Дэн Сяопин является одним из выдающихся политических деятелей коммунистического Китая. Именно ему пришлось иметь дело с губительными последствиями политики Мао Цзэдуна и "культурной революции", проводимой известной "бандой четырех" (это его сподвижники). За десять лет (с 1966 по 1976 гг.) стало очевидно, что ожидаемого "большого скачка" страна не совершила, поэтому на смену сторонникам революционных методов приходят прагматики. К ним и относил себя Дэн Сяопин, политика которого отмечена последовательностью и стремлением модернизировать Китай, сохранить его идеологические основы и самобытность. В данной статье хотелось бы раскрыть суть преобразований, осуществленных под руководством этого человека, а также понять их смысл и значение.
Приход к власти
Дэн Сяопин преодолел тернистый карьерный путь, прежде чем стал негласным лидером КПК. Уже к 1956 г. его назначили на должность генсека ЦК Однако он был смещен с поста после десятилетней службы в связи с началом "культурной революции", предусматривающей масштабную чистку как кадров, так и населения. Уже после смерти Мао Цзэдуна и ареста его приближенных реабилитируются прагматики, и уже в ходе 3-го пленума партии одиннадцатого созыва начинают разрабатываться и претворяться в жизнь реформы Дэн Сяопина в Китае.
Особенности политики
Важно понимать, что он ни в коем случае не отказывался от социализма, изменились лишь методы его построения, и возникло желание придать политическому строю в стране уникальность, китайскую специфику. Кстати, личные ошибки и злодеяния Мао Цзэдуна не афишировались - вина пала в основном на упомянутую "банду четырех".
Известные китайские реформы Дэн Сяопина базировались на проведении "политики четырех модернизаций": в промышленности, армии, сельском хозяйстве и науке. Ее конечным итогом должно было стать восстановление и оздоровление экономики страны. Специфической чертой курса этого политического лидера стала готовность контактировать с миром, вследствие чего к Поднебесной начали проявлять интерес иностранные инвесторы, бизнесмены. Привлекало то, что страна располагала огромной дешевой рабочей силой: преобладающее там сельское население было готово работать за минимум, но с максимальной производительностью, чтобы прокормить свои семьи. Китай также владел богатой сырьевой базой, поэтому моментально возник спрос на государственные ресурсы.
Аграрная сфера
Прежде всего, Дэн Сяопину было необходимо провести реформы в ведь ему жизненно важна была поддержка масс для закрепления своей фигуры у власти. Если при Мао Цзэдуне упор делался на развитие тяжелой промышленности и ВПК, то новый руководитель, наоборот, объявил о конверсии, расширении производства чтобы восстановить внутренний спрос в стране.
Были отменены и народные коммуны, в которых люди были равны, не имели возможности улучшить свое положение. На смену им пришли бригады и домохозяйства - так называемые семейные подряды. Преимущество таких форм трудовой организации заключалось в том, что новым крестьянским коллективам позволяли оставлять излишки продукции, то есть сверхурожай можно было реализовать на зарождающемся в Китае рынке и получить с него прибыль. Кроме этого, предоставлялась свобода в установлении цен на с/х товары. Что касается земли, которую крестьяне обрабатывали, она сдавалась им в аренду, однако со временем объявлялась их собственностью.
Последствия реформ в сельском хозяйстве
Эти нововведения способствовали значительному повышению уровня жизни в деревне. Помимо этого, был дан толчок к развитию рынка, а власти же на практике убедились в том, что личная инициатива и материальные стимулы к труду гораздо продуктивнее плана. Доказывали это результаты реформ: за несколько лет практически вдвое выросло количество выращиваемого крестьянами зерна, к 1990 г. Китай стал первым по заготовке мяса и хлопка, повысились
Конец международной изоляции
Если раскрывать понятие "открытость", стоит понимать, что Дэн Сяопин был против резкого перехода к активной внешней торговле. Планировалось плавное выстраивание экономических связей с миром, постепенное проникновение рынка в неизменную командно-административную экономику страны. Еще одна особенность заключалась в том, что все преобразования сначала тестировались в каком-либо небольшом регионе, и если они имели успех, их вводили уже на национальном уровне.
Так, к примеру, уже в 1978-1979 гг. в приморских районах Фудзянь и Гуандун открыли СЭЗ - специальные экономические зоны, представляющие собой некие рынки сбыта продукции местным населением, завязывались деловые связи с инвесторами из-за рубежа. Их стали называть "капиталистическими островками", и количество их росло довольно медленно, несмотря на благоприятствование государственному бюджету. Именно постепенное образование таких зон при выстраивании внешней торговли не позволило Китаю потерять львиную долю сырья, которое могло было быть моментально распроданным за очень высокую по китайским меркам цену. Также не пострадало и внутреннее производство, рискующее быть подавленным импортными и более дешевыми товарами. Выгодные связи с различными странами привели к знакомству и внедрению на производстве современных технологий, машин, заводского оборудования. Много китайцев отправлялись на обучение за рубеж, чтобы набраться опыта у западных коллег. Сложился некий экономический обмен Китая с другими странами, удовлетворяющий интересы обеих сторон.
Изменения в управлении промышленностью
Как известно, до того, как неофициальным руководителем КПК Китая был выбран Дэн Сяопин, экономические реформы которого сделали Китай мощнейшей державой, все предприятия были подчинены плану, строгому контролю со стороны государства. Новый же страны признал неэффективность такой системы и выразил потребность в ее обновлении. Для этого был предложен способ постепенной Со временем предполагался отказ от планового подхода и возможность создания смешанного типа управления хозяйством страны с преобладающим участием государства. Как результат - в 1993 году планы были сведены до минимума, государственный контроль уменьшился, а рыночные отношения набирали обороты. Таким образом, сложилась "двухколейная" система управления хозяйством страны, которая имеет место в Китае и по сей день.
Утверждение многообразия форм собственности
Проводя одну за другой реформы, преобразующие Китай, Дэн Сяопин столкнулся с проблемой собственности. Дело в том, что изменение организации ведения хозяйства в китайской деревне позволило новоиспеченным домохозяйствам иметь заработок, росли капиталы для открытия собственного дела. Кроме того, иностранные бизнесмены тоже стремились открыть филиалы своих предприятий в Китае. Эти факторы стали причиной формирования коллективной, муниципальной, индивидуальной, иностранной и иных форм собственности.
Интересно то, что власти не планировали вводить подобное многообразие. Причина его появления кроется в личной инициативе местного населения, располагающего собственными накоплениями, открывать и расширять самостоятельно созданные предприятия. Людям неинтересно было приватизировать госсобственность, они желали изначально вести свое дело. Реформаторы же, увидев в них потенциал, решили официально закрепить за гражданами право иметь частную собственность, вести индивидуальное предпринимательство. Тем не менее наибольшую поддержку "сверху" получил иностранный капитал: зарубежным инвесторам предоставлялся спектр различных льгот при открытии собственного дела на территории А что касается государственных предприятий, чтобы не позволить им резко разориться при появлении столь высокой конкуренции, план на них сохранялся, но сокращался с годами, и им тоже гарантировались разного рода налоговые вычеты, субсидии, выгодные кредитования.
Значение
Невозможно отрицать, что Дэн Сяопин провел вместе с единомышленниками огромную работу по выводу страны из состояния глубокого экономического кризиса. Благодаря их реформам Китай имеет значительный вес в мировой экономике и, как следствие, в политике. В стране сложилась уникальная "концепция двухколейного экономического развития", грамотно совмещающая командно-административные рычаги и элементы рынка. Новые коммунистические лидеры стабильно продолжают идеи Дэн Сяопина. Например, сейчас государством выдвинуты цели построения "общества средней зажиточности" к 2050 году и ликвидирования неравенства.
На теоретической конференции КПК в 1979 г. речь официально шла о реформах «четырех модернизаций»: в сельском хозяйстве, промышленности, науке и технике и военной сфере.
Реформы в сельском хозяйстве
Еще в 1978 г. в провинции Сычуань, руководителем которой был Чжао Цзыян (с сентября 1979 г. - премьер КНР), проводился эксперимент по семейному подряду. В его основе лежала старая идея Дэн Сяопина - «закрепление заданий за крестьянскими дворами». Результаты были ошеломляющими: производство зерна и других сельскохозяйственных продуктов резко увеличилось, доходы крестьян возросли. Было решено распространить эту практику на всю страну, что и одобрил Пленум ЦК КПК в сентябре 1979 г. Закупочные цены были повышены на 30%. В начале 1980-х гг. началось расформирование кооперативов. Широкомасштабная перестройка сельского хозяйства стала осуществляться с лета 1981 г. Важнейшие меры:
а) разрешены крестьянские рынки, подсобные промыслы;
б) в три раза увеличена площадь земель, отводимых под приусадебные участки;
в) увеличены государственные ассигнования на развитие сельско хозяйственной инфраструктуры;
г) промышленность переориентирована на выпуск малой сельско хозяйственной техники;
д) постепенно сокращали, а с 1985 г. вообще отказались от обязательных поставок сельскохозяйственной продукции; они были заменены системой государственных контрактов, а продукция, необходимая населению, поступала через рынок.
К тому времени на весь Китай распространилась система производственной ответственности: пахотная земля производственных бригад разделялась и закреплялась за отдельными семьями. Им давались задания; после сдачи установленного количества продукции семья могла распоряжаться излишками по своему усмотрению.
Постепенно на смену заданиям пришли налоги, установленные с учетом количества и качества земли. Правда, государственные органы ужесточили контроль за ее использованием. В частности, не допускалась эрозия почв, запрещалось использовать пахотные земли под иные нужды.
Частной собственности на землю установлено не было. Вводилась аренда, ее сроки постоянно возрастали: 15 лет, 50 лет. В дальнейшем была введена пожизненная аренда с правом наследственного пользования и передачи земли в другие руки за соответствующую плату. Формально права частной собственности на землю нет в Китае по сию пору; землю, например, нельзя продать, заложить и т. п.
Эти меры привели к быстрому росту сельскохозяйственного производства - на 11,7% в год. К 1987 г. Китай решил проблему внутреннего обеспечения продовольствием и сельскохозяйственным сырьем и приступил к экспорту продуктов питания.
Правда, это усилило социальное расслоение в деревне, что объясняет неприятие реформ в отдельных слоях общества. Но в целом материальное благосостояние сельского населения значительно возросло (ежегодный рост доходов составил 8,1%).
Повышение эффективности производства усугубило проблему избыточной рабочей силы на селе. Государство стало поощрять развитие местной промышленности, разрешая крупным предприятиям создавать свои филиалы в деревнях, где у них будет значительно меньше проблем с набором рабочей силы, обеспечением жильем, коммунальными услугами и т. п. Таким предприятиям предоставлялись льготные кредиты, делались скидки в налогообложении. Сельские предприятия поглощали освобождавшиеся рабочие руки - к началу 1990-х гг. там работало 85 млн. человек, производя треть всей промышленной продукции, часть из которой шла на экспорт. Это помогло снизить остроту проблемы занятости, но и к 1990 г. в китайской деревне было свыше 150 млн. человек излишней рабочей силы.
Модернизация промышленности
Задача не сводилась лишь к обновлению оборудования, предприятия должны получить постоянный стимул к инновациям. Для этого требовалось разрушить государственную экономику, внедрить рыночные принципы, развить конкуренцию, «открыться миру».
Важно было сохранить социальное благополучие населения, пережить неизбежный рост цен. Спецификой Китая было также огромное количество нерентабельных предприятий, с примитивной технологией; сразу закрыть их нельзя, так как обострится проблема занятости.
В самом общем виде Дэн Сяопин сформулировал следующие положения:
а) сократить сферу директивного планирования и распределения
ресурсов;
б) устранить чрезмерную централизацию, расширить хозяйствен
ную самостоятельность предприятий и регионов;
в) использовать возможности мелких частных предприятий;
г) снять ограничения на рост зарплаты и доходов.
Сокращение директивного планирования
впервые осуществлялось
в провинции Сычуань; в 1979 г. там начался эксперимент: предприятия, выполнив государственный заказ, получали самостоятельность в распределении оставшейся прибыли.
Результат превзошел ожидания: рост производства составил 80%. С 1981 г. система была распространена на весь Китай. На все крупные предприятия даны госзаказы, но не более чем на 50% мощностей. Сверх этого предприятие может производить все что угодно и реализовывать по рыночным ценам.
Одновременно была разрешена оптовая торговля по свободным ценам. Это дало эффект, у предприятий появилась заинтересованность в результатах. Правда, со временем проявились и негативные тенденции: возникли двойные цены на одни и те же товары (свободные и государственные), предпринимались попытки спекулировать на разнице цен.
В 1987 г. сузилась сфера централизованного управления. С директорами государственных предприятий стали заключаться контракты; в случае их невыполнения директоров ждала уголовная ответственность. В результате в первый же год 80% действующих директоров добровольно ушли в отставку, так как в новых условиях от них требовались уже другие качества: профессионализм, умение анализировать, экономическая подготовленность.
С 1979 г. в Китае началось создание частных предприятий: вначале лишь в розничной торговле и бытовом обслуживании; затем это распространилось и на другие отрасли экономики. Также постепенно расширялись допустимые масштабы частного предпринимательства: вначале разрешалось использовать наемную рабочую силу в количестве не более 5 человек, затем - 15, 50 человек, и так до тех пор, пока не были сняты всякие ограничения на число занятых. К 1987 г. в КНР функционировало около 25 млн. частных предприятий.
Частный сектор не только помог разрядить ситуацию с излишней рабочей силой - уже в 1985 г. в этом секторе было произведено 35% валового внутреннего продукта.
Привлечение иностранного капитала началось с создания в 1979 г. 4 свободных экономических зон на юге Китая: эти закрытые административные образования стали своего рода анклавами рыночной экономики в КНР. Там действовали особые правила обращения иностранной валюты, перевода прибылей за рубеж, устанавливались низкие налоги и т. д. Но администрация зон была китайской, разрешения на открытие предприятий давались китайцами, поощрялось создание предприятий, ориентированных на экспорт, т. е. производящих продукцию самого лучшего качества. Примером может случить зона Шеньжен, созданная на границе с Гонконгом. Помимо привлечения иностранных капиталов, там широко использовались зарубежный опыт, новые технологии, административные навыки. Свободные зоны стали локомотивами прогресса в Китае, их число постоянно росло, охватывая все новые регионы.
Летом 1979 г. был принят закон «О совместных предприятиях»: зона их действия постоянно расширялась. Китай стал обращаться к иностранным займам, чего ранее никогда не делал. С 1984 г. страна начала получать льготные займы по линии МБРР (Международного банка реконструкции и развития) и МВФ (Международного валютного фонда), составив в этом серьезную конкуренцию Индии. Постепенно стал расти китайский экспорт, особенно быстро с 1985 г.; пополнялись и запасы иностранной валюты.
Промышленный рост достигал в отдельные годы 16%, реальный рост зарплаты на городских предприятиях - 9%. Благосостояние населения повысилось: к 1987 г. уже 93% городских семей имели свои телевизоры, 60% - стиральные машины, 52% - магнитофоны. Китайская экономика стала развиваться.
Модернизация науки и техники
Прежде всего в Китае кардинально изменилось отношение к интеллигенции и образованным людям. Более того, образование стало главным критерием при назначении на должности, т. е. оно становилось престижным.
Увеличивались государственные расходы на все типы учебных заведений, повысилась заработная плата преподавателей. Способных студентов стали посылать на учебу за границу, в лучшие университеты мира, причем за государственный счет. В отношении этого, правда, были сомнения: не случится ли бегства за границу, но подобные рассуждения в расчет не приняли.
Кроме того, семьям предоставили возможность учить своих детей за границей за собственный счет. Но все же возместить ущерб, нанесенный образованию за годы «строительства социализма» и особенно за время «культурной революции», оказалось нелегко.
Следует отметить, что объективно Китай нуждается в переводе иероглифической письменности на фонетическую основу. Это расширило бы возможности получения технического образования, способствовало бы заимствованию новшеств. В последние десятилетия вопрос о соответствующей реформе не снимается с повестки дня, но существует проблема различных диалектов (особенно отличаются диалекты на юге Китая), Таким образом, хотя иероглифическая письменность и объединяет китайский язык в единое целое, в фонетическом отношении единства в языке нет.
Модернизация обороны
Этой модернизации отводилось последнее место в списке приоритетов, прежде всего, по причине отсутствия средств. После ограниченного конфликта с Вьетнамом в 1979 г. началось сокращение военных расходов. К 1984 г. доля военных расходов в бюджете сократилась по сравнению с 1979 г. более чем в два раза. Началось также сокращение численности китайской армии: с 1979 по 1981 г. она сократилась на 1 / 3 в 1985 г. было произведено еще одно крупное сокращение - на 1 млн. человек. Ныне численность китайской армии составляет до 3,5 млн. человек.
Началась конверсия военной промышленности: предприятия стали переводиться на выпуск гражданской продукции. Многие военные объекты, склады, бомбоубежища и т. д. подлежали приватизации.
В то же время в корне изменилась сама военная доктрина в Китае: власти отказались от прежней ставки на «партизанскую войну», стали больше внимания уделять техническому оснащению армии.
Особое внимание в Китае уделялось развитию ядерного оружия и средств его доставки: с 1982 г. Китай принял на вооружение первые баллистические ракеты; с 1983 г. развивает спутниковую связь.
В последние годы армия превратилась в огромную самостоятельную экономическую силу: в ее собственности оказались заводы, фабрики, сельскохозяйственные предприятия, рудники, шахты, торговые фирмы и даже ликеро-водочные заводы. Военные постепенно переходили на полное самообеспечение, не требуя средств из государственного бюджета.
Рассказывается о трудовых взаимоотношениях в Китае эпохи великих реформ Дэн Сяопина, насколько они отличались от современных реалий в трудовом законодательстве
Политика четырёх модернизаций
Сегодня в рубрике «Школа профессионального роста» вам, глубокоуважаемые читатели, предлагается ознакомиться с трудовыми взаимоотношениями в Китае эпохи великих реформ Дэн Сяопина. Предлагаем проверить, насколько они отличались от современных реалий в трудовом законодательстве.
В начале ноября южную столицу залили непрерывные дожди. Как раз в тот день, когда мокрый дождь стал потихоньку превращаться в снег, директор Немо вызвал своих сотрудниц, поставив им очередную задачу. По временным меркам, путешествие предстояло недалёкое - в восьмидесятые годы XX века. От работниц агентства требовалось получить полноценную копию доклада великого реформатора.
В ноябре 1979 года в центре на одной из центральных улиц Пекина две девушки из Советского Союза отчаянно пытались найти дорогу в Дом культуры. Им нужно было попасть туда на слёт комсомольских организаций социалистических стран. По слухам, с приветственной речью к делегатам слёта должен был обратиться Председатель Совета КНР Дэн Сяопин.
Им удалось поймать такси и объяснить водителю, куда им нужно попасть.
Таксист оказался словоохотливым и добродушным малым. Узнав, что он везёт гостей из Советского Союза, Янь Вэй, так звали водителя, сообщил, что принял поначалу Айнуру за китаянку. Тем более что её китайский благодаря ускоренному курсу обучения через мозговой синтезатор был довольно-таки неплох.
Экскурсия по столице Китая
Янь Вэй рассказывал о местных достопримечательностях, устроив девушкам небольшую экскурсию по столице Китая.
Машин на дорогах было немного, в основном автобусы и грузовики. Много людей спешило по своим делам на велосипедах, мопедах и мотоциклах. На перекрёстках стояли регулировщики движения с полосатыми палками в руках, касках и тёмно-коричневых военных мундирах. Дома были невысокие, большинство не выше девяти этажей. Эпоха строительства небоскрёбов ещё не началась…
Несмотря на начинающийся сезон дождей, в городе было влажно и жарко.
Таксист показывал им памятники, площади и старинные здания. Они умудрились проехать неподалёку от площади Тьяньаньмын, по которой ходило огромное количество народу.
На вопрос Олеси, как он относится к реформам Сяопина, шофёр сказал, что в целом впечатление благосклонное. Причём не только у него, но и у большинства его знакомых.
Уровень жизни возрос.
Например, его дядя в деревне, работавший председателем сельской коммуны, поставлявшей рис и зерно государству, недавно писал, что правительство теперь покупает у них продукцию по более высоким ценам. Их повысили на тридцать процентов. При этом сократили налоги. Разве это плохо?
Конечно же, хорошо! - ответила Олеся.
У самого Янь Вэя профсоюз только неделю назад добился повышения заработной платы на двадцать процентов, а также увеличения премиальных за досрочное выполнение плана. Правда, пока эти изменения вступят в силу только со следующего месяца и будут отражены в трудовом договоре, который их предприятие будет подписывать с работниками.
На теоретической конференции КПК в 1979 г. речь официально шла о реформах «четырех модернизаций»: в сельском хозяйстве, промышленности, науке и технике и военной сфере.
Реформы в сельском хозяйстве
Еще в 1978 г. в провинции Сычуань, руководителем которой был Чжао Цзыян (с сентября 1979 г. - премьер КНР), проводился эксперимент по семейному подряду. В его основе лежала старая идея Дэн Сяопина - «закрепление заданий за крестьянскими дворами». Результаты были ошеломляющими: производство зерна и других сельскохозяйственных продуктов резко увеличилось, доходы крестьян возросли. Было решено распространить эту практику на всю страну, что и одобрил Пленум ЦК КПК в сентябре 1979 г. Закупочные цены были повышены на 30%. В начале 1980-х гг. началось расформирование кооперативов. Широкомасштабная перестройка сельского хозяйства стала осуществляться с лета 1981 г. Важнейшие меры:
а) разрешены крестьянские рынки, подсобные промыслы;
б) в три раза увеличена площадь земель, отводимых под приусадебные участки;
в) увеличены государственные ассигнования на развитие сельско хозяйственной инфраструктуры;
г) промышленность переориентирована на выпуск малой сельско хозяйственной техники;
д) постепенно сокращали, а с 1985 г. вообще отказались от обязательных поставок сельскохозяйственной продукции; они были заменены системой государственных контрактов, а продукция, необходимая населению, поступала через рынок.
К тому времени на весь Китай распространилась система производственной ответственности: пахотная земля производственных бригад разделялась и закреплялась за отдельными семьями. Им давались задания; после сдачи установленного количества продукции семья могла распоряжаться излишками по своему усмотрению.
Постепенно на смену заданиям пришли налоги, установленные с учетом количества и качества земли. Правда, государственные органы ужесточили контроль за ее использованием. В частности, не допускалась эрозия почв, запрещалось использовать пахотные земли под иные нужды.
Частной собственности на землю установлено не было. Вводилась аренда, ее сроки постоянно возрастали: 15 лет, 50 лет. В дальнейшем была введена пожизненная аренда с правом наследственного пользования и передачи земли в другие руки за соответствующую плату. Формально права частной собственности на землю нет в Китае по сию пору; землю, например, нельзя продать, заложить и т. п.
Эти меры привели к быстрому росту сельскохозяйственного производства - на 11,7% в год. К 1987 г. Китай решил проблему внутреннего обеспечения продовольствием и сельскохозяйственным сырьем и приступил к экспорту продуктов питания.
Правда, это усилило социальное расслоение в деревне, что объясняет неприятие реформ в отдельных слоях общества. Но в целом материальное благосостояние сельского населения значительно возросло (ежегодный рост доходов составил 8,1%).
Повышение эффективности производства усугубило проблему избыточной рабочей силы на селе. Государство стало поощрять развитие местной промышленности, разрешая крупным предприятиям создавать свои филиалы в деревнях, где у них будет значительно меньше проблем с набором рабочей силы, обеспечением жильем, коммунальными услугами и т. п. Таким предприятиям предоставлялись льготные кредиты, делались скидки в налогообложении. Сельские предприятия поглощали освобождавшиеся рабочие руки - к началу 1990-х гг. там работало 85 млн. человек, производя треть всей промышленной продукции, часть из которой шла на экспорт. Это помогло снизить остроту проблемы занятости, но и к 1990 г. в китайской деревне было свыше 150 млн. человек излишней рабочей силы.
Модернизация промышленности
Задача не сводилась лишь к обновлению оборудования, предприятия должны получить постоянный стимул к инновациям. Для этого требовалось разрушить государственную экономику, внедрить рыночные принципы, развить конкуренцию, «открыться миру».
Важно было сохранить социальное благополучие населения, пережить неизбежный рост цен. Спецификой Китая было также огромное количество нерентабельных предприятий, с примитивной технологией; сразу закрыть их нельзя, так как обострится проблема занятости.
В самом общем виде Дэн Сяопин сформулировал следующие положения:
а) сократить сферу директивного планирования и распределения
ресурсов;
б) устранить чрезмерную централизацию, расширить хозяйствен
ную самостоятельность предприятий и регионов;
в) использовать возможности мелких частных предприятий;
г) снять ограничения на рост зарплаты и доходов.
Сокращение директивного планирования
впервые осуществлялось
в провинции Сычуань; в 1979 г. там начался эксперимент: предприятия, выполнив государственный заказ, получали самостоятельность в распределении оставшейся прибыли.
Результат превзошел ожидания: рост производства составил 80%. С 1981 г. система была распространена на весь Китай. На все крупные предприятия даны госзаказы, но не более чем на 50% мощностей. Сверх этого предприятие может производить все что угодно и реализовывать по рыночным ценам.
Одновременно была разрешена оптовая торговля по свободным ценам. Это дало эффект, у предприятий появилась заинтересованность в результатах. Правда, со временем проявились и негативные тенденции: возникли двойные цены на одни и те же товары (свободные и государственные), предпринимались попытки спекулировать на разнице цен.
В 1987 г. сузилась сфера централизованного управления. С директорами государственных предприятий стали заключаться контракты; в случае их невыполнения директоров ждала уголовная ответственность. В результате в первый же год 80% действующих директоров добровольно ушли в отставку, так как в новых условиях от них требовались уже другие качества: профессионализм, умение анализировать, экономическая подготовленность.
С 1979 г. в Китае началось создание частных предприятий: вначале лишь в розничной торговле и бытовом обслуживании; затем это распространилось и на другие отрасли экономики. Также постепенно расширялись допустимые масштабы частного предпринимательства: вначале разрешалось использовать наемную рабочую силу в количестве не более 5 человек, затем - 15, 50 человек, и так до тех пор, пока не были сняты всякие ограничения на число занятых. К 1987 г. в КНР функционировало около 25 млн. частных предприятий.
Частный сектор не только помог разрядить ситуацию с излишней рабочей силой - уже в 1985 г. в этом секторе было произведено 35% валового внутреннего продукта.
Привлечение иностранного капитала началось с создания в 1979 г. 4 свободных экономических зон на юге Китая: эти закрытые административные образования стали своего рода анклавами рыночной экономики в КНР. Там действовали особые правила обращения иностранной валюты, перевода прибылей за рубеж, устанавливались низкие налоги и т. д. Но администрация зон была китайской, разрешения на открытие предприятий давались китайцами, поощрялось создание предприятий, ориентированных на экспорт, т. е. производящих продукцию самого лучшего качества. Примером может случить зона Шеньжен, созданная на границе с Гонконгом. Помимо привлечения иностранных капиталов, там широко использовались зарубежный опыт, новые технологии, административные навыки. Свободные зоны стали локомотивами прогресса в Китае, их число постоянно росло, охватывая все новые регионы.
Летом 1979 г. был принят закон «О совместных предприятиях»: зона их действия постоянно расширялась. Китай стал обращаться к иностранным займам, чего ранее никогда не делал. С 1984 г. страна начала получать льготные займы по линии МБРР (Международного банка реконструкции и развития) и МВФ (Международного валютного фонда), составив в этом серьезную конкуренцию Индии. Постепенно стал расти китайский экспорт, особенно быстро с 1985 г.; пополнялись и запасы иностранной валюты.
Промышленный рост достигал в отдельные годы 16%, реальный рост зарплаты на городских предприятиях - 9%. Благосостояние населения повысилось: к 1987 г. уже 93% городских семей имели свои телевизоры, 60% - стиральные машины, 52% - магнитофоны. Китайская экономика стала развиваться.
Модернизация науки и техники
Прежде всего в Китае кардинально изменилось отношение к интеллигенции и образованным людям. Более того, образование стало главным критерием при назначении на должности, т. е. оно становилось престижным.
Увеличивались государственные расходы на все типы учебных заведений, повысилась заработная плата преподавателей. Способных студентов стали посылать на учебу за границу, в лучшие университеты мира, причем за государственный счет. В отношении этого, правда, были сомнения: не случится ли бегства за границу, но подобные рассуждения в расчет не приняли.
Кроме того, семьям предоставили возможность учить своих детей за границей за собственный счет. Но все же возместить ущерб, нанесенный образованию за годы «строительства социализма» и особенно за время «культурной революции», оказалось нелегко.
Следует отметить, что объективно Китай нуждается в переводе иероглифической письменности на фонетическую основу. Это расширило бы возможности получения технического образования, способствовало бы заимствованию новшеств. В последние десятилетия вопрос о соответствующей реформе не снимается с повестки дня, но существует проблема различных диалектов (особенно отличаются диалекты на юге Китая), Таким образом, хотя иероглифическая письменность и объединяет китайский язык в единое целое, в фонетическом отношении единства в языке нет.
Модернизация обороны
Этой модернизации отводилось последнее место в списке приоритетов, прежде всего, по причине отсутствия средств. После ограниченного конфликта с Вьетнамом в 1979 г. началось сокращение военных расходов. К 1984 г. доля военных расходов в бюджете сократилась по сравнению с 1979 г. более чем в два раза. Началось также сокращение численности китайской армии: с 1979 по 1981 г. она сократилась на 1 / 3 в 1985 г. было произведено еще одно крупное сокращение - на 1 млн. человек. Ныне численность китайской армии составляет до 3,5 млн. человек.
Началась конверсия военной промышленности: предприятия стали переводиться на выпуск гражданской продукции. Многие военные объекты, склады, бомбоубежища и т. д. подлежали приватизации.
В то же время в корне изменилась сама военная доктрина в Китае: власти отказались от прежней ставки на «партизанскую войну», стали больше внимания уделять техническому оснащению армии.
Особое внимание в Китае уделялось развитию ядерного оружия и средств его доставки: с 1982 г. Китай принял на вооружение первые баллистические ракеты; с 1983 г. развивает спутниковую связь.
В последние годы армия превратилась в огромную самостоятельную экономическую силу: в ее собственности оказались заводы, фабрики, сельскохозяйственные предприятия, рудники, шахты, торговые фирмы и даже ликеро-водочные заводы. Военные постепенно переходили на полное самообеспечение, не требуя средств из государственного бюджета.
III. Трудности на пути реформ
Сопротивление преобразованиям в Китае оказывалось с самого начала реформ. Против реформ выступали, прежде всего, левые в руководстве КПК, активисты партии, во-вторых, недовольство проявляла армия.
С начала 1980-х гг. в КНР проводится массовая борьба со взяточничеством, тысячи ганьбу были арестованы и преданы суду. Началось сокращение аппарата, его численность в то время уже превысила 20 млн. человек. В сентябре 1982 г. сопротивление в рядах КПК существенно ослабло в результате решения XII съезда о создании комиссий советников в партии, под этим предлогом удалось избавиться от многих поклонников «социализма».
Новые кадры отличались молодостью, профессионализмом; в партию стали вовлекать интеллигенцию, образованных людей. Шло разделение партийных и государственных функций в аппарате.
В армейской среде недовольство объясняется резким сокращением государственных расходов на военные нужды с 1979 г. и изменением всей военной концепции в Китае. Лидером сопротивления стал министр обороны, престарелый Е. Цзянин, - он был смещен. Массовые сокращения в армии начались с октября 1982 г.: увольнялись некомпетентные офицеры и политработники, шло общее сокращение численности войск.
По мере продвижения к рыночной экономике общество становилось все более независимым от властей: значительная часть населения трудилась в частном секторе, крестьянство также не чувствовало особой нужды в сельских партийных организациях. Было ясно, что постепенно складываются предпосылки для изменений в политической сфере. Это подвигло адептов старого на новую попытку перейти в наступление и спасти «социализм». Было решено воспользоваться социальным недовольством определенных слоев.
В результате реформ не только ускорился экономический рост, но и произошло социальное расслоение, увеличилась безработица и возросла инфляция. К 1986 г. темпы экономического развития замедлились. Девальвация, проведенная в 1987 г., вызвала резкий рост цен, потому что почти половина товаров уже продавалась по рыночным ценам.
В ноябре 1987 г. на XIII съезде КПК сняли с должности руководителя партии Ху Яобана, обвиненного в «либерализме». Его преемником стал Чжао Цзыян, а новым премьером Госсовета избран Ли Пэн. Оживились дискуссии о реформе политической системы. Ширилась критика коммунистов, громче звучали требования об отмене цензуры, упразднении единоличной власти КПК, о дальнейшем развитии демократии. Казалось бы, курс правительства стал более либеральным. Дэн Сяопин на какое-то время отошел в тень. Недовольство коррупцией было всеобщим.
Весной 1989 г. умер Ху Яобан. Его похороны в Пекине послужили поводом для массовых демонстраций студентов и молодежи. К ним присоединились недовольные рабочие и интеллигенция, произошли волнения в 80 крупных городах. В этот критический момент Чжао Цзыян находился в зарубежной поездке, но после возвращения он стал проявлять сочувствие демонстрантам, в то время как в официальных изданиях они подверглись гневным нападкам.
В этот момент как раз состоялся визит М.С. Горбачева в Пекин, в официальную резиденцию китайских лидеров его пришлось доставлять вертолетом. Визит был скомкан. Студенческие беспорядки на площади Тяньаньмэнь продолжались, там собралась толпа студентов численностью около 1 млн. человек. Собравшиеся требовали проведения политических реформ.
20 мая 1989 г. в Пекине введено чрезвычайное положение. 4 июня 1989 г. Дэн Сяопин дал приказ разогнать демонстрантов. Была применена сила: людей расстреливали из тяжелых пулеметов и давили танками; погибли сотни человек, среди них десятки журналистов, в том числе и иностранные. Проведены аресты диссидентов. Но в других городах, например в Шанхае, удалось избежать беспорядков.
Последовали и кадровые перестановки: снят Чжао Цзыян, на его место назначен Цзян Цзэминь, выходец из Шанхая. Реформы рыночной экономики были приостановлены. Вновь оживились противники перемен, стали поговаривать об «откате назад», в стране оживились подозрения в отношении «новых китайцев».
Правительства всех стран мира выразили свое возмущение расправой над демонстрантами, но оно длилось недолго. Конгресс США ввел санкции против КНР в связи с нарушением прав человека и даже отложил на год предоставление этой стране режима наибольшего благоприятствования в торговле. Однако ухудшения отношений КНР с индустриальными странами не произошло.
Вскоре США в неофициальном порядке провели с китайцами переговоры об урегулировании ситуации. Президент США Д. Буш принял меры по ограничению санкций, а режим наибольшего благоприятствования для КНР был восстановлен.
Китай стал слишком влиятельным государством в мире, чтобы к нему можно было применять какие-либо санкции. Это явилось косвенным подтверждением успеха реформ, но то, что они застопорились, оставалось несомненным фактом. И неизвестно было, когда они возобновятся.
Общество в Китае стало более независимым от властей, вот почему на повестку дня выдвинулся вопрос о проведении политических преобразований. Вместе с тем это могло бы привести к ослаблению центральной власти в Китае, а крушение режима коммунистов обернуться анархией.
Выводы
1. Отказ Китая от «строительства социализма» стал результатом сложного сочетания внутренних и внешних факторов. Решающей предпосылкой все же было изменение политического климата в обществе, в КПК и ее руководстве, хотя это и не привело к смене политического режима.
2. При проведении преобразований в Китае руководствовались рядом принципов: все реформы шли сверху, под контролем центра, корректировались с учетом социальных последствий. При этом сохранялась видимость прежнего курса «на социализм», чтобы не раздражать часть людей, приверженных прежним идеалам.
3. Результатом реформ в Китае стало внедрение рыночных элементов в китайскую экономику, она все больше отходила от прежней, централизованно управляемой. Это вело к тому, что общество становилось более независимым от коммунистической идеологии и властей, создавались предпосылки для устранения политической диктатуры.
4. По мере углубления реформ во второй половине 1980-х гг. сопротивление сторонников «социализма» возрастало. Обострялись и социальные проблемы, усилилась поляризация общества. Требования о проведении изменений в политической сфере были решительно пресечены в июне 1989 г.; дальнейшие реформы в Китае приостановлены.
ЛЕКЦИЯ 29
Китай в конце XX в.
I. Возобновление преобразований в 1992 г.
После событий на площади Тяньаньмэнь в июне 1989 г. создалось впечатление, что с реформами покончено. Вновь усилена цензура, десятки диссидентов арестованы, активизировались «леваки».
Санкции Запада против нарушения прав человека в Китае оказались неэффективными и были прекращены. Период неопределенности продолжался два года. Казалось бы, надежд на изменение политики нет. Тем более что в 1991 г. Дэн Сяопин отказался от своего последнего официального поста - Председателя Военного совета ЦК КПК; ему уже было 87 лет. Но вскоре подтвердилось, что он все еще сохраняет руководящее положение в стране.
Весной 1992 г. Дэн Сяопин совершает поездку в Шанхай, Ухань и на юг, где он посетил особые экономические зоны. В ходе поездки Дэн впервые заговорил о необходимости возобновления рыночных реформ; это стало сигналом - сопротивление «леваков» было легко сломлено.
В октябре 1992 г. состоялся XIV съезд КПК. С докладом на съезде выступал уже укрепивший свои позиции новый партийный лидер Цзян Цзэминь. Он и дал сигнал к возобновлению рыночных реформ. Они свелись к следующему:
1. Уже в 1992 г. началась широкомасштабная либерализация цен; отменялась централизованная система государственного распределения ресурсов. В результате уже в 1993 г. лишь 5% товаров в Китае продавалось по твердым государственным ценам. Были введены свободные цены на зерно; в 1993 г. по государственным ценам продавалось лишь 10% всей сельскохозяйственной продукции Китая. Это были ключевые меры, решиться на которые китайское руководство долгое время не могло.
2.С 1992 г. в КНР введен двойной государственный бюджет: регулярный и бюджет развития. Первый пополняется за счет налогов, второй - за счет неналоговых поступлений: он идет на нужды реформ.
3. В 1994 г. в КНР проведена налоговая реформа: снижены ставки единого подоходного налога с предприятий до 33% (с 55%); для низкорентабельных производств установлены на два года пониженные ставки налогообложения, чтобы дать им время для осуществления преобразований. 15% налогов стали возвращать предприятиям для пополнения оборотных средств.
4. В 1994 г. установлен единый, плавающий валютный курс юаня; в КНР запрещено обращение любых иностранных валют, все валютные операции перешли под контроль государства.
5. В том же 1994 г. принят закон о внешней торговле: государственная монополия в целом отменялась; теперь предприятия могли самостоятельно выходить на внешний рынок. Государственная монополия сохранялась лишь на 16 наименований продукции!
19 февраля 1997 г. умер Дэн Сяопин - «отец реформ». Однако к тому времени Цзян Цзэминь достаточно укрепил свои позиции, чтобы продолжать реформы и в отсутствие патриарха. В сентябре 1997 г. состоялся XV съезд КПК. Он подтвердил прежнюю стратегию и принял грандиозную «Программу модернизации госсектора».
Государственные предприятия давали лишь У 3 валового внутреннего продукта, но зато поглощали львиную долю капиталовложений и государственного финансирования. В ведении государства находилось 100% всей инфраструктуры страны (железные дороги, авиация, энергетика, связь, почта), примерно 90% всех банков, предприятий металлургии и химии, 60% машиностроения и строительных фирм, больше половины всей внешней торговли. При этом примерно половина предприятий были нерентабельными, убытки погашались за счет казны.
Съезд принял решение: оставить в госсобственности лишь одну тысячу предприятий, главным образом основные объекты инфраструктуры. Они должны превратиться в корпорации с широкой хозяйственной самостоятельностью, приспособленные к деятельности в условиях рынка. Все прочие (около 17 тыс.) должны сами определять форму хозяйствования: акционирование, передачу собственности в аренду или продажу ее в частные руки.
Это было непростым решением, поскольку оно касалось устранения главных препятствий на пути реформ.
Весной 1998 г. новым премьер-министром Китая назначен Чжу Жунцзы. До этого он занимал пост первого зама Ли Пэна и считался главным инициатором акционирования государственного сектора. Чжу Жунцзы родом из провинции Хунань, но долгое время работал в Шанхае, вместе с Цзян Цзэминем. Во время трагических событий в Пекине в июне 1989 г. Чжу Жунцзы не допустил в Шанхае каких-либо столкновений. Человек он очень работоспособный, энергичный, настроен в пользу быстрых реформ; в Китае его называют «царь экономики», за границей - «китайский Людвиг Эрхард» (отец германского «экономического чуда» 1950-1960-х гг.).
Став премьер-министром, Чжу Жунцзы начал решительную реформу госаппарата, поставив задачу сократить его численность вдвое. Старые чиновники безжалостно увольнялись: им на смену пришли более молодые (в возрасте моложе 50 лет) и профессионально подготовленные. Началось сокращение персонала и на государственных предприятиях: только в 1999 г. было уволено свыше 3 щп\, человек. Чжу Жунцзы предпринял наступление и на позиции военных, прежде всего он потребовал свернуть всю экономическую и коммерческую деятельность в армии, для этого принят специальный двухлетний план. Ныне в КНР в составе Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК нет ни одного военного.
В ноябре 2002 г. состоялся XVI съезд КПК. Наметилась смена высшего руководства. Цзян Цзэминь подал в отставку с поста генерального секретаря КПК. На его место избран 59-летний Ху Цзинтао. Ему перешел и пост председателя КПК в начале марта 2003 г. Другой более молодой деятель, Вэнь Цзябао, стал тогда же премьером Госсовета вместо Чжу Жунцзы.
К концу 1976 г. Китай оказался в состоянии глубокого экономического и социально-политического кризиса. Причиной кризиса стали великодержавный милитаристский курс Мао Цзэдуна, волюнтаристская политика «большого скачка » и маоистская «культурная революция ». По признанию китайской печати, 1966-1976 гг. стали «потерянным десятилетием », которое отбросило страну назад, поставив народное хозяйство на грань краха. Экономика страны была почти полностью разрушена, сотни тысяч людей находились за чертой бедности.
В конце 70-х годов Дэн Сяопин становится лидером партии и страны.
Базисом для практической разработки реформаторских идей Дэн Сяопина стал утвержденный в середине 70-х годов курс «четырех модернизаций », который преследовал цель преобразования в четырех областях - сельском хозяйстве, промышленности, армии, науке и технике. Политика «четырех модернизаций » отражала материальное содержание реформы. Суть идейно-политической линии представляли «четыре основных принципа»: социалистический путь развития, демократическую диктатуру народа, руководство компартии, марксизм-ленинизм и идеи Мао Цзэдуна .
На III пленуме ЦК КПК одиннадцатого созыва, состоявшемся 18-22 декабря 1978 г., по инициативе Дэн Сяопина и его сподвижников было принято историческое решение отказаться от теории «продолжения революции при диктатуре пролетариата» и политической установки на ведение «классовой борьбы» как главной задачи, а центр тяжести партийной работы перенести на осуществление модернизации. Согласно этому, была объявлена и утверждена новая политика «реформ и открытости» КНР
Таким образом, основными средствами осуществления модернизации объявлялись реформы и политика «открытости ». Реформы были направлены на приведение производственных отношений в соответствие с задачами развития производительных сил с тем, чтобы производственные отношения не становились тормозящим фактором для развития страны. А политика «открытости» была призвана включить КНР в процесс глобализации экономики и других сфер жизни человеческого сообщества, активно привлекать зарубежные капиталы, использовать достижения науки и техники, управленческий опыт с тем, чтобы, в конечном счете, повысить мировую конкурентоспособность Китая. Целью социалистической модернизации стало выведение Китая к середине XXI века на уровень среднеразвитых государств по производству на душу населения и достижение на этой основе всеобщего благосостояния его граждан. Путем модернизации стал ускоренный рост экономического потенциала, его качественное обновление и повышение эффективности на базе развития научно-технического потенциала, исходя из того, что наука есть главная производительная сила.
Лишь после создания необходимых политических условий, Дэн Сяопину удалось приступить к полномасштабному проведению в жизнь программы модернизации. Экономическая реформа, согласно теории Дэн Сяопина, невозможна без реформы политической системы.
КПК как правящей партии и как гаранту обеспечения социально-политической стабильности, уделялось особое место и в реформировании политической системы, и в целом в процессе модернизации, без чего не представлялось возможным успешное проведение курса социалистической модернизации. Огромное значение в реформировании политической системы придавалось превращению Китая в современное правовое государство, «управляемое на основе закона», то есть разработке всесторонней законодательной и нормативной базы и внедрению ее в жизнь.
На III пленуме ЦК КПК четырнадцатого созыва в 1993 г. руководством КПК во главе с Дэн Сяопином был совершен теоретический «прорыв », объявивший о соединении рыночной экономики с социализмом.
На XV съезде КПК в 1997 г. в устав партии было включено положение о руководящей роли «теории Дэн Сяопина » на начальной стадии социализма. Она была объявлена новым этапом развития марксизма в Китае, вторым теоретическим достижением после «идей Мао Цзэдуна », «продолжением и развитием идей Мао Цзэдуна», научной системой строительства социализма с китайской спецификой.
Поиски путей модернизации в Китае начались от индустриализации через проведение курса «четырех модернизаций », который охватывал все главные сферы материального существования государства, к всеобъемлющей модернизации как политико-административной, так и материальной, и духовной основ жизнедеятельности китайского народа. Эволюция теории модернизации КНР связана с постепенным увеличением экономической свободы при одновременном совершенствовании механизма управления с помощью внедрения в него отдельных элементов демократизации и взращивании современной цивилизованной культурной среды. Но неизменным главным условием проведения политики модернизации КНР на всех ее этапах остается монополия КПК на власть.
Дэн Сяопин во всем придерживался принципа «исходить из практики» (именно поэтому в собраниях его сочинений нет объемных теоретических трудов). Главной задачей политики модернизации КНР он считал подъем производительных сил, а основной метод руководства он видел в учете материальных интересов, осуществляемых через механизм рыночных отношений. Отсюда - отказ от «народных коммун » и введение семейного подряда в деревне, отмена уравниловки и внедрение принципа распределения по труду, многообразие форм собственности в экономике города и деревни, выдвижение установки на рациональность достижения зажиточности первоначально определенной частью населения и регионов, отход от чрезмерной централизации власти, курс на всестороннее развитие науки и техники как главной производительной силы, широкая экономическая, внешнеполитическая и культурная интеграция с внешним миром.
Другое направление реформы связано с постепенным расширением представительной демократии в рамках системы собраний народных представителей и, возможно, активизации деятельности исторически сложившейся за годы существования КНР системы многопартийного сотрудничества. Но в любом случае все это пока не затрагивает монополии КПК на власть во избежание дестабилизации, чреватой возникновением неконтролируемых политических процессов, угрожающих развалом страны. Поэтому особое значение придается укреплению правящей партии и приспособлению форм и методов ее деятельности и идеологической платформы к требованиям современной действительности.
Для оценки реформы необходимо определить основные критерии. По словам Дэн Сяопина , преобразования можно считать удавшимися, если они способствовали развитию производительных сил, усилению мощи страны, повышению уровня жизни населения.
За четверть века валовой внутренний продукт Китая увеличился в шесть раз, личное потребление на каждого жителя - в три с половиной раза. Китай сегодня - это быстро развивающаяся страна с современной промышленностью, развитой наукой и культурой.
За счёт чего мог произойти такой рывок в развитии некогда отсталой страны? Руководство страны считает, что это стало возможным благодаря модели социализма с китайской спецификой, у истоков которой стояли решения 3-го Пленума ЦК КПК 11-го созыва 1978 года и лежащая в их основе теория Дэн Сяопина.
Теория Дэн Сяопина и стала обобщением опыта строительства китайского социализма. Её называют по-разному: «теорией социализма с китайской спецификой», «китайским марксизмом», «ценным духовным достоянием» КПК и народа.
Разработка Дэн Сяопином теории социализма с китайской спецификой была непосредственно связана с преодолением левого и правого уклонов в партии, способных, по его мнению, «угробить социализм».
Считая левых «главной опасностью », он выступил против их антинаучного тезиса о том, что «лучше бедный социализм, чем богатый капитализм ».
Дэн Сяопин предложил также отказаться и от установки левых, делающей «упор на классовую борьбу ». Он считал, что при создании социализма, особенно в отсталой стране, надо делать упор на экономическое развитие и последовательное осуществление социалистической модернизации, т. е. ускоренно развивать сельское хозяйство, промышленность, науку, совершенствовать социалистическую демократию и законность.
Дэн Сяопин разработал и осуществил модель перехода от плановой экономики к рыночной, отвечающую китайским реалиям. При трех сформулированных им критериях целесообразности удалось максимально снизить социальную цену реформ, не углубить, а сократить поляризацию общества, сохраняя при этом стимулы для роста производительных сил.
Какую страховую компанию выбрать для получения полиса омс Медицинское страхование в компании
Что такое дмс страхование и основные виды Дмс кто может быть застрахованным
Когда средний заработок не может быть меньше мрот Если среднедневной меньше мрот платить больничный исходя из чего
Военная ипотека после увольнения
Работа с поставщиками и подрядчиками в бухгалтерии