Постановка на налоговый учет. Методика проверки соблюдения правильности ведения бухгалтерского и налогового учета на проверяемых предприятиях Проведение проверки ведения бухгалтерского учета

  • 19.05.2020

После изучения восемнадцатой главы студент будет:

знать

уметь

  • – отличать выездную и камеральную налоговые проверки;
  • – оформлять результаты выездной налоговой проверки, камеральной проверки в случае выявления в ее ходе нарушений налогового законодательства;
  • – обжаловать акты проверок и незаконные действия контролирующих органов;

владеть

– знаниями, позволяющими проконтролировать законность действий контролирующих органов в ходе осуществления ими налогового контроля.

Налоговый контроль согласно НК РФ представляет собой деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками налогов законодательства о налогах и сборах. Налоговый контроль осуществляется налоговыми и таможенными органами в различных формах. Одна из них – налоговая проверка, включая проверку данных учета и отчетности. Постановка налогоплательщика на учет в налоговых органах также является формой налогового контроля. Формой налогового контроля выступает также получение различного рода объяснений налогоплательщиков, связанных с исчислением и уплатой налогов, кроме того, он может осуществляться в виде осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли).

Постановка на налоговый учет

Контроль налоговых органов за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками налогов законодательства о налогах и сборах начинается с постановки налогоплательщика на учет в налоговых органах.

Постановка на учет в налоговых органах осуществляется плательщиками налогов и сборов – юридическими лицами по месту нахождения организации или по месту нахождения ее обособленных подразделений. Физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, должны встать на налоговый учет по месту их жительства.

В целях усиления налогового контроля установлена обязанность организаций, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории России, а также в собственности которых находятся подлежащие налогообложению недвижимое имущество и транспортные средства, встать на учет в качестве налогоплательщиков в налоговом органе как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств.

Определенные особенности установлены при постановке на учет организации в качестве ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков. Такая постановка осуществляется налоговым органом, которым зарегистрирован договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков. Постановка на учет должна быть осуществлена в течение пяти дней с даты регистрации договора.

При этом НК РФ устанавливает, что налогоплательщики-организации и индивидуальные предприниматели обязаны встать на налоговый учет вне зависимости от того, имеются или нет обстоятельства, с которыми Кодекс связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога. Иными словами, обязанность налогоплательщика встать на учет в налоговом органе связана только с фактом его регистрации в соответствующем государственном органе. Указанная обязанность не зависит от того, будет ли данная организация или индивидуальный предприниматель в ближайшее время заниматься предпринимательской или иной деятельностью и соответственно возникнет ли у него в ближайшее время обязанность платить налоги.

Налоговый кодекс РФ обязывает налоговые органы на основе данных и сведений, сообщаемых им органами, осуществляющими государственную регистрацию юридических лиц, недвижимого имущества и сделок с ним, самостоятельно (до подачи заявления налогоплательщиком или плательщиком сборов) принимать меры по постановке указанных лиц на налоговый учет.

Постановка налогоплательщика на налоговый учет должна быть осуществлена в течение пяти дней со дня подачи им всех необходимых документов, и в этот же срок ему выдается соответствующее свидетельство. При этом каждому налогоплательщику и плательщику сборов присваивается единый по всем видам налогов и сборов и на всей территории РФ идентификационный номер налогоплательщика. С этого момента идентификационный номер налогоплательщика указывается во всех направляемых налоговым органом уведомлениях, а также указывается налогоплательщиком в подаваемых им в налоговый орган декларациях, отчетах, заявлениях и других документах. Таким образом, в Российской Федерации создан Единый централизованный государственный реестр налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, что существенно усиливает одну из важнейших составных частей налогового контроля в стране.

Налоговый контроль – это деятельность компетентных налоговых органов, связанная с проверкой законности действий налогоплательщиков, налоговых агентов, иных участников налоговый правоотношений по выполнению возложенных на них налоговым законодательством обязанностей.

Основной субъект – уполномоченный на осущ. НК (Мин. по Нал. и Сборам + его терр оргнаы)

В определенных случаях полномочиями по НК наделяются так же таможенные органы и органы внебюджетных фондов

В зависимости от характера налоговых мероприятий и времени проведения выделяют:

Предварительный

Текущий НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Последующий

Предварительный налоговый контроль предшествует совершению налоговых операций.

Текущий налоговый контроль сопровождает совершение налоговых операций. (Н: постановка на учет, подача декларации в конце налогового периода)

Последующий налоговый контроль осуществляется после совершения налоговых операций и подконтрольных налоговых действий. (Н: выездная налоговая проверка)

Формы контроля – это конкретные процедурные правила в рамках которых реализуется контрольные мероприятия.

Можно выделить:

Мероприятия по постановке на учет налогоплат, и налог. аг.

Обязательные сообщения разных регистрирующих орагнов и банков.

За расходами физ. лиц (правительство объявило что с 01 01 94 это будет отменено, но пока он предусм в НК)

Проверки – выездные и камеральные

Допрос свидетеля

Истребование документов

Назначение экспертизы

Постановка на учет .

Способ постановки на учет, либо на основании информации поступившей из другого органа, либо по заявлению налогоплательщика.

Ст. 83 НК основания:

Постановка по месту государственной регистрации организации, месту жительства лица (по месту нахождения)

По месту нахождения принадлежащих ему О недвижимости

По месту государственной регистрации принадлежащих налогоплательщику транспортных средств (для различных видов транспортных средств действуют различные правила, некоторые из них – самолет например, рассматривается как недвижимость)



Постановка по месту территориально обособленных подразделений организации

(исключение - территориальное подразделение создано в рамках одного МО – находятся в рамках компетенции одного налогового органа, налоговые платежи поступают в один бюджет)

На налоговый учет ставится не имущество, а налогоплательщик.

Во всех случаях постановка на учет осуществляется самим налоговым органов на основании информации, у него имеющейся и поступающей из других органов. Исключение – создание территориального обособленного подразделения – постановка на учет осуществляется самим налогоплательщиком, он будет нести ответственность, если не выполняет свою обязанность (ст.116, 117 НК).

Постановка на налоговый учет - это включение определенной информации в базу данных. Это информации об учредителях, участниках юридического лица, факты, связанные с реорганизацией, сменой директоров и т.д.

Предусматривается различный порядок поставления на НУ организаций и фл

Организации и ИП д предпринять основные действия для постановки на НУ – направить в нал. орг. соответствующее заявления и в некоторых случаях приложить к нему какие либо документы.

Ф\л не являющиеся ИП не обязаны осуществлять активные действия лоя постановки на НУ, Н.орг. должен сам по имеющейся у него информации поставить фл на ну. как по месту жительства так и по месту регистрации ТС

В этом случае н.ор. осуществляет регистрацию процедуры на основании информации которую ему предоставляют гос органы и иные субъекты в порядке статьи 85 НК.

Плательщику присваивается ИНН.ИНН – числовое обозначение, соответствующие наименованию определенного налогоплательщика. Присваивается определенному налогоплательщику, является индивидуальным, не может быть передан другому лицу. Во всей документации, которая идет от органа налогоплательщику он подлежит указанию, с целью обеспечения идентификации.

В ст 85 НК учитываются те данные которые н. орг. вправе затребовать при постановке на НУ и предоставлении ИНН.

Кроме того, подробно регламентируются сроки в рамках которых должна осуществляться постановка на НУ и предоставление ИНН, сроки для направления плательщиками заявлений о постановке на учет или уточнение информации которая предоставляется:

по общему правилу срок постановки – 5 дней

исчисляется с момента предоставления документов необходимых для постановки.

После постановки организации и ИП в ряде случаев обязаны направить в н. орг. информацию свидетельствующую о серьезных изменениях в их деятельности (ее прекращиении), т.е. информация о реорганизации ликвидации, о начале процедуры банкротства.

Все ИНН вносятся в единый реестр + обязательно дб указаны, когда н. ор. направляет плательщику уведомление требование и т д.

НК не регламентирует подробно постановку и снятие с НУ

Переучет: если состоящий на учете налогоплательщик сменил место своего нахождения или место жительства, то снятие с учета налогоплательщика производится налоговым органом, в котором налогоплательщик состоял на учете, в течение пяти дней после подачи налогоплательщиком заявления об изменении места своего нахождения или места жительства. Налогоплательщик обязан заявить в налоговый орган об изменении места своего нахождения или места жительства в 10-дневный срок с момента такого изменения.

Налоговый контроль это один из важнейших институтов налогового законодательства.

Статья 82 НК РФ устанавливает основные положения, касающиеся проведения налогового контроля.

Изменения в статью 82 НК РФ, внесенные Федеральным законом №137-ФЗ, коснулись наименования статьи 82 НК РФ и, как следствие такого изменения, пункт 1 статьи 82 НК РФ дополнен новой нормой, определяющей общие положения о налоговом контроле.

В новой редакции пункта 1 статьи 82 НК РФ, в состав общих положений о налоговом контроле включены не только формы проведения налогового контроля, но и определение деятельности уполномоченных органов, признаваемой налоговым контролем. Данное положение и ранее следовало из общего смысла главы 14 НК РФ «Налоговый контроль». Внесенный в пункт 1 статьи 82 НК РФ дополнительный абзац, закрепил на законодательном уровне понятие «налогового контроля».

Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 82 НК РФ проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции, проверки данных учета и отчетности, при получении объяснений от налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора.

Согласно статье 32 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, а также вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц.

Налоговые органы вправе осуществлять контроль за соблюдением порядка постановки на учет в налоговом органе, а также принимать решения о привлечении к ответственности за нарушение срока постановки на учет и за уклонение от постановки на учет в налоговом органе, в т.ч. без проведения налоговых проверок.

Статьей 31 НК РФ определено, что налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, утвержденным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов.

Налоговый контроль осуществляется за правильностью и своевременностью уплаты установленных действующими законодательными актами налогов и сборов.

В настоящее время существует несколько видов налогового контроля:

Предварительный;

Текущий;

Последующий.

В Российской Федерации в настоящее время преобладает последующий налоговый контроль. Однако оптимальным вариантом является сочетание предварительного, текущего и последующего контроля, которые между собой взаимосвязаны.

Круг субъектов налогового контроля ограничен должностными лицами налоговых органов.

Объект налогового контроля - отношения, связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов.

Теории налогового права известно несколько форм налогового контроля:

Наблюдение;

Проверка;

Обследование;

Ревизия.

Пунктом 3 установлено, что налоговые органы, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов и органы внутренних дел в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.

Пункт 4 устанавливает категорический запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации, НК РФ, федеральных законов, а также в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.

Главой 14 НК РФ регламентирован порядок проведения только одной формы контроля - налоговых проверок. В ходе них возможны получение объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц, проверка данных учета и отчетности, осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), и другие действия.

Особенности осуществления налогового контроля при выполнении соглашений о разделе продукции определяются главой 26.4 НК РФ.

Учет организаций и физических лиц осуществляется с целью проведения налогового контроля.

Постановка на учет в налоговых органах, в зависимости от субъектов налоговых правоотношений, происходит соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.

В пункт 1 статьи 83 НК РФ законодателем внесены уточняющие дополнения, которые относятся к позитивным для налогоплательщика правовым нормам. Ранее на практике у налогоплательщиков возникали вопросы о необходимости постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения, по каждому из оснований, установленных НК РФ. В связи с внесенными дополнениями подобные вопросы разрешены на законодательном уровне. Так, в силу дополненной редакции пункта 1 статьи 83 НК РФ, в случае если, организация уже состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения, у нее не возникает обязанности встать на учет в этом же налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ.

В связи с концепцией государственного реформирования законодательства, в основу государственной регистрации и учета налогоплательщиков с 1 января 2004 года применяется принцип «одного окна», который упрощает процедуру государственной регистрации и постановки на налоговый учет. Реализация принципа «одного окна» способствует взаимодействию регистрирующего органа с государственными органами, осуществляющими учет субъектов правовых отношений.

Зарегистрированные в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» организации и предприниматели не обязаны совершать организационные действия, связанные с постановкой на налоговый учет. Положение пункта 10 комментируемой статьи (Приложение №21) возлагает эту обязанность на налоговые органы, уполномоченные осуществлять государственную регистрацию.

Моментом государственной регистрации признается внесение налоговым органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр (Единый государственный реестр юридических лиц - ЕГРЮЛ, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей - ЕГРИП).

Постановка на учет в налоговом органе осуществляется на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

Не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации, в соответствии с законодательством о государственной регистрации и положениями НК РФ, налоговый орган выдает (направляет) заявителю:

Свидетельство о государственной регистрации - документ, подтверждающий факт внесения в ЕГРЮЛ или ЕГРИП соответствующей записи;

Свидетельство о постановке юридического лица или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации - документ, подтверждающий факт внесения необходимых сведений в Единый государственный реестр налогоплательщиков(ЕГРН).

Правила ведения ЕГРН утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года №110 «О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

ЕГРН содержит сведения о субъектах, поставленных на учет по основаниям, установленным НК РФ (с указанием идентификационного номера налогоплательщика - ИНН, а также кодов причин постановки на учет - КПП). Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения ИНН при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц, утвержден Приказом МНС Российской Федерации от 3 марта 2004 года №БГ-3-09/178 «Об утверждении Порядка и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц».

Несмотря на схожесть понятий «место государственной регистрации» и «место регистрации в качестве налогоплательщика», они не равнозначны.

Понятие «место государственной регистрации» имеет отношение к определению места, по которому создана и зарегистрирована организация в качестве юридического лица, в то время как понятие «место регистрации в качестве налогоплательщика» (местонахождения обособленного подразделения, место нахождения недвижимого имущества и транспортных средств) определяет место, по которому налоговый орган сможет осуществлять налоговый контроль за деятельностью налогоплательщика по любому из оснований, предусмотренных НК РФ.

В целях налогового контроля законодатель уполномочил Министерство финансов устанавливать особенности учета некоторых категорий налогоплательщиков. Однако, до принятия Минфином Российской Федерации соответствующих специальных документов, действуют нормативно-правовые акты, изданные МНС Российской Федерации:

Министерство финансов Российской Федерации вправе определять особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков. Критерии отнесения организаций к крупнейшим налогоплательщикам установлены Приказом МНС Российской Федерации от 16 апреля 2004 года №САЭ-3-30/290@ (Приложение №54). Особенности постановки на учет таких налогоплательщиков определены в Приказе Минфина Российской Федерации от 11 июля 2005 года №85н (Приложение №50).

Постановка на учет крупнейшего налогоплательщика осуществляется в межрегиональной (межрайонной) инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, к компетенции которой отнесен налоговый контроль за соблюдением данным крупнейшим налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах.

Особенности учета иностранных организаций и иностранных граждан установлены Приказом МНС Российской Федерации от 7 апреля 2000 года №АП-3-06/124 (Приложение №53).

Особенности учета налогоплательщиков при выполнении соглашений о разделе продукции определяются главой 26.4 НК РФ. Согласно статье 346.41 НК РФ, по общему правилу, налогоплательщики, применительно к соглашению о разделе продукции, подлежат постановке на учет в налоговом органе по местонахождению участка недр, предоставленного инвестору в пользование на условиях соглашения.

Постановка на учет в налоговом органе не зависит от наличия обстоятельств, с которыми связывается возникновение обязанности по уплате того или иного налога.

Вновь регистрируемым организациям и индивидуальным предпринимателям не надо подавать заявление о постановке на налоговый учет. Постановка на учет в налоговом органе по месту нахождения организации или по месту жительства предпринимателя осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года №110.

Организациям или предпринимателям, намеревающимся применять не «классическую», а упрощенную систему налогообложения (УСН), одновременно с подачей заявления о государственной регистрации в налоговый орган, необходимо подать заявление о переходе на УСН. Такое заявление носит уведомительный характер, не требующий государственной регистрации.

Для подачи заявления о постановке на налоговый учет вновь создаваемого на территории Российской Федерации обособленного подразделения (о понятии « » смотрите пункт 2 статьи 11 НК РФ) установлен конкретный срок - 1 месяц «после создания обособленного подразделения». Заявление, в обязательном порядке подаваемое в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения, имеет уведомительный характер - государственная регистрация не требуется.

В нормативных документах нет четкого определения момента, с которого обособленное подразделение признается созданным, что иногда приводит к конфликтным ситуациям. В некоторых случаях, как показывает практика, факт оборудования стационарных рабочих мест, обеспечивающих начало осуществления хозяйственной деятельности структурного подразделения, и (или) дата на любом документе, подтверждающем начало деятельности организации через обособленное подразделение (даже кассовый чек) - может служить для налогового органа основанием признания момента создания подразделения. Во избежание негативных последствий (наложение штрафа), в данном случае достаточно издать приказ (распоряжение) руководителя организации о начале осуществления хозяйственной деятельности обособленного подразделения с обязательным указанием даты фактического создания стационарных рабочих мест.

Налоговые органы по месту нахождения обособленных подразделений, в свою очередь, в обязательном порядке сообщают в налоговый орган по месту нахождения головной организации о постановке на учет обособленного подразделения.

Дополнениями, внесенными в пункт 4 статьи 83 НК РФ, установлен порядок постановки на учет организации, имеющей несколько обособленных подразделений, находящихся на территориях, подведомственных разным налоговым органам. Постановка такой организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемым организацией самостоятельно.

В случае, если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемым организацией самостоятельно.

Постановка на учет, снятие с учета организации или физического лица в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и (или) транспортных средств осуществляются на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 НК РФ. Организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Местом нахождения имущества в целях статьи 83 признается:

1) для морских, речных и воздушных транспортных средств - место (порт) приписки, при отсутствии такового место государственной регистрации, а при отсутствии таковых - место нахождения (жительства) собственника имущества;

2) для транспортных средств, не указанных выше, - место государственной регистрации, а при отсутствии такового - место нахождения (жительства) собственника имущества;

3) для иного недвижимого имущества - место фактического нахождения имущества;

Согласно пункту 6 постановка на учет нотариуса, занимающегося частной практикой, а также адвоката осуществляется налоговым органом по месту жительства.

В пункт 7 статьи 83 НК РФ Федеральным законом №137-ФЗ (Приложение №23) внесены уточнения, в части постановки на учет в налоговых органах физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем не только на основе информации, предоставляемой органами, указанными в статье 85 НК РФ, но и на основании заявления физического лица.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 НК РФ под местом жительства понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (Приложение №35) под местом жительства понимается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Кроме того, в статью 83 НК РФ вводится новый пункт 7.1., устанавливающий правовую норму, согласно которой физические лица, место жительства которых для целей налогообложения определяется по месту пребывания физического лица, вправе обратиться в налоговый орган по месту своего пребывания с заявлением о постановке на учет в налоговых органах.

Местом пребывания является гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно.

Согласно Правилам регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года №713 (Приложение №42), гражданам, зарегистрированным по месту жительства, производится отметка в паспортах о регистрации по месту жительства. Гражданам, регистрация которых по месту жительства производится по иным документам, удостоверяющим личность, выдается свидетельство о регистрации по месту жительства. Гражданам, зарегистрированным по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, выдается свидетельство о регистрации по месту пребывания.

При постановке на учет физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, налоговый орган незамедлительно уведомить указанное физическое лицо о постановке его на учет.

В том случае, если у налогоплательщика возникнут затруднения с определением места постановки на учет, то на основании пункта 9 комментируемой статьи решение о месте учета налогоплательщика должен принять налоговый орган.

В соответствии с пунктом 10 статьи 83 НК РФ на налоговые органы возлагается обязанность по обеспечению постановки налогоплательщиков на учет.

Организация, имеющая обособленные подразделения, обязана встать на учет по месту нахождения каждого из них. Заявление о постановке на учет подается в течение одного месяца после создания обособленного подразделения. Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 23 НК РФ организация обязана письменно сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения обо всех своих обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации.

Если организация и ее обособленное подразделение расположены на территории подведомственной одной налоговой инспекции, вставать на учет по месту нахождения подразделения не нужно.

При подаче заявления о постановке на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения организация одновременно с заявлением о постановке на учет представляет в одном экземпляре копии заверенных в установленном порядке свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации по месту ее нахождения, документов, подтверждающих создание обособленного подразделения.

Законодатели дополнили статью необходимым уточнением, определяющим порядок не только постановки на налоговый учет, но и снятия с налогового учета организаций и физических лиц и выдачу уведомлений о снятии с учета.

Постановка на учет, снятие с учета организаций и физических лиц по основаниям, не предусмотренным пунктом 3 статьи 83 НК РФ, осуществляется в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

При постановке на учет физических лиц в состав сведений об указанных лицах включаются также их персональные данные:

Фамилия, имя, отчество;

Дата и место рождения;

Место жительства;

Данные паспорта или иного удостоверяющего личность налогоплательщика документа;

Данные о гражданстве.

Особенности порядка постановки на учет и снятия с учета иностранных организаций и иностранных граждан устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации. В настоящее время Минфином не принят соответствующий акт, поэтому продолжает действовать Приказ МНС Российской Федерации от 7 апреля 2000 года №АП-3-06/124 (Приложение №53).

Несмотря на внесенные в статью изменения, полномочия ФНС на установление формы заявления о постановке на учет (снятии с учета) в налоговом органе остались прежними, но данная правовая норма из первого абзаца пункта 1 статьи 84 перенесена в последний абзац данного пункта. Что позволяет однозначно толковать данные положения применительно ко всем категориям организаций и физических лиц, указанных в пункте 1 статьи 84 НК РФ.

Формы документов, используемых при постановке на учет и снятии с учета Российских организаций и физических лиц, а также рекомендации по их заполнению приведены в соответствующих приложениях к Приказу ФНС от 1 декабря 2006 года №САЭ-3-09/826@, а именно:

форма №1-1-Учет «Свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации» (приложение 1);

форма №1-2-Учет «Заявление о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения на территории Российской Федерации» (приложение 2);

форма 1-3-Учет «Уведомление о постановке на учет российской организации в налоговом органе на территории Российской Федерации» (приложение 3);

форма №1-4-Учет «Заявление о снятии с учета российской организации в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения на территории Российской Федерации» (приложение 4);

форма №1-5-Учет «Уведомление о снятии с учета российской организации в налоговом органе на территории Российской Федерации» (приложение 5);

форма №2-1-Учет «Свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе на территории Российской Федерации» (приложение 6);

форма №2-2-Учет «Заявление физического лица о постановке на учет в налоговом органе на территории Российской Федерации» (приложение 7);

форма №2-3-Учет «Уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе на территории Российской Федерации» (приложение 8);

форма №2-4-Учет «Уведомление о снятии с учета физического лица в налоговом органе на территории Российской Федерации» (приложение 9).

Пункт 2 статьи 84 НК РФ дополнен новым положением, устанавливающим сроки постановки на учет и выдачи свидетельства физическим лицам на основании их заявления. Согласно этим дополнениям, срок постановки на налоговый учет физического лица установлен в пять дней. В тот же срок налоговый орган обязан выдать ему соответствующее свидетельство.

Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения, а также постановку на учет (снятие с учета) организаций и физических лиц по основаниям, не предусмотренным пунктом 3 статьи 83 НК РФ, в течение пяти дней со дня представления ими всех необходимых документов и в тот же срок выдать им уведомления о постановке на учет (уведомления о снятии с учета) в налоговом органе.

Налоговый орган, осуществивший постановку на учет вновь созданной организации или индивидуального предпринимателя, обязан выдать им свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.

Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет (снятие с учета) организации или физического лица по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, а также нотариусов, занимающихся частной практикой, и адвокатов по месту их жительства в течение пяти дней со дня поступления сведений от органов, указанных в статье 85 НК РФ. Налоговый орган в тот же срок обязан выдать или направить по почте свидетельство о постановке на учет в налоговом органе и (или) уведомление о постановке на учет (уведомление о снятии с учета) в налоговом органе.

Организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по местонахождению недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Пункты 3 и 4 статьи 84 НК РФ посвящены порядку учета изменений в сведениях об организациях или индивидуальных предпринимателях, а также о физических лицах, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, нотариусах, занимающихся частной практикой и об адвокатах.

Статья 85 НК РФ устанавливает обязанности, которые необходимо выполнять органам, учреждениям, организациям и должностным лицам в целях учета налогоплательщиков.

В пункте 1 комментируемой статьи определена обязанность органов юстиции, в компетенцию которых входит выдача лицензий на право заниматься нотариальной деятельностью, а также наделение нотариусов полномочиями.

В соответствии с Приказом Минюста Российской Федерации от 26 октября 1998 года №150 «Об утверждении порядка выдачи лицензий на право нотариальной деятельности», выдача лицензий на право нотариальной деятельности осуществляется территориальными органами Федеральной регистрационной службы.

Указанные органы в течение пяти дней со дня издания соответствующего приказа, обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения следующую информацию:

О физических лицах, получивших лицензии на право нотариальной деятельности;

О физических лицах, назначенных на должность нотариуса, занимающегося частной практикой;

О физических лицах, освобожденных от должности нотариуса.

Пункт 2 комментируемой статьи, в соответствии с Федеральным законом №137-ФЗ (Приложение №23), изложен в новой редакции. В указанном пункте изменены сроки предоставления уполномоченными органами сведений об адвокатах, внесенные в соответствующий реестр адвокатов (в том числе сведения об избранной ими форме адвокатского образования) или исключенные из указанного реестра, а также о принятых за этот месяц решениях о приостановлении (возобновлении) статуса адвокатов.

В предыдущей редакции сведения должны были предоставляться не позднее 30 числа каждого месяца. Новая редакция устанавливает иной срок - до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором были внесены соответствующие изменения в реестр.

Пунктом 3 статьи 85 НК РФ установлены обязанности органов, осуществляющих регистрацию физических лиц по месту жительства, либо регистрацию актов гражданского состояния физических лиц.

Регистрацию физических лиц по месту жительства в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются органы внутренних дел, осуществляют органы внутренних дел, в остальных населенных пунктах - органы местного самоуправления (пункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года №713 «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию») (Приложение №42).

Государственную регистрацию актов гражданского состояния физических лиц осуществляют органы записи актов гражданского состояния, образованные органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 15 ноября 1997 года №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния») (Приложение №24).

В обязанности этих органов входит информирование налоговых органов по месту своего нахождения о следующих фактах:

Регистрации физического лица по месту жительства;

Рождения физического лица

Смерти физического лица

Эти обязанности исполняются в течение 10 дней после регистрации соответствующих фактов.

Пункт 4 статьи 85 НК РФ устанавливает обязанности органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также обязанности органов, осуществляющих регистрацию транспортных средств.

Права на недвижимое имущество и сделки с ним регистрирует федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации, и его территориальные органы, действующие в соответствующих регистрационных округах (пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним») (Приложение №17).

Соответственно, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим регистрацию недвижимости является Росрегистрация (пункт 1 «Положения о Федеральной регистрационной службе», утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года №1315 «Вопросы Федеральной регистрационной службы» (Приложение №36).

Функции по регистрации транспортных средств, в соответствии пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года №938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (Приложение №43) возложены на:

Подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГИБДД) - автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования;

Органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзор) - тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования;

Таможенные органы Российской Федерации - транспортных средств, зарегистрированных в других странах и временно находящихся на территории Российской Федерации сроком до 6 месяцев;

Военные автомобильные инспекции федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, и иных организаций, имеющих воинские формирования, - транспортных средств воинских формирований федеральных органов исполнительной власти и иных организаций.

В круг обязанностей органов, регистрирующих недвижимое имущество и транспортные средства входит сообщение в налоговые органы по месту своего нахождения следующих сведений:

О расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе;

О зарегистрированных транспортных средствах;

О зарегистрированных правах и сделках с недвижимым имуществом или транспортным средством;

О владельцах недвижимого имущества или транспортного средства.

Названные обязанности исполняются в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации.

Пункт 5 статьи 85 НК РФ устанавливает обязанности органов опеки и попечительства, воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и иных аналогичных учреждений, осуществляющих опеку, попечительство или управление имуществом подопечного.

Как установлено пунктом 1 статьи 34 ГК РФ (Приложение №2), органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления.

К воспитательным учреждениям относятся школы, лицеи, гимназии, училища, колледжи, техникумы, иные учреждения образования.

Лечебные учреждения - это больницы, поликлиники, медико-санитарные части, лечебно - профилактические учреждения и так далее.

Учреждениями социальной защиты являются интернаты, санатории, дома престарелых и инвалидов.

Эти учреждения обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения:

об установлении опеки над физическими лицами, признанными судом недееспособным;

об опеке, попечительстве и управлении имуществом малолетних, иных несовершеннолетних физических лиц, физических лиц, ограниченных судом в дееспособности, дееспособных физических лиц, над которыми установлено попечительство в форме патронажа, физических лиц, признанных судом безвестно отсутствующими;

о последующих изменениях, связанных с указанной опекой, попечительством или управлением имуществом

Такое сообщение должно быть направлено не позднее пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

Пункт 6 статьи 85 изложен в новой редакции. Хотя установленные в нем положения практически остались без изменения, формулировки комментируемого пункта определены законодателем более корректно.

В обязанности органов, уполномоченных совершать нотариальные действия и нотариусов входит информирование налоговых органов:

о выдаче свидетельств о праве на наследство;

о нотариальном удостоверении договоров дарения с сообщением сведений о степени родства между дарителем и одаряемым.

Указанная информация должна быть направлена налоговым органам не позднее пяти дней со дня соответствующего нотариального удостоверения.

В соответствии с пунктом 7 статьи 85 НК РФ, органы, осуществляющие учет, регистрацию и лицензирование природопользователей, обязаны сообщать о предоставлении прав на пользование природными ресурсами, которые являются объектом налогообложения, в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации указанных природопользователей или выдачи им соответствующей лицензии, разрешения.

Следует обратить внимание на новые положения пункта 8 статьи 85 НК РФ, согласно которым органы, осуществляющие выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина РФ на территории РФ, обязаны сообщать в налоговый орган, сведения:

о фактах первичной выдачи или замены документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, и об изменениях персональных данных, содержащихся во вновь выданном документе, в течение пяти дней со дня выдачи нового документа;

о фактах подачи гражданином в эти органы заявления об утрате документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, в течение трех дней со дня его подачи.

Федеральным законом №137-ФЗ введен девятый пункт, устанавливающий обязанность органов и организаций, осуществляющих аккредитацию филиалов и представительств иностранных юридических лиц, сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения об аккредитации и о лишении аккредитации филиалов и представительств иностранных юридических лиц в течение 10 дней со дня аккредитации или лишения аккредитации.

Указанные полномочия в настоящее время осуществляют:

Федеральное агентство воздушного транспорта - в отношении иностранных организаций, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации на территории РФ «Положение о Федеральном агентстве воздушного транспорта», утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года №396 (Приложение №40);

ЦБ РФ - в отношении представительств кредитных организаций иностранных государств на территории РФ (статья 52 Федерального закона от 10 июля 2002 года №86-ФЗ №О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (Приложение №14).

Федеральным законом от 30 декабря 2006 года №268-ФЗ в комментируемую статью введен пункт 10, согласно которому сведения, предусмотренные данной статьей, представляются в налоговые органы по формам, утвержденным ФНС.

В настоящее время таких форм ФНС не утвердила.

С более подробным постатейным комментарием к части первой Налогового кодекса Российской Федерации, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации (часть первая)».

Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым Кодексом РФ.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах.

Учет налогоплательщиков является отдельной формой налогового контроля, поскольку полномочия по государственной регистрации организаций и индивидуальных предпринимателей, а также полномочия по представлению государства в делах о банкротстве возложены на налоговые органы.

Отличительными особенностями учета налогоплательщиков как формы налогового контроля являются постоянность, непрерывность, всеобщность, императивность процедурного обеспечения.

Результатом учета налогоплательщиков является получение следующих категорий информации, которые в дальнейшем могут быть использованы при проведении иных форм налогового контроля:

  • 1) количество и виды налогоплательщиков на определенной территории;
  • 2) точное место их нахождения, в том числе фактический и юридический адреса;
  • 3) иная финансово-учетная информация, например номер расчетного счета в банке;
  • 4) виды осуществляемой ими деятельности и территориальные пределы ее осуществления;
  • 5) размер имущественных активов, находящихся у налогоплательщика;
  • 6) характер связей с другими налоговыми субъектами, например наличие филиалов и представительств;
  • 7) иная значимая для решения задач налогового контроля информация.

Учет налогоплательщиков регулируется НК РФ и подзаконными актами Правительства РФ и ФНС РФ (например, приказами МНС РФ: "Об утверждении Порядка определения особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков - российских организаций" от 31.08.2001 № БГ-3-09/319; "Об утверждении Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций" от 07.04.2000 № АП-3-06/124; "Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц" от 27.11.98 № ГБ-312/309 (с измен, на 24.12.99) и др.).

Согласно ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны вести в установленном порядке учет юридических и физических лиц по месту нахождения организации, ее филиалов и представительств, по месту жительства физического лица и по месту нахождения принадлежащего налогоплательщикам движимого и недвижимого имущества.

Перечислим случаи, когда то или иное лицо должно встать на учет в налоговом органе.

Для физических лиц:

  • - при регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
  • - при получении должности нотариуса, занимающегося частной практикой; адвокат;

Для организаций:

  • - при создании обособленных подразделений;
  • - при получении статуса крупнейшего налогоплательщика;
  • - постановка на учет иностранных организаций и иностранных граждан;
  • - при выполнении соглашений о разделе продукции;
  • - при приобретении недвижимого имущества, транспортных средств.

Если организация имеет филиалы и представительства, то она обязана встать на налоговый учет не только по месту своего нахождения, но и по месту нахождения каждого филиала и представительства, объекта недвижимого имущества и транспортного средства. Налоговые органы, на основании имеющихся сведений о недвижимом имуществе и транспортного средства и сделок с ними, обязаны, не дожидаясь подачи заявления налогоплательщика, поставить его на налоговый учет. Основы налогового регулирования постановки на учет определены в ст. 83-86 НК РФ и в постановлении правительства от 10 марта 1999 г. «О порядке ведения ЕГРН». Этот закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией организаций и ИП при их создании, реорганизации, ликвидации, а также при внесении изменений в их учредительные документы. В связи с этим ведутся ЕГРЮЛ и ЕГРИП.

  • 1. Полное и сокращенное наименование на русском языке, и, если есть, на иностранном языке (если указано в учредительных документах);
  • 2. Организационно-правовая форма;
  • 3. Адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иного органа имеющего право действовать от имени юридического лица;
  • 4. Способ образования юридического лица (создание, реорганизация, и др.);
  • 5. Сведения об учредителях или участниках юридического лица, а также сведения о держателях реестра его акционеров;
  • 6. Подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов;
  • 7. Для юридического лица, созданного в результате реорганизации, - сведения о правопреемстве;
  • 8. Дата регистрации изменений внесенных в учредительные документы;
  • 9. Способ прекращения деятельности юридического лица;
  • 10. Размер указанного в учредительных документах уставного капитала;
  • 11. Ф.И.О и должность лица имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные и ИНН этого лица;
  • 12. Сведения о лицензиях полученных юридическим лицом;
  • 13. Сведения о филиалах и представительствах юридического лица;
  • 14. ИНН, КПП и дата постановки на учет;
  • 15. Коды по ОКВЭД;
  • 16. Номер и дата регистрации юридического лица в качестве страхователя в органах государственных внебюджетных фондов;
  • 17. Сведения о банковских счетах юридического лица.
  • 1. Ф.И.О.;
  • 2. Пол;
  • 3. Дата и место рождения;
  • 4. Гражданство;
  • 5. Место жительства в РФ;
  • 6. Данные основного документа удостоверяющего личность гражданина РФ;
  • 7. Вид на жительство или иные документы, установленные ФЗ или признаваемые в качестве в качестве таких документов международными договорами (в случае если ИП является иностранным гражданином);
  • 8. Вид и срок действия документа, подтверждающего право ИП временно проживать в РФ (в случае если ИП является иностранным гражданином);
  • 9. Дата государственной регистрации физического лица в качестве ИП и данные документа, подтверждающего факт внесения записи регистрации в ЕГРИП;
  • 10. Дата и способ прекращения физическим лицом деятельности в качестве ИП;
  • 11. Сведения о лицензиях полученных ИП;
  • 12. ИНН присваемый ИП;
  • 13. Коды по ОКВЭД;
  • 14. Номер и дата регистрации ИП в органах внебюджетных фондов.

Записи вносятся в государственные реестры на основании документов представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и напротив каждой записи указывается дата ее внесения в соответствующий реестр.

В регистрационном деле юридического лица или ИП сведения о государственной регистрации, которые внесены в ЕГРЮЛ (ЕГРИП) должны храниться все документы, представленные в регистрационный орган.

Содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются общедоступными, кроме сведений и документов, доступ к которым ограничен. Сведения о номере, дате выдачи и об органе выдавшем документ, удостоверяющий личность физического лица, а также сведения о банковских счетах юридического лица и ИП являются закрытыми и могут быть предоставлены только органам государственной власти и государственным внебюджетным фондам в порядке установленном Правительством РФ.

Содержащиеся в государственных реестрах сведения предоставляются в виде выписки или копии документов содержащихся в соответствующем государственном реестре или справки об отсутствии запрашиваемой информации. Содержащиеся в ЕГРИП сведения о месте жительства конкретного ИП могут быть предоставлены регистрирующим органом, только на основании запроса, представленного лично физическим лицом регистрирующему органу с предъявлением документа удостоверяющего личность. По запросу ИП, налоговый орган обязан предоставить ему информацию о лицах получивших сведения о его месте жительства.

Постановка на учет организаций или ИП не зависит от того, имеются ли у данного налогоплательщика подлежащие налогообложению доходы. Постановка на учет и снятие с учета осуществляется бесплатно. При постановке на учет присваивается ИНН, и его номер вносится в ЕГРН. Вновь созданные организации в момент регистрации предприятия открывают в банке специальные счета для осуществления безналичных расчетов. Сведения об этих счетах обязаны сообщать в налоговый орган банки в 5-дневный срок со дня открытия или закрытия счета.

Налогоплательщики-организации и ИП обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту нахождения или жительства следующие сведения:

  • 1. Обо всех случаях участия в Российских и иностранных организациях;
  • 2. Обо всех обособленных подразделениях и филиалах, созданных на территории РФ, а также о прекращении деятельности этих подразделений и филиалов в срок 1 месяц со дня создания или прекращения ими деятельности;
  • 3. Обо всех случаях реорганизации или ликвидации предприятия в течении 3х дней со дня принятия такого решения;
  • 4. Нотариусы, занимающиеся частной практикой, и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также частные охранники обязаны сообщать в налоговый орган сведения об открытии счетов предназначенных для осуществления их профессиональной деятельности.

При постановке на учет налоговые органы не только делают об этом запись в ЕГРН, но и присваивают налогоплательщику специальный информационный код - идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Кроме того, организациям присваивается еще один номер - код причины постановки на учет (КПП). ИНН и КПП имеют определенное число цифровых знаков и структуру, представленных приложении. Так, ИНН организации состоит из 10 знаков, КПП, присвоенный организации, состоит из 9 цифровых знаков. Налогоплательщику физическому лицу присваивается только ИНН, который состоит из 12 цифровых знаков.

Налоговый орган должен в течение 5 дней со дня государственной регистрации и получения необходимых документов принять решение по поводу постановки на учет организации (или ИП), осуществить их постановку на учет, в тот же срок выдать им свидетельство о постановке на учет и одновременно свидетельство о государственной регистрации.

Постановку на учет налогоплательщика следует отличать от регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя, тем более что выполняет обе функции ФНС России. В большинстве случае, одно действие предшествует и является необходимым следствием другого. Однако зачастую регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя не происходит, в то время как постановка на учет в налоговом органе обязательна. Один из основных таких примеров - это постановка на учет по месту нахождения обособленного подразделения. Исходя из ст. 11 НК РФ, обособленное подразделение - это любое территориально обособленное от организации отделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (хотя бы одно). То есть факт отражения создания подразделения в учредительных документах организации не важен.

Одна из самых объемных глав первой части Налогового кодекса РФ посвящена налоговому контролю. И это неспроста. Не только юридические, но и физические лица в Российской Федерации являются плательщиками налогов, а значит, так или иначе, взаимодействуют с органами, осуществляющими налоговый контроль. А потому крайне важно понимать свои права и обязанности, и то, какими полномочиями обладают органы, осуществляющие контроль уплаты налогов.

Под налоговым контролем понимают деятельность уполномоченных органов, призванную обеспечить соблюдение всех требований кодекса в части корректности начисления и уплаты налогов, сборов, страховых взносов. Такая деятельность может осуществляться в форме выездных проверок, получения объяснений, контроля заполнения отчетности и в иных формах.

Органы, осуществляющие контроль и их функции

Налоговый контроль осуществляют уполномоченные лица – сотрудники налоговых инспекций. В помощь налоговым органам пунктом 3 статьи 82 кодекса предусмотрен обмен информацией между налоговыми, таможенными, следственными органами и внебюджетными фондами.

Статья 85.1 обязывает также федеральное казначейство уведомлять налоговую инспекцию об открытии организацией лицевого счета. А статьей 86 предусмотрена обязанность банков сообщать инспекции об открытии или любых изменениях реквизитов счетов, вкладов.

Кроме того, статья 85 подразумевает информирование налоговых органов о сведениях, связанных с учетом юридических и физических лиц, органами юстиции, адвокатскими палатами, органами, осуществляющими миграционный учет и иными учреждениями.

С целью контроля над полнотой уплаты земельного, транспортного налогов и налога на имущество в налоговый орган информацию передают ведомства, осуществляющие кадастровый учет, регистрацию прав на недвижимость и регистрацию транспорта.

Также в инспекцию от соответствующих ведомств поступает информация о пользователях природных ресурсов, если такое пользование также является объектом налогообложения.

В настоящее время вся информация между ведомствами передается в электронном виде.

Формы налогового контроля

Существует несколько форм налогового контроля. В зависимости от категории налогоплательщика, обстоятельств и фактов хозяйственной деятельности в отношении юридических или физических лиц могут проводиться разные мероприятия.

Постановка на учет

Именно для целей налогового контроля юридические и физические лица обязаны вставать на налоговый учет. Об этом говорится в статье 83 Налогового кодекса. В этой же статье разъяснен и порядок осуществления этой процедуры. Предпринимательская деятельность без постановки на учет карается административным штрафом.

Каждому лицу, вставшему на учет, присваивается индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН). Свидетельство о постановке на учет и присвоении ИНН выдается в течение 5 дней после подачи заявления.

Налоговый мониторинг

В 2015 году появилась новая форма контроля для организаций в виде налогового мониторинга. Эта мера носит добровольный характер, т.е. налогоплательщики могут сами обратиться в налоговый орган с просьбой провести мониторинг. Для этого предприятие должно соответствовать следующим требованиям:

  • сумма налогов за предыдущий год превышает 300 миллионов рублей (за исключением налогов, связанных с перемещением товаров через таможенную границу);
  • доходы за предшествующий год превысили 3 миллиарда рублей;
  • стоимость активов по состоянию на 31 декабря предшествующего года свыше 3 миллиардов рублей.

Отличие мониторинга от иных видов проверок заключается в том, что инспекция в режиме реального времени контролирует данные учета, а результатом обнаруженной ошибки будет не налоговая санкция, а мотивированное объяснение налогового органа и своевременное устранение недочетов налогоплательщиком. Мониторинг проводится в течение календарного года.

Налоговая проверка

Для контроля правильности исчисления и уплаты налогов юридическим лицом инспекции могут проверять как отдельные отчеты, так и деятельность за период продолжительностью до трёх лет.

Камеральная проверка

Почти каждый отчёт, который попадает в налоговую инспекцию, подлежит камеральной проверке. Её целью является контроль правильности заполнения формы и исчисления налога. Продолжительность этого мероприятия – 3 месяца с даты предоставления отчета налогоплательщиком, если только он не является иностранной организацией (для них срок проверки составит 6 месяцев).

При обнаружении ошибок или возникновении вопросов налоговая инспекция вправе обратиться к налогоплательщику за пояснениями. На то, чтобы дать ответ налоговому органу, у проверяемого лица есть 5 рабочих дней. Пояснения придётся дать и в случае, когда подаётся уточняющая декларация, сумма налога в которой будет меньше, чем в первичном отчете.

В случае если несмотря на пояснения налогоплательщика представитель инспекции сочтёт, что имеет место факт налогового правонарушения, он обязан составить акт.

Налоговый орган не вправе требовать дополнительные документы, если обязанность прикладывать их к отчету отсутствует в налоговом кодексе. Исключением являются:

  • декларация по НДС, в которой заявляется право на возмещение налога;
  • случаи, когда подаётся уточняющая декларация спустя 2 года после сдачи первичного отчета, и в этой декларации уменьшается налог к уплате или увеличивается налоговый убыток;
  • декларация по акцизам, в которой заявляется возмещение в связи с возвратом товаров;
  • расчёт по страховым взносам, в котором отражено применение пониженных ставок.

Прекращение камеральной проверки подразумевает, что в отношении проверяемого отчёта закончены какие-либо действия. Тем не менее, согласно Определению Конституционного суда РФ от 10.03.2016 571-О, если при проведении выездной проверки будут выявлены факты, указывающие на нарушения, которые не были обнаружены в ходе камеральной проверки, инспекция вправе эти факты учесть и применить санкции в отношении организации.

Выездная проверка

Такая проверка проводится на территории налогоплательщика и исключительно по решению руководителя налоговой инспекции или его заместителя. Обязательная информация, которая должна содержаться в документе:

  • наименование (или ФИО) налогоплательщика (полное и сокращённое);
  • налоги, которые являются предметом проверки;
  • срок, за который должны быть проверены документы и факты хозяйственной деятельности (этот период не может быть больше 3 лет, предшествовавших году, в котором было принято решение о проведении проверки);
  • сотрудники инспекции, которые фактически будут проверку проводить.

Основные правила выездной проверки:

  • может проводиться как в отношении одного, так и нескольких налогов;
  • один налог за один период может проверяться только один раз в рамках выездной проверки;
  • в течение одного года выездная проверка может проводиться не больше двух раз (за исключением особых решений органов исполнительной власти);
  • срок проверки – 2 месяца, но он может быть продлён до 4 или в отдельных случаях до 6 месяцев;
  • выездная проверка не может проводиться за период налогового мониторинга, если процедура мониторинга была выполнена без нарушений;
  • проверка может быть приостановлена на срок до шести месяцев (в крайних случаях до 9 месяцев) для истребования дополнительных документов, проведения экспертиз и т.п.

По итогам проверки составляется справка, а в течение двух месяцев должен быть оформлен акт, который подписывается представителями инспекции и налогоплательщика. В случае несогласия с актом, в течение 1 месяца налогоплательщик вправе представить в налоговый орган свои возражения в письменном виде.

Дополнительные меры

В случаях, когда налоговому органу для анализа недостает информации, или есть обоснованное подозрение в недобросовестности налогоплательщика, могут применяться дополнительные меры.

Осмотр

В рамках как выездной, так и камеральной (но только в отношении НДС) проверок налоговый орган вправе провести осмотр территории налогоплательщика. Эта мера применяется для получения более полной картины и выяснения обстоятельств, имеющих отношение к проверке.

Во время осмотра может проводиться фото и видеофиксация, а также сниматься копии с документов. Присутствие понятых при этой процедуре обязательно. По окончании составляется протокол.

В случае если осмотр проводится в рамках камеральной проверки, то обязательно должно быть мотивированное постановление, подписанное руководителем инспекции или его заместителем.

Выемка документов и предметов

Если есть подозрение в том, что документы в ходе выездной проверки могут быть уничтожены или подделаны, налоговый орган на основании мотивированного постановления может изъять документы и связанные с проверкой предметы.

Так же как и с осмотром, данная процедура проводится в присутствии понятых, а по итогам составляется протокол.

ВАЖНО: Ночью выемка не допускается. До начала процедуры изъятия представителю налогоплательщика должны дать возможность ознакомиться с постановлением и добровольно выдать документы. В случае отказа сделать это добровольно, представитель налоговой инспекции самостоятельно вскрывает помещения и производит процедуру изъятия.

Экспертиза

В некоторых случаях, когда требуются особые знания в области науки, искусстве или иных областях в рамках налоговой проверки может быть назначена экспертиза. В этом случае должно быть оформлено постановление.

Налогоплательщик может указать круг лиц, среди которых проверяющий может выбрать эксперта. Эксперт же может отказаться выдавать заключение, если его знаний недостаточно или ему была предоставлена не вся информация.

ВАЖНО: При неудовлетворенности результатами экспертизы может быть назначена дополнительная или повторная экспертиза.

Права налогоплательщика при осуществлении мероприятий налогового контроля

Мероприятия налогового контроля воспринимаются налогоплательщиками достаточно болезненно. Для того чтобы в ходе таких мероприятий чувствовать себя уверенно, необходимо знать о своих правах.

Участие переводчика

В случае необходимости к проверке может быть привлечен переводчик. Это должно быть незаинтересованное лицо, с которым оформляется договор. Причем переводчик может быть приглашен и к глухому или немому физическому лицу.

Право вносить замечание в акт о результатах проверки

Проверяемое лицо может отказаться подписывать акт. В этом случае в акте делается запись об отказе. А в течение месяца со дня получения акта с результатами проверки юридическое или физическое лицо вправе предоставить письменные возражения по полученному документу. При этом в этом письме могут быть также указаны и отклонения в оформлении акта, недостаточность сведений в акте (согласно НК РФ), а также нарушения в ходе процедуры проверки.

К письменным возражениям могут быть приложены документы, поясняющие позицию налогоплательщика.

Нужно иметь в виду, что в случае получения акта по почте, месяц будет исчисляться начиная с шестого дня после отправки письма налоговым органом.

Право предъявить к возмещению убытки, причиненные неправомерными действиями налоговых органов

Если по вине налогового органа проверяемое лицо понесло убытки, эти убытки должны быть возмещены в полном объеме. Это касается в том числе и недополученного дохода. Важно фиксировать все нарушения процедуры проверки для того, чтобы иметь возможность доказать, что убытки наступили именно по вине представителей налогового органа.

Налоговые санкции как возможное следствие налогового контроля

По итогам мероприятий налогового контроля могут быть предъявлены:

  • пени;
  • штрафы;
  • недоимка.

Должностные лица могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности.

ВАЖНО: Налоговый орган обязан предложить налогоплательщику оплатить все причитающиеся налоговые санкции самостоятельно. В случае отказа или нарушении сроков погашения задолженности, налоговый орган обращается в суд.