Глобальная региональная и межрегиональная интеграция. Межрегиональная интеграция на пространстве ШOC

  • 11.12.2019

Отделение международных отношений Историко-архивного института и кафедра стран постсоветского зарубежья объявляют набор на специализированную магистерскую программу «Межрегиональная интеграция на пространстве Шанхайской организации сотрудничества» по направлению «Зарубежное регионоведение»

Направление: Зарубежное регионоведение

Специализированная магистерская программа, направленная на углубление навыков и знаний в области международной интеграции и современных глобальных и региональных процессов

Межрегиональная интеграция на пространстве ШОС

Квалификация (степень): магистр зарубежного регионоведения

Условия приема: наличие диплома бакалавра или специалиста

Форма обучения: очная

Срок обучения: 2 года в РГГУ.

не более 18 академических часов в неделю

Итоговая аттестация: государственный экзамен и защита магистерской диссертации

Аннотация
Магистерская программа «Межрегиональная интеграция на пространстве ШОС» рассчитана на лиц, получивших степень бакалавра в сфере гуманитарных и социальных наук, а также на специалистов по направлению «История», «Международные отношения», «Политология», «Экономика», «Юриспруденция». Программа направлена на формирование у магистрантов комплексных знаний о механизмах формирования и хода интеграционных процессов в условиях современных процессов глобализации и регионализации. МП выступает как инновационный проект, нацеленный на реализацию современных методологий экспертного анализа международной обстановки и интеграционных процессов, использующихся в России и за рубежом.
Программа предлагает студентам:

  • Получение знаний в области зарождения, развития, моделирования и прогнозирования международных интеграционных процессов
  • Обучение не только на методологическом, теоретическом уровне, но и широкое использование практикумов, ситуативных семинаров, ролевых игр, прикладных форм деятельности
  • Возможность проходить практику в государственных структурах и международных организациях
  • Возможность получить серьезную подготовку по иностранному языку, а также лекции и семинары на иностранном языке
  • Подготовку к дальнейшей информационно-аналитической, экспертной деятельности в российских и зарубежных правительственных и неправительственных организациях, в медийной области и связей с общественностью, бизнес структурах, международных и аналитических отделах.
  • Подготовку к получению степени кандидата наук в РГГУ, других российских университетах или докторанта в зарубежных университетах.

Отличительной особенностью МП «Межрегиональная интеграция на пространстве ШОС» является ее нацеленность на широкий спектр методов и методологий системного анализа с учетом зарубежного и российского опыта, привлечение не только теоретиков, но и экспертов-практиков. Оригинальность учебного плана состоит в том, что он построен на основе развивающих инновационных форм обучения, а также - тесной работе магистранта с преподавателем в формате мастер-классов и индивидуальных консультаций. В ходе освоения МП «Межрегиональная интеграция на пространстве ШОС» магистранты получают углубленные знания и методические навыки в области прикладного анализа, экономических, социальных, политических и гуманитарных процессов на макроуровне, а также региональном и страноведческом. Обязательным условием является комплексная языковая подготовка. Курсы читают ведущие специалисты РГГУ, МГИМО, МГУ, Дипломатической Академии, департаментов МИДа, а также ведущие эксперты-аналитики из профильных центров.


Контент страницы

Глобализация и регионализация в настоящее время являются важнейшими тенденциями развития мировой экономики. Оба процесса в значительной степени дополняют друг друга, но, при этом, характеризуются и определенными противоречиями. Существующие в мире противоречия основываются на различиях интересов стран и в значительной степени обусловливаются различиями в уровнях экономического развития. При этом усиление конкуренции за рынки сбыта и источники сырья обуславливает необходимость кооперации и консолидации хозяйств территориально сопряженных стран.

До начала глобального финансово-экономического кризиса в работах российских специалистов преобладала точка зрения, что развитие постсоветской интеграции должно происходить на основе повторения опыта стран ЕС с преимущественным упором на глобальную интеграцию, а не на развитии связей на постсоветском пространстве. Однако по мере усиления противоречий глобализации происходит углубление особых преференциальных отношений между государствами на региональном уровне, что находит свое воплощение в создании зон свободной торговли и таможенных союзов. В рамках подобных региональных объединений достигается беспошлинная торговля, интенсифицируется взаимный товарооборот и происходит постепенная консолидация хозяйств соседних стран. Такая ситуация характерна для всех регионов мира. Так, в зоне АТР активно развиваются интеграционные связи в восточноазиатском регионе в формате «АСЕАН+» и особенно в связанном этнической общностью субрегионе «Большого Китая» (КНР, Тайвань, Гонконг, Макао, Сингапур). Как отмечает Р. Лоуренс, для интеграции в Азии характерны собственные закономерности и движущие силы и совсем необязательно, что она пойдет по общепризнанной европейской модели.

Одной из наиболее актуальных проблем последних лет являются вопросы взаимодействия стран –участников региональной интеграции в контексте общепризнанных правовых норм Всемирной торговой организации, регулирующих вопросы интеграции на региональном уровне. Данные правила, в основном сосредоточены в статье XIV ГАТТ « Территориальное применение – приграничная торговля - таможенные союзы и зоны свободной торговли», где содержатся основные требования ВТО к зонам свободной торговли и таможенным союзам.

Согласно правилам ВТО под таможенным союзом понимается замена двух и более таможенных территорий на одну, когда ограничительные меры торгового регулирования отменяются отношении, в основном, всей торговли между территориями, составляющими таможенный союз и каждый член союза применяет одни и те же меры государственного регулирования торговли в отношении третьих стран. Как отмечает В.Д. Баранов, основные противоречия вызывает формулировка « в основном вся торговля». В нормативных документах ВТО по вопросам интеграции данное понятие не уточнено, что позволяет органам ВТО на переговорах о присоединении давать самые различные толкования.

Наличие глобального и регионального уровней международных экономических отношений, вступление в ВТО и участие в интеграционных процессах на постсоветском пространстве ставит перед Россией комплекс задач, связанных с поиском оптимальных направлений торгово-экономического взаимодействия со своими партнерами, что в конечном счете должно определяться потребностями модернизации и повышения конкурентоспособности национальной экономики, соответствуя при этом критериям и нормам Всемирной торговой организации.

Необходимо отметить, что подобного рода задачи стоят не только перед Россией. Как отмечет С.И. Рекорд, после глобального экономического кризиса на глобальном и региональном уровнях возникает достаточно много проблем, которые меняют повестку дня, причем как на практическом, так и на научном уровнях, дня в отношении дальнейшего развития интеграционных процессов. Среди этих проблем выделяются: снижение эффективности развитых интеграционных группировок (в частности, Европейского союза и еврозоны), которые не справляются с внешними и внутренними вызовами; несостоятельность неолиберальной модели развития, которая не способна обеспечить стабильность экономических систем; обостряющаяся борьба ведущих глобальных игроков за природные, финансовые и информационные ресурсы, что требует осуществлять постоянный мониторинг международных экономических процессов и корректировать внешнеэкономическую стратегию, опираясь на более глубокие теоретические подходы.

Большинство теоретиков интеграции сходятся во мнении, что начальными формами экономической интеграции являются зона свободной торговли и таможенный союз, далее следуют стадии общего рынка, экономического и валютного союза, а завершает процесс полное экономическое объединение интегрирующихся стран. Отмена таможенных пошлин, постепенное формирование единой экономической политики способствует развитию экономических связей и хозяйственному росту членов интеграционного сообщества, а также возможностям противостоять внешним негативным экономическим явлениям, вызванным процессами глобализации.

Общепризнанным фактом в настоящее время является то, что формирование новой архитектуры мировой экономики, вызванное процессами глобализации и сопровождающими их кризисными потрясениями последнего десятилетия, требуют поиска новых моделей коллективного соразвития. В таких условиях в целом ряде регионов мира, включая зону АТР, Северную и Южную Америку, Европу предпринимаются меры по укреплению региональных экономических союзов.

В качестве одной из приоритетных задач российской экономической политики, которая рассматривается в контексте необходимости создания механизмов долгосрочного развития является активизация интеграционных связей на постсоветском пространстве в рамках Евразийского экономического пространства(ЕЭП).

Основными целями формирования ЕЭП должны стать создание и эффективное функционирование общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы; создание единых транспортных, энергетических и информационных систем; создание общей системы государственной поддержки приоритетных отраслей промышленности; развитие промышленной и научно-технической кооперации. По словам академика РАН С.Ю. Глазьева, евразийский интеграционный процесс призван стать частью политики экономического развития России и необходимым условием формирования общей экономической политики стран-участников.

К настоящему времени в основном завершено создание общего рынка товаров и активизированы усилия по обеспечению его эффективной работы. Дальнейшее развитие интеграционных процессов связано с созданием общего рынка услуг, капиталов и рабочей силы, что предполагается создать за период предстоящих трех лет. В базовых документах государств-членов определено, что услуги будут предоставляться на основе национального режима доступа на рынок и будет проводиться согласованная политика в области торговли услугами в отношении третьих стран.

Одновременно предпринимаются усилия на создание общего рынка капиталов. Для этого в настоящее время формируется механизм, обеспечивающий свободное перемещение капитала и равный доступ на рынок финансовых услуг на основе предоставления национального режима, а также предпринимаются меры для расширения использования национальных валют стран-членов ЕЭП во внешнеторговых платежах.


Pobert Lowrence . China and the Multilateral Trading System./ China, Asia and the New World Economy. Edited by Barry Eichengreen and Charles Wyplosz, New York, Oxford University Press, 2008, p.155

Баранов В.Д. В ВТО-тройственным таможенным союзом: намерения и реальность// Мировая экономика и международные отношения, 2010, № 3, с. 67

Рекорд С.И. Мезоэкономический синтез концепций кластерного развития и международной экономической интеграции.Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. Санкт-Петербург, 2013, с. 42

Глазьев С.Ю. О целях, проблемах и мерах государственной политики развития и интеграции. Научный доклад. М.: РАН. Научный совет по моплексным проблемам Евразийской экономической интеграции, конкурентоспособности и устойчивому развитию, 2013, с.46​

Лекция 5. Сущность межрегиональных связей и межрегиональная интеграция

Сущность и формы межрегиональных связей

Развитие регионального комплекса происходит не обособленно, а во взаимосвязи и взаимообусловленности с другими регионами и внешним миром. Межрегиональные экономические связи представляют собой систему экономических отношений и интересов регионов, развивающихся в процессе функционирования общественного производства, обусловленную разделением общественного труда и специализацией производства, размещением производительных сил и природно-географическими условиями. Межрегиональные связи представлены на уровнях:

Отдельных предприятий, организаций, фирм, отдельных граждан, осуществляющих внешне региональные социально-экономические операции;

Производственных комплексов, отраслей, муниципальных территориальных образований (городов, районов);

Регионов.

Формы межрегиональных экономических связей. Основными формами межрегиональных экономических связей в условиях рынка являются материальный товарообмен результатами труда, взаимовыгодное выполнение регионами работ и услуг, совместное проведение работ производственного и непроизводственного характера, развитие межрегионального туризма, проведение одинаковой региональной налоговой, демографической политики, политики ценообразования.

Благодаря межрегиональным экономическим связям формируются системы взаимодействующих регионов, осуществляется функционирование национальной и мировой экономики. Ослабление межрегиональных экономических связей не позволяет использовать преимущества взаимного дополнения региональной экономики и создает угрозу экономической целостности государства.

Исторический путь межрегионального сотрудничества. Начавшаяся в конце 1980-х гг. тенденция территориальной дезинтеграции российской экономики привела к сокращению и распаду прежних хозяйственных связей между регионами и бывшими республиками СССР, не восполняемых внешней торговлей.

Нормальный товарообмен был заменен бартером, снизилась интенсивность межрегионального обмена по основным видам товаров. Рост транспортных тарифов сделал нерентабельными устоявшиеся хозяйственные связи окраинных регионов, создав опасность их обособления от экономического ядра России.

Резкий переход к либерализации внешней торговли привел к замене взаимного обмена между регионами на экспортно-импортные операции, к резкому сокращению межрегиональных связей, деформации отраслевой и территориальной структуры, резкому падению производства в большинстве отраслей обрабатывающей промышленности и в сельском хозяйстве, увеличению дифференциации доходов населения, росту безработицы, что, в свою очередь, обусловило изменения в структуре и интенсивности межрегионального экономического оборота, а также в социально-экономическом положении отдельных регионов.

В настоящее время регионам России предоставлено право самостоятельно решать экономические проблемы, устанавливать межрегиональные и внешнеэкономические связи. Межрегиональные экономические связи должны предполагать взаимовыгодный межрегиональный обмен продукцией, который регулируется соглашениями между субъектами РФ, городами, отдельными предприятиями:

Важную роль в развитии межрегионального, обмена в современных переходных условиях играет государственное регулирование. Но так как основными субъектами межрегиональных экономических отношений стали предприятия, то функции государственных федеральных и региональных органов управления ограничиваются в основном созданием благоприятных условий для развития межрегиональных взаимодействий.

Проводимые в регионах реформы должны соответствовать общегосударственным интересам и не наносить ущерба другим регионам, что не всегда выполняется. Используя права свободного экономического развития, регионы вырабатывают свои модели экономического поведения: регионы с развитым аграрным сектором, обеспечивающим внутренние потребности в сельскохозяйственной продукции, устанавливают высокие закупочные цены на продукцию, сокращают межрегиональные экономические связи и переводят их на бартерную основу в целях сдерживания падения потребления и роста цен на продовольствие; регионы, обладающие богатыми природными ресурсами, выходят самостоятельно на мировой рынок; регионы с преобладанием добывающих отраслей промышленности и со слаборазвитым сельским хозяйством стремятся организовать бартер как с индустриальными, так и с сельскохозяйственными государствами и регионами в целях смягчения социальных последствий кризиса.

Социально-экономический кризис в России привел к нарастающим противоречиям в отношениях между регионами, которые проявляются в следующем: в регионах с неразвитой экономикой, представляющих собой замкнутые системы, формируются региональные рынки, обслуживающие предприятия и население только данного региона. В регионах с развитой промышленностью, открытой экономикой предпочтение отдается поставкам продукции не на внутренний рынок России, а за рубеж, что является экономически более выгодным.

Процесс укрепления внутри регионального рынка заключается в стремлении регионов наладить в своих пределах выпуск продукции для обеспечения повседневных нужд населения и устойчивой работы предприятий.

Однако емкость, структура регионального рынка определяются не только производимой в данном регионе продукцией, но и продукцией, приобретаемой в других регионах и за рубежом. Поэтому региональные рынки нельзя рассматривать обособленно от общероссийского рынка и внешнеэкономических связей. Развитие обмена, горизонтальных связей между регионами является основой формирования территориальных рынков.

В современных условиях возрастает роль внешнеэкономического фактора в развитии экономики страны в целом и отдельных регионов, внешнеэкономическая деятельность принимает все более открытый характер. Заметно расширяется количество участников внешнеэкономических отношений, так как право на внешнеэкономическую деятельность получили непосредственно субъекты РФ, отдельные предприятия и компании.

Однако либерализация внешней торговли оказала негативное влияние на межрегиональные экономические связи и основные показатели развития экономики российских регионов, что привело к переориентации регионов на торговлю с зарубежными странами, увеличению объемов экспорта и импорта при падении объемов отечественного производства, вытеснению импортом отечественных товаропроизводителей с внутреннего рынка, преобладанию в российском экспорте сырьевых ресурсов, а в импорте - потребительских товаров и, в конечном счете, к подавлению внешней торговлей межрегиональных поставок.

Опережающий рост транспортных тарифов по сравнению с ценами на перевозимую продукцию, сокращение объемов работы транспорта, объемов производства и общей емкости товарных рынков, потеря конкурентоспособности многих производств на внутреннем рынке привели к ускоренному падению межрегионального обмена, причем падение межрегионального обмена происходило быстрее, чем падание производства.

Межрегиональная интеграция и ее институты

Необходимо использовать имеющиеся в регионах широкие возможности для дальнейшего развития межрегиональных связей и всемерного расширения внешнеэкономических отношений на основе договоров, соглашений; устанавливать прямые контакты с крупными финансовыми институтами, с целью привлечения потенциальных инвесторов в регионы; искать партнеров по производству основных товаров; продвигаться на региональные, российские и международные рынки сбыта продукции предприятий региона.

Совершенствование межрегиональных экономических связей предполагает широкое использование возможностей новых организационных форм экономического сотрудничества или межрегиональной интеграции.

Межрегиональная интеграция - это территориальная интеграция определенного масштаба и в определенных пространственно-временных рамках. Развитая межрегиональная интеграция составляет фундамент единого экономического пространства страны (что, в свою очередь, составляет основу единства государства), где на равных и с взаимной выгодой взаимодействуют федеральный центр, регионы; производители товаров и услуг и население.

Среди экономических, политических и культурных аспектов интеграционных межрегиональных процессов особое значение имеет экономическая интеграция. Важнейшей формой межрегионального сотрудничества является взаимодействие предприятий и организаций разных регионов страны.

Создание структур и институтов, поддерживающих различные формы интеграционных процессов, может осуществляться в различных формах: от формирования различных ассоциативных организаций («мягкая» форма межрегиональной интеграции) до создания в макрорегионах государственных структур и межрегиональных органов исполнительной и законодательной власти («жесткая» форма). «Жесткие» формы и институты межрегиональной интеграции в своей завершенной форме могут привести к изменению Конституции РФ и к кардинальному изменению административно-территориального деления страны.

По сути, речь может идти о новой модели федеративного государственного устройства России, в которую вводятся в качестве новых важнейших элементов крупные экономические районы (другие варианты - «федеральные округа», «макрорегионы», «губернаторства» и т. д.) со всеми атрибутами государственных образований (законодательной, исполнительной, судебной властью, собственной конституцией, гимном, флагом, гражданством и пр.).

В более ослабленной форме «жесткие» институты межрегиональной интеграции могут формироваться в макрорегионах в виде государственных институтов исполнительной власти (например, наподобие бывших совнархозов). Это может быть своеобразное межрегиональное «правительство» с достаточно широким кругом полномочий, делегированных как с федерального уровня, так и с уровня субъектов Федерации, входящих в данный макрорегион.

В принципе возникновение таких форм и институтов не противоречит нынешней Конституции РФ, в которой говорится о возможности взаимного делегирования полномочий органов исполнительной власти сверху вниз и снизу-вверх. По взаимному согласию федеральный центр и субъекты Федерации могут договориться, что это делегирование может закрепиться за промежуточным - межрегиональным - уровнем.

Все дело именно в характере этих полномочий и задачах новых межрегиональных структур. Поскольку подобное институциональное оформление межрегиональной интеграции не требует создания органов законодательной и судебной власти, снимается вопрос о том, является ли территория, на которую распространяется сфера управления подобных межрегиональных «правительств», субъектом Федерации и как быть с существующими субъектами Федерации, находящимися на этой территории: Отсутствие необходимости изменения федеративной структуры государства в этом случае является безусловным преимуществом такого подхода по сравнению с максималистским вариантом «жесткой» интеграции.

Если принять, что крайним вариантом институтов «мягкой» интеграции могут быть ассоциативные объединения, работающие на общественных началах и играющие сугубо информационную или пропагандистскую роль в регулировании интеграционных процессов нескольких субъектов Федерации, то все остальные формы и институты будут занимать промежуточное положение между этими крайними границами (например, к ним относятся формы экономической интеграции товаропроизводителей и сфер рыночной инфраструктуры).

Современный вариант реформирования системы государственного устройства страны можно отнести к промежуточному. Пока основным направлением деятельности современных генерал-губернаторов является осуществление «межрегиональной экспертизы» федеральных законов. По какому варианту пойдет дальнейшее развитие межрегиональной интеграции - пока остается вопросом.

Межрегиональная интеграция - процесс создания новой, более общей надсистемы, которая образуется на базе объединения ряда подсистем (регионов одного или нескольких государств), взаимодействующих между собой в социально-экономической, политической и иных сферах. При этом происходит объединение некоторых общих функций, решаются общие задачи, разрабатывается стратегия и совместные программы развития, что в итоге приводит к полному или частичному организационному слиянию в единый интегрированный регион.

Таким образом, полная межрегиональная интеграция подразумевает создание нового субъекта федерации.

Интегрированный регион (результат процесса межрегиональной интеграции) - новый более крупный субъект федерации, образованный путем полного или частичного организационного слияния более мелких субъектов с целью получения синергетического эффекта, оптимизации управления и проведения более эффективной социально-экономической политики в федерации.

Приведем основные признаки интеграции каждого вида.

1. Виды интеграции по охвату территории и институтов:

Макроэкономическая (или региональная) интеграция - это процесс хозяйственного и политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между отдельными национальными хозяйствами. Он характеризуется сращиванием национальных рынков товаров, услуг, капиталов и рабочей силы различных государств, формированием целостного рыночного пространства с единой финансово-валютной системой, единой, в основном, правовой системой, созданием наднациональных органов управления и т. д.

Мезоэкономическая (или межрегиональная) интеграция - процесс создания новой вышестоящей системы, которая образуется на базе объединения ряда подсистем (регионов одного или нескольких государств), взаимодействующих между собой в социально-экономической, политической и иных сферах. При этом происходит объединение некоторых общих функций, решаются общие задачи, разрабатывается стратегия и совместные программы развития, что в итоге приводит к полному или частичному организационному слиянию в единый интегрированный регион.

Микроэкономическая (или локальная) интеграция - процесс слияний и поглощений на уровне предприятий или производственных отраслей одного региона или государства в целом. Содержит в основном экономическую составляющую интеграции. Основными причинами микроэкономической интеграции можно назвать: стремление получить и усилить синергетический эффект и эффект масштаба, сократить трансакционные издержки и пр.

2. По источникам инициации:

Интеграция «сверху» (авторитарная или традиционная модель) - подразумевает властное решение на уровне правительственных кругов, обусловленное такими высшими государственными интересами, как геополитическая стратегия, обеспечение национальной безопасности, выстраивание «вертикали власти», решение этнических, социальных и других проблем.

Интеграция «снизу» (рыночная модель) - официальное закрепление создания некоего единства (субъект федерации, союз и пр.), возникшего на определенном этапе развития общества в силу совокупности ряда предпосылок политического, экономического и социально-культурного характера.

3. Виды интеграции в зависимости от сферы приложения:

- Экономическая - подразумевает образование единого экономического пространства, устраняющего ограничения свободного перемещения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы, консолидации производства и продуманной политики размещения производственных мощностей; создание благополучного инвестиционного климата и т. д.

Политическая - это объективный процесс, позволяющий достичь взаимовыгодных результатов с меньшими издержками для всех субъектов-участников. Он требует образования формальных или неформальных институтов для принятия совместных решений. Он также предполагает высокий уровень осознания политическими единицами общности интересов и ценностей, наличие устойчивых взаимных ожиданий. Этот процесс может протекать на местном, национальном и международном уровнях.

Социальная - предполагает сближение, преодоление разобщенности, а также изменение структуры социума за счет разворачивающихся процессов интеграции. Социальная интеграция консолидирует капитал общественности, духовности, толерантности, коммуникативности, снижает социальную напряженность и т. д. Это позволяет проводить согласованную политику в области образования, здравоохранения, культуры, создать необходимую систему мер по охране прав человека и социальной защите населения.

Культурная - предполагает создание единого культурного пространства, расширение международных и межнациональных культурных связей, создание новых механизмов социализации, инкультурации и самореализации личности. Усиливается личностная, эмоциональная и эстетическая согласованность между культурными значениями. Возможно создание единых библиотечных, архивных, музейных фондов и т. д.

4. По степени интегрированности:

Интеграция на принципах ассоциаций - предполагает сохранение экономической и политической автономии контрагентов. При этом хозяйствующий субъект-контрагент не подвергается управляющему воздействию наднациональных или надрегиональных властных институтов. Здесь возникают такие формы сотрудничества, как ассоциации, союзы и стратегические альянсы.

Интеграция на принципах агломераций - объединение образуется в результате частичной или полной централизации бюджетов субъектов интеграции, образовании наднациональных или надрегиональных властных институтов, проводящих скоординированную политику во всех сферах деятельности хозяйствующих субъектов-контрагентов (вплоть до полного слияния).

5. По особенностям проявления в многосоставных обществах:

Гетерогенная - означает, что границы, разделяющие общества на сегменты, становятся более прозрачными (но не исчезают) при установлении границ общественного единства. Возникающее согласие между этими сегментами общества используется для достижения определенных целей (чаще всего это защита от внешних врагов). Подобные соглашения и договоры, сопровождающиеся усилением политических, экономических и социально-культурных связей, несут в себе потенциал федерализма. Отличительным признаком гетерогенной интеграции является постоянное продуцирование консенсуса, что связано с постепенным увеличением дифференциации интересов различных сегментов общества.

Автономная - это процесс единения внутри автономной единицы, (подразумевается наличие гомогенного общества). В отличие от гетерогенной интеграции, здесь потенциал конфликта распределения властных полномочий внутри интегрированного целого носит менее агрессивный характер, поэтому данное объединение более устойчиво и стабильно.

Основными признаками межрегиональной интеграции по принципу агломерации, продолжая исследования процессов региональной и межрегиональной интеграции российских ученых (О. Буториной, М. Стежневой и др.), можно назвать следующие:

1. Объединение регионов в интегрированный регион рождает новое качество, которое было бы невозможно (или неизмеримо трудно) получить на индивидуальной основе. Интеграция представляется игрой с положительной суммой, что делает ее выгодной как для каждого участника, так и для группировки в целом. Условием нормальной интеграции считается синергетический эффект, т.е. получение такой силы, которая превышает сумму индивидуальных сил.

2. Новое объединение выделяется из остального мира и тем или иным образом обособляется от него. Так, создание таможенного союза предполагает устранение таможенных барьеров между странами-участницами и введение единого таможенного барьера по отношению к третьим государствам. То же справедливо и на региональном уровне. Например, установление более «мягких» тарифов на электроэнергию на территории всего интегрированного региона, проведение единой политики по отношению к другим регионам и государствам.

3. Добровольный и партнерский характер объединения. Стихийное усиление взаимозависимости регионов (например, вследствие активной межрегиональной торговли или деятельности крупных предприятий и фирм), как считают многие исследователи, нельзя считать интеграцией. Интеграция - дело сугубо добровольное, на которое участники этого процесса идут сознательно. Поэтому силовое объединение территорий не может называться интеграцией.

4. Межрегиональная интеграция распространяется на различные области как внешней, так и внутренней политики регионов-участников. Этим она отличается от межрегиональных организаций и других форм межрегионального сотрудничества, которые обычно имеют только одну сферу деятельности. Интеграционные же объединения всегда имеют политическую и экономическую составляющие, а также распространяют свою деятельность на другие области: право, экологию, миграцию населения, науку и технику, образование.

5. Межрегиональная интеграция строится на осознании ее участниками общности их будущей исторической судьбы, т.е. здесь чувство политической общности направлено не в прошлое, а исключительно в будущее. Общие черты исторического развития важны для интеграции только с точки зрения их современных результатов. Помимо этого нужен еще один, стержневой, элемент - общее представление о настоящей и будущей глобальной идентичности.

6. Межрегиональная интеграция определяется как объединение с наднациональными (надрегиональными) органами управления, т.е. с центральными органами власти, пользующимися лояльностью наряду с другими властными структурами. Этот признак мы выдвигаем вслед за последователями новой институциональной теории, которые придают ему первостепенное значение.

7. Понимание межрегиональной интеграции как проявления глобализации дает основание полагать, что ее глубинной движущей силой является не только стремление к безопасности или решение этнических проблем, но, главным образом, стремление участников объединения попасть в лучшую страту (или совместно сформировать лучшую страту), нежели та, к которой они объективно принадлежали бы без интеграции. Это означает укрепление позиций каждого региона-участника в наиболее важных для данного этапа стратификации областях или в областях, где у региона имеются для этого наибольшие возможности.

Все это дает основание полагать, что только интегрированное объединение на принципах агломерации может называться интегрированным регионом и давать соответствующий эффект.

Рационально и гармонично развиваться в нынешнем качестве в жестких условиях реальности рыночной экономики многие из этих республик, краев, областей и округов просто не способны. Таким образом, становится очевидным, что новые преобразования административно-территориального устройства страны в современных условиях рыночной экономики требуют использования рыночной модели, т. е. интеграции «снизу».

Анализ современных межрегиональных интеграционных тенденций в нашей стране позволяет нам выделить, помимо государства (интеграция «сверху»), еще три движущие силы процесса объединения регионов, которые позволяют нам говорить о возможности интеграции «снизу». Их наличие также доказывает возможность проведения эффективного и относительно безболезненного процесса создания интегрированных регионов на территории нашего государства на принципах демократии и общего блага. Основные движущие силы и их жизненно важные интересы, связанные с предстоящей интеграцией, можно представить следующим образом:

Государство

1. Геополитические интересы.

2. Геоэкономические интересы.

3. Национальная безопасность и оборона.

4. Оптимизация управления.

5. Экономическое оздоровление регионов.

6. Обеспечение устойчивого развития регионов.

7. Создание единого экономического пространства.

8. Снижение социальной напряженности.

Субъекты федерации

1. Обретение экономической стабильности и самостоятельности.

2. Обретение определенной независимости от политики Федерального Центра.

3. Обеспечение внешнеэкономической и политической безопасности регионов.

4. Повышение управляемости, усиление координации и контроля, сокращение бюрократического аппарата.

5. Возможности реализации масштабных проектов.

6. Возможность более рационального и эффективного использования всех региональных ресурсов.

7. Возможность выхода из депрессивного состояния.

8. Восстановление и укрепление экономических связей.

9. Объединение искусственно созданных регионов с точки зрения производственных цепочек.

10. Возможность создания крупных интеграционных структур в промышленности, сельском хозяйстве, образовании, здравоохранении, сфере услуг и т. п.

11. Повышение конкурентоспособности.

12. Повышение инвестиционной привлекательности.

13. Обмен опытом, устранение региональной ограниченности и консервативности.

Общество

1. Возможность дальнейшего развития демократических институтов, реализация истинных принципов демократии.

2. Налаживание более дружественных отношений, укрепление сотрудничества в культурной, научной, социальной, политической и других областях.

3. Возможности социальной и культурной интеграции населения.

4. Повышение уровня жизни населения, появление новых рабочих мест, устранение ограничений на миграцию рабочей силы и т. п.

5. Усиление координации и контроля в области экологии и охраны окружающей среды.

Частный сектор (бизнес-структуры)

1. Повышение производительности труда на основе более качественного и обоснованного разделения труда и межрегиональной специализации.

2. Расширение границ хозяйственного пространства.

3. Увеличение размеров рынка.

4. Ликвидация ограничений на перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.

5. Экономия, обусловленная увеличением масштабов деятельности.

6. Возможность минимизации трансакционных издержек.

7. Восстановление кооперационных связей между предприятиями и институциональных связей с другими организациями.

8. Унификация торговых, финансовых, налоговых и прочих правил и норм.

9. Возможность создания единой энергетической и транспортной инфраструктуры.

Не менее важно и то утверждение, что эффективно интегрированный регион для получения возможности максимального использования всего своего потенциала должен сочетать в себе все признаки экономической, политической, социальной и культурной интеграции.

Таким образом, при соблюдении всех необходимых условий доля вероятности создания эффективно интегрированного региона очень высока. Эффективно интегрированный регион получает возможность максимально использовать весь свой имеющийся потенциал для саморазвития и развития всего государства в целом. Однако процесс интеграции должен быть максимально взвешенным и продуманным с учетом всевозможных рисков, использования международного опыта и собственной специфики регионов.

В рамках межрегиональной интеграции создаются различные структуры и институты , которые поддерживают различные формы интеграционных процессов. «Мягкая» форма (формирование ассоциаций) и «жесткая» интеграция – создание межрегиональных структур и межрегиональных ОИВ. Жесткие формы и институты в завершающей стадии могут привести к изменению административно-территориального деления страны. Речь может пойти о формировании новой модели федеративного государственного управления, конфедеративного ГУ на основе федеральных округов на макроуровне.

Крайним вариантом «мягкой» интеграции являются ассоциации, объединения, играющие информационную и пропагандирующую роль в нескольких субъектах РФ («Сибирское соглашение», «Возрождение Урала», «Большая Волга» и т.д.). Современный вариант межрегиональной интеграции это – смесь «жесткой» и «мягкой» форм, выражающийся в создании координационных органов. Имеются отдельные примеры такого взаимодействия – «Пермский проект».

Наиболее значимыми формами межрегиональной интеграции, которые возникли в начале 90-х, как реакция на бездействие региональных властей в области региональной политики, являются межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия.

Согласно Федеральному закону от 17 декабря 1999 г. «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимо­действия субъектов РФ»: Ассоциация экономического взаимодействия (АЭВ) субъектов РФ - некоммерческая организация, учредителями которой являют­ся органы государственной власти субъектов РФ и которая создается на доб­ровольной основе в целях межрегиональной интеграции и социально- экономического развития субъектов РФ.

Они начали формироваться с 1991 года, и в 1992 году центр тяжести ассоциаций сместился в экономическую сферу.

Основные причины образования:

Разрушение единого народнохозяйственного комплекса бывшего Со­ветского Союза;

Необходимость складывания новых отношений между федеральными, региональными и местными уровнями власти;

Потребность в налаживании хозяйственных связей, информационном обмене между территориями, координации действий и другие.

Ассоциации четко представляют специфику хозяйства регионов, по­требности территорий в инвестициях. Это даёт им возможность находить встречные потоки свободных средств как внутри региона, так и за его преде­лами. Члены ассоциаций мобилизуют финансовые ресурсы для поддержки приоритетных программ развития территорий. Во многих случаях действия ассоциаций более эффективны, чем действия отдельно взятых субъектов РФ.

Основными целями и задачами ассоциаций являются:

1. обеспечение необходимых условий для эффективного взаимодей­ствия субъектов РФ в вопросах социально-экономического развития на ос­нове объединения материальных, финансовых и интеллектуальных ресур­сов;

2. подготовка предложений по вопросам рационального использо­вания экономического потенциала субъектов РФ;

3. оптимальное размещение производительных сил;

4. развитие социальной и производственной инфраструктуры, ком­муникаций;

5. представление членов ассоциаций;

6. подготовка предложений по бюджетно-финансовым вопросам.

Основная деятельность ассоциаций ведется по двум направлениям:

1. координация усилий региональных властей по социально- экономической стабилизации и развитию макрорегионов; попытки осуще­ствлять интеграционную политику в масштабах данного макрорегиона;

2. диалог с федеральными властями на коллективной основе по ши­рокому кругу вопросов; оказание влияния на Правительство при решении вопросов об экономических правах территорий, о выделении ресурсов для регионального развития и т. д.

Первой ассоциацией стала – Северо-западная, позже появились: ассоциация Центральной России, Черноземья, «Большая Волга», Северного Кавказа, «Возрождение Урала», «Сибирское согласие». В состав входят субъекты федерации, которые расположены на территориях официально зафиксированных экономических районов. Высшим коллегиальным органом межрегиональной ассоциации является совет или президиум, в состав которого входят руководители законодательной власти всех составляющих субъектов. Руководит ассоциацией губернатор. В некоторых случаях (Дальне-восточная ассоциация) в управление включены федеральный инспектор и полпред президента по Дальне-восточному федеральному округу. Все наиболее важные решения ассоциации принимаются на заседании совета, который собирается несколько раз в год. На этом совете могут присутствовать в качестве приглашенных лиц группы экспертов, руководители предприятий и организаций, научные элиты регионов. Деятельность ассоциаций сконцентрирована вокруг важнейших экономических, социальных, правовых вопросов, поэтому в составе ассоциации создается отдельные советы и комиссии по различным направлениям. В их состав входят представители ОИВ и ОЗВ, предприниматели, ученые, руководителем является губернатор. Совет межрегиональной ассоциации имеет свой исполнительный орган (крупная исполнительная дирекция с четкой структурой, департаментами, курирующими и обобщающими работу комиссий). Все межрегиональные ассоциации имеют бюджет, формирующийся за счет взносов регионов в соответствии с расходной статьей в региональных бюджетах и взносов от различных предприятий и организаций. Все эти ассоциации имеют свои крупные представительства в Москве, которые осуществляют оперативное взаимодействие со всеми заинтересованными федеральными органами.

  • Социальное включение» людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности: социальная и образовательная интеграция.
  • Специфика методологии научного познания в области физической культуры. Интеграция подходов к познанию процесса или явления на модели тематического исследования.

  • Интеграционные объединения стран были рассмотрены ранее. Страна, вступившая в такое объединение (например, ЕС) обязана выбирать торговых партнеров, прежде всего, из участников этого объединения.

    Помимо этого, все экономические агенты тяготеют в МЭО к соседним

    странам, что называется регионализацией.

    Примеры регионализации

    Экспорт РФ в СНГ(22%)

    Миграция рабочей силы: из СНГ в РФ

    Регионализация является базой интеграции и глобализации | Интеграция | Организаторы Государство, институты гражданского общества Участники Государство, ТНК, фирмы, граждане Интеграционный процесс требует Международного разделения труда;

    традиций сотрудничества;

    постановки универсальных целей Современные

    особенности

    интеграции - Дифференциация внешнеэкономических связей (меньше доля торговли с 1-м партнером, т. е. расширение не только товарной, но и географической структуры); -

    развитие регионализации (увеличение доли внутрирегиональной торговли) Регионализация - развитие МЭО с соседними странами.

    Доля основного партнера во внешнеторговом обороте 1900 г. 2000 г. США Англия (30%) Канада (20%) Австралия Англия (55%) Япония (20%) Германия Англия (15%) Англия (10%) Россия Германия (60%) Германия (8%) | Доля внутрирегиональной торговли | 1990 г. 2000 г. АТЭС 68% 72% НАФТА 38% 44% АСЕАН 18% 22% МЕРКОСУР 12% 21% Глобализация МЭ

    Движение по всему миру гигантских потоков капитала, товаров, людей, технологий, информации характеризует современную МЭ и «глобализацию». Если интеграцию можно представить как сближение хозяйственных механизмов стран, то глобализацию - как глубокие интенсивные изменения системы МЭО, особенно с появлением новых транспортных и телекоммуникационных технологий.

    Глобализация - многосторонний и многоплановый процесс формирования единого мирового экономического пространства, в результате которого мировая экономика приобретает новое качественное состояние Глобализация может быть представлена как итог процесса интернационализации мирового хозяйства:

    Уровни глобализации - Микроэкономический (стратегия сбыта на мировых рынках); -

    макроэкономический (поддержка государства); -

    наднациональный (международные организации, интеграционные союзы) Причины глобализации - возрастание масштабов производства; -

    распространение новых технологий; -

    развитие инфраструктуры; -

    распространение знаний; -

    развитие ТНК, МНК; -

    увеличивающаяся роль ООН, МВФ, ВТО; -

    создание интеграционных группировок; -

    либерализация торговли, других рынков; -

    достижения в информационных технологиях (управлять можно из другого региона); -

    окончание «холодной войны»; -

    ослабление государственного контроля над «человеческим фактором» Последствия Положительные - Умножаются возможности человечества; -

    создается база для решения глобальных проблем; -

    конкуренция стимулирует развитие новых технологий; -

    эффект масштаба; -

    эффект свободной торговли; -

    мобилизация финансовых ресурсов (например, на получение новых источников энергии) - Отрицательные - Неравномерное распределение результатов, отсюда могут быть конфликты; -

    возможная деиндустриализация отдельных стран; -

    возможна потеря суверенитета страны; -

    «мировые» спады при циклах.

    Развитые страны тоже могут «поплатиться» ростом безработицы

    Глобализация и Российская Федерация РФ может оказаться не субъектом, а объектом глобализации по причинам: -

    очень высока степень вовлеченности в МЭО и большая зависимость от мировой конъюнктуры; -

    ослабление государственного суверенитета; -

    ослабление контроля над ресурсами; -

    низкая конкурентоспособность; -

    низкая инвестиционная привлекательность; -

    низкий уровень жизни значительной доли населения; -

    плохая структура внешней торговли и др. Вывод Несмотря на различные точки зрения относительно причин и последствий, все-таки, глобализация - естественный процесс