Привлечение иностранных инвестиций. Центры, регионы и отрасли привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику Создание центра привлечения иностранных инвестиций

  • 01.04.2024

Как было показано ранее, особая роль в осуществлении инвестиционных проектов принадлежит, иностранным инвестициям, которые должны способствовать разрешению следующих проблем социально-экономического развития:

· освоению невостребованного научно-технического потенциала России;

· продвижению российских товаров и технологий на внешний рынок;

· содействию расширения и диверсификации экспортного потенциала в развитии имнортнозаменяющих производств в отдельных отраслях;

· содействию притоку капитала в трудоизбыточные регионы и районы с богатыми природными ресурсами для ускорения их освоения;

· созданию новых рабочих мест и освоению передовых форм организации производства;

· освоению опыта цивилизованных отношений в сфере предпринимательства;

· содействию производственной инфраструктуры.

Для осуществления указанных направлений инвестирования рекомендуются следующие формы использования иностранного капитала:

· инвестиции зарубежных государств и международных финансовых институтов в форме государственных заимствований РФ, образующих государственный долг РФ;

· инвестиции в форме вклада в акционерный капитал российских предприятий;

· инвестиции в форме вложения в ценные бумаги, в том числе государственных, корпоративных и институциональных эмитентов;

· иностранные кредиты;

· лизинговые кредиты, позволяющие отечественной экономике (предприятиям) получить наиболее современную технику и технологии;

· финансовые кредиты российским предприятиям.

Правовую среду привлечения иностранных инвестиций в регионы во многом формируют законодательные акты, непосредственно посвященные разграничению полномочий центра и регионов во внешнеэкономической области. Речь идет о федеральных законах от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» и от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации». Наконец, Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» прямо установил, что субъекты федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие процесс привлечения инвестиций, по вопросам, относящимся к их ведению, а также к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

К настоящему моменту «пакеты» документов, включающие в себя договоры между органами государственной власти федерального и регионального уровней о разграничении предметов ведения и полномочий, а также соглашения между органами исполнительной власти разных уровней о взаимном делегировании полномочий, подписаны федеральным центром более чем с 30 регионами.

В целом существующее законодательство дает субъектам федерации достаточно широкие возможности создавать на региональном уровне собственные преференциальные системы для иностранных инвесторов. Регионы имеют право:

· регулировать ставки некоторых федеральных налогов, поступления от которых зачисляются в региональные бюджеты (в частности, налога на прибыль);

· устанавливать региональные и местные налоги в соответствии с условиями, определенными федеральным законодательством и законодательством субъекта федерации;

· устанавливать налоговые льготы для приоритетных инвестиционных проектов;

· создавать на своей территории свободные экономические зоны с особо льготными налоговыми условиями для инвесторов;

· создавать за счет средств региональных бюджетов страховые и залоговые фонды, гарантирующие соблюдение обязательств перед иностранными инвесторами.

Следует подчеркнуть, что эти возможности используются регионами весьма активно.

С середины 1990-х гг. в попытке восполнить недостаток средств на инвестиционные нужды региональные власти стали прибегать к внутренним и внешним заимствованием. К августу 1998 г. собственные еврооблигации разместили на внешних рынках около десятка российских регионов. Так, Москва разместила на рынке еврооблигации в объеме 500 млн дол., Санкт-Петербург - 300 млн дол. и Нижний Новгород - 100 млн дол. Однако в условиях финансового кризиса все они были вынуждены прекратить обслуживание накопленных обязательств или начать переговоры о реструктуризации долга. В августе 2000 г. в действующий Бюджетный кодекс РФ были внесены поправки, согласно которым субъекты федерации утратили право финансировать дефицит региональных бюджетов за счет внешних источников. В таких условиях региональным властям не остается ничего другого, как решать свои финансовые проблемы путем стимулирования мер по привлечению иностранных инвестиций на свою территорию и расширению тем самым собственной базы налоговых поступлений.

Собственные законы об инвестиционной деятельности были приняты в абсолютном большинстве субъектов федерации, в них, как правило, предусматривается разветвленная система льгот и гарантий для инвесторов. Во многих регионах получили распространение такие меры, как: освобождение на определенных условиях от уплаты в региональный бюджет налога на прибыль, налога на имущество предприятий (или снижение их ставки); отсрочка по налоговым и арендным платежам; предоставление инвестиционного налогового кредита и т. д.

Регионы, проводящие активную инвестиционную политику, можно разделить нате, где налоговые льготы предоставляются и российским, и иностранным инвесторам, и те, в которых существуют преференции только для инвесторов из-за рубежа. К первой группе относятся, в частности, г. Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Ярославская, Белгородская область. Ко второй - Новосибирская область, Хабаровский край, Республика Бурятия.

На региональное распределение потоков иностранных инвестиций определяющее влияние оказывает совокупность географических, политических и социально-экономических факторов, которые формируют инвестиционный климат. Регионы России сильно дифференцированы по соотношению инвестиционного потенциала и инвестиционного риска. Среди факторов, безусловно повышающих такой потенциал, следует выделить прежде всего приграничный (со странами дальнего зарубежья) статус региона, столичный статус Москвы и мегаполиса Санкт-Петербурга, статус региона с наличием минерально-сырьевых ресурсов. По состоянию на начало 2001 г. (табл. 20.5) наиболее привлекательными для иностранных инвесторов были:

· регионы, уровень развития экономики которых позволяет эффективно функционировать предприятиям с иностранными инвестициями в непроизводственной сфере (Москва, Санкт-Петербург, Московская и Ленинградская области);

· регионы с сырьевым экспортным потенциалом (Сахалинская и Тюменская области, Красноярский край). К числу регионов, которые сумели добиться притока инвестиций за счет активной промышленной политики, можно отнести Самарскую и Новосибирскую области.

Таблица 20.5


Похожая информация.


АПИИ (Агентство по привлечению иностранных инвестиций)

Опыт зарубежных стран по привлечению иностранного капитала, свидетельствует, что открытие специальных Агентств по привлечению иностранных инвестиций (АПИИ), их правильная организация и политика, способствуют не только привлечению зарубежного капитала в страну, но и является очень важным инструментом в формировании позитивного имиджа страны на международном уровне и налаживании делового климата.

Как правило, АПИИ учреждается государственными органами страны, обладает большим штатом профессиональных сотрудников и широкой сетью представителей в разных странах. Главная цель такого Агентства – привлечение иностранных инвестиций , непосредственное общение с инвесторами на местах, максимальное содействие в бизнесе.

Существует немало успешных примеров зарубежных стран, которым удалось привлечь значительный поток иностранного капитала с помощью таких Агентств, тем самым улучшив экономическую ситуацию в стране.

Опыт Сингапура

Самым успешным примеров по созданию деловой среды, максимально благоприятной для бизнеса, является Сингапур. Главная заслуга в этом принадлежит агентству, аналогичному АПИИ. Агентство экономического развития (АРЭ), созданное в 1961 году, отвечает за привлечение иностранного капитала в экономику Сингапура, а также оказывает необходимую поддержку инвесторам.

С 1995 года Сингапур занимает третье место в рейтингах по комфортности ведения бизнеса. В этом также есть заслуга Агентства, которое создает благоприятные условия для ведения бизнеса. С момента возникновения Агентства, ВВП Сингапура вырос в несколько десятков раз, и занял третье место в мире.

В штате Агентства около 500 сотрудников, из которых примерно 100 работают в зарубежных представительствах в 19 странах мира. Сотрудники компании, работающие в офисах по всему миру, устанавливают тесные контакты с инвесторами, потенциально заинтересованными в инвестициях в экономику Сингапура. Сотрудники штаб-квартиры Агентства выстраивают взаимоотношения иностранных инвесторов и сингапурских компаний. Ежегодно Агентством проводятся стратегические обзоры целевых секторов и инвесторов.

Правительством Сингапура и Агентством разработаны и успешно реализуются специальные программы по привлечению иностранных инвестиций :

  • Содействие инвестору на всех этапах инвестиционного процесса, в том числе помощь в получении виз и разрешений, специально созданные инструкции для иностранных компаний и т.д.;
  • Для иностранных инвесторов создана привлекательная налоговая политика, учитывающая их интересы;
  • Инвесторам предлагается широкий выбор финансовых инициатив: от обучения персонала за счет Агентства, до защиты интеллектуальной собственности и многие другие.

Опыт Франции

Вторым примером удачной деятельности по привлечению иностранных инвестиций в страну, является Франция. За последние годы эта страна изменила свое отношение к иностранному капиталу. Итогом этих перемен стала активная деятельность государственного Агентства по привлечению иностранных инвесторов во Францию – IFA (Invest in France Agency). Агентство не только привлекает иностранный капитал в страну, но и находится в тесном сотрудничестве с администрациями 22 регионов Франции, которые находятся в условиях жесткой борьбы за инвестиции не только между собой, но и с другими странами Европы.

В результате, Франция вышла на третье место в мире и заняла первое место в Европе, по привлечению в страну прямых зарубежных инвестиций. При этом сейчас Франция находится на втором месте в Европе по уровню развития. Этому способствовало два фактора:

  • Структурный. Франция находится внутри Европы, имеет прямой доступ к странам Евросоюза, а французские рабочие являются одними из самых квалифицированных и высокопроизводительных работников.
  • Экономические реформы. Правительство Франции приняло ряд антикризисных мер и повысило инвестиционную привлекательность страны. Кроме этого, был принят план мероприятий по поддержанию экологических видов промышленности. Мероприятия рассчитаны до 2020 года и должны привлечь инвестиций, в том числе иностранных, на общую сумму около 460 миллиардов евро.

Агентство имеет широкую сеть филиалов в 22 странах мира. Работает по проектной системе, быстро реагируя на предложения инвесторов. Практикуется индивидуальный подход к каждому иностранному инвестору, при этом в каждом конкретном случае разрабатываются индивидуальные программы инвестиций. Основной задачей Агентства является разработка проектов и инвестиционных предложений, учитывающих все потребности инвестора. Так как конкуренция в странах Европы очень жесткая, Агентство стремится предложить иностранным инвесторам оптимальные варианты и наилучшие условия для того, чтобы иностранные инвестиции привлекались на благо страны.

Российское Агентство по привлечению иностранных инвестиций

Россия также как и другие страны, заинтересована в привлечении иностранного капитала. На сегодняшний день, уже действует ряд финансовых учреждений, занимающихся их привлечением. Но, не хватает единого центра, координирующего работу таких учреждений, а также регулирующего взаимодействия регионов и иностранных инвесторов.

Единым центром по привлечению иностранного капитала, выполняющим все вышеперечисленные функции, должно стать российское АИИ (Агентство по иностранным инвестициям). Учредителем Агентства является правительство России, но правовая форма основана на принципах ГЧП (государственно-частного партнерства). При Агентстве создан Наблюдательный Совет. Финансирование осуществляется за счет всех участников.

Если российским Агентством будет учтен успешный опыт зарубежных агентств, экономическая и политическая ситуация в стране будет стабильной, а инвестиционная политика привлекательной, иностранные инвестиции потекут в российскую экономику нескончаемым потоком.

Использование иностранных инвестиций является сегодня объективной необходимостью, обусловленной участием экономики страны в международном разделении труда и переливом капитала в свободные отрасли предпринимательства. Для отечественной экономики иностранные инвестиции рассматриваются как фактор ускорения экономического и технического прогресса, обновления и модернизации производственного аппарата, овладения передовыми методами организации производства, подготовки кадров, отвечающих требованиям рыночной экономики. В то же время существуют и мнения о нежелательности широкого доступа иностранного капитала в российскую экономику, крайним выражением которых является тезис об угрозе «распродажи России» международным монополиям. Другой, более логичной позицией являются взгляды тех предпринимателей, которые в неконтролируемом притоке иностранного капитала видят угрозу серьезной конкуренции для российской промышленности. И все же объективные законы мировой экономики, опыт международной миграции капитала свидетельствуют о том, что Россия не может стоять в стороне от этого процесса. Поставив цель интегрироваться в мировое хозяйство, провозглашая идеи следования принципам открытой экономики, нельзя не признать объективности процессов вывоза капитала из нашей страны и его импорта в Россию.
В условиях инвестиционного кризиса 1990-х гг. в России привлечение иностранных инвестиций стало задачей, от эффективности решения которой зависели ход, темпы и во многом результаты проводимых реформ.
Специфические условия нашей страны (обширность территории, неразвитость коммуникационной структуры, наличие устаревшего производственного аппарата, гипертрофированность военно-промышленного комплекса при отсутствии целого ряда производств, необходимых для гражданской экономики) сделали этот процесс не имеющим аналогов в мире. Приток иностранных инвестиций в Россию в абсолютном выражении значительно ниже уровня развитых стран Европы и США и находится на уровне стран Южной Америки (Бразилия, Мексика) и Австралии. Если же принять во внимание величину инвестиций на душу населения и масштаб российской экономики, то приток иностранных инвестиций за весь период экономических реформ, несмотря на его ежегодное увеличение, окажется крайне мал.
Наиболее привлекательными отраслями российской экономики для иностранных инвестиций являются прежде всего те, которые связаны с эксплуатацией природных ресурсов, имеют хороший экспортный потенциал (металлургия, нефтегазовая отрасль, лесная и отчасти химическая промышленность), обслуживают широкий немонополизированный внутренний рынок (пищевая промышленность, производство товаров народного потребления). Иностранные инвесторы в этом случае решают проблему сырьевого обеспечения своих стран, а также реализуют некапиталоемкие быстроокупаемые проекты, ориентированные на насыщение российского потребительского рынка. Более двух третей иностранных инвестиций в российскую экономику традиционно направляются в топливную, пищевую промышленность, телекоммуникации и коммерческую деятельность по обслуживанию рынка. Подобная ориентация ведет к усилению зависимости нашей страны от экспорта сырьевых товаров, является тормозом в структурной перестройке отечественной экономики и не способствует ее экономическому росту.
Кроме «отраслевого перекоса» налицо и территориальная неравномерность распределения ПИИ в России. Львиная их доля идет либо в регионы с развитой торговой, транспортной, финансовой и информационной инфраструктурой (Москва и Московская область, Санкт-Петербург, отчасти Приморский край), либо в регионы с высокой плотностью ориентированных на экспорт предприятий ТЭК (Тюменская, Томская, Омская, Самарская, Нижегородская области, Татарстан, Красноярский край). Можно выделить три основных центра привлечения ПИИ в России: Москва, сырьевые регионы и крупные индустриальные центры.
Описанная выше тенденция к неравномерному отраслевому и территориальному распределению прямых иностранных инвестиций не случайна. Она в значительной мере отражает, с одной стороны, реальное положение сегодняшней России в международном разделении труда как экспортера сырьевых ресурсов и импортера иностранной высокотехнологичной продукции. С другой стороны, эта тенденция показывает, какие категории инвесторов готовы производить прямые капиталовложения в российскую экономику, невзирая на высокие риски и неблагоприятный инвестиционный климат. Прежде всего это крупнейшие ТНК, рассматривающие ПИИ в России как способ доступа к российским ресурсам и внутреннему рынку. Инвестиции в российские предприятия являются для них частью глобальной инвестиционной стратегии продвижения на российский рынок своей продукции (реализуемой через создание торгово-сбытовой сети, сборочных производств, сервисных центров, внедрение своих стандартов), что позволяет им мириться с высокой рискованностью и временной невыгодностью капиталовложений. Во-вторых, это средний и мелкий иностранный капитал, привлекаемый в Россию сверхвысокой рентабельностью и быстрой окупаемостью отдельных проектов (в торговле, строительстве и сфере услуг). В-третьих, это инвесторы из числа представителей российской диаспоры в зарубежных странах, а также компании, вкладывающие в Россию незаконно вывезенный за ее пределы и легализованный за рубежом капитал. Риски инвестиций в Россию для них снижаются за счет знания местной специфики и обширных деловых и статусных контактов в стране.
Иностранные компании и банки, производя инвестиции в России, преследуют следующие цели помимо вышеназванных:
. использование факторов производства, цена которых в России ниже мировой - сравнительно дешевая рабочая сила, низкая цена некоторых видов сырья (при этом не стоит переоценивать дешевизну труда в России, во многих развивающихся странах стоимость рабочей силы ниже, а работники более дисциплинированы);
. включение российских предприятий в технологические цепочки иностранных ФПГ посредством приобретения отечественных предприятий - поставщиков сырьевых ресурсов и полуфабрикатов;
. покупка потенциально эффективных российских предприятий по низкой цене с целью получения высокой прибыли после ограниченных инвестиций в создание системы сбыта, проведения маркетинговых исследований и реструктуризации номенклатуры производимой продукции;
. использование морально устаревшего или экологически вредного оборудования, которое невозможно эффективно использовать в развитых странах; выпуск и реализация на российском рынке устаревшей продукции, технология производства которой хорошо отработана.
Международная правовая практика предусматривает для иностранных инвестиций применение либо режима наибольшего благоприятствования, либо национального режима. В России действует национальный режим. В соответствии с документами Международного валютного фонда (МВФ), Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Международной торговой палаты (МТП) и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) это означает, что привлечение иностранных инвестиций и деятельность компаний с иностранным участием регулируются национальным законодательством, причем последнее не содержит различий в регламентации хозяйственной деятельности национальных и зарубежных инвесторов.
Иностранные инвесторы могут иметь доступ к местным производственным, трудовым и финансовым ресурсам, создавать предприятия любой организационно-правовой формы, принятой в стране, осуществлять хозяйственную деятельность на тех же условиях, что и национальные предприниматели, пользоваться значительными местными льготами. Разработанные МБРР совместно с МВФ принципы приема иностранных инвестиций включают: национальный режим, недискриминацию иностранных инвесторов, защиту и гарантии (беспрепятственного перевода соответствующих валют, недопущения экспроприации иностранных капиталовложений, разрешения споров между инвестором и принимающим государством в Международном арбитраже).
Правовое регулирование иностранных инвестиций на территории РФ осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (далее - Закон об иностранных инвестициях), другими федеральными законами и иными нормативными актами РФ, а также международными договорами РФ. Кроме того, отношения, связанные с вложениями иностранного капитала в банки и иные кредитные организации, а также в страховые организации, регулируются соответственно законодательством РФ о банковской деятельности и законодательством о страховании. Вложения иностранного капитала в некоммерческие организации для достижения определенной общественно полезной цели (образовательной, благотворительной, научной и религиозной) осуществляются в соответствии с законодательством РФ о некоммерческих организациях.
Субъекты РФ вправе принимать собственные законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие иностранные инвестиции, по вопросам, относящимся к их ведению, а также к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, в соответствии с федеральными законами РФ. Региональные власти, заинтересованные в привлечении зарубежных инвестиций и технологий, нередко принимают весьма действенные меры в этом отношении. В той или иной форме законы (указы, постановления) об иностранных инвестициях и их стимулировании были приняты во многих регионах - субъектах РФ еще в 1993-1996 гг. (например, в Московской области, республиках Татарстан, Саха, Якутия, Мордовия и др.).
Закон об иностранных инвестициях определяет понятия «иностранный инвестор», «иностранная инвестиция», «прямая иностранная инвестиция».
В соответствии с российским законодательством под иностранными инвестициями понимаются вложения иностранного капитала в объекты предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, в том числе денежных средств, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте РФ), иного имущества, имущественных прав, прав на интеллектуальную собственность, а также услуг и информации.
Иностранными инвесторами в РФ могут являться иностранные юридические лица, иностранные граждане, отечественные граждане, проживающие за рубежом, иностранные государства, международные организации.
Иностранные инвестиции в РФ осуществляются в следующих формах:
. в форме долевого участия в предприятиях, создаваемых совместно с российскими юридическими и физическими лицами;
. создания организаций, полностью принадлежащих иностранным инвесторам;
. участия в приватизации;
. приобретения прав пользования землей и иными природными ресурсами;
. приобретения организаций, имущественных комплексов, прочего имущества, не запрещенного законодательством РФ;
. приобретения ценных бумаг;
. хозяйственной деятельности в свободных экономических зонах.
Прямая иностранная инвестиция представляет собой:
. приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь образуемой на территории Российской Федерации в форме хозяйственного товарищества или общества;
. вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории Российской Федерации;
. осуществление на территории Российской Федерации иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования.
В законодательстве РФ предусмотрены количественные ограничения для иностранных инвестиций, затрагивающих деятельность стратегически важных отраслей российской экономики. В Федеральном законе от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» обозначены 42 таких вида деятельности. Это, в частности, работы по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы, работы с ядерными установками, радиационными источниками и радиоактивными материалами, разработка и производство вооружений, боеприпасов, военной и авиационной техники, торговля ими, космическая деятельность, теле- и радиовещание, услуги связи (кроме сети Интернет), геологическое изучение недр, разведка и добыча полезных ископаемых, добыча водных биоресурсов, полиграфическая деятельность. Сделки купли-продажи, дарения, мены голосующих акций или долей в уставном капитала, доверительного управления, совершаемые иностранными государствами или организациями в отношении предприятий этих видов деятельности подлежат предварительному согласованию с Правительством РФ, если в результате этих сделок иностранные инвесторы приобретают право распоряжаться более чем 25% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в капитале стратегически важных предприятий. В отношении деятельности по разведке и добыче полезных ископаемых из недр федерального значения это требование ужесточено до 5%. Для согласования рассматриваемых сделок создана Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.
Положения этого закона не распространяются на отношения с хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля (вклад) Российской Федерации составляет более 50% голосующих акций или Российская Федерация имеет право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50% общего количества голосов, а также на отношения, урегулированные международными договорами. Таким образом, закон направлен на предотвращение обладания иностранными инвесторами контрольными или блокирующими пакетами акций. Основные положения государственной политики Российской Федерации в отношении иностранных инвестиций прописаны в Законе об иностранных инвестициях. В частности, законом закреплены государственные гарантии защиты иностранных инвестиций:
. гарантия правовой защиты иностранных инвесторов на территории Российской Федерации, в том числе право на возмещение убытков, причиненных инвестору в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов;
. право осуществлять инвестиции в любых формах, не запрещенных законодательством Российской Федерации;
. гарантия перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу;
. гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями;
. гарантия обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации иностранным инвестором;
. гарантия использования на территории Российской Федерации и перевода за ее пределы доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм, в том числе компенсаций;
. гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы Российской Федерации имущества и информации, которые были ввезены на ее территорию в качестве иностранной инвестиции;
. право иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг;
. гарантия участия иностранного инвестора в приватизации;
. гарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество;
. гарантия от неблагоприятного для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями изменения законодательства Российской Федерации.
Закон об иностранных инвестициях гарантирует иностранным инвесторам, осуществляющим приоритетные инвестиционные проекты (т. е. проекты с суммарным объемом иностранных инвестиций не менее 1 млрд руб. либо с минимальным вкладом иностранных инвесторов в уставном капитале не менее 100 млн руб. или 25%), стабильность законодательства РФ, в том числе налогового, в течение всего срока окупаемости проекта (не более семи лет с начала финансирования проекта за счет иностранных инвестиций). Таким образом, вновь принятые федеральные законы, нормативные акты РФ и изменения к действующим актам, приводящие к увеличению совокупной налоговой нагрузки на деятельность иностранного инвестора либо коммерческой организации с иностранными инвестициями, не действуют в отношении этих хозяйствующих субъектов в течение срока окупаемости проекта.
Инвестиционное законодательство РФ критикуется специалистами за его определенную декларативность. В Законе об иностранных инвестициях перечислены гарантии, предоставляемые иностранным инвесторам, однако отсутствует конкретный механизм реализации этих гарантий. Положения о гарантиях неизменности налогового режима для инвесторов распространяются только на определенную категорию коммерческих организаций, реализующих приоритетные проекты. Закон об иностранных инвестициях не распространяется на вложения иностранного капитала в кредитные и страховые организации, а также в некоммерческие организации. Таким образом, в отношении инвесторов проводится неодинаковая налоговая политика по признаку объема вкладываемых средств. На практике получается, что инвестор, вложивший средства в один проект, оказывается более защищен от неблагоприятного изменения налогового климата, чем инвестор, диверсифицировавший вложения и создавший несколько различных производств с суммарным объемом инвестиций больше, чем у первого, но не подпадающих под определение приоритетного инвестиционного проекта. Статус приоритетного присваивается проекту по решению Правительства РФ, которому фактически предоставлено право по своему усмотрению делегировать налоговые льготы отдельным предприятиям, причем наиболее крупным налогоплательщикам, т. е. регулировать доходную часть федерального бюджета. Кроме того, закон не страхует инвесторов от изменения ставок таможенных пошлин, направленных на защиту экономических интересов России, а также ставок акцизов и НДС. Эта оговорка не случайна, так как именно таможенные пошлины, акцизы и НДС являются основными источниками доходов федерального бюджета. Эти косвенные налоги и составляют основную налоговую нагрузку на изготовителя, поэтому фактически инвестор гарантирован только от неблагоприятного изменения менее значимых (второстепенных) налогов. Важной является гарантия на возврат капитала, в том числе доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм в иностранной валюте в связи с ранее осуществленными им инвестициями на территории России. Таким образом, закон гарантирует беспрепятственный вывоз легального капитала из страны зарубежными инвесторами без каких-либо ограничений. Однако из этого правила могут быть исключения, как, например, во время финансового кризиса в августе 1998 г.
В целях привлечения в реальный сектор экономики прямых иностранных инвестиций был утвержден Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (далее - Закон о разделе продукции). Согласно основополагающему принципу соглашений о разделе продукции, инвестор освобождается от части российских налогов, отдавая при этом государству определенную долю добытого и (или) переработанного сырья либо его денежный эквивалент. Налоговый кодекс РФ предоставляет иностранным инвесторам специальный налоговый режим, предполагающий:
. освобождение от уплаты:
- региональных и местных налогов и сборов по решению соответствующего регионального или муниципального органа власти и управления,
- налога на имущество организаций в отношении основных средств, нематериальных активов, запасов и затрат, находящихся на балансе налогоплательщика и используемых исключительно для выполнения соглашений о разделе продукции,
- транспортного налога;
. возмещение инвестору суммы уплаченных им НДС, акцизов, единого социального налога, государственной пошлины, таможенных сборов, земельного налога, платежей за пользование природными ресурсами, водными объектами.
Минеральное сырье, полученное инвестором в рамках реализации инвестиционного проекта по соглашению о разделе продукции, является его собственностью и может быть вывезено с таможенной территории Российской Федерации на условиях, определенных этим соглашением, без количественных ограничений экспорта.
На стимулирование прямых иностранных инвестиций направлен и Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О лизинге». Лизинг как альтернативная форма финансирования долгосрочных инвестиций получает все большее распространение в хозяйстве современной России. Субъектами лизинговых отношений могут быть резиденты и нерезиденты РФ, а также хозяйствующие субъекты с участием иностранного капитала. Лизингодатель получает такие преимущества, как расширение круга постоянных партнеров, номенклатуры продукции на внутреннем и внешнем рынке, благоприятный налоговый режим, рост экономической эффективности использования передаваемого в лизинг оборудования и др. Лизингополучатель приобретает возможность сократить объемы собственных капитальных затрат, снизить риск капиталовложений, уменьшить налогооблагаемую прибыль.
В качестве меры привлечения иностранных инвестиций в экономику РФ специалистами многие годы называлось создание реально функционирующих свободных (или особых) экономических зон - территорий с льготным таможенным и налоговым режимами. Закон об особых экономических зонах был принят в июле 2005 г. Особая экономическая зона (ОЭЗ) - определяемая Правительством РФ часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности (ст. 2 Закона). В Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны четырех типов: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портовые. Основными целями создания ОЭЗ являются развитие обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики; производство новых видов продукции, развитие импортозамещающих производств; развитие транспортной инфраструктуры; развитие туризма и санаторно-курортной сферы.
Отбор заявок на создание особых экономических зон одного типа осуществляется на основе конкурсного отбора. Положение о проведении конкурса по отбору заявок утверждается Правительством РФ. Особая экономическая зона создается на 20 лет, срок ее существования продлению не подлежит. В соглашении о создании особой экономической зоны, заключаемом для каждой ОЭЗ отдельно, устанавливаются объем и сроки финансирования создания инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иной инфраструктуры зоны за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета. Земельные участки в пределах территории особой экономической зоны могут предоставляться во временное владение и пользование исключительно на основании договора аренды.
В ОЭЗ действует таможенный режим «свободная таможенная зона», при котором иностранные товары размещаются и используются в пределах территории особой экономической зоны без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, а также без применения к указанным товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин. Суммы ввозных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость возвращаются таможенными органами, если освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость или их возврат предусмотрены при фактическом вывозе товаров с таможенной территории РФ. Оборудование и объекты недвижимости, ввезенные на территорию ОЭЗ в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны и (или) изготовленные из товаров, помещенных под этот таможенный режим, и принадлежащие резидентам ОЭЗ на момент прекращения существования особой экономической зоны, остаются в собственности указанных лиц без уплаты таможенных пошлин и налогов и приобретают статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории РФ. Предусмотрены следующие налоговые льготы для резидентов особых экономических зон: снижение ставки налога на прибыль до 20% в промышленно-производственных ОЭЗ, освобождение от транспортного и земельного налогов, налога на имущество с момента постановки на учет имущества на пять-десять лет во всех ОЭЗ кроме портовых, пониженные ставки ЕСН для резидентов технико-внедренческих ОЭЗ. Резидентам всех ОЭЗ предоставляется гарантия от неблагоприятного изменения законодательства РФ о налогах и сборах (за исключением налогообложения подакцизных товаров) на весь период существования каждой зоны.
В декабре 2008 г. действовали две ОЭЗ промышленно-производственного типа - в Липецкой области и в Республике Татарстан, четыре зоны технико- внедренческого типа - в Санкт-Петербурге, в Зеленоградском административном округе Москвы, в Дубне (Московская область) и в Томске, семь особых зон туристско-рекреационного типа - в Калининградской и Иркутской областях, Краснодарском, Ставропольском, Алтайском краях, республиках Алтай и Бурятия.
Несмотря на все принятые меры, в России пока не сложились достаточно благоприятные условия для иностранных инвестиций. Иностранных инвесторов отпугивает непоследовательность экономической политики в России, постоянное изменение «правил игры». Российское законодательство в отношении иностранных инвестиций направлено главным образом на прямые капитальные вложения и слабо затрагивает вопросы допуска иностранного капитала на биржу, размещения акций и иных ценных бумаг за рубежом. Еще одно из важных препятствий на пути иностранных инвестиций - это чрезвычайная зарегулированность государством экономических отношений. Сложилась ситуация, когда реализация любого сравнительно крупного инвестиционного проекта требует поддержки на правительственном или региональном уровне. Льготы, предоставляемые иностранным инвесторам, обставлены такими условиями, что ставят их в зависимость от субъективных действий чиновников. Сложность масштабных иностранных инвестиций в модернизацию производства на территории России заключается также в том, что часто иностранным компаниям приходится работать с предприятиями, не имеющими нормального финансового обслуживания, квалифицированных менеджеров, современных маркетинговых структур и других элементов цивилизованного бизнеса.
Добиться существенного количественного и качественного роста иностранных инвестиций в российскую экономику можно, очевидно, путем выработки целостной государственной политики в этой области. Учитывая опыт многих зарубежных стран, в число необходимых для России мер в этом направлении должны войти стабилизация и упрощение нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность иностранных инвесторов; обеспечение прозрачности деятельности российских хозяйствующих субъектов; создание работоспособной структуры фондового рынка; стабилизация банковской системы; разрешение проблем страхования рисков для иностранных инвесторов.

Москва - крупный центр привлечения прямых иностранных инвестиций. За девять месяцев 2015 года на её долю пришлось около 50 процентов прямых вложений, поступающих в Россию из-за рубежа. Одна из характерных макроэкономических тенденций - стабильный рост инвестиций. За пять лет объём вложений в основной капитал в городе вырос на 61,3 процента (в сопоставимых ценах) и достиг в 2015 году 1611,5 миллиарда рублей.


Почему Москва привлекательна для инвестиций?

Прежде всего российская столица имеет целый ряд неценовых конкурентных преимуществ. Это ёмкий внутренний рынок - с учётом московской агломерации около 20 миллионов человек. Кроме этого, Москва имеет точки входа на рынок России и стран СНГ с населением около 200 миллионов человек и выходы на экспортные рынки.

Второй важный фактор - доступ к качественным трудовым ресурсам, научный и образовательный потенциал. В Москве сосредоточено около трети всех научных кадров и организаций России, здесь проживают около одного миллиона студентов, более 50 процентов представителей занятого населения имеют высшее образование.

Высокий уровень развития информационно-коммуникационных технологий, большой запас мощности коммунальной инфраструктуры, положительная динамика развития транспортной инфраструктуры и общественных пространств, а также высокое качество городской среды тоже делают столицу привлекательной для инвестиций. А с конца 2014 года она получила ещё и дополнительные конкурентные преимущества по привлечению инвестиций перед ведущими мегаполисами мира - затраты на ведение бизнеса в долларовом выражении снизились на 30–50 процентов.

Что помогает привлекать инвестиции?

На привлечение инвестиций так или иначе ориентированы все направления экономической политики Москвы:

Стабильная бюджетная политика, предполагающая обеспечение рынка ликвидностью, повышение конкурентности и прозрачности госзаказа;

Стимулирующая налоговая политика, предполагающая смещение акцентов налогообложения на активы и, как следствие, максимальное вовлечение в оборот всех активов на территории города; сдерживание роста иных налогов, адресные налоговые льготы;

Налоговые льготы, нацеленные на поддержку действующих эффективных промышленных предприятий и новых инвестиционных проектов по созданию высокотехнологичных и инновационных производств;

Взвешенная тарифная политика, нацеленная на сдерживание роста тарифов и ограничение перекрёстного субсидирования;

Активная инвестиционная политика, направленная на создание благоприятных условий для привлечения инвестиций из разных источников.

Отдельно хотелось бы остановиться на таком важном направлении оптимизации налоговой политики, как совершенствование патентной системы. Простота патентной системы существенно способствует развитию индивидуального предпринимательства, в том числе выходу из тени физических лиц, ранее предоставлявших различные услуги без регистрации.

В ноябре 2014 года Мосгордума внесла изменения в закон «О патентной системе налогообложения», в результате чего патенты стали доступнее большему количеству московских предпринимателей. В настоящий момент патентную систему в Москве можно применять для 80 видов деятельности. Кроме того, проведена дифференциация стоимости патента в зависимости от реальной доходности бизнеса. Для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей приняты налоговые каникулы.

В итоге в 2015 году было приобретено более 34 тысяч патентов на сумму 2,3 миллиарда рублей. Это на 60 процентов выше аналогичных показателей 2014 года и почти в шесть раз - 2013 года. По сравнению с 2012 годом количество приобретённых московскими предпринимателями патентов выросло в 3,5 раза, а общая сумма уплаченного налога по патентам возросла в 23 раза.

Во многом благодаря патентной системе налогообложения в 2015 году был обеспечен прирост числа предпринимателей - в столице он составил более 15 тысяч. Это пример того, как налоговые инициативы могут реально влиять на развитие предпринимательства в городе.

Разработана система льгот по уплате налога на имущество для предприятий социальной сферы, коммунальной инфраструктуры, здравоохранения и образования, гостиничного бизнеса, общественного питания и спорта, а также для предприятий, обслуживающих транспортную систему. В 2016 году Правительство Москвы инициировало введение льгот для строящихся спортивных объектов (что является существенной поддержкой спортивной отрасли в преддверии чемпионатов мира по хоккею и футболу в 2016–2018 годах), медицинских учреждений и агрокластеров. Только эта категория объектов может получить льготы в размере более чем 0,5 миллиарда рублей.

Роль государственно-частного партнёрства

Ещё один важный фактор развития инфраструктуры и положительной динамики инвестиций - государственно-частное партнёрство (ГЧП). В 2013–2015 годах объём заключённых контрактов по таким проектам составил 514 миллиардов рублей. Из них на концессии пришлось 65 миллиардов рублей, на контракты жизненного цикла на поставку и обслуживание вагонов метрополитена - 245 миллиардов рублей, а на долгосрочные контракты с инвестиционной составляющей в транспортной и коммунальной сфере - 199 миллиардов рублей. По итогам 2015 года Москва заняла первое место в рейтинге развития ГЧП в России.

Один из примеров успешных проектов - строительство северного дублёра Кутузовского проспекта. Он реализуется в форме концессионного соглашения, заключённого сроком на 40 лет (это первая автодорожная концессия Москвы). Объём частных инвестиций в проект составит 40 миллиардов рублей. В результате этого проекта город получит высокоскоростную магистраль от МКАД до центра города протяжённостью 11 километров. Строительство дороги улучшит транспортную ситуацию на западе Москвы, на территории, прилегающей к «Москва-Сити», а также разгрузит Кутузовский проспект и Можайское шоссе.

Помимо крупных инфраструктурных проектов, Москва реализует и меньшие по объёму проекты для малого и среднего бизнеса в социальной сфере. Это программа льготной аренды недвижимости с инвестиционными обязательствами в области здравоохранения (проект получил название «Доктор рядом»), образования и восстановления объектов культурного наследия. По условиям программы инвестор получает объект с открытых торгов, ремонтирует его, оснащает всем необходимым для его функционального назначения (помимо объектов культурного наследия) и после начала предоставления услуг переходит на льготную ставку аренды - один рубль за квадратный метр в год. Срок аренды объектов в сфере здравоохранения - 20 лет, в сфере образования и восстановления объектов культурного наследия - 49 лет. В рамках программы заключены договоры, предусматривающие частные инвестиции в размере 3,8 миллиарда рублей. По проекту «Доктор рядом» инвесторам передано 55 помещений, 26 из них уже начали работу. В сфере образования в реализации у инвесторов 30 объектов, 12 из них введены в эксплуатацию. По третьему направлению в аренде у инвесторов 14 объектов культурного наследия, четыре из них отреставрированы и перешли на льготную арендную ставку.

Туризм и событийный туризм

Поддержка развития гостиничных комплексов - важный аспект развития туризма, одного из наиболее динамично развивающихся сегментов мирового бизнеса.

Москва - центр российского и международного туризма: ежегодно в столицу приезжают 17 миллионов человек. Развивается необходимая инфраструктура: в столице насчитывается более 750 гостиниц, мини-отелей и других мест размещения. В целом за последние пять лет в Москве построено около 41 миллиона квадратных метров недвижимости.

Поступления в бюджет в дни крупных мероприятий увеличиваются за счёт ярмарочной торговли, роста прибыли гостиниц, магазинов и предприятий общественного питания, использования общественного транспорта, посещения театров, музеев, концертных залов и так далее. Фактически все сферы жизнедеятельности города так или иначе взаимодействуют с туристами. Развитие туризма позволяет столице через систему налогообложения получать определённые экономические преференции: фестивали 2015 года принесли бюджету 2,7 миллиарда рублей. Жители ближайших регионов, приезжавшие на один день (без ночёвки), тратили в среднем по одной тысяче рублей в сутки, 10 тысяч рублей - когда приезжали с ночёвкой, 37 тысяч рублей тратили за время визита иностранцы.

Для развития индустрии гостеприимства предусмотрены налоговые льготы на имущество гостиничных комплексов, в помещениях которых находятся офисы, торговые объекты и другая сопутствующая инфраструктура. Для таких комплексов уменьшается налоговая база на величину кадастровой стоимости минимальной площади номерного фонда, увеличенной на коэффициент 2, в отношении объектов недвижимости, налог по которым исчисляется исходя из кадастровой стоимости.

Что касается городских фестивалей, то это надёжная платформа для развития бизнеса и популяризации отечественных товаров: они являются не только двигателем экономики, но и местом приложения труда для малого и среднего бизнеса.

За прошедшие несколько лет в Москве сформировался устойчивый календарь общегородских сезонных фестивалей («Пасхальный дар», «Рыбная неделя», «Московская весна», «Московское лето. Фестиваль варенья», «Московская осень», «Путешествие в Рождество»), ставших популярными у жителей и гостей столицы. В 2015–2016 годах их аудитория составила от пяти до десяти миллионов человек.

Улучшение инвестиционного климата Москвы

В исследовании Doing Business по итогам 2015 года Россия улучшила свои позиции, поднявшись в общем рейтинге с 62-го на 51-е место. Этому способствовали в основном проведённые реформы в сфере инвестиционной политики и поддержки промышленных производств.

Развитие современной промышленности - одна из главных целей, стоящих сегодня перед столицей. Москва обладает серьёзным индустриальным потенциалом и располагает свободными земельными участками и готовой инфраструктурой для реализации новых инвестиционных проектов. Разработанная комплексом экономической политики и имущественно-земельных отношений и принятая Мосгордумой в октябре 2015 года комплексная система поддержки современной эффективной промышленности включает в себя правовую защиту инвестиций, налоговые льготы, обеспечивающие снижение общей налоговой нагрузки от 17 до 25 процентов, и упрощение административных процедур.

В настоящий момент в Москве успешно развиваются специализированные площадки, на которых инвесторам предлагаются специальные условия, в том числе ряд налоговых льгот: технополисы «Москва», «Сколково» (специализирующийся на космических технологиях и телекоммуникациях, биомедицинских технологиях, энергоэффективных и ядерных технологиях), «Мосгормаш», «Калибр», «Отрадное», «Нагатино», «Строгино», «Слава», «Фотоника», «Сапфир», «Визбас», «Техноспарк».

Какие разновидности инвестиций существуют. Как государству повысить привлекательность для иностранных инвесторов.

Одна из главных задач каждой компании, организации или государства – это привлечение иностранных инвестиций. Объяснить подобные стремления просто. Деньги, полученные извне, становятся мощной стартовой площадкой для реализации новых проектов и их развития. Итог – повышение прибыльности бизнеса, что очень выгодно, как для владельца, так и для инвестора, получающего прибыль. Единственная сложность – правильно стимулировать иностранные инвестиции, а здесь нужно обладать некоторыми знаниями, учитывать существующие методы и уметь их применять на практике.

Основные виды

Что такое иностранные инвестиции? По сути, это капитал (денежные средства), которые вывозятся из одного государства и вкладываются в развитие бизнеса другой страны. Основная цель подобных вложений – получение дальнейшей прибыли или определенного процента компании.

При этом формы привлечения иностранных инвестиций могут быть различными:

  • государственные. Здесь решение о передаче средств принимается на правительственном уровне, а капитал выделяется из государственного бюджета. Подобный капитал представляются в виде кредитов, займов или межгосударственной помощи;
  • частные. Такой вид вложений подразумевает передачу средств со стороны частного инвестора, который вкладывает свои личные деньги в бизнес другой страны. При этом бизнесмен самостоятельно принимает решение, касающееся объемов, сроков и условий сделки;
  • смешанные. Особенность таких инвестиций – финансовые вливания из одной страны в другую с участием государственных и частных структур.

Важно понимать, что современные инвестиции могут различаться по характеру применения. Они бывают:

  • предпринимательскими. В этом случае деньги передаются для развития конкретного вида бизнеса, а задача инвестора – получение дохода в виде дивидендов;
  • ссудные инвестиции представляю собой одну из форм кредитования, когда получатель средств обязуется выплачивать определенный процент от переданного в пользование капитала.

Но и это еще не все. Иностранные вложения можно условно поделить на портфельные, прямые и прочие. Рассмотрим каждый из вариантов подробнее:

  1. Прямые инвестиции – это вложения от иностранных граждан, дающие право принимать участие в управлении компанией, принятии важных решений, получении процента от прибыли и так далее. Такие отношения, как правило, носят долговременный характер и подразумевают заключение сделки на срок от одного года и более. Для лучшего понимания рассмотрим, какие вложения относятся к прямым. Их несколько:
    • покупка зарубежным инвестором части акций понравившейся компании. При этом общий объем вложений должен быть нем меньше, чем 15-20% от общего размера акционерного капитала компании;
    • реинвестирование дохода, полученного в период деятельности конкретной структуры в той части, которая соответствует доле иностранного спонсора;
    • выплата существующей задолженности или передача средств в форме кредита между основной компанией и ее «дочкой» за рубежом.
  2. Портфельные инвестиции – финансовые вливания, задача которых не контроль над компанией, а получение стабильного дохода в будущем. Такие вложения подразумевают скупку ценных бумаг в объеме, не позволяющем контролировать работу компании (как правило, до 10% от суммарного размера акционерного капитала). Кроме этого, «портфельный» вариант подразумевает покупку других ценных бумаг компании – акций, облигаций, векселей и так далее. Самое главное, такое привлечение иностранных инвестиций производится в свободной форме, то есть через продажу активов на бирже.
  3. К прочим вложениям можно отнести оформление товарных займов, получение банковских кредитов и так далее.

Из всех перечисленных выше финансовых вливаний наилучший вариант – получение прямых инвестиций. Именно они дают гарантию быстрого решения текущих финансовых проблем компании и организации сотрудничества с инвестором.

Основные проблемы

Нельзя забывать, что финансовые вливания извне могут иметь различные последствия для получателя. Так, можно выделить следующие проблемы в привлечении иностранных инвестиций:

  • резкий спад в инвестиционной деятельности компании. Как правило, по своим темпам он существенно опережает текущий производственный спад. В итоге нарушаются условия всех видов воспроизводства, капиталоемкие отрасли начинают отставать в развитии, уменьшаются объемы технического производства;
  • снижается часть общих накоплений в случае применения ВВП. При этом в качестве общего накопления стоит понимать факт «чистой» покупки услуг или товаров, которые поступили вместе с импортом, но еще не были потреблены;
  • нехватка инвестиционного капитала может привести к целому ряду проблем, когда производственные средства устаревают морально и физически. Дальнейшее развитие в такой ситуации становится невозможным;
  • технологическая структура инвестиций не способствует ускорению процессов обновления капитала. При этом часть расходов, предназначенных для обновления оборудования, будет снижаться;
  • различные регионы страны развиваются различными темпами, что становится заметным и потенциальному инвестору. Как следствие, формируется так называемая дифференциация регионов;
  • появляются большие риски, которые связаны с резким повышением цен и снижением рентабельности. Как следствие, привлечение дальнейших инвестиций из-за рубежа становится невозможным.

Государственные гарантии

Обеспечить постоянный приток капитала из других стран можно только при наличии надежной защиты инвестиций со стороны законодательной сферы. Человек, который передает свои деньги, должен быть уверен в их безопасности. В противном случае итогом будет не приток, а отток иностранного капитала. Зарубежные инвесторы будут забирать свои деньги из бизнеса, опасаясь их потерять в ближайшем будущем.

Защита интересов зарубежных инвестором может производиться:

  • путем участия в Конвенции по разрешению инвестиционных спором между инвесторами из других государств и страной, «принимающей» инвестиции;
  • через подписание межгосударственных соглашений, касающихся защиты интересов иностранных инвесторов;
  • путем внесения изменения в конституцию или создание специализированных нормативных актов, направленных на защиту интересов потенциальных инвесторов.

Любое государство, которое планирует создать положительный инвестиционный климат и привлечь средства из-за рубежа, должно не только знать перечисленные выше методы, но и успешно реализовывать их на практике. В противном случае денег можно не дождаться. Идеальный вариант, когда неприкосновенность собственности четко прописана в конституции страны. При этом экспроприация должна быть возможной только в одном случае – при грубом нарушении общественных интересов.

Кроме этого, в конституции страны должно быть закреплено право на получение компенсации и прописаны все методы урегулирования при появлении спорных вопросов. Подобные гарантийные обязательства должны распространяться не только на внутреннего предпринимателя, но и для иностранных бизнесменов. Страны, которые уделяют особую роль привлечению инвестиции, обязательно конкретизируют основные положения в нормативных актах.

Что касается межгосударственных соглашений, то в них могут быть предусмотрены:

  • различные бонусы инвесторам из-за рубежа и условия взаимной защиты капитала;
  • условия защиты иностранной собственности;
  • гарантии перевода полученной прибыли в другие страны и выплаты компенсаций в случае экспроприации собственности иностранного гражданина;
  • рассмотрение спорных вопросов, касающихся инвестиционной деятельности и так далее.

Способы повышения привлекательности для инвесторов

Но описанные выше методы не единственные. Существуют и другие способы, позволяющие привлечь инвестиции в государство:

  • улучшение имиджа страны за счет создания специальных рекламных материалов, характеризующих государство с положительной стороны. Для этих целей могут использоваться средства массовой информации, организовываться соответствующие встречи и так далее. Такие мероприятия требуют огромных затрат от государства, поэтому с целью их снижения ведется работа над развитием какой-то одной, наиболее важной отрасти;
  • предоставление полного спектра услуг со стороны государства. К таковым можно отнести налоговый контроль, упрощение процессов регистрации, оформление разрешительных документов и так далее. При этом в основе действий должны быть исключительно национальные интересы;
  • создание дополнительных условий для привлечения иностранного капитала, к примеру, предоставление дополнительных финансовых или фискальных льгот, финансовых субсидий. Основное условие – полная прозрачность всех финансовых операций и выполнение всех требований, выдвигаемых государством.

В большинстве развитых стран предпочтение отдается налоговым льготам. В государствах, которые только становятся на путь развития, чаще выбираются другие методы — снижение налоговых сборов, возврат части выплаченного налога, предоставление налогового «отпуска» и так далее. Государства, которые переживают переходный процесс в экономике, применяют такие методы, как снижение налоговой ставки, уменьшение пошлин на сырье и оборудование.

Вывод

Описанные в статье принципы подходят не только для государства в целом, но и для небольших компаний. Важно понимать, что для привлечения денег извне должна быть создана соответствующая база. Как только инвестор увидит ответственно отношение и убедится в защите своих интересов, он обязательно принесет свои деньги в страну.