Расходы на науку. Затраты на науку в россии и ведущих странах мира

  • 31.10.2019

На эти десять стран приходится около 80% всех мировых затрат на исследования и разработки. Сайт HowMuchNet представил отличную визуализацию одного из важнейших экономических параметров на основе данных ЮНЕСКО. Становятся видны некоторые интересные тенденции. А если задаться вопросом правильного соотношения с другими статистическими данными, то поэт писал верно, «как много откровений чудных готовит просвещенья век».

Трата денег на НИОКР - забавная вещь. Трудно сказать, что будет успешным, а иногда результаты научных исследований становятся ценными через десятилетия десятилетий. Например, Uber инвестирует значительные средства в беспилотные автомобили с целью совершить революцию в транспорте. Даже если результаты не всегда успешны, мы уверены, что инвестиции в НИОКР являются ведущим показателем долгосрочной экономической мощи, пишет американский сайт HowMuchNet.com, который проделал отличную работу по визуализации расходов на НИОКР по странам.

За основу взяты данные ЮНЕСКО (UNESCO Institute for Statistics), которая собрала информацию через серию малых исследований. Кроме этого, ЮНЕСКО трансформировала цифры по паритету покупательной способности, что делает сравнение стран точнее (ред. - по паритету покупательной способности доллар США всегда равен доллару США, то есть условной единице. Остальные валюты соотносятся с ним, исходя не из официального валютного курса, а из стоимости определенного набора товаров и услуг в каждой стране). Данные включают государственные, научные, частные и некоммерческие расходы на НИОКР, что дает наиболее полную картину. Далее HowMuchNet с помощью пузырьков представила красивую картинку одного из критичных элементов экономики. Напомним, в английском языке миллиард пишется как billion, соответственно млрд = В. Миллион на картинке сокращается как "м" (ред. - после изображения текст продолжается).

Топ 10 стран по расходам на НИОКР

1. США - $476,5 млрд
2. Китай - $370,6 млрд
3. Япония - $170,5 млрд
4. Германия - $109,8 млрд
5. Южная Корея - $73,2 млрд
6. Франция – $60,8 млрд
7. Индия – $48,1 млрд
8. Великобритания - $44,2 млрд
9. Бразилия – $42,1 млрд
10. Россия – $39,8 млрд

Первая и наиболее очевидная тенденция в визуализации, как сильно отличаются топ-страны от остальных. Вы можете легко увидеть это, просто взглянув на картинку. Посмотрите, насколько велики внутренние окружности по сравнению с остальной частью визуализации. Постарайтесь подсчитать, сколько крошечных красных точек существуют по периметру. Графика позволяет легко судить о том, какие страны находятся на вершине или у подножья рынка НИОКР.

На самом деле, отмечает американский сайт, на 10 стран приходится около 80% всех мировых затрат на НИОКР. США гораздо больше расходуют на исследования по сравнению с остальной частью земного шара. Более $100 млрд отделяет страну от преследователя в лице Китая. Дальнейшая детализация данных ЮНЕСКО показывает еще один важный показатель: в то время как в США работает 4 295 исследователей на миллион жителей, Китай имеет только 1 096. Конечно, Китай является домом для гораздо большего количества людей, чем США. Но американское господство на рынке НИОКР очевидно. На Штаты приходится 27% всех глобальных расходов, что значительно больше, чем расходы 100 стран внизу списка, вместе взятых.

Имейте в виду, что НИОКР включает в себя широкий спектр различных отраслей промышленности. Данные включают расходы на все, от искусственного интеллекта, изобретения новых фармацевтических препаратов до создания передовых истребителей. Политологи утверждают, что демография - это судьба для победы на выборах. Возможно, инвестиции в исследования и разработки в такой же степени определяют развитие стран в долгосрочной перспективе. Судя по визуализации, ясно, что США и Китай будут по-прежнему заперты в рамках постоянного противостоянии для экономического контроля над остальным миром, заключают американские ребята.

Nota bene

На самом деле добавить особо нечего. Как любят говорить иногда те же американцы, размер в данном случае имеет значение. Нет уверенности, что ренкинг ЮНЕСКО абсолютно точен, но общую картину рынка НИОКР он даёт.

Жаль, что зарубежные товарищи проделали только часть работы. Например, на заявление о соотношении ученых на миллион жителей в Китае и США вызывают некоторые сомнения. Если соотношение верно, то получается, что США инвестирует деньги прежде всего в умы, вероятно, скупая исследователей по всему миру, но совершенно недостаточно по отношению к КНР инвестирует в материальные и нематериальные активы. Другими словами, в научное оборудование и скупку патентов. Другого объяснения найти сложно.

Еще одним важным показателем является соотношение расходов на НИОКР с ВВП страны, которое раскрывает «бремя» науки на экономику. Согласно данным Всемирного банка, ВВП США по (ППС) в 2017 году составлял $19391 млрд (2 место), КНР - $23301 млрд (1 место), России - $3749 млрд (6 место), Франции - $2871 (10 место). Получается, что на НИОКР США тратят около 2,5% ВВП, КНР – около 1,6%, Россия – около 1%, а Франция – около 2,1%. Вероятно, России есть куда стремиться.

Кстати, можно придумать еще много разных сравнений и соотношений, которые показывают, что творится с научным потенциалом в стране. Например, соотношение расходов на НИОКР на одного человека и ВВП по ППС на одного человека (здесь имеются ввиду работающие граждане) должно теоретически показать эффективность вложений в исследования и разработки, насколько «умные» расходы трансформируются в производительность труда. А соотношение расходов на НИОКР на одного человека и медианной зарплаты может говорить о том, является ли развитие технологий полезным для жителей страны, или оно служит дальнейшему расслоению общества. Надеюсь, идею читатель понял. Все данные, конечно, интереснее анализировать в динамике за много лет.

Но чтобы это проделать, нужен целый научный коллектив статистиков (в современных реалиях). К сожалению, наша редакция достаточным потенциалом не обладает, что, кстати, говорит о недостаточной работы редакции SULARU и о неполной доступности многих мировых данных. Что поделать, в мире мало совершенства.

Стоит только философски заметить, что мировые сети тоже пока не способны пропускать всю генерируемую человечеством информацию, поэтому и идёт такая за сети 5G. Пока приходится . По сравнению с такой проблемой недостаточная автоматизация нашей работы представляется курьёзной мелочью.

Правительство сократит расходы на программу развития научно-технологического комплекса на 25 млрд руб. На 19 млрд меньше будет выделено на научные исследования, следует из проекта постановления кабмина

Фото: Михаил Киреев/РИА Новости

Сокращение расходов

Расходы на развитие научно-технологического комплекса в 2017-2019 годах сократятся на 25 млрд руб. относительно цифр, которые были заложены на этот период в федеральной целевой программе развития научно-технологического комплекса на 2014-2020 годы.

Непосредственно на научные исследования траты государства по программе сократятся почти на 19 млрд руб., следует из проекта постановления правительства, который размещен на портале нормативных правовых актов. Документ, разработанный в Министерстве образования и науки (Минобрнауки), вносит изменения в программу развития научно-технического комплекса.

Действующая редакция программы предполагает, что до 2020 года на эти цели будет потрачено 228,7 млрд руб., из которых 187,2 млрд — из федерального бюджета. 121,9 млрд руб. пойдет на «прикладные научные исследования и экспериментальные разработки гражданского назначения».

Согласно проекту постановления, общая стоимость программы будет уменьшена до 203,7 млрд руб., из которых бюджетные средства — 168,3 млрд. На научные исследования пойдет 103 млрд руб.

Программа была принята в 2013 году и ежегодно корректировалась. Изначально на развитие науки и техники закладывалось 239 млрд руб., в том числе 197,6 млрд — из бюджета. 128,1 млрд должно было пойти на исследовательскую работу.

Экономия на продукции и технологиях

Казна сэкономит в первую очередь на исследованиях, «направленных на решение комплексных научно-технологических задач», говорится в пояснительной записке к проекту. О каких исследованиях идет речь, в документе не сказано. Финансирование этой статьи программы сократится более чем на треть в 2017 году и вдвое — в 2018-2019 годах. На разработку научной продукции и технологий потратят за три года в среднем на треть меньше, чем планировалось. Финансирование «прикладных научных исследований для развития отраслей экономики» в 2017 году не изменится.

Наиболее радикальное сокращение бюджета коснется материально-технической инфраструктуры: на ее поддержание потратят вполовину меньше запланированного. До трети бюджетного финансирования потеряют проекты популяризации науки. Также на треть меньше денег выделят на организацию международных научных мероприятий и участие в них.

При этом вырастут расходы на капитальные вложения — речь идет о строительстве, реконструкции и техническом оснащении некоторых научных и учебных организаций. Это, например, Курчатовский институт, Московский энергетический институт (МЭИ), Московский инженерно-физический институт (МИФИ), Санкт-Петербургский политехнический университет. На них будет потрачено на 7,2 млрд руб. больше, чем предполагает действующая редакция программы.

Экономия связана с необходимостью приводить программу в соответствие с федеральным бюджетом на ближайшие три года, пояснили РБК в пресс-службе Минобрнауки. В частности, в 2017 году Федеральное агентство научных организаций (ФАНО) получит на 10% меньше, чем годом ранее — около 74,6 млрд руб., Российская академия наук получит около 4 млрд, Российский научный фонд — 17,8 млрд, Курчатовский институт — 13,5 млрд; МГУ получит на фундаментальные исследования около 2,5 млрд.

Без потерь

Несмотря на секвестр конкретной программы, финансирование науки государством в целом в ближайшие годы увеличится, заявили РБК в Минобрнауки. Так, на развитие науки и технологий в 2017 году потратят на 8,5 млрд, или на 5,6%, больше, чем в прошлом; ожидается, что в дальнейшем господдержка будет расти на 8-10%в год. В целом на науку гражданского назначения в 2017 году потратят на 65,4 млрд руб. (22,9%) больше: 351,2 млрд вместо прошлогодних 285,8 млрд.

Бюджет на поддержку прикладных исследований и экспериментальных разработок действительно сократится, однако «прирост внебюджетных инвестиций более чем компенсирует» это сокращение, говорят в ведомстве. «Также стоит отметить выделение дополнительных средств в Российский научный фонд, основная задача которого заключается именно в поддержке фундаментальных и поисковых исследований. Рост внебюджетных источников только за 2014-2015 годы составил около 50 млрд руб.», — рассказали в министерстве.

Направлений, по которым финансирование будет вовсе прекращено, нет, утверждают в Минобрнауки. Напротив, будут возобновлены приостановленные ранее проекты: например, конкурсы на проектирование научных установок и программы по внедрению российских научных журналов в международные системы научного цитирования.

«Усугубится технологическое отставание»

Сокращение бюджета на науку и технологии неизбежно, поскольку государственные расходы в целом сокращаются, сказал РБК президент Российской академии наук (РАН) Владимир Фортов. «На науку выделяется очень мало денег, и каждое сокращение больно ударяет по ученым. Есть программа фундаментальных исследований Академии наук. Ее сократили за последние три года практически в два раза», — пояснил глава РАН.

По его словам, для улучшения ситуации необходимо «политическое решение». В начале декабря президент Владимир Путин подписал стратегию научно-технологического развития, и там наука отнесена к государственным приоритетам, напомнил Фортов. «Вот надо следовать этой стратегии, а не сокращать», — подчеркнул академик. Научное сообщество тоже должно принимать меры, чтобы добиться восстановления финансирования, убежден Фортов. Этим, в частности, должно заниматься ФАНО: «Мы готовы участвовать в борьбе за эти деньги».

В краткосрочной перспективе сокращение финансирования научных исследований может не ощущаться, но долговременный эффект будет негативным, считает первый заместитель директора Института экономики РАН Дмитрий Сорокин: «Это приведет к тому, что лет через десять усугубится технологическое отставание». По его словам, сэкономить бюджет можно было, не сокращая финансирование науки, а выявляя области, где деньги расходуются неэффективно.

«Вложения в Российскую академию наук действительно сокращаются. В первую очередь это касается общественных наук, — говорит Сорокин. — Но сегодня все институты испытывают недостаток средств именно на фундаментальные исследования. Нам говорят, что мы должны зарабатывать. Но надо не путать: наука — это познание нового, а зарабатывание денег — использование знания».

Принятый Госдумой бюджет — «антинаучный и антиобразовательный», заявил РБК зампред комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин. Доходы от нефти и газа в этом году больше запланированных, напомнил Смолин, но Минфин планирует направить дополнительные деньги либо на уменьшение дефицита бюджета, либо в Резервный фонд, хотя следовало бы профинансировать науку, уверен депутат.

В 2016 году внутренние затраты на исследования и разработки в России составили 943,8 млрд рублей. По сравнению с предыдущим годом (в постоянных ценах) они сократились на 0,4%. Доля внутренних затрат в ВВП составила 1,1%. Эти и другие показатели инвестиций в науку представлены в новом информационном бюллетене серии ИСИЭЗ НИУ ВШЭ «Наука, технологии, инновации».

В России в 2016 году объем внутренних затрат на исследования и разработки (ИР) достиг 943,8 млрд руб., что составляет 37,3 млрд долл. США (в расчете по паритету покупательной способности) (рис. 1). Россия занимает десятое место в рейтинге ведущих стран мира по величине рассматриваемого показателя, уступив в последнее время свою позицию Бразилии.

Рис. 1. Двадцатка стран - лидеров по объему внутренних затрат на исследования и разработки: 2016 (млрд долл. США; в расчете по паритету покупательной способности национальных валют )

Россия сохранила те же позиции, что и в 1995 году, по уровню внутренних затрат на ИР среди ведущих стран мира. Существенно упрочил свое положение в рейтинге Китай, поднявшись с 7-го на 2-е место благодаря ежегодному приросту затрат на ИР (в среднем на 16,7%). Соответственно, Япония сместилась со 2-го места на 3-е, а Германия - с 3-го на 4-е.

Республика Корея, имевшая за рассматриваемый период среднегодовой прирост затрат, равный 7.8%, улучшила свои позиции и опередила Францию (6-е место) и Великобританию (8-е место). Индия заняла 7-е место, оставив позади Великобританию, Бразилию и Россию. При этом переместились во вторую десятку (по объему внутренних затрат по паритету покупательной способности) Италия и Канада (12-е и 13-е места соответственно).

Тенденция динамики затрат на ИР в России в течение последних двух десятилетий совпадает с трендами, характерными для ведущих экономик мира: при росте внутренних затрат на ИР в России за 1995–2016 гг. в 2,6 раза (в постоянных ценах) суммарные затраты на ИР в странах ОЭСР за 1995–2015 гг. увеличились в 1,9 раза, в странах ЕС-28 - в 1.8 раза. Вместе с тем ряд стран, включая быстрорастущие экономики, демонстрируют более впечатляющие результаты, например, Китай увеличил затраты за тот же период в 21,9 раза (в постоянных ценах), Республика Корея - в 4,5 раза, Израиль - 3,7 раза. Для сравнения: в США аналогичный показатель - 1,9 раза, Японии - 1,5 раза.

По показателю удельного веса затрат на науку в ВВП (1,1%) Россия существенно отстает от ведущих стран мира, находясь на 35-м месте (рис. 2). В пятерку лидеров входят Израиль (4,25%), Республика Корея (4,23%), Швейцария (3,42%), Япония (3,29%) и Швеция (3,28%).

США и Китай, лидирующие по объему внутренних затрат на ИР, по их доле в ВВП занимают, соответственно, 11-е и 18-е места (2,79 и 2,07%).

Рис. 2. Внутренние затраты на исследования и разработки в процентах к ВВП по странам: 2016


Соотношение внутренних затрат на ИР с ВВП улучшилось как в среднем по странам ОЭСР (с 1,96% в 1995 году до 2,38% в 2015 году), так и странам ЕС-28 (с 1,59 до 1,96%) (рис. 3).

Рис. 3. Динамика внутренних затрат на исследования и разработки в процентах к ВВП: 1995–2016


Существенное (на 1,5 п.п. и более) увеличение рассматриваемого показателя отмечается в Республике Корея (на 2,03 п.п.), Израиле (на 1,82), Австрии (на 1,59), Китае (на 1,5). В России он вырос с 0,85% в 1995 году до 1,1% в 2016 году (на 0,25 п.п.).

Источник: данные федерального статистического наблюдения по форме № 2-наука «Сведения о выполнении научных исследований и разработок»; зарубежные страны - базы данных ОЭСР (OECD.Stat), ЮНЕСКО (UIS.Stat), Евростата . Расчеты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.

Материал подготовила Татьяна Ратай

По оценке Высшей школы экономики, за последние 20 лет место России по валовому уровню расходов на научные инвестиции не изменилось. По объему таких бюджетных затрат страна занимает десятую позицию в рейтинге, на первых местах которого — США, Китай и Япония. По показателю относительных расходов на науку — в процентах от ВВП Россия еще ниже, на 35-м месте, - сообщает газета "Коммерсант".

Россия занимает десятое место в мире по объему бюджетных затрат на научные инвестиции — к такому выводу пришли эксперты Высшей школы экономики, оценив расходы РФ и других стран за 2016 год. В прошлом году объем затрат российского бюджета на исследования и разработки (ИР) достиг 943,8 млрд руб., или $37,3 млрд, по паритету покупательной способности. На первом месте рейтинга — США ($502,9 млрд), далее идут Китай ($408,8 млрд) и Япония ($170 млрд). Также в первую десятку рейтинга (кроме России) входят Германия ($114,8 млрд), Южная Корея ($74,1 млрд), Франция ($60,8 млрд), Индия ($50,3 млрд), Великобритания ($46,3 млрд) и Бразилия ($38,4 млрд). Согласно этим данным, с 1995 года позиции России по уровню затрат на ИР не изменились. Наиболее существенно улучшил свое положение в рейтинге Китай, поднявшись с седьмого на второе место благодаря ежегодному приросту затрат на ИР в среднем на 16,7%. Япония в свою очередь сместилась со второго на третье место, а Германия — с третьего на четвертое. При этом переместились из первой во вторую десятку Италия и Канада (12-е и 13-е места соответственно).

Как отмечается в докладе, тенденция динамики затрат на ИР в России последних двух десятилетий совпадает с трендами, характерными для ведущих экономик мира. Если в России расходы на науку за 1995-2016 годы выросли в 2,6 раза (в постоянных ценах), то суммарные затраты на ИР в странах ОЭСР за этот же период увеличились в 1,9 раза, в странах ЕС — в 1,8 раза. Вместе с тем в ряде стран, включая быстрорастущие экономики, расходы росли быстрее. Например, Китай увеличил затраты за тот же период в 21,9 раза, Южная Корея — в 4,5 раза. Израиль — в 3,7 раза. По относительному, а не абсолютному показателю — удельного веса затрат на науку в ВВП — Россия (с 1,1% ВВП) отстает от развитых стран существеннее. По этому показателю РФ находится на 35-м месте в мире. В пятерку лидеров входят Израиль (4,25%), Южная Корея (4,23%), Швейцария (3,42%), Япония (3,29%) и Швеция (3,28%). США и Китай, лидирующие по объему внутренних затрат на ИР, по их доле в ВВП занимают соответственно 11-е и 18-е места (2,79 и 2,07%).

Исследование ВШЭ в очередной раз демонстрирует, что ни валовые, ни подушевые показатели расходов на ИР сами по себе не обеспечивают какому-либо государству результатов, которые можно оценивать как «ведущие позиции в мировой науке». В качестве такого рода показателя с большей вероятностью могли бы выступать цифры накопленных инвестиций в ИР за длительные периоды, в течение десятилетий — это обстоятельство неплохо объясняет, например, ведущие позиции ученых Великобритании, тратящей сравнимые с РФ средства на ИР и в подушевом, и в валовом измерении. Впрочем, в популярном в России меме «британские ученые», вероятно, в какой-то степени отразилось ограниченное в последние годы в сравнении с США финансирование британской академической науки.

Евгений Онищенко 19 декабря 2016 года президент Путин подписал закон о федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов. Расходы на гражданскую науку заметно увеличатся в сравнении с прошлым годом: на эти цели в 2017 году планируется потратить примерно 336 млрд руб. из федерального бюджета по сравнению с примерно 268 млрд руб. в 2016 году. Однако столь резкий рост расходов на гражданскую науку по сравнению с прошлым годом связан всего лишь с восстановлением уровня финансирования прикладных исследований и разработок в рамках космической программы, который примерно в 5 раз снизился в 2016 году по сравнению с 2015 годом.

Стоит напомнить, что в 2014 году на гражданскую науку из федерального бюджета было израсходовано 437 млрд руб. Таким образом, даже без учета инфляции бюджетные расходы на гражданские научные исследования будут почти на четверть ниже, чем три года назад.

Основное направление, на которое выделяются деньги на гражданскую науку вообще и прикладные исследования в частности, на бухгалтерском языке именуется «прикладными научными исследованиями в области национальной экономики». Расходы на эти цели составят 171,4 млрд. Основные расходы по этой статье связаны с финансированием космической программы — 90,2 млрд руб., программы развития гражданской авиационной техники — 24,6 млрд руб., федеральной целевой программы по исследованиям и разработкам — 13,5 млрд руб., электронной промышленности — 9,5 млрд руб., атомного энергопромышленного комплекса — 6,8 млрд руб., медицины и фармацевтики — 6,3 млрд руб.

Заметно меньшие средства на гражданские прикладные исследования пойдут по другим разделам бюджета. На прикладные исследования в области общегосударственных вопросов предполагается выделить 16,7 млрд руб., в области здравоохранения — 16,6 млрд руб., в области образования — 12,7 млрд руб.

На фундаментальную науку из федерального бюджета в 2017 году планируется потратить 117,5 млрд руб. (в 2016 году — 106,4 млрд., в 2014 году — 121,3 млрд руб.). Основным получателем средств предсказуемо будет Федеральное агентство научных организаций (ФАНО) — оно получит 67,5 млрд руб. по этой статье. Всего же ФАНО будет выделено 74,6 млрд руб., что на 10% меньше, чем в предыдущем году. Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российская академия наук» получит чуть более 4 млрд руб.

Финансирование Российского научного фонда увеличится до 17,8 млрд руб. Как и в прошлом году, основную часть средств (12,6 млрд руб.) фонд получит от ОАО «Роснефтегаз». Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ), к которому в прошлом году присоединили Российский гуманитарный научный фонд, получит столько же, сколько два объединенных фонда получили в 2016 году, — 11,6 млрд руб. Финансирование РФФИ остается на том же уровне, что и в прошлом году, несмотря на то что Указ президента № 599 от 7 мая 2012 года требует увеличить его финансирование до 25 млрд руб. в 2018 году.

МГУ им. М. В. Ломоносова в 2017 году планируется выделить на фундаментальные исследования 2,5 млрд руб. (общий бюджет — 12,1 млрд руб.), СПбГУ — 630 млн руб. (общий бюджет — 8 млрд руб.).

РНЦ «Курчатовский институт» в будущем году планируется выделить 13,5 млрд руб. Бюджет института немного уменьшится в сравнении с прошлым годом за счет уменьшения финансирования международного сотрудничества, зато финансирование фундаментальных и прикладных исследований возрастет — до 3 млрд руб. и 9,4 млрд руб. соответственно.

Сильнее всего возрастут расходы на повышение оплаты труда научных сотрудников — они увеличатся с 5,2 млрд руб. в 2016 году до 11,8 млрд руб. в 2017 году. Именно с поставленной в президентском Указе № 597 задачей повышения средней зарплаты научных работников до 200% от среднерегиональной к 2018 году связана серьезная опасность массовых сокращений: для повышения зарплат научных сотрудников до требуемого дорожными картами уровня требовалось бы выделить в несколько раз больше средств. Поэтому, если от институтов будут жестко требовать повышения зарплат научных сотрудников, сокращения, особенно в московских и питерских институтах, неизбежны. В любом случае доля зарплатных средств в расходах на фундаментальные исследования будет возрастать, а денег на обеспечение собственно исследовательских работ больше не станет.