Налоги и сборы должны иметь. Основные принципы налогообложения в рф

  • 04.03.2020

Лекция № 4. Налоговый кодекс РФ

Налоговый кодекс - это комплексный нормативно-правовой акт, в котором определены правовые основы налогообложения РФ.

Налоговый кодекс РФ состоит из 2-х частей.

  • 1. Часть 1-ая (общая) устанавливает:
    • - виды налогов и сборов;
    • - права и обязанности участников налоговых правоотношений;
    • - формы и методы налогового контроля;
    • - виды налоговых правонарушений;
    • - ответственность за налоговые правонарушения;
    • - и т.д.
  • 2. Часть 2-ая (специальная) устанавливает:
    • - порядок исчисления и уплаты конкретных налогов;
    • - порядок применения специальных налоговых режимов.

Всё, что установлено НК РФ, обязательно к исполнению!!!

Все неясности и противоречия НК РФ трактуются в пользу налогоплательщика!!!

Лекция № 5. Принципы налогообложения в РФ

Принцип - это основное положение, на котором построено что-либо.

Принципы налогообложения - это основные положения, которые лежат в основе налогового законодательства государства.

Принципы налогообложения в РФ установлены ст. 3 НК РФ.

  • 1. Принцип обязательности - каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Этот принцип основан на статье 57 Конституции РФ, которая гласит, что «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».
  • 2. Принцип законности - ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы не предусмотренные НК РФ или установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ.
  • 3. Принцип экономической обоснованности - налоги и сборы должны имеет экономическое обоснование и не могут быть произвольными.
  • 4. Принцип установления всех элементов налогообложения - при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Каждый должен точно знать, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить.
  • 5. Принцип обеспечения единого экономического пространства РФ - установление налогов, препятствующих развитию единого экономического пространства, является незаконным. Это принцип основан на конституционном принципе единого экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности установлен ч.1 ст.8 Конституции РФ. Нарушением его является, например, ограничения объёма перемещаемых из одного субъекта РФ в другой товаров либо взимания налогов с налогоплательщиков иных регионов.
  • 6. Принцип недискриминационного характера - налоги и сборы не могут различно применяться, исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
  • 7. Принцип преимущества налогоплательщика - все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства толкуются в пользу налогоплательщика.

Были открыты и сформулированы Адамом Смитом, и хотя в его интерпретации они сейчас стали частью истории, но по-прежнему продолжают служить ориентиром для разработки и совершенствования налоговых систем во многих странах мира. На протяжении всего времени своего существования эти основные принципы налогообложения постоянно дополнялись, трансформировались в различных экономических концепциях. Только на рубеже 19 - 20 веков экономические принципы налогообложения стали применяться в качестве конкретных критериев создания налоговых систем в ряде стран Европы.

В современной действительности принципы налогообложения в РФ понимаются как наиболее фундаментальные и общие положения построения системы налогообложения, которые обеспечивают экономическую стабильность общества и решение стоящих перед ним задач экономического развития.

Главными основаниями выделения этих положений в качестве принципов являются:

Требование обладать экономической обоснованностью;

Возможностью реализации в рамках ;

Они не должны противоречить фундаментальным положениям зарубежных государств.

Рассмотрим коротко содержание этих принципов.

  1. Принцип законности предполагает, что никто и ничто не может граждан, кроме тех случаев, которые предусматривает Конституция. Налог в этом смысле, выступает как законное ограничение, которое основано на законе, здравом смысле и служит интересам общества в целом. Принцип устанавливает также, что уплачиваются только законные налоги.
  2. Принцип всеобщности исходит из понимания и признания равенства всех перед законом и обязанности платить налоги всеми без исключений, кроме тех, которые также определены законодательно.
  3. Принципы налогообложения в РФ, предусматривающие соблюдение справедливости при проведении налогообложения. Кроме собственно положения справедливости закреплены в РФ конституционно. Налоговый смысл этого принципа состоит в том, что налоги должны способствовать справедливому перераспределению благ в масштабах всего общества.
  4. Принцип публичности предусматривает необходимость поиска справедливого баланса интересов государства и общества.
  5. Принципы налогообложения в РФ, которые устанавливают, что введение и регулирование налогов является прерогативой только законодательной власти, которая организует предусмотренную процедуру утверждения налогов.
  6. Положения о том, что все налоги должны быть обоснованными и целесообразными образуют принцип экономической обоснованности.
  7. Принцип презумпции трактовки и толкования налогового законодательства в пользу налогоплательщика предусматривает, что все неясности по поводу уплаты налогов должны рассматриваться и толковаться в пользу плательщиков налогов.
  8. Понимание налогоплательщиками того, за что и кому платится налог, составляет содержание принципа определенности налогообложения.
  9. Запрет нарушения единого экономического пространства определено содержанием принципа единства налоговой политики.
  10. Принципы налогообложения в рф, предполагающие целостность, унифицированность и единообразие налогов и налоговых процедур на всей территории страны, образуют принцип единства системы налогов.

Реализация указанных принципов в РФ сопряжена с учетом особенностей страны и ее Построенные на основах федерализма, они предусматривают существование трехуровневой модели бюджетов, где все эти принципы действуют и проявляют себя без всяких ограничений и изменений.

Систему налогов, общие принципы налогообложения и сбора налогов в бюджет определяет налоговый кодекс , часть 1 которого Принята Госдумой РФ 16.07.98 г. и введенный в действие с 1.01.99 г. В нем определяются виды налогов, порядок их уплаты, правила установления налогов, методы контроля за правильностью исчисления и уплаты, ответственность за нарушение этих правил, порядок обжалования действий должностных лиц. Налогообложение - это метод распределения прибавочной стоимости между хозяйствующим субъектом и государством. Налогообложение базируется на ряде принципов , главные из которых - равномерность и определенность и безвозмездность. Равномерность означает единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Налоги не могут ограничивать конституционные права граждан. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Определенность заключается в том, что порядок налогообложения устанавливается заранее. Государство определяет размер налога, сроки внесения и меры взыскания. Все изменения налогового законодательства, ухудшающие положение налогоплательщика должны быть объявлены за месяц до введения и вступать в силу не ранее 1 числа очередного налогового периода. Введение новых налогов возможно лишь с 1 января. Акты должны быть сформулированы четко, все сомненья трактуются в пользу налогоплательщика. Безвозмездность состоит в том, что все поступает в бюджет и налогоплательщику за внесенные суммы никакого эквивалента не предоставляется.

Функции налогов - регулирующая, стимулирующая и фискальная. Регулирующая - государство регулирует рыночную экономику маневрируя ставками, льготами, штрафами, создавая условия для ускоренного роста тех или иных производств и отраслей. Стимулирующая - с помощью налогов стимулируется технический прогресс, развитие производства, число рабочих мест. Распределительная - аккумулированные средства направляются на решение общегосударственных проблем, направляя часть дохода хозяйствующих субъектов на развитие непроизводственной сферы и содержание государства. Фискальная - формируются доходы государства, необходимые для его содержания.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Налоговая система РФ - это совокупность сборов, пошлин, других платежей, взимаемых в установленном порядке. Она включает в себя федеральные, налоги субъектов РФ (региональные) и местные налоги . Федеральные устанавливаются статьей 13 Налогового кодекса и взимаются на всей территории страны, однако поступают в бюджеты различных уровней. К федеральным относятся - НДС, акцизы, налог на прибыль организаций, на доходы от капитала, подоходный, взносы в социальные внебюджетные фонды, государственные и таможенные пошлины и сборы, платежи за пользование недрами, лесной, водный, экологический налоги, лицензионные сборы и др. Региональные устанавливаются согласно списку в налоговом кодексе (статья 14) законами субъектов РФ и действуют на их территории. К ним относятся - на имущество организаций, на недвижимость, налог с продаж, региональный лицензионные сборы и др. Местные устанавливаются согласно списку в налоговом кодексе (статья 15) нормативными и правовыми актами представительных органов местного самоуправления и действуют на их территории. Местные - земельный, на имущество физических лиц, на рекламу, на наследование и дарение, местные лицензионные сборы.

Принципы налогообложения в Российской Федерации установлены в ст. 3 НК РФ.

Итак, законом закреплены следующие основные начала законодательства о налогах и сборах:
1) законность . Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ;

2) принцип определенности, ясности и недвусмысленности правовой нормы , который тесно связан с принципом законности. В соответствии с этим принципом при установлении налогов и сборов на высоте должна оставаться законодательная техника. Так как налоговое законодательство направлено не только и не столько на специалистов в области налогообложения, а в большей степени на граждан и организации, которые не являются профессионалами в области налогов, налоговая норма должна излагаться простым и понятным языком. В соответствии же с постановлением Конституционного Суда РФ от 15 июля 1999 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР" и Законов Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и "О федеральных органах налоговой полиции" неопределенность правового содержания законодательной нормы противоречит общеправовым принципам юридической ответственности. Между тем критерий определенности правовой нормы как конституционное требование к законодателю был сформулирован в постановлении Конституционного Суда РФ от 25 апреля 1995 г. N 3-П "По делу о проверке конституционности частей первой и второй статьи 54 Жилищного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданки Л.Н. Ситаловой". Общеправовой критерий определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы вытекает из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ), поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования нормы всеми правоприменителями. Неопределенность содержания правовой нормы, напротив, допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и неизбежно ведет к произволу, а значит - к нарушению принципов равенства, а также верховенства закона;

3) принцип обязательности уплаты налогов и сборов . В соответствии с этим принципом каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога;

4) принцип недискриминационного характера налогов и сборов - налоги и сборы не могут различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала;

5) принцип экономической обоснованности . Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций;

6) принцип установления всех элементов налогообложения . При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить;

7) обеспечение единого экономического пространства Российской Федерации. Конституционный принцип единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности установлен ч. 1 ст. 8 Конституции РФ. Таким образом, установление налогов, препятствующих развитию единого экономического пространства путем, например ограничения объема перемещаемых из одного субъекта Федерации в другой товаров либо взимания налогов с налогоплательщиков иных регионов, является незаконным;

8) все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). В связи с этим при рассмотрении налоговых споров, основанных на различном толковании налоговыми органами и налогоплательщиками норм законодательства о налогах и сборах судам необходимо оценивать определенность соответствующей нормы.

Принципы налогообложения в Российской Федерации установлены в ст. 3 НКРФ.
Итак, законом закреплены следующие основные начала законодательства о налогах и сборах:
1) законность. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ;
2) принцип определенности, ясности и недвусмысленности правовой нормы. Общеправовой критерий данного положения вытекает из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ), поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования нормы всеми правоприменителями. Неопределенность содержания правовой нормы, напротив, допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и неизбежно ведет к произволу, а значит – к нарушению принципов равенства, а также верховенства закона;
3) принцип обязательности уплаты налогов и сборов. В соответствии с этим принципом каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога;
4) принцип недискриминационного характера налогов и сборов – налоги и сборы не могут различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала;
5) принцип экономической обоснованности. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации;
6) принцип установления всех элементов налогообложения. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить;
7) обеспечение единого экономического пространства Российской Федерации. Конституционный принцип единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности установлен ч. 1 ст. 8 Конституции РФ. Таким образом, установление налогов, препятствующих развитию едино-экономического пространства, путем, например, ограничения объема перемещаемых из одного субъекта Федерации в другой товаров либо взимания налогов с налогоплательщиков иных регионов, является незаконным;
8) все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). В связи с этим при рассмотрении налоговых споров, основанных на различном толковании налоговыми органами и налогоплательщиками норм законодательства о налогах и сборах судам необходимо оценивать определенность соответствующей нормы.


5. Виды налогов и способы их классификации
В учебной и научной литературе существует несколько классификаций налогов и сборов. Наиболее удачная классификация предложена профессорско-преподавательским составом кафедры финансового права Российской академии МЮ РФ (Крохина Ю. А., Смирнова Ю. Л.)2. Они предлагают классификацию по следующим основаниям.
1. В зависимости от плательщика:
а) налоги с организаций – обязательные платежи, взыскиваемые только с налогоплательщиков – организаций (НДС, НП и др.). При этом необходимо помнить, что субъектами налогового права являются организации, а не юридические лица, хотя в большинстве случаев организации имеют статус юридического лица;
б) налоги с физических лиц – обязательные платежи, взимаемые с индивидуальных налогоплательщиков – физических лиц (НДФЛ, налог на имущество физических лиц и др.);
в) общие налоги для физических лиц и организаций – обязательные платежи, уплачиваемые всеми категориями налогоплательщиков независимо от их организационно-правового статуса. Наличие общих налогов обусловлено тем, что главным принципом их взимания является наличие какого-либо объекта наличие какого-либо объекта в собственности лица (например, земельный налог).
2. В зависимости от формы обложения:
а) прямые (подоходно-имущественные) – налоги, взимаемые в процессе приобретения материальных благ, определяемые размером объекта обложения и уплачиваемые производителем или собственником (налог на прибыль и др.). Прямые налоги подразделяются на:
– личные – налоги, уплачиваемые налогоплательщиком за счет и в зависимости от полученного дохода (прибыли) и учитывающие финансовую состоятельность плательщика (например, НДФЛ, НП (доход организаций);
– реальные – налоги, уплачиваемые с имущества, в основе которых лежит не реальный, а предполагаемый средний доход, получение которого только ожидается (например, единый налог на вмененный доход, налог на игорный бизнес земельный налог).
б) косвенные (на потребление) – налоги, взимаемые в процессе расходования материальных благ, определяемые размером потребления, включаемые в виде надбавки к цене товара и уплачиваемые потребителем (акцизы, НДС и др.). При косвенном налогообложении формальным плательщиком выступает продавец товара (работ, услуг), являющийся как бы посредником между государственной казной и потребителем товара (работ, услуг). Реальным же плательщиком налога является потребитель. Именно критерий соотношения юридического и фактического плательщика является одним из основных при разграничении налогов на прямые и косвенные.
3. По территориальному уровню:
а) федеральные налоги – устанавливаемые и вводимые в действие федеральным органом представительной власти – ГД РФ. Перечень федеральных налогов и их ставки являются едиными на всей территории Российской Федерации и не могут быть изменены органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления;
б) налоги субъектов РФ – налоги, перечисленные в НК РФ, но вводимые в действие представительными (законодательными) органами государственной власти субъектов РФ и обязательные к уплате только на территории соответствующего субъекта РФ (например, налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес);
в) местные налоги – налоги, устанавливаемые НК РФ, но вводимые в действие представительными органами местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующего муниципального образования (например, земельный налог, налог на имущество физических лиц).
4. В зависимости от канала поступления:
а) государственные –налоги, полностью зачисляемые в государственные бюджеты;
б) местные – налоги, полностью зачисляемые в муниципальные бюджеты;
в) пропорциональные – налоги, распределяемые между бюджетами различных уровней по определенным квотам;
г) внебюджетные – налоги, поступающие в определенные внебюджетные фонды.
5. В зависимости от характера использования:
а) налоги общего значения – используемые на общие цели, без конкретизации мероприятий или затрат, на которые они расходуются. Таковыми являются большинство налогов, взимаемых в Российской Федерации;
б) целевые налоги – зачисляемые в целевые внебюджетные фонды или выделяемые в бюджете отдельной строкой и предназначенные для финансирования конкретно-определенных мероприятий (например, земельный налог).
6. В зависимости от периодичности взимания:
а) разовые – налоги, уплачиваемые один раз в течение определенного периода при совершении конкретных действий (например, ЕНВД);
б) регулярные налоги – взимаемые систематически, через определенные промежутки времени и в течение всего периода владения или деятельности плательщика (НДФЛ, налог на имущество организаций и др.).
Перечисленные критерии классификации налогов не являются исчерпывающими, но вместе с тем достаточны для юридической характеристики всех действующих ныне налогов и сборов в Российской Федерации. В научной и учебной литературе налоги группируются и иными способами, что позволяет точнее выявить сущность каждого обязательного платежа, взимаемого в обязательном порядке.