Как санкции повлияли на импортозамещение. Импортозамещение

  • 31.10.2019

Россия на протяжении столетий являлась ключевым партнером в торговых отношениях со всем миром. Но в 2014 году этот факт попытались оспорить почти вся подконтрольная Америке Европа, вводя санкции против РФ за присоединение Крыма. Если говорить по-русски — за легитимный возврат своей территории обратно — домой.

Замысел антироссийских санкций был прост и банален: ослабить или вовсе задушить экономику России. Но уже через год, подводя итоги санкций американские эксперты хором завопили о ненужности и глупости санкций, прозвав их красноречиво: «Не столь умные санкции» . А суицидальная Европа стала пищать и каяться…

По сути произошло то, что великие западные стратеги не могли предположить. Крым не вернули, страна сплотилась да и экономика не рухнула. Крупнейшие торговые отношения и контракты с Россией, резко замороженные или приостановленные переключили власти РФ на сосредоточение и решение внутренних проблем, а ключевым вопросом стало так называемое импортозамещение.

Вообще, все это очень напоминает боксерский поединок, в котором мы уже в первом раунде нанесли сопернику серьезный и нокаутирующий удар в «бороду», его закачало, потрясло, пошатнуло и он стал вытворять всякие подлости — то по затылку ударит, то пробьет ниже пояса, то в стиле потерявшего рассудок Майка Тайсона норовит сблизиться и подло укусить за ухо. Предвидели ли мы подлости и глупости со стороны Европы? Нет. Едва ли. Ведь, это предательство и одновременно суицид в чистом виде. Да — нас немного потрясло и шокировало, да — подкосило, но мы оправились, увернулись и на встречу пробили двойку — правой по печени, левой в голову. И в какой-то момент, мне показалось, что пропустив тяжелейшую контркомбинацию, у нашего соперника вместе с сотрясением пришло понимание, что его идиотская тактика и стратегия не работает, не эффективна. Стали пятиться, отходить назад, скулить и пищать, что нас заставили, мы сами никогда бы…

Вместе с тем, нельзя считать санкции абсолютно не работающими. Ведь успехи промышленности в импортозамещении пока оставляют желать лучшего. Отечественные продукты и техника по качеству значительно уступают импортным аналогам, а заместить некоторые виды иностранных товаров вообще вряд ли когда–нибудь удастся. К тому же из–за увеличения спроса на их продукцию отечественные производители подняли цены: за год они повысились на 40%.

Тем не менее, успехи есть. Как говориться, санкции жить заставили. Итак, 6 главных достижений России в импортозамещении в небольшом информативном видео ролике от канала «Русский-Топ».

1

Проведен анализ влияния структуры и состояния экономического потенциала региона на его экономическое развитие в условиях санкций. Конкурентоспособность экономики напрямую зависит не только от экономических, но и политических мер предпринимаемых руководством отдельных стран по отношению к другим странам и регионам. Политика импортозамещения как составная часть экономической политики современной России, а также отдельных ее регионов является одним из механизмов, способствующих росту конкурентоспособности отечественного производства наряду с такими факторами, как девальвация рубля и снижение цен на нефть на мировом рынке. И тем самым регион развивается в рамках направления импортозамещения во всех отраслях, а также может решать различные экономические задачи в условиях девальвации и падения цен на нефть. В статье определены источники роста экономики Республики Мордовия, проведен анализ возможностей реализации политики импортозамещения в аграрном секторе региона с учетом имеющихся потенциалов.

экономический потенциал

потенциал региона

конкурентоспособность

импортозамещение

1. Быркова Е. Продовольственное эмбарго России: что станет с российским рынком? [Электронный ресурс] – Режим доступа http://провэд.рф› (дата обращения 10. 03.2015).

2. Институт конъюнктуры аграрного рынка. Итоги развития отрасли в условиях санкций. [Электронный ресурс.] – Режим доступа: http://ikar.ru (дата обращения 10.02.2015).

3. Итоги реализации Программы развития агропромышленного комплекса в Республике Мордовия. [Электронный ресурс.] – Режим доступа: http//agro.e-mordovia.ru (дата обращения 10. 02.2015).

4. Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия № 316-П от 19.12.2014 г. «Об утверждении Ведомственной целевой программы «Развитие сырного кластера в Республике Мордовия на 2015-2017 годы» [Электронный ресурс.] – Режим доступа: http://base.garant.ru›9056111/(дата обращения 10. 03.2015).

5. Федонина О.В., Козлова К. Экономический потенциал и экономическое ядро региона (на примере Республики Мордовия) //Контентус. – 2014. – № 12. [Электронный ресурс.] – Режим доступа: http://kontentus.ru/wp-content/uploads/2014/12/Козлова-Федонина.pdf (дата обращения 10. 04.2015).

6. Федонина О.В., Колосков Д.А. Проблемы конкурентоспособности России на современном этапе развития // Контентус. – 2013. – № 5 (10). [Электронный ресурс.] – Режим доступа: http://kontentus.ru/wp-content/uploads/2013/06/Федонина-Колосков.pdf (дата обращения 10. 04.2015).

7. Федонина О.В., Ненюкова Е.В., Ерочкина Н.В. Устойчивое развитие сельских территорий как условие стабильного функционирования АПК Республики Мордовия // Среднерусский вестник общественных наук. – 2013. – № 4. – С. 219–224.

Конкурентоспособность экономики напрямую зависит не только от экономических, но и политических мер, предпринимаемых руководством отдельных стран по отношению к другим странам и регионам . Политика импортозамещения как составная часть экономической политики современной России, а также отдельных ее регионов является одним из механизмов, способствующих росту конкурентоспособности отечественного производства наряду с такими факторами, как девальвация рубля и снижение цен на нефть на мировом рынке.

Целью исследования является определение путей и алгоритмов эффективного использования экономического потенциала региона в условиях санкций.

Материалы и методы исследования

Материалы и публикации по сущности и структуре экономического потенциала, вводу экономический санкций и др. В процессе исследования использовались методы: анализа и синтеза, научной абстракции, структурно-логический.

Результаты исследования и их обсуждение

Россия - страна, которая сильно зависит от импорта готовой продукции с высокой добавленной стоимостью, но и продовольствия также.

Импорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (кроме текстильного) за 2013 год в Россию составил 43,2 млрд долл. Объем рынка продовольствия в России с учетом импорта оценивается в 200 млрд долл. Из стран СНГ было импортировано продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья на 6,3 млрд долл. (14,58 % от всего импорта). Соответственно, большая часть импорта приходится на страны дальнего зарубежья .

В августе 2014 года Россия наложила запрет на импорт ряда продовольственных товаров из стран Европейского союза, США, Канады, Австралии и Норвегии. Так называемые «антисанкции» послужили ответной реакцией России на множество политических и экономических санкционных мер западных стран, включая США. Срок их действия будет составлять один год. И уже сейчас мы можем говорить об изменении в структуре и объемах внешней торговли, а также уровне цен. Ответные санкции России были введены Постановлением от 7 августа 2014 года № 778 «По реализации указа Президента Российской Федерации от 06 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации»». Согласно этому документу на один год запрещается ввоз в Россию некоторых продовольственных товаров. При этом под данный перечень все же не попали многие продукты, в частности яйца, мёд, баранина, части растений, консервированные фрукты, чай, кофе, специи, зерновые, мука, крупы, масла, вина и т.д. Тем не менее данная мера все же оказала существенное влияние на российский продовольственный рынок.

Совокупный ущерб для западных стран стоит оценивать в диапазоне 10-15 млрд долл. в худшем случае, но вероятно наиболее реалистичные потери лягут в диапазон 6-8 млрд долл., т.е. выпадает примерно 3-5 % продовольственного рынка (табл. 1) .

Таблица 1

Потребление сельхозпродукции в РФ в 2013 г.

Тип продукта

Потребление продукции

Из них импортировалось

На долю стран, подпавших под эмбарго, пришлось

Молочная продукция

35,7 млн тонн

1,4 млн тонн

459 тыс. тонн

874 тыс. тонн

438,5 тыс. тонн

263 тыс. тонн

15,9 млн тонн

3 млн тонн

916 тыс. тонн

Фрукты и ягоды

10,9 млн тонн

6,35 млн тонн

1,6 млн тонн

Говядина

2,35 млн тонн

658 тыс. тонн

59 тыс. тонн

3,42 млн тонн

619,8 тыс. тонн

450 тыс. тонн

Мясо птицы

4,28 млн тонн

527 тыс. тонн

457 тыс. тонн

3,44 млн тонн

884,3 тыс. тонн

457 тыс. тонн

Анализ представленной таблицы позволяет сделать следующие выводы.

Потребление молочной продукции: импортировалось 1,4 млн тонн, или 4 % от потребления. На долю стран, подпавших под эмбарго, пришлось 33,7 %. Поэтому здесь мы можем говорить о достаточно сильной зависимости от так называемых «недружественных» стран. Потребление сыров: почти половина (438,5 тыс. тонн) была импортирована. На страны, подпавшие под санкции РФ, пришлось около 60 %. Здесь мы можем говорить о наиболее сильной зависимости потребительского рынка продовольствия России от стран, попавших под санкции, в частности стран Прибалтики, которые традиционно экспортировали в нашу страну достаточно много сыродельческой продукции.

Потребление овощей: 3 млн тонн, или 19 % от потребления, было импортировано. Ввоз овощей из стран, подпавших под эмбарго, составил около трети всего импорта, или 916 тыс. тонн. То есть это наверняка свидетельствует о том, что по некоторым позициям данной категории мы попадаем в определенную зависимость от «недружественных» стран. Потребление фруктов и ягод: на импорт пришлось 6,35 млн тонн, или 58 %. На долю стран, подпавших под санкции, пришлось 25 %, или 1,6 млн тонн. Россия из-за климата очень зависит от ввоза фруктов и ягод, но здесь существует достаточно много альтернативных вариантов, о которых речь пойдет ниже.

По мясной продукции ситуация следующая.

Потребление говядины: импортировалось 28 %, или 658 тыс. тонн. При этом на импорт из стран, подпавших под эмбарго, приходилось 9 % всего импорта. Потребление свинины: на импорт пришлось 18 % от потребления, или 619,8 тыс. тонн. На долю стран, подпавших под эмбарго, приходилось 73 % всего импорта свинины. Потребление мяса птицы: на импорт пришлось 12 % от потребления, или 527 тыс. тонн. Из стран, подпавших под эмбарго, было поставлено 88 % всего импорта птицы. В большей степени продовольственный рынок России зависит от импорта говядины, но ее большая часть импортируется из других стран, например Аргентины. Самая лучшая ситуация сложилась на рынке потребления мяса птицы, так как незначительная доля российского рынка зависит от импортной продукции. Кроме того, необходимо отметить, что это наиболее развитая отрасль животноводства в России и здесь есть определенный потенциал роста.

Потребление рыбы: импорт составил 884,3 тыс. тонн, или 26 % потребления РФ. На долю стран, подпавших под эмбарго, пришлось 52 % всего импорта. Наряду с сырами это наиболее зависимая строка в потреблении. Поэтому здесь речь идет не только о замене стран поставщиков данного ресурса, но и об изменении структуры ассортимента рыбы.

В 2014 г. продовольственный импорт, по предварительной оценке, сократился до 36 млрд долларов с 43,2 млрд долларов в 2013 году. Рост сельхозпроизводства в 2014 г. в России составил приблизительно 3,4 % (в 2013 г. - 6,2 %) .

В структуре импорта запрещенных товаров наибольшую долю занимают такие страны, как Норвегия, Польша, Нидерланды, Германия, США и Испания. Наибольший ущерб будет нанесен и по тем странам, у которых высока доля импорта запрещенной продукции в общем объеме импорта в Россию. К таким странам в первую очередь относятся: Греция, Кипр, Норвегия, Литва. Могут стать потенциальными поставщиками запрещенных товаров в Россию: Бразилия, Уругвай, Турция, Чили и др.

По оценкам экспертов Россия в 2015 году сократит импорт продовольствия на 16 % до 30 млрд долларов. По данным ИКАР в 2015 г. следует ожидать нулевых темпов прироста: в растениеводстве будет сложно добиться экономического роста с учетом высокой базы 2014 г., в животноводстве развитие будет носить инерционный характер, поскольку отдача от возможных новых инвестиций начнется не ранее чем с 2016 г. .

Анализ потребительского поведения в экономике региона указывает на то, что поведение покупателей в условиях удорожания импорта можно характеризовать двумя сценариями: переключение с более дорогих продуктов на менее дорогие, комбинирование дорогих и менее дорогих товаров .

В этих условиях возможно развивать направления импортозамещения в экономической политике государства, региона и предприятия.

Каким образом ситуация в экономике и мире повлияла на развитие АПК Мордовии? Приведем некоторые данные.

Производство сахарной свеклы в Мордовии в 2014 году по оценке министерства сельского хозяйства республики Мордовия составляет 1010 тыс. тонн. Республика Мордовия занимает 4 место по площадям сахарной свеклы среди регионов Поволжья, а по ее урожайности находится в числе лидеров среди регионов страны и занимает первое место среди регионов ПФО. В отрасли животноводства во всех категориях хозяйств в 2014 году ожидается произвести: мяса скота и птицы - 218 тыс. тонн (рост к 2013 году 26,7 %); молока - 410 тыс. тонн; яиц - 1370 млн шт. (рост к уровню 2013 года на 3,3 %) .

Таблица 2

Производство животноводческой продукции на душу населения в Республике Мордовия за январь - сентябрь 2014 г.

В среднем по регионам ПФО - 274 шт., 254,4 и 60,6 кг соответственно.

Оперативный анализ продуктивности молочных коров, проведенный министерством сельского хозяйства Республики Мордовия, показывает, что по итогам 2014 года продуктивность коров в сельхозпредприятиях составит 4770 кг и возрастет на 111 кг, ожидается производство молока в сельхозпредприятиях и крестьянских (фермерских) хозяйствах в объеме не ниже прошлого года - 307,9 тыс. тонн, в ЛПХ граждан - 102,0 тыс. тонн .

Для обеспечения дальнейшего роста объемов производства молока необходимо: обеспечить стабилизацию поголовья коров за счет государственной поддержки закупки племенного скота для вновь введенных молочных комплексов и замены низкопродуктивного маточного поголовья; принятие действенных мер по стабилизации поголовья коров в ЛПХ (помощь в приобретении кормов, скота, доильного оборудования и в получении ими услуг по искусственному осеменению коров и телок). Для стабилизации численности поголовья крупного рогатого скота необходимо ввести государственную поддержку сельскохозяйственных предприятий: в виде предоставления субсидий на 1 кг реализованного мяса КРС; для предприятий, ведущих выращивание и откорм крупного рогатого скота субсидировать закуп откормочного поголовья.

Государственная поддержка, способствующая реализации политики импортозамещения в Мордовии, осуществляется в рамках следующих программ:

1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы.

2. Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».

3. Федеральная целевая программа «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы».

В рамках первой программы привлечено из федерального бюджета на поддержку сельского хозяйства региона в 2013 году 2180 млн рублей.

В рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» привлечено в 2013 году 430 млн рублей федеральных средств, что позволило за 10 месяцев 2014 года улучшить жилищные условия 511 семей, проживающих в сельской местности; обеспечить ввод и приобретение жилья для граждан, проживающих в сельской местности, молодых семей и молодых специалистов в объеме 8,5 тыс. кв. м; в сельских населенных пунктах проложено 3,5 км газораспределительных и 49,4 км локальных водопроводов и т.д.

В рамках федеральной целевой программы «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы» привлечено средств из федерального бюджета в сумме 39,1 млн рублей, в том числе через Минсельхозпрод Республики Мордовия - 10,86 млн рублей .

Политика импортозамещения предполагает участие не только государства в определенных проектах, но и желание самих производителей вкладывать деньги в развитие предприятий, в том числе и в рамках частно-государственного партнерства.

В 2014-2015 годах в Мордовии реализуется ряд значимых инвестиционных проектов.

В секторе производства мясной и молочной продукции.

1. В ООО «Юбилейное» - «Строительство птицефермы по выращиванию бройлеров и мясоперерабатывающего комплекса по переработке птицы» мощностью 90 тыс. тонн.

2. Строительство и реконструкция животноводческих помещений на 1000 фуражных коров в ООО «Мокша» Краснослободского района.

3. Строительство инкубатора, корпусов доращивания и откорма для производства мяса индейки в обществе «Норовская индейка» Кочкуровского района.

4. Строительство второй очереди свинокомплекса на 4800 свиноматок в ООО «Мордовский племенной центр» в Ковылкинском районе.

5. Строительство свинокомплекса на 6300 свиноматок в ООО «Глобал-Поволжье» в Краснослободском районе.

В секторе производства продукции растениеводства.

1. В ООО «Ромодановосахар» продолжена реконструкция по увеличению мощности по переработке сахарной свеклы до 8,0 тыс. тонн в сутки.

2. В ГУП РМ «Тепличное» - проект «Реконструкция тепличного комплекса по производству плодоовощной продукции в закрытом грунте».

3. В 2014 году завершена реализация инвестиционного проекта по строительству второй очереди тепличного комплекса по выращиванию роз в ОАО «Мир цветов РМ» в Теньгушевском районе.

В 2015 году некоторыми предприятиями и правительством Республики Мордовия начал реализовываться проект по созданию сырного кластера.

Подобная концентрация позволяет обеспечить конкурентоспособность и развитие отдельных компаний и организаций молочной отрасли, что выражается в относительно высоком уровне производительности; развитии малого и среднего бизнеса, а также технологических инноваций. Формирование молочно-сырного кластера на территории Республики Мордовия также является основой для повышения конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности и экономического развития региона. Ядро кластера будет представлено предприятиями молочной отрасли, специализирующимися на производстве сыров: ОАО «Сыродельный комбинат «Ичалковский», ООО АПО «Мокша», ООО «Дружба», ООО «Агро-Мир», ООО «Сыроваренный завод «Сармич», кроме того ОАО «Сыродельный комбинат «Ичалковский» приобретено 75 % акций ОАО «Маслосырзавод «Починковский» Нижегородской области. Каждое из этих предприятий специализируется на производстве определенных видов сыров, вследствие чего их ассортимент представлен в достаточно широком спектре. (более 60 наименований). Подготовка кадрового потенциала для участников кластера осуществляется в ряде учебных заведений республики: ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н.П. Огарева», ГБОУ РМ СПО «Торбеевский колледж мясной и молочной промышленности», ГБОУ РМ СПО «Кемлянский аграрный колледж», ФГБОУ РМ СПО «Инсарский аграрный техникум».

Общий объем финансирования Программы «Развитие сырного кластера в Республике Мордовия на 2015-2017 годы» составит 2913,4 млн рублей .

Выводы

Текущая ситуация - прекрасная возможность для импортозамещения.

Необходимо обеспечивать финансирование в полном объеме со стороны государства текущих государственных программ в области импортозамещения.

Нужна эффективная система доступного кредитования отечественного производителя под процент, не превышающий уровень его рентабельности. Если сегодня в перерабатывающей промышленности уровень рентабельности находится на уровне 8-9 %, а банки готовы давать кредиты под не менее чем 20-25 %, о росте отечественного производства можно просто забыть. У государства есть необходимые инструменты для увеличения денежной массы в экономике. Но нужно суметь ими грамотно воспользоваться, создать преграды для ухода этих дешевых денег на валютный рынок.

Рецензенты:

Кормишкин Е.Д., д.э.н., профессор кафедры экономической теории, ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева», г. Саранск;

Колесник Н.Ф., д.э.н., профессор кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита, ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева», г. Саранск.

Библиографическая ссылка

Федонина О.В., Колосков Д.А. ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ КАК СТРАТЕГИЯ КОНКУРЕНТНОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-21. – С. 4727-4731;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=38058 (дата обращения: 21.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Российский запрет на ввоз продуктов питания из ЕС и кризис рубля стимулируют подъем российского сельского хозяйства. Впервые страна зарабатывает на экспорте аграрной продукции больше, чем на торговле оружием.

Вторая жизнь москвича Дмитрия Климова вывела его из российской столицы. Климов, слегка за 50, изучал международные отношения. Работал как журналист и PR-специалист, а теперь он стоит в двух часах езды на автомобиле севернее московской границы в конце пыльной дороги, усеянной выбоинами. Вокруг него гогочут гуси.

Климов вложил свои деньги в ферму: пара сараев теснятся вокруг деревянного дома, рядом три загона для двух тысяч птиц: кур, гусей и цесарок, чье мясо считается деликатесом. Вот уже год Климов снабжает элитные рестораны и обеспеченных частных клиентов в Москве такими деликатесами как фуа-гра и копченая колбаса из мяса птицы.

Бывший сотрудник СМИ Климов принадлежит к растущему числу российских фермеров новой волны. С тех пор как президент Владимир Путин в ходе украинского кризиса ввел запрет на ввоз продуктов питания из Европы, они стали любимцами российских СМИ. Газета с миллионным тиражом «Комсомольская правда» печатает дневник одного IT-специалиста, который пробует свои силы как фермер и производитель сыра. Его колонка называется «Российский пармезан».

Это мечта Москвы, чтобы противостояние с Западом сделало Россию еще сильнее, чем она была до этого.

Сельское хозяйство России, действительно, переживает значительный подъем. С момента развала Советского Союза в 1991-м году пашни все больше пустели, это продолжалось почти четверть века. Олигархи и инвесторы обходили разваленное сельское хозяйство стороной. Сырьевая сфера обещала более скорую и крупную прибыль. С 1992-го года Россия потеряла почти 35 миллионов гектар пахотной земли. Это довольно точно соответствует площади ФРГ.

Контекст

Экономика России в условиях санкций

Nihon Keizai 03.09.2016

Реванш российского сельского хозяйства

Les Echos 23.06.2016

Потери ЕС от российских санкций

Publico 27.05.2016

Россия создает кризис в сельском хозяйстве Европы

Publico 07.09.2015
С 2014-го года эта тенденция остановлена. Сначала выросла доля сельского хозяйства в добавленной стоимости российской экономики, даже вопреки международному тренду. В прошлом году Россия впервые заработала на экспорте аграрной продукции больше, чем на экспорте оружия.

Означает ли это, что сбывается расчет президента России Владимира Путина? Стимулирует ли изоляция российского рынка при помощи запретов «возрождение российского сельского хозяйства», о котором говорят в Кремле?

Ответ: и да, и нет.

Крестьяне выигрывают от того, что с российского рынка исчезла европейская конкуренция. Но пока неясно, останутся ли в долговременной перспективе конкурентоспособными такие проблемные секторы, как производство молока. Самых больших успехов сельское хозяйство России достигло и без того именно там, где ее фермеры уже длительное время производят не только для своей страны, но и для мирового рынка.

1. Процесс наверстывания идет уже несколько лет

Движущей силой развития являются не мелкие фермеры, вроде Климова, а крупные инвесторы. Они уже несколько лет назад открыли для себя сельское хозяйство. Олигархи как Олег Дерипаска или Роман Абрамович по-крупному включились в возделывание зерновых. Другие концерны, как группа «Мираторг», уже давно и масштабно занимаются крупным рогатым скотом.

Урожаи зерна растут с 2000-го года. В 2015-м году Россия получила больше пшеницы, чем США. В текущем году урожай по прогнозам министерства сельского хозяйства должен составить по меньше 110 миллионов тонн. Это больше, чем когда-либо раньше.

Мотором прогресса являются огромные аграрные конгломераты. Они разделили между собой прежде всего особенно плодородные черноземные земли на юге России. Один из крупнейших аграрных холдингов называется «Продимпекс» и обрабатывает 800 тысяч гектар, что в пересчете в три раза превышает площадь земли Саар. Концерны продвигают вперед механизацию и дигитализацию сельского хозяйства в России, которая долго хромала вдогонку за глобальным развитием.

2. Кризис рубля

Из-за массивного обесценивания российской валюты российские товары стали более конкурентоспособными, чем раньше. Пшеница на мировом рынке продается за твердый доллар, А российские фермеры оплачивают своих сотрудников и горючее для тракторов в рублях. Конкурентоспособным наряду с производством зерна является и производство мяса птиц.

3. Путинские запреты на ввоз

У российских фермеров с осени 2014-го года на отечественном рынке почти нет конкурентов. Доля сыра из-за границы в течение года снизилась с 48% до 23%, а доля свинины — с 18% до 9%.

Но пока отечественным производителям удается еще только относительно замещать исчезнувшие продукты из ЕС. Ввоз овощей с 2014-го года значительно упал, российское же производство выросло только незначительно (с 14,7 миллиона тонн в 2013-м году до 16,1 миллиона тонн в 2015-м году).

Большие проблемы в России с рынком сырого молока. В Советское время большое количество молока поступало из Казахстана. Однако, после обретения независимости в 1991-м году страна сконцентрировалась на добыче нефти и урана. Объем производства молока в России падает уже на протяжении нескольких лет.

Санкции мало что изменили в этом, хотя литр молока в России иногда стоит вдвое дороже, чем в Германии. Кремль удвоил в 2016-м году до 30 миллиардов рублей субсидии для крестьян, занятых в молочном производстве. В пересчете это 500 миллионов евро.

Хотя некоторые фирмы наращивают свои мощности, как. например, предпритяие «Эконива» немцы Штефана Дюра (Stefan Dürr). «Хотя существует целый ряд молочных проектов, это еще нельзя назвать инвестиционным бумом», — говорит Бернд Хонес (Bernd Hones), руководитель московского бюро Germany Trade and Invest (GTAI).

Однако, развитие тормозится, потому что никто не может с уверенностью сказать, как долго еще продлятся санкции.

Эксперты исходят из того, что российским производителям молока потребуется еще по меньшей мере от восьми до десяти лет, чтобы стать конкурентоспособными в международном масштабе. Если Кремль до этого отменит запрет на ввоз, то производство под давлением зарубежной конкуренции, например, из Финляндии, сломается. Тогда инвесторы останутся со своими потерями.

Кроме того, усложняют жизнь российским молочным фермерам и те, кто в России подделывает продукцию. Они добавляют в свое молоко дешевое пальмовое масло, гипс или крахмал и так давят на цены.


© РИА Новости, Александр Кряжев

К тому же сельское хозяйство страдает от таких же структурных проблем, как и вся остальная российская экономика. Непрозрачны владельцы структур. У многих фирм неясно, кто их на самом деле контролирует. В прошлом году один бизнесмен по имени Петр Ходыкин практически за одну ночь стал одним из крупнейших торговцев зерном. До этого было известно только его имя.

Оправдывают себя и хорошие отношения с политикой. Предписания российского законодательства по сельскохозяйственным машинам выглядят так, как будто они сшиты по меркам концерна «Россельмаш», одного из производителей сельскохозяйственной техники. обладающего весьма хорошими связями в Москве. Владелец фирмы одновременно является и председателем свое собственной партии.

А для развивающегося производителя мяса «Мираторг» «лично премьер-министр Дмитрий Медведев делает всю работу по лоббированию». — пишут российские СМИ. А фирма «Агрокомплекс» опять же принадлежит дочери Александра Ткачева. Он с 2015-го года министр сельского хозяйства. Фирма «Агрокомплекс» смогла за прошлый год удвоить свои земли до 450 тысяч гектар.

Назад к природе по-русски

Новый фермер Дмитрий Климов со своими 2000 гусями, курами и цесарками об этом может только мечтать. Он пытался в одном банке получить кредит, чтобы расширить свое небольшое хозяйство. Клиенты у него есть, но проценты по кредиту составляют до 20%. Все свои сбережения он вложил в свою ферму: 10 миллионов рублей на загоны, бойню и коптильню, в пересчете ровно 140.000 евро.

В конце недели обеспеченные москвичи терзают свои внедорожники по ухабистой дороге, которая ведет к его двору. Они покупают фуа-гра и копченую колбасу из мяса птицы. Но многие добровольно берутся за лопату и чистят сараи или солят огурцы. Жители большого города наслаждаются жизнью в деревне. Назад к природе по-русски.

Нельзя сказать, что новый фермер Дмитрий Климов был бы недоволен своим решением, своей второй жизнью. Это не так. Однако, он никому бы этого больше не посоветовал. «Это имеет смысл только, если у тебя уже есть деньги». Или связи наверху.

Лосевская Светлана Александровна,кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и финансов, Донской государственный аграрный университет, п. Персиановский[email protected]

Владимирова Алевтина Витальевна,кандидат экономических наук, доцент кафедры отраслевой и мировой экономики, Донской государственный аграрный университет, п. Персиановский[email protected]

Семенченко Сергей Валерьевич,кандидат с.х. наук, доцент кафедры частной зоотехнии и кормления с.х. животных, Донской государственный аграрный университет, п. Персиановский[email protected]

Механизм поддержки и регулирования АПК

в условиях санкций и политики импортозамещения

Аннотация.В статье рассматриваются вопросы перехода предприятий АПК на импортозамещение в условиях санкций. Установлено, что самым распространенным видом финансирования отечественных предприятий в целях приобретения нового оборудования и другой сельскохозяйственной техники является банковский кредит. Но также в настоящее время развивается российский рынок лизинговых услуг, который получает всё большее распространение по сравнению с кредитом. Лизинг представляет собой экономикоправовые отношения по приобретению в собственность имущества и последующей сдаче его в аренду.Ключевые слова: лизинг, кредит, финансирование, сделка, бизнес, импортозамещение, сельскохозяйственная продукция. Приоритетное направление развития АПК это ускорение оснащения сельскохозяйственных товаропроизводителей техникой, оборудованием,а также приобретение животных вкредит или в лизинг. В этих целях необходимо ввести государственный заказ на закупку КРС, производство тракторов и основных видов сельскохозяйственной техники, грузовых автомобилей, технологического оборудования для животноводства, которые реализовывались бы на основе лизинга, льготного кредитования, бюджетных ссуд .В конце июля 2014 года на уровне G7 были согласованы секторальные санкции ЕС и стран, «примкнувших» к США (Канада, Австралия, Япония и Норвегия), в индивидуальном порядке к «карательным мерам» присоединились еще несколько государств. Среди них –Черногория, Исландия и Албания, которыми давно пугали Россию.Но по этому поводу Правительство России поставилоамбициозные задачи, иметь все своеотечественное для продовольственной безопасности. В российском машиностроении гигантский потенциал –по цепочке от производства животноводческих комплексов до уборочной техники, включая необходимую микроэлектронику. Все это будет вдвое дешевле импортных и хорошего качества, но займет годы –сельхозпроизводители получат их к 20162017 годам. Создание такой цепочки –вопрос целесообразности, а также кредитных возможностей государства и его умения справиться с коррупцией –хотя бы в отдельно взятой сфере, уверяют эксперты. Пока же эксперт предлагает дать зеленый свет продуктам с юга России.Представители отечественной агроиндустрии, видят оптимальное развитие событий так: санкции будут продолжатьсягода тричетыре,аза это время все внутри наладится. А пока надо просто создать временные каналы поступления продуктов и запчастей к технике из разных третьих стран .Переход донских предприятий на импортозамещающие технологии с целью снижениязависимостистратегическойотрасли АПК от импорта техники, оборудования, сельскохозяйственной продукции, покупки КРС и других сельскохозяйственных животныхстановится возможнымблагодаря заемным ресурсам Россельхозбанкаи лизинговым операциям .В современных условиях развития АПК и различных отраслей существует множество источников финансирования и стимулирования такие, как банковский кредит, собственный капитал, лизинг и др. Перед каждым предпринимателем, фермером, который планирует начать или расширить собственный бизнес встает вопрос какой источник финансирования будет выгоднее. Но определить, что выгоднеене просто, поэтому, необходимо проанализировать достоинства и недостатки стимулирования АПК при помощи лизинга и кредита.Проблема кредитования важнейшего для развития национальной экономики сегмента –малого и среднего бизнесаявляется в современных условиях одной из наиболее актуальных. Самым распространенным видом финансирования отечественных предприятий в целях приобретения нового оборудования и другой сельскохозяйственной техники является банковский кредит. Но также в настоящее время развиваетсяроссийский рынок лизинговых услуг, который получает всё большее распространение по сравнению с кредитом. Лизинг представляет собой экономикоправовые отношения по приобретению в собственность имущества и последующей сдаче его в аренду . Сегодня лизинг

это достаточно привлекательная схема приобретения имущества для предпринимателей. И хотя в последнее время происходит быстрое развитие кредитных отношений, но лизинг имеет ряд преимуществ.Одним из них является возможность уменьшения налога на прибыль. Все лизинговые платежи относятся на себестоимость продукции, а это позволяет налогоплательщику снизить отчисления на уплату налога на прибыль. При получении банковского кредита на себестоимость относятся только проценты по кредиту. Также важной положительной особенностью лизинга является страховка от приобретения оборудования у недобросовестных поставщиков, ведь покупает оборудование не лизингополучатель, а именно лизинговая компания, которая потом передает его лизингополучателю в пользование. В связи, с чем уменьшает текущие издержкилизинговая компания берет на себя анализ надежности поставщиков и проведения с ними переговоров, а также экспертизу и заключение договоров. При лизинге деньги лизингополучатель начинает выплачивать после поставки оборудования. Для государства поощрение лизинговых сделок станет средством стимулирования товаропроизводителей. При длительной рассрочке, которая может быть предусмотрена в договоре лизинга как правило, размер платежа меньше, чем по кредиту.Одним из ключевых преимуществ лизинга перед кредитом является залог. Для заключения контракта по лизингу зачастую можно обходиться и вовсе без залога (в случае с небольшими по объему сделками), залогом может выступать сам предмет лизинга. В случае с кредитом банки нередко требуют предоставление под залог имущества или фондов предприятия. Причем стоимость залога по кредиту может в 2–3 раза превышать размер самого кредита. Для малого и среднего бизнеса последний вариант нередко оказывается исключительно проблематичным.Лизинг также выигрывает перед банковским кредитом в таком аспекте, как финансовые показатели деятельности предприятия. Такоеположительное решение по лизинговой сделке может приниматься и при наличии отрицательных финансовых показателей у компании. В тоже время вероятность выдачи банковского кредита при наличии отрицательного баланса практически равна нулю. При выдаче банковского кредита процедура является продолжительной. Банку необходимо тщательно исследовать кредитную историю организации, величину активов и пассивов,наличие дополнительного обеспечения и залога. При заключении договора лизинга лизингополучатель представляет лизингодателю пакет документов (копий), которые имеются у любой фирмы. Это копии учредительных документов, копии форм бухгалтерской отчетности предприятия, расшифровка структуры дебиторской и кредиторской задолженности и т.д. Таким образом, при осуществлении лизинговой сделки процедура оформления сокращается.

Проанализировав лизинг и банковский кредит,мы видим, что у лизинга, имеются и недостатки и в ряде случаев лизинг может быть дороже, чем кредит, но всё зависит от того, какой кредит и какой лизинг, в каком банке и в какой лизинговой компании, на какую сумму и срок, у кого считается по фиксированной ставке.По мере развития лизинговой деятельности в России, особенно в условиях импортозамещения, необходимо постепенно снижать размер авансовых платежей. А для вновь образовавшихся малых и средних предприятий, может быть установить льготы по предоставлению в лизинг оборудование или другие предметы лизинга. Эта мера поможет стимулировать развитие малого бизнеса в нашей стране. Все зависит от того, чего предприятия хотят

сэкономить на первоначальных затратах, но платить большие ежемесячные платежи, получить комплексную услугу или просто финансирование. В условиях экономических санкций Западаи импортозамещенияназреваетнеобходимость в поиске разных форм и методов кредитования на региональном и местном уровнях, разработке таких инструментов, которые будут повышатьэффективности сельскохозяйственного производства, в том числе и за счет использования финансовокредитногопотенциала.Одной из важных проблем при этом будет являться определение направлений и условий с участием государства и банков, для создания которых необходимо совершенствовать финансовокредитный механизм.Для господдержки АПК в растениеводстве предстоит освоить интенсивные технологии, базирующиеся на новом поколении тракторов и сельскохозяйственных машин, увеличении внесения минеральных удобрений (с 38 кг в пересчете на 100% питательных веществ на 1 га посевов в 2010 г. до 80100 кг в перспективе) и выполнении работ по защите растений от вредителей и болезней, переходе на посев перспективными высокоурожайными сортами и гибридами. По отдельным культурам необходимо существенное расширение их посевных площадей.В животноводстве решитьзадачи по ускоренномунаращиваниюпроизводства мяса и молока, чтоповысит уровень потребления населением этих продуктов при одновременном их импортозамещении. Более оптимистические возможности связаны с развитием свиноводства и птицеводства.В последнее время в условиях геополитической обстановки и санкций на ввоз продовольствия со стран ЕС и Америки, наиболее актуальной проблематикой для нашей страны становитсяпродовольственнаябезопасность. По ряду продовольственных товаров мы сами можем себя обеспечить, в основном по растениеводческой продукции, а вот с продукцией животноводства обстоят уже другие проблемы. За последние двадцать лет произошло существенное уменьшение поголовья КРС,МРС и свиней. Молочные и мясоперерабатывающие предприятия работают в основном на импортном сырье, и это сказывается на конечной себестоимости продукции. Чтобы нарастить нужное поголовье в животноводстве, пройдётнемало времени но, несмотря на такие трудности необходимо поддерживать уже существующие хозяйства и создавать новые. Для этого необходима поддержка государства ведь сельское хозяйство это одно из наиболее рисковых деятельностей, но при правильной организации и поддержки можно минимизировать этот риск .В условиях политической и экономической нестабильности изза введённых санкций со стороны Запада функционирование финансовой и банковской системы страны находится в состоянии восстановления и поддержания суверенитета страны.Государство готовопринимать решения поддержки сельхозпроизводителей путём импортозамещения, субсидирования процентных ставок, решать проблемы по пополнению оборотных средств и финансированию инвестиционного процесса. Высокие процентные ставки по кредитам, проблемы с залоговым обеспечением и высокие издержки по оформлению кредитов и получению субсидий ограничивают круг возможных получателей господдержки, снижают ее эффективность для сельхозпроизводителей и эффективность расходования бюджетных средств.Предоставляемые банком «Россельхозбанк» кредиты –часть Государственной программы развития сельского хозяйства. До момента санкций и эмбарго многие производители отечественных продуктов не могли даже мечтать, что их продукцию будут продавать в крупных розничных сетях страны. На данном этапе ситуация меняется в сторону поддержки отечественного производителя в условиях сохранения эмбарго и льготного кредитования. Запрет на ввоз продовольствия может стать толчком для притока инвестиций в российский АПК. Но это возможно вслучае уверенности инвесторов в повышении рентабельности агропромышленного комплекса вследствие запрета импорта. Проблема в том, что российский инвестор не может рассчитывать на долгосрочный положительный эффект от запрета. В системе государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей необходимо сформировать адекватный современным требованиям финансовокредитный механизм, особенно в условиях экономических санкций ЕС и США, в котором все уровни господдержки будут связаны действенными инструментами как правового, так и финансовоэкономического характера.

Банковские и кредитные организации должны ориентировать свою деятельность не только на крупные хозяйственные формирования, но и на средний и малый

бизнес, который имеет ограниченный доступ к кредитным ресурсам .Развитие АПК сдерживают высокая кредитная задолженность сельхозпредприятий, высокие инфраструктурные издержки, ограниченная доступность кредитов. В результате многие предприятия, а также крупнейшие агрохолдинги, снижают или сворачивают инвестирование и создание новых производств, направляя ресурсы на модернизацию и повышение эффективности имеющихся активов. Это означает, что внутренних ресурсов и драйверов для ускоренного замещения импорта российский АПК пока не имеет. Для этого требуются дополнительные инвестиции в повышение качества продукции, обновление парка техники отечественного лизинга, освоение новых технологий, введение таможеннотарифных и различных количественных ограничений, что займет немало времени. В этой ситуации драйвером роста будут длинныеденьгив долгосрочныеинвестиционныепроекты.Финансовые ресурсы, направляемые на развитие сельского хозяйства, поспособствуют динамичному росту даннойотрасли. . Самый широкий спектр банковских услуг при диверсификации кредитных продуктов для удовлетворения потребностей фермеров является покупка сельхозтехники по лизинговым программам. В настоящее время особенно в условиях санкций и импортозамещения для АПК России государственная поддержка необходима в виде субсидий, дотаций и различныхльгот по кредитованию.

В РФ выделяют меры прямого и косвенного государственного регулирования(табл.1).Таблица 1Меры прямого и косвенного госрегулирования АПК

Прямое госрегулирование Косвенное госрегулирование

поддержка доходов сельхозпроизводителей, которая заключается в прямых государственных компенсационных платежах

ценовое вмешательство на рынке продовольствия посредством поддержки внутренних цен на сельскохозяйственную продукциюинтервенции при закупе сельхозпродукцииплатежи при ущербе от стихийных бедствий

компенсация издержек сельхозпроизводителей на приобретение средств производства путем предоставления субсидий на приобретение удобрений, ядохимикатов и кормов, ГСМвыплаты процентов по выданным кредитам

Проанализировать и дать реальную оценку государственной поддержки сельского хозяйства непросто. Прямое финансирование сельского хозяйства из федерального бюджета в России пока ниже, чем в США или странах ЕС, однако бюджетными вливаниями поддержкаАПК в России не ограничивается.Государству необходимо поддерживать инновационную деятельность, особенно в сфере АПК, где востребовано льготное кредитование предприятий, а также механизмы стимулирования лизинговых операций.Основной задачей на этапе разработки системы государственного стимулирования АПК является выделение направлений инновационноориентированной аграрной экономики. С учетом специфики сельского хозяйства ученые выделяют следующие типы инноваций в АПК (табл.2). В условиях экономической нестабильности и санкций со стороны Евросоюза и Америки по отношению к продукции сельскохозяйственного происхождения, с которыми сталкиваются не только производства малого и среднего бизнеса, но и крупные сельхозпроизводители, для них имеются затруднения в получении кредита, а лизинг является безопасным способом получить средства для ведения бизнеса и сельского хозяйства. И не смотря на санкции Запада и эмбарго России банки всё равно, предоставляют своим товаропроизводителям кредиты на развитие и поддержку сферы АПК. Но в сложившихся условиях основной проблемой является то, что они выдаются на малый срок, под высокие процентные ставки, что может снизить рентабельность и кредитоспособность производства без должного уровня кредитования и может не дать возможности для импортозамещения. Поэтомунеобходима эффективная система доступного кредитования отечественного сельхозпроизводителя под процент, не превышающий уровень его рентабельности.

Важнейшей задачей государства должно стать формирование ивоспроизводство эффективных субъектов рыночных отношений

реальных собственников, предпринимателей, менеджеров, работников, продавцов, покупателей ит.д. .

Таблица 2Основные направления инновационного развития АПК, входящие в систему государственного стимулирования

Тип инновацийСелекционногенетическиеТехникотехнологические и производственныеОрганизационноуправленческие и экономическиеСоциальныеЭкологическиеИнформационные1.Новые сорта и гибриды сельскохозяйственных растений.

2.Новые породы, типы животных и кроссы птицы.

3.Создание растений и животных, устойчивых к болезням и вредителям, неблагоприятным факторам окружающей среды.1.Использование новой техники.

2.Новые технологии возделывания сельскохозяйственных культур.

3.Новые индустриальные технологии в животноводстве.

4.Новые виды удобрений и их системы.

5.Новые средства защиты растений.

6.Новые ресурсносберегающие технологии производства и хранения пищевых продуктов,направленных на повышение потребительской ценности продуктов питания.7.Внедрение нанотехнологий в аграрном производстве1.Развитие кооперации и формирование интегрированных структур в АПК.

2.Новые формы технического обслуживания и обеспечения ресурсами АПК.

3.Новые формы организации и управления в АПК.

4.Маркетинг инноваций.

5.Создание инновационноконсультативных систем в сфере научнотехнической и инновационной деятельности6.Концепции, методы.1.Формирование системы кадров научнотехнического обеспечения АПК.

2.Улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования и культуры тружеников села.

3. Развитие сельского туризма.

4.Инновационные образовательные проекты в деревне.1.Биологизация и экологизация земледелия

2.Ведение экологического хозяйства.

3.Оздоровление и улучшение качества

окружающей среды.

4.Обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения1.Компьютеризация процессов производства в сельском хозяйстве и управления.

2. Внедрение управления предприятием на основе систем MRP и ERP.

3.Использование GPSсистем спутникового наблюдения и навигации в управлении производственными процессами.

4.Программы охвата сельской местности сетью Интернет Ссылки на источники1. Лосевская С.А., Фролов Р.С. Государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей при участии ОАО «Россельхозбанк» //В сборнике:Экономика.Теория и практика. ПерспективыXXI века/Материалы международной научнопрактической конференции. Саратов, 2014. –С.1113.2. Лосевская С.А., Кулапчина Т.А., Черников А.М.Перспективы развития реального и банковского сектора экономики в условиях импортозамещения. //В сборнике: Современное состояние и приоритетные направления развития аграрной экономики в условиях импортозамещения /Материалы международной научнопрактической конференции. 2015.

3. Лосевская С.А., Фролов Р.С. Влияние продуктового эмбарго на кредитование сельскохозяйственных предприятий и перспективы развития отечественного производства в условиях импортозамещения.//В сборнике: Современное состояние и приоритетные направления развития аграрной экономики в условиях импортозамещения /Материалы международной научнопрактической конференции. 2015. С.320324.4. Нефедова В.Н., Шаталов С.В., Семенченко С.В. Анализ производственных показателей птицеводческих предприятий Ростовской области по данным РОА «Донптицевод» //В сборнике: Инновационные пути импортозамещения продукции АПК /Материалы международной научнопрактической конференции. пос. Персиановский, 2015. –С.4954.5. Нефедова В.Н., Семенченко С.В., Савинова А.А., Дегтярь А.С. Усовершенствование ресурсосберегающих технологий производства яиц современных кроссов //В сборнике: Селекция сельскохозяйственных животных и технология производства продукции животноводства /Материалы международной научнопрактической конференции. пос. Персиановский, 2015. –С.140145.6. Семенченко С.В., Дегтярь А.С., Засемчук И.В., Бахурец А.П. Разработка системы безотходного производства продукции в условиях специализированных птицеводческих хозяйств //Вестник Донского государственного аграрного университета. 2014. №41(14). С.4658.7. Савинова А.А., Семенченко С.В., Фалынскова Н.П. Витамины в животноводстве и ветеринарии //монография. п. Персиановский, 2015.8. Семенченко С.В., Нефедова В.Н., Дегтярь А.С., Засемчук И.В. Разработка технологических проектов для семейных животноводческих ферм //Приволжский научный вестник. 2015. №31(43). –С.7780.9. Ткачев С.М., Семенченко С.В. Альтернативные источники азота при производстве семян вайды красильной //Научнометодический электронный журнал «Концепт». 2015. –Т.8. –С.101105. 10. Семенченко С.В., Савинова А.А., Нефедова В.Н. Эффективность технологии производства биогаза //Инновации в науке, образовании и бизнесе основа эффективного развития АПК /Материалы Международной научнопрактической конференции, посвященной 135летию со дня рождения классика русской зоотехнической науки, организатора и руководителя высшего зоотехнического образования профессора Малигонова А.А.: в 4х томах. п. Персиановский, 2011. С.171174.11. Семенченко С.В. Технология производства продукции козоводства //Методические указания к лабораторнопрактическим занятиям для студентов направления 111100.62 "Зоотехния". п. Персиановский, 2014. 26 с.12. Савинова А.А., Семенченко С.В., Нефедова В.Н. Эффективность технологии переработки цыплят бройлеров //Проблемы и тенденции инновационного развития агропромышленного комплекса и аграрного образования России /Материалы Международной научнопрактической конференции: в 4х томах. п. Персиановский, 2012. С.219221. 13. Федюк В.В., Семенченко С.В., Ильченко Д.В. Репродуктивные качества и показатели резистентности свиноматок в условиях современных свинокомплексов //Инновации в науке. 2014. №37. С.6267.14. Лосевская С.А., Владимирова А.В., Семенченко С.В. Совершенствование лизинговых операций и развитие АПК в условиях санкций //Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2015. №12. –С.5659.15. Лосевская С.А., Владимирова А.В., Семенченко С.В. Усовершенствование лизинговых операций в АПК России в условиях санкций //Культура и образование: от теории к практике. 2015. –Т.1. –С.2226.16. Айтимов А.С., Ахмедов Р.Р., Ахметов Н.М., Бахурец А.П., Билашев Б.А., Дегтярь А.С., Засемчук И.В., Икласова Ж.У., Ихсанов К.А., Нефедова В.Н., Переведенцев Д.А., Савинова А.А., Семенченко С.В. Разработка новых методов, технологий и технических средств в управлении социальноэкономическими системами//коллективная монография /под редакцией С.М. Ахметова. Новосибирск, 2015.17. Нефедова В.Н., Семенченко С.В., Подгорская С.В. Семейная птицеводческая ферма на 250 кур и 500 голов цыплят бройлеров. //Технологический проект, п. Персиановский, 2014.

22 с.18. Дегтярь А.С., Семенченко С.В., Костылев Э.В. Технология производства и переработки продуктов пчеловодства /учебное пособие п. Персиановский, 2014. 84 с.19. Братских В.Г., Семенченко С.В., Нефедова В.Н. Птицеводство //Методические указания для проведения лабораторнопрактических занятий студентами факультета технологии сельскохозяйственного производства по специальности 110401.65 «Зоотехния», направления 111100 –«Зоотехния п. Персиановский, 2011. –115 с.20. Семенченко С.В., Подгорская С.В. Семейная птицеферма на 400 голов утят, выращиваемых на мясо //Технологический проект /Разработчики: Семенченко С.В., Подгорская С.В. п. Персиановский, 2014. 18 с.21. Семенченко С.В. Современные основы исследований в животноводстве //Учебнометодическое пособие предназначено для студентов и специалистов направления "Зоотехния". п. Персиановский, 2014. 73 с.22. Дегтярь А.С., Семенченко С.В., Костылев Э.В. Пчеловодство: Термины и определения /Справочное пособие п. Персиановский, 2014. 20 с.23. Нефедова В.Н., Острикова Э.Е., Семенченко С.В. Программа производственной практики по дисциплине «Птицеводство» //Методические указания по написанию отчета и дневника производственной практики для студентов биотехнологического факультета направления 111100.62 –«Зоотехния» /Нефедова В.Н. п. Персиановский, 2015. –20 с.

Статьи технической тематики из периодических изданий
«Регионального Центра Инновационных Технологий»

Моисеев Владимир Викторович
Импортозамещение: проблемы и перспективы в России

Актуальность импортозамещения в России
в условиях западных санкций

Импортозамещение представляет собой тип экономической стратегии и промышленной политики государства, направленный на защиту внутреннего производителя путем замещения импортируемых промышленных товаров товарами национального производства.

Стратегия импортозамещения предполагает постепенный переход от производства простых товаров к наукоемкой и высокотехнологичной продукции путем повышения уровня развития производства и технологий. Сама по себе стратегия импортозамещения опирается на развитие всего производства, повышение качества производимого товара, технологий применяемых на предприятиях, развитие инноваций. И это особенно актуально для страны, уровень производственных отраслей которой отстает от уровня государств, с которыми она взаимодействует.

Тема импортозамещения наиболее актуальна в настоящее время в связи с западными санкциями против России. Поэтому итогом новой экономической политики в этих сложных условиях должно стать именно импортозамещение, которое позволит в значительной степени минимизировать негативный эффект от антироссийских санкций.
Взятый США курс на изоляцию России - ограничение ее доступа к мировым рынкам, технологиям, финансовым ресурсам, а также большая вероятность дальнейшего расширения такого рода санкций могут привести к тому, что технологическое отставание России от западных стран будет нарастать. Для преодоления этих тенденций России предстоит создать новые механизмы наращивания инвестиций, модернизации технологий, повышения уровня человеческого капитала и качества институтов.

Результатом импортозамещения должно стать повышение конкурентоспособности отечественной продукции посредством стимулирования технологической модернизации производства, повышения его эффективности и освоения новых конкурентоспособных видов продукции с относительно высокой добавленной стоимостью. Разумное решение этой проблемы позволит не только сократить импорт, сохранив в стране значительный объем валютных средств, но и удешевить товары, поддержать отечественного производителя, создать новые рабочие места.

Проблема технологического отставания России сформировалась не сегодня, а на протяжении двух последних десятилетий. Одним из свидетельств нашей технологической зависимости от стран Запада является то обстоятельство, что в товарной структуре импорта из стран дальнего зарубежья на долю машин и оборудования приходится свыше 50%. Сегодня многие отрасли промышленности России очень сильно зависят от иностранного оборудования и технологий производства. Например, доля импорта
- в тяжелом машиностроении составляет от 60 до 80%,
- в легкой промышленности - от 70 до 90%,
- в электронной промышленности - от 80 до 90%,
- в фармацевтической и медицинской промышленности - 70–80% 8 .

Причиной такой импортозависимости стала неверная промышленная стратегия, проводимая в постсоветский период. Достаточно сказать, что результатом такой, с позволения сказать, «стратегии» стало резкое падение объема станков и кузнечно-прессового оборудования, являющихся основой промышленного производства. Если в 1990 г. в нашей стране было произведено 129800 станков, то в 2012 г. только 3200 или всего 2,5% от дореформенного уровня. При этом рост импорта машин, оборудования и транспортных средств увеличился в 15 раз. А в СССР промышленные отрасли привилегированно получали все нужные ресурсы: необходимое оборудование, сырье, материалы и т. д. Научно-исследовательские институты были приравнены к НИИ оборонной промышленности по категориям оплаты научных сотрудников и инженеров, по обеспечению финансирования НИОКР и т. п.

8 Сухарев О. С. Экономическая политика и условия развития технологической базы России // Экономическое возрождение России. - 2014. - № 4(42). - С. 37.

Сегодня наша страна практически прекратила производство основных комплектующих изделий для производства станков и кузнечно-прессового оборудования. Станки с числовым программным управлением почти полностью комплектуются импортируемыми из Германии и Японии системами ЧПУ, датчиками, измерительными системами, роботами, электротехническими и электронными изделиями, гидравлическими системами и т. п. Основными поставщиками комплектующих изделий являются компании «Сименс», «Фанук», «Хайденхайн», «Бош», «Баллуф», «Ренишоу». Технологическая отсталость отечественного станкостроения происходит в первую очередь из-за отсутствия инвестиций в течение длительного времени. Иностранные инвесторы не желают вкладывать в развитие отечественных технологий, которые напрямую составляют конкуренцию их производителям. Единственным инвестором для станкои-нструментальной промышленности, как и для ВПК, может служить только государство, но оно до последнего времени уделяло этой проблеме недостаточно внимания.

Следует отметить, что в России в последние годы немало сделано для поддержки промышленности:
- действуют механизмы государственно-частного партнерства;
- созданы налоговые стимулы для открытия новых производств;
- субсидируются процентные ставки по кредитам, полученным на цели технического перевооружения;
- софинансируются из средств федерального бюджета перспективные НИОКР и государственные капитальные вложения;
- усовершенствована нормативная база.
Но этого недостаточно. Для преодоления технологической зависимости для нас жизненно важна последовательная политика импортозамещения.

В мае 2014 года на Петербургском экономическом форуме Президент Российской Федерации В. В. Путин заявил, что Россия будет проводить активную политику импортозамещения в соответствии с нормами ВТО и обязательствами перед партнерами Евразийского экономического союза. При этом глава государства поставил задачу в короткие сроки проанализировать возможности конкурентного импортозамещения в промышленности и сельском хозяйстве и определить, какие товары для государственных и муниципальных нужд необходимо закупать исключительно или преимущественно у российских производителей, а также у компаний государств - членов Таможенного союза.

В сложившихся обстоятельствах принципиально важным является верное определение приоритетов импортозамещения и концентрация финансовых ресурсов на наиболее перспективных направлениях. Импортозамещение в России не должно сводиться к поддержке «вчерашних технологий» и консервации отставания. Ориентироваться следует на государственную поддержку критически важных технологий - электронных компонентов, станкостроения, оборудования для нефтегазового комплекса, нефтехимии и других. Не менее важны меры организационного характера - создание институтов, способных осуществлять координацию в сфере стратегического планирования и научно-технической политики. Для успешной реализации этих задач требуется эффективная долгосрочная государственная промышленная политика, первоочередной задачей которой является разработка мер законодательного, финансового, организационного и кадрового обеспечения реиндустриализации. Верным шагом в этом направлении является внесение Правительством Российской Федерации в Государственную Думу законопроекта «О промышленной политике в Российской Федерации». Законопроектом предусмотрены новые, не применявшиеся ранее меры, в том числе: налоговые льготы для проектов, включенных в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, обеспечение доступа промышленных предприятий к долгосрочному заемному финансированию на конкурентоспособных условиях, установление специальных налоговых режимов или льгот промышленным кластерам и индустриальным паркам.

Важнейшим новшеством законопроекта является возможность заключения специального инвестиционного контракта между Российской Федерацией и инвестором. При этом инвестор получает широкий пакет льгот и ему гарантируется неизменность условий ведения бизнеса на время действия контракта.

В условиях, связанных с введением санкций, необходимо также найти новые подходы к реализации политики импортозамещения. Так, например, особое внимание необходимо уделять внутренним источникам совершенствования технологий - перспективным разработкам отечественной науки, достижениям лучших отечественных предприятий и отдельных регионов. Необходимо также сопроводить программу импортозамещения принципиально новыми механизмами господдержки.

Создание в сентябре 2014 года фонда развития промышленности для финансирования технического перевооружения ряда отраслей отечественной промышленности - один из многих необходимых шагов в этом направлении. Этот Фонд, нацеленный на модернизацию и строительство новых предприятий в рамках политики импортозамещения, будет получать из бюджета 15–20 млрд.рублей в год.
Основное внимание будет уделено созданию отечественных образцов в приоритетных и критических видах продукции и технологий.
Во-вторых, необходимо наладить проектное финансирование новых производств с долей участия инициатора проекта не больше 15% от его стоимости. Сам проект при этом должен стать предметом залога.

В ряде отраслей, прежде всего в машиностроении, действенными мерами по содействию импортозамещению могут стать госзакупки и стандартизация. Развитие национальных стандартов позволит сократить импорт некачественной продукции, а также мотивировать отечественные предприятия на производство конкурентоспособной продукции. Что касается госзакупок, то федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» разрешается устанавливать запреты и ограничения на закупку импортной продукции, а также преференции для отечественных производителей.

По оценке Правительства России, в случае реализации продуманной политики импортозамещения к 2020 году можно рассчитывать на снижение импортозависимости по разным отраслям промышленности с уровня 70–90% до уровня 50–60%. А в ряде отраслей возможен выход на более низкие показатели. В целом, российским промышленникам понадобится от 6 месяцев до 2,5 лет, чтобы наладить выпуск импортозамещающей продукции.

Реализация программы импортозамещения, по оценкам Минпромторга, позволит российским предприятиям сформировать дополнительный объем производства на сумму свыше 30 млрд.рублей ежегодно, начиная с 2015 года.

С 2016 года Минпромторг России планирует внедрять комплексный проектный подход, который обеспечит создание полного цикла разработки готового продукта: от проведения научно-исследовательских работ до запуска в серийное производство востребованного рынком продукта.

В области программного обеспечения :

В соответствии с поручением Председателя Правительства России Д. Медведева, Минпромторг России совместно с Минкомсвязью России приступили к разработке подпрограммы «Разработка отечественного инженерного программного обеспечения». Документ должен быть подготовлен до 2 июня 2016 года.

Кроме этого, Минпромторг России совместно с другими ведомствами должен представить в Правительство России:
- к 11 февраля 2015 года предложения по организации на территории Российской Федерации производства новых материалов, используемых для изготовления изделий с помощью аддитивных технологий;
- до 31 декабря 2015 года проект национальной технологической инициативы «Новые производственные технологии»;
- до 2 июня 2016 года предложения по созданию проектных консорциумов с международным участием, ориентированных на внешние и внутренние рынки и состоящих, в том числе, из крупных компаний с государственным участием;
- до 2 июня 2016 года подпрограмму «Производство средств производства» в рамках Государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», предусмотрев мероприятия по развитию робототехники, цифрового производства и аддитивных технологий.

В области технологического оборудования в машиностроении (станкостроения) :

Одной из задач, стоящих перед российской промышленностью, является возрождение отечественного станкостроения. Важное значение по содействию импортозамещению имеет принятое в декабре 2013 года постановление Правительства Российской Федерации № 1224, в соответствии с которым Минпромторгом России разработан механизм повышения технологической независимости машиностроительных предприятий от импортного оборудования 9 . Документ предусматривает введение требований по достижению установленных показателей импортозамещения в рамках реализации проектов техперевооружения.

Принято решение, что с 2014 года оборонные предприятия, получающие бюджетные средства, должны быть оснащены отечественным оборудованием. Минимальный уровень оснащенности промышленных оборонных предприятий технологическим оборудованием российского производства за ближайшие пять лет должен вырасти с минимальных 10% до 60%. С этой целью во всех интегрированных структурах планируется создание своих сертифицированных центров для приобретения станочного оборудования и организации скоординированной системы закупок.

В последние четыре года благодаря госпрограмме «Развитие станкостроения и инструментальной промышленности на 2011-2016 годы» было создано свыше ста образцов новых станков и высокотехнологичного твердосплавного сбора инструмента, которые полностью готовы к внедрению в серийное производство.

9 Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. № 1224 «Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства».

Таким образом, благодаря указаниям Президента России В. В. Путина в нашей стране, несмотря на трудное экономическое положение и ограниченные финансы в условиях западных санкций начался процесс импортозамещения. Принятые программы в этой области стали реализовываться. Предстоит большая работа по импортозамещению в отраслях российской экономики. При решении проблемы импортозамещения требуется комплексный подход с учетом всех факторов и особенностей страны. Реализовываться эта программа должна по трем направлениям.

Первое должно охватывать импортные товары, аналоги которых производятся в РФ в недостаточном количестве. С этой целью необходимо ставить задачу модернизации действующих производств таким образом, чтобы увеличить выпуск потребной продукции.

Второе направление охватывает импортные товары, которые в стране не производятся, но выпуск которых можно и нужно освоить в сжатые сроки. Соответственно, на этом уровне целесообразна постановка задач создания новых современных импортозамещающих производств с гарантией конкурентоспособности, как минимум, на внутреннем рынке.

Наконец, третье направление включает изделия и товары, не производимые в РФ, поскольку их импортозамещение экономически невыгодно или невозможно в силу объективных причин. Такие товары необходимо относить к так называемому критическому импорту, и главная задача на этом направлении - сократить потребление такой группы товаров, изучить и применять возможности непрямого замещения.

Основными критериями процесса импортозамещения должны служить экономическая, социальная и стратегическая целесообразности. Если западные страны в качестве санкций запретят экспорт жизненно важных лекарств в Россию, что станет с российскими больными, страдающими сахарным диабетом, сердечнососудистыми, раковыми и другими заболеваниями? По статистике, в нашей стране необходимых лекарств производится менее четверти от потребности!

Актуальность импортозамещения в России в условиях западных санкций
Моисеев Владимир Викторович. Импортозамещение: проблемы и перспективы в России