночного механизма экономисты относят:

Эффективное распределение ресурсов. Рынок направляет ресурсы на производство товаров, на которые предъявляется спрос;

Гибкость, высокую адаптивность к изменяющимся условиям. Так, когда в 70-е гг. резко повысились цены на энергоносители, рынок ответил на это разработкой альтернативных источников энергии, внедрением ресурсосберегающих технологий, введением режима жесткой экономии энергоресурсов;

Оптимальное использование результатов НТР. Стремясь получить максимально высокую прибыль, товаропроизводители идут на риск, разрабатывают новые товары, вводят новейшие технологии, что позволяет им иметь временные преимущества перед конкурентами;

Свободу выбора и действий потребителей и предпринимателей. Последние независимы в принятии своих решений, заключении различных сделок, при найме рабочей силы и т.д.;

Способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг.

Но рыночному механизму присуща и ограниченность, которая проявляется в том, что он:

Не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;

Не обеспечивает защиту окружающей среды; только законодательные акты могут заставить предпринимателей вкладывать средства в создание разного рода экологически чистых производств;

Не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству, например рыбных богатств океана;

Игнорирует потенциально негативные последствия принимаемых решений;

Не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования (дорог, дамб, общественного транспорта, образования, здравоохранения и т.д.);

Не гарантирует право на труд и доход, не обеспечивает перераспределение дохода; индивидумам приходится самим принимать решения, чтобы изменить свое материальное положение. По словам П. Самуэльсона , рыночный механизм воспроизводит существенное неравенство;

Не обеспечивает фундаментальных исследований в науке;

Подвержен нестабильному развитию.

Решение перечисленных выше проблем берет на себя государство.

Современная рыночная экономика промышленно развитых стран характеризуется, во-первых, насыщенностью товарами массового производства, строгой направленностью на удовлетворение потребностей определенных групп покупателей.

Во-вторых, ей присуще гибкое, адаптивное производство, способное отвечать самым сложным запросам потребителей.

В-третьих, меняются целевые функции фирм. Хотя прибыль по-прежнему служит основным стимулом в предпринимательской деятельности, фирмы для поддержания конкурентоспособности заинтересованы: в расширении рынка, модификации продукта, повышении качества продукции и снижении затрат.

В-четвертых, происходит изменение форм предпринимательской деятельности. Начиная с середины 70-х гг., наряду с крупными корпорациями, важную роль в рыночной экономике ведущих стран Запада стал играть мелкий бизнес. Эта организационная структура оказалась довольно гибкой, мобильной и чутко реагирующей на быструю смену запросов потребителей, на необходимость внедрения новых технологических возможностей, на широкое использование творческого потенциала отдельной личности. Мелкий бизнес превратился в весомую экономическую силу наряду с крупными корпорациями, государством и профсоюзами.

В-пятых, в современной рыночной экономике идет становление нового типа трудовых отношений, предполагающего участие наемных работников в управлении и в собственности фирмы. Некоторые экономисты называют современный этап развития экономики “экономикой участия”. Вовлечение персонала компаний в управление реализуется путем предоставления внутренних акций , причем, как правило, по льготным ценам. При этом фирмы, распределяющие акции среди своих рабочих и служащих, поощряются различного рода налоговыми льготами. На предприятиях, практикующих участие рабочих и служащих в акционерной собственности и принятии решений, увеличивается занятость, повышается мотивация и производительность труда, снижается текучесть кадров, возрастает объем продаж.

В-шестых, современной рыночной экономике присущ энерго- и материалосберегающий характер.

В-седьмых, идет процесс формирования “услугоемкой” экономики. Более 60% стоимости ВВП США составляет стоимость услуг, а в России - более 40%.

В восьмых, в современной рыночной экономике роль главного производственного ресурса начинают играть информация и знания.