Газпром не платит налогов. Газпром – антинародное достояние: не платит налоги? Сколько налогов платит роснефть в году

  • 12.12.2023

Госдума приняла закон, который предоставляет новые налоговые льготы для проектов "Роснефти" и "Газпрома".

В частности, закон предоставляет "Роснефти" налоговый вычет по НДПИ для Самотлорского месторождения и вносит изменения, которые позволят снизить НДПИ на газ для совместных с "Газпромом" предприятий, добывающих газ на ачимовских залежах.

Закон предоставляет возможность присоединиться к консолидированной группе налогоплательщиков (КГН) организациям, которые участвуют в строительстве Амурского газоперерабатывающего завода (проект "Газпрома").

Закон устанавливает нулевую ставку НДС в отношении услуг по трубопроводной прокачке природного газа в случаях, предусмотренных международными договорами России, если местом предоставления таких услуг признана Россия.

Закон снимает ограничения по предельным срокам начала применения пониженных ставок НДПИ при добыче газа на новых морских месторождениях на континентальном шельфе, а также продлевает на 2018-2022 гг. действие нулевой ставки НДПИ при добыче кондиционных руд олова на участках недр, полностью или частично расположенных в Дальневосточном федеральном округе.

Закон допускает уменьшение НДПИ, исчисленного при добыче газового конденсата, на величину налогового вычета в связи с получением при переработке конденсата широкой фракции легких углеводородов.

Кроме того, закон освобождает от налогообложения доходы российских госорганизаций, против которых действуют санкции других стран, если эти доходы получены от продажи акций и долей этих госорганизаций. Однако льгота действует при выполнении ряда условий.

Во-первых, льготу применяют, если после продажи акций доля продавца в капитале эмитента составляет не менее 50%. Во-вторых, покупатель не должен являться взаимозависимым лицом с продавцом. В-третьих, на дату заключения договора о передаче прав государство имеет право прямо или косвенно распоряжаться более 50% голосующих акций (долей), составляющих капитал организации-продавца. В-четвертых, на дату продажи акций (долей) организация-продавец должна не менее года прямо или косвенно участвовать в капитале организации, акции которой продает. При этом доля такого участия должна составлять не менее 50%.
Правление "Газпрома" выплатило себе 2,1 млрд рублей на фоне рекордного за 19 лет убытка
Члены правления "Газпрома" получили за 9 месяцев 2017 года вознаграждение в размере 2,137 миллиарда рублей, сообщила компания в финансовом отчете по РСБУ.

По сравнению в прошлым годом заработок топ-менеджеров газовой монополии остался практически без изменений (+ 8 млн рублей), а по сравнению с 2015 годом увеличился на 22%, или на 397 млн рублей.

Основная часть суммы, как и в прошлом году, пришлась на премии. Их размер составил 1,467 миллиарда рублей. Выплата состоялась даже несмотря на то, что по итогам отчетного периода "Газпром" впервые за 19 лет стал убыточным.

Январь-сентябрь текущего года холдинг, обладающий монопольным правом на продажу российского газа за рубеж, закончил с потерей 9,205 млрд рублей.

Квартальные убытки у компании фиксировались и раньше, однако минус по итогам 9 месяцев для "Газпрома" стал первым с дефолтного 1998 года.

Причина этого результате не совсем ясна, target="_blank">отмечает заместитель директора группы корпоративных рейтингов АКРА Василий Танурков.

Выручка от реализации газа увеличилась на 8,8%, до 1,997 трлн рублей. Валовая прибыль компании - на 4%, до 1,198 трлн рублей; прибыль от продаж - на 21%, до 232,9 млрд рублей.

Существенный скачок произошел по статье "прочие расходы", указывает Танурков: год назад на эти не определенные траты уходило 47 млрд рублей, а в за 9 месяцев текущего - 387 млрд рублей.

"Предположительно здесь могло сказаться отрицательное сальдо курсовых разниц по валютным активам и обязательствам компании", - рассуждает аналитик "Финама" Алексей Калачев.

Ясность, по его словам, внесет отчетность по международным стандартам (МСФО), которую "Газпром" опубликует в ближайшее время.

Как стало известно "Ведомостям", "Роснефть" может перерегистрироваться на Дальнем Востоке и перевезти туда центральный аппарат.

Готов список государственных компаний, которые могут переехать на Дальний Восток, говорил на прошлой неделе зампред правительства и полномочный представитель президента в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) Юрий Трутнев. Он обещал обнародовать список, после того как согласует его с президентом Владимиром Путиным и председателем правительства Дмитрием Медведевым. В списке Трутнева есть "Роснефть", знают четверо федеральных чиновников.

Предлагается, чтобы центральный аппарат "Роснефти" переехал в один из крупных городов Дальнего Востока и в этом же регионе была перерегистрирована сама компания, объясняет один из собеседников "Ведомостей".

Представитель Трутнева от комментариев отказался.

Сейчас "Роснефть" зарегистрирована в Москве на Софийской набережной, 26/1. По этому же адресу располагается один из центральных московских офисов, говорит сотрудник компании. Еще два офиса госкомпании расположены на Беговой и Дубининской улицах - это бывшие офисы ТНК-BP и ЮКОСа соответственно. Численность центрального аппарата в пресс-службе компании сообщить не смогли. По словам сотрудника "Роснефти", в московских офисах работает около 5000 человек. Штатная численность увеличилась примерно вдвое весной 2013 г. после покупки ТНК-ВР.

По поручению Медведева Росимущество интересовалось желанием менеджмента госкомпаний переехать на Дальний Восток, знает федеральный чиновник, "Роснефть" была против. "Это дорого, и экономический эффект от переезда никто не считал", - пересказывает федеральный чиновник аргументы "Роснефти", похожие слова говорил и менеджмент других госкомпаний.

"Роснефть" - один из крупнейших налогоплательщиков России. По данным самой компании, в 2012-2013 гг. она перечислила в консолидированный бюджет 1,7 трлн и 2,7 трлн руб. соответственно. В 2012 г. только налога на прибыль ею заплачено 95 млрд. руб., данных за 2013 г. пока нет.

Доходы региона, в который переедет "Роснефть", увеличатся, но не за счет налога на прибыль - он и так распределяется по регионам равномерно, объясняет чиновник Минфина. Рост обеспечат поступления налога на доход физических лиц, полагает он: в центральном аппарате "Роснефти" очень высокие зарплаты и премии. В 2012 г. "Роснефть" выплатила (с учетом НДФЛ и страховых вносов) основному управленческому персоналу 9,1 млрд. руб. Выплаты (также с учетом НДФЛ и взносов) членам совета директоров и топ-менеджерам "Газпрома" в том же году составили 1,6 млрд. руб.

Трутнев пока не показывал список Путину и Медведеву, говорит сотрудник аппарата правительства. Сегодня Путин обсудит с членами правительства развитие Дальнего Востока, сообщила пресс-служба президента. Будут ли там обсуждать переезд госкомпаний, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков не говорит. Представители Медведева, первого зампреда правительства Игоря Шувалова (курирует госимущество) и зампреда Аркадия Дворковича (отвечает за ТЭК) от комментариев отказались. Представитель "Роснефти" Михаил Леонтьев на звонки не отвечал.

Если будет принято решение о переезде на Дальний Восток, большинство сотрудников "Роснефти" уволятся, несмотря на хорошие оклады и социальный пакет, уверен один из сотрудников компании. 80% откажутся переезжать, согласен бывший работник "Роснефти": кто-то по семейным обстоятельствам, другие не захотят уезжать так далеко. "Что говорить про Дальний Восток, если "Газпром нефть" перевозит центральный аппарат в Санкт-Петербург и столкнулась с оттоком кадров?" - рассуждает собеседник "Ведомостей".

С учетом новых правил уплаты налога на прибыль крупными холдингами фискальный эффект от переезда госкомпаний будет небольшим, говорит Карен Вартапетов из Standard & Poor"s. Экономический эффект найти еще сложнее, полагает он: "Разве что кратковременный всплеск на рынке недвижимости - переехавшим надо где-то жить".

Формат переезда каждой госкомпании, в том числе "Роснефти", может обсуждаться, успокаивает знакомый Трутнева. Переезд центрального аппарата возможен при соблюдении трех условий: расходы не будут огромными, не ухудшится управляемость компанией и - главное - у нее есть интересы на Дальнем Востоке. Кроме того, вместо переезда возможно создание исследовательских центров на Дальнем Востоке под проекты, которые госкомпания реализует в регионе.

В последние годы Дальний Восток становится одним из главных центров деятельности "Роснефти". Компания имеет долгосрочные контракты на поставку больших объемов нефти в Китай и думает об экспорте в Индию. Ей принадлежит 20% в нефтегазовом проекте "Сахалин-1", на базе которого она совместно с ExxonMobil планирует строительство завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) мощностью до 10 млн. тонн в год - для поставок в азиатские страны. Кроме того, "Роснефть" планирует построить в Приморском крае крупный нефтехимический комплекс, на котором будет перерабатывать до 30 млн. тонн в год. Она владеет перспективными нефтегазовыми участками и месторождениями на шельфе Охотского моря и в Восточной Сибири, на которые делает большую ставку в росте добычи нефти и газа.

Создание на Дальнем Востоке центров исследований даст региону больше, чем переезд административных кадров, уверен содиректор Агентства стратегических инициатив Дмитрий Песков: "Перевозить нужно не людей, а компетенции, необходимые для крупных проектов". Нужно привлекать не только российские, но и зарубежные кадры из аналогичных центров в Корее, Японии, Китае, Сингапуре. Такое сотрудничество в энергетике, добыче ресурсов, судостроении и авиации будет эффективным, уверен Песков, по заказу "Роснефти" во Владивостоке уже ведутся исследования о разработке шельфа и в интересах компании развивать это направление.

Как платит налоги "Роснефть"

"Роснефть" платит налог на прибыль по правилу консолидированной группы налогоплательщиков. Налог берется с прибыли материнской, дочерней и прочих зависимых компаний, а полученный доход распределяется по регионам пропорционально численности, фонду оплаты труда и мощностям предприятий "Роснефти" в них. При переезде компании потери московского бюджета и дополнительные доходы региона, где "Роснефть" зарегистрируется, будут небольшими - в пределах нескольких миллиардов рублей, говорит источник, близкий к компании.

Где работают и платят налоги госкомпании

Место регистрации

Месторасположение центрального офиса

Роснефть

Русзидро

Красноярск

"РЖД"

Транснефть

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК)

Объединенная судостроительная корпорация (ОСК)

Санкт-Петербург

Санкт-Петербург

Интер РАО

Аэрофлот

Ростелеком

Санкт-Петербург

Совкомфлот

Санкт-Петербург

Объединенная зерновая компания (ОЗК)

Республика Саха (Якутия), г. Мирный

rusanalit : Огромное спасибо всем, кто исправлял и корректировал мой текст про "Газпром". Газпром дотирует Россию? Ничего подобного! В итоге я написал его практически заново.

Отказался, например, от 2005 года и пересчитал все в 2008. Вышло очень интересно. Например оказалось, что

Уплатив в 2008 году 685 млрд. рублей налогов, "Газпром" получил от бюджета дотаций - за счет заниженных вывозной пошлины и НДПИ - на 650 млрд. рублей .

Т.е. по сути "Газпром" вообще не платит налогов! Интересно, опубликует ли его "Слон".

так как жж русаналита удалён, полную статью выкладываю ниже

ГАЗПРОМ ДОТИРУЕТ РОССИЮ? НЕТ - РОССИЯ ДОТИРУЕТ «ГАЗПРОМ»! «

Совокупная экспортная мощность газопроводной системы через которую возможно прокачивать на экспорт газ «Газпрома» (без Казахстана, Армении и Грузии) составляет:

1. Украинское направление:

143,5 млрд. кубов - чистый возможный экспорт (формально он больше, до 179 млрд. кубов - но для этого надо вложить существенные средства в модернизацию ГТС Украины).

2. Белорусское направление:

35 млрд. кубов - чистый возможный экспорт (вкл. «Ямал-Европа»)

3. Турецкое направление («Голубой поток»):

16 млрд. кубов - чистый возможный экспорт

4. Латвийское направление:

2 млрд. кубов - чистый возможный экспорт

5. Финское направление

7 млрд. кубов - чистый возможный экспорт

Итого, совокупно по всем пяти направлениям чистого возможного экспорта за пределы б. СССР (в европейском и турецком направлениях): 203,5 млрд. кубов .

В 2008 году транзит российского газа через территорию Украины составил 119,6 млрд. кубов. Через Беларусь - 51,4 млрд. кубов. По «Голубому потоку» - 10 млрд. кубов. В Латвию - 0,7 млрд. кубов. В Финляндию - 4,9 млрд. кубов.

Итого: 186,6 млрд. кубов . При пропускной мощности в 203,5 млрд. кубов.

Вывод № 1: свободных экспортных мощностей у «Газпрома» в 2008 году было на 17 млрд. кубов газа (округлим в пользу «Газпрома»).

Именно столько в 2008 году «Газпром» мог поставить на экспорт дополнительно, сняв их с внутреннего российского рынка, куда он поставил в том году 287 млрд. кубов газа. И тут первая обманка от «Газпрома» - он то повышает цены на все 287 млрд. кубов газа (точнее, с учетом того, что население и ЖКХ потребляют 27% газа - на 209 млрд. кубов), идущих на рынок России - забывая, что на деле может экспортировать не более 9% этого обьема. На большее не хватает транспортных мощностей.

Совокупное потребление газа Европой (вкл. Турцию) в 2008 году составило 550,6 млрд. кубов. Теперь представим, что «Газпром» задался целью продать на этом рынке те самые снятые с внутрироссийского рынка 17,8 млрд. кубов газа. Считаем: 17 млрд. кубов газа составляют 3,1% совокупного европейского потребления газа. Продать их на этом вполне обеспеченном газом рынке можно только заместив своим газом чей-то чужой, который оттуда уходить вовсе не желает. Как вытолкнуть чужой газ с европейского рынка? Только понижая цены на свой газ - т.е. через демпинг. Но и другие продавцы газа, желая удержать за собой рынок, будут демпинговать. С другой стороны - что такое для европейского рынка 3,1%? А вот смотрим и видим: Катару, чтобы протолкнуть в 2009 году на европейский рынок 30 млрд. кубов газа (Катар поставляет сжиженный природный газ, но мы пересчитали его в эквивалент просто природного) пришлось продавать их более чем вдвое ниже газпромовской цены, в среднем по 130-150 долларов за 1000 кубов.

Момент нежелания Европы увеличивать зависимость от поставок газа из России можно опустить - думается, получив значительную скидку по цене, она пережила бы рост доли российского газа впотреблении с 32% до 35%.

Но будем считать, что «Газпрому» удалось бы продать в Европе эти 17 млрд. кубов газа без всяких скидок. Т.е. по 308 долларов за 1000 кубов (расчет приведен ниже). Таким образом, он бы выручил от продажи этого дополнительного объема 5,2 млрд. долларов . И это и есть - но только в первом приближении - размер дотации «Газпрома» российской экономике.

Почему в первом приближении? А потому что у «Газпрома» есть есть еще одна не то чтобы тайна, но факт, который он предпочитает не афишировать - налоговые дотации со стороны бюджета, в первую очередь за счет заниженной (против нефтяного аналога) ставки НДПИ и заниженных вывозных пошлин. Посчитаем?

ВЫВОЗНАЯ ПОШЛИНА

Поскольку экспортная цена на газ формируется по формуле, базирующейся на цене на нефть примерно 9-месячной давности, то большая часть среднегодовой экспортной цены газа в 2008 году сформирована ценой на нефть прошлого, 2007 года. Потому в своем расчете мы будем рассматривать цену на газ 2008 года и цену на нефть 2007 года.

При среднегодовой цене на нефть сорта Urals в 69,3 доллара за баррель (2007г.), цена тонны экспортированной нефти этого базового для российского экспорта сорта в 2007 году составила 505 долларов.

Доля таможенной пошлины в ней (расчитано по формуле Минфина)
29,2+(7,3*(69,3-25))*65%= 239,5 долларов.

Согласно собственным данным «Газпрома», объем продаж газа в страны Европы в 2008 г. составила 184,4 млрд куб. м газа. Выручка от реализации газа в страны Европы в 2008 г. составила 1430,5 млрд руб. Таким образом, 1000 кубов газа продавалось Газпромом в 2008 году в Европу по цене в 7770 рублей. Среднегодовой курс рубля в 2008 году составил около 25 рублей за доллар. Таким образом, стоимость 1000 кубов газа составила 308 долларов. Или 61% от стоимости тонны нефти в 2007 году .

По логике вывозная пошлина на 1000 кубов газа должна составлять те же 61% от вывозной пошлины на нефть или 146 долларов долларов ($239,5*61%).

Согласно Приказа ГТК РФ от 11 декабря 2003 г. N 1431 (во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 19.08.2003 N 507) с 1 января 2004 года применяется ставка вывозной таможенной пошлины на газ природный в газообразном состоянии, вывозимый с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, в размере 30 процентов от таможенной стоимости,

Таким образом, при среднегодовой цене на экспортируемый в Европу газ в 308 долларов за 1000 кубов ставка вывозной пошлины составляет 92,4 доллара. Как мы высчитали выше «равновесная» с нефтью ставка экспортной пошлины на газ должна составлять 146 долларов. Т.е. дотация со стороны бюджета РФ в пользу «Газпрома» при экспорте тем в 2008 году в страны дальнего зарубежья 184,4 млрд. кубов газа составила: 184,4млрд./1000*(146-92)=9,9 млрд. долларов .

НДПИ.

В 2007 году в России добыто 492 млн. тонн нефти (и газового конденсата). Поступления от НДПИ на нефть составили в том же году 1,017 трлн. руб. Таким образом, средневзвешенная ставка НДПИ составила 2067 рублей за тонну нефти.

61% от 2067 рублей составляет 1261 руб - именно такой НДПИ с 1000 кубов экспортированного в дальнее зарубежье газа должен был заплатить Газпром при равном налогообложении с нефтяной отраслью. В реальности же ставка НДПИ составила 147 рублей.

Т.е. дотация со стороны бюджета РФ в пользу «Газпрома» при экспорте тем в 2008 году в страны дальнего зарубежья 184,4 млрд. кубов газа составила: 184,4млрд./1000*(2061-147)=353 млрд. руб. или 16,1 млрд. долларов

Вывод: совокупная дотация в пользу «Газпрома» со стороны бюджета РФ за счет заниженных вывозных пошлин и заниженного НДПИ составила 26 млрд. долларов.

Чистая прибыль "Газпрома" в 2008 году составила 771,38 миллиарда рублей или около 31 млрд. долларов. Таким образом, прибыль «Газпрома» до обложения налогом на прибыль составила 1,014 трлн. рублей. Из которых 650 млрд. руб. ($26млрд.*25руб.) - это дотация со стороны бюджета РФ. Таким образом «грязная» прибыль «Газпрома» в 2008 году на 65% сформирована за счет дотации со стороны бюджета РФ.

Запомните это - если бы «Газпром» платил вывозные пошлины и НДПИ на равных с нефтяниками условиях, то его прибыль была бы в 3 раза меньше, а доходы бюджета РФ - на 650 млрд. рублей больше.

Теперь вспомним, что «Газпром» в идеальном для него случае мог бы экспортировать по свободным газопроводным мощностям 17 млрд. кубов газа на сумму в 5,1 млрд. долларов. Из них вывозная пошлина составила бы 30% или 1,5 млрд. долларов. Т.е. от продажи этого объема «Газпром» выручил бы 3,6 млрд. долл., (с которых «по уму» надо бы еще снять расходы на транзит). При этом он вовсе не подарил эти 17 млрд. кубов,а продал их на внутрироссийском рынке по цене в 1652,8 рубля за 1000 кубов (за вычетом НДС и акциза). Или по 66 долларов, выручив таким образом «чистых» $66*17,8млрд./1000=1,1 млрд. долларов.

Т.е. отказавшись от экспорта в пользу российского рынка «Газпром» недополучил $3,6млрд.-$1,1млрд.=$2,5м лрд. долларов.

Но как мы помним, налогов он недоплатил аж на $26 млрд. долларов! Т.е. в 10 раз больше!

Вывод: в 2008 году чистая дотацию бюджета РФ в пользу «Газпрома» составила 23,5 млрд. долларов.

Так что, как мы с вами видим - не «Газпром» дотирует российскую экономику, а все с точностью «до наоборот» - бюджет России на огромную сумму дотирует «Газпром». Но при этом «Газпром» собирается поднять цены в России в разы, аргументируя это тем, что он «дотирует» поставки на внутренний рынок. Т.е. он хочет не только получать огромные дотации из бюджета страны, но и еще получать с России дополнительные огромные деньги - как минимум 418 млрд. рублей в год (расчет ниже).

В 2008 г. Газпром заплатил налогов- 685,8 млрд руб. Бюджет РФ дотировал «Газпром» в 2008 году по вывозной пошлине и НДПИ на 650 млрд. руб. ($26млрд.*25руб.).

Как мы видим из таблицы внизу, в 2008 году цены газ в СНГ и Балтии были на 2000 рублей выше внутрироссийских. С учетом того, что поставка «Газпрома» агентам экономики (т.е. за вычетом потребления газа населением) составила в этом году 209 млрд. кубов газа, «Газпром» считает, что его потери составили 418 млрд. рублей и именно этим аргументирует повышение цен на газ для России в разы. 418 млрд. руб. - это 14 миллиардов долларов по текушему курсу. Именно столько «Газпром» желает выручать ежегодно дополнительно с экономики России за счет повышения цены на газ. И то в том случае, если базой для подьема цен будут цены стран СНГ и Балтии, которые в два с лишним раза ниже цен для дальнего зарубежья.

Средняя цена реализации газа (за вычетом НДС, акциза и таможенных пошлин) , руб. за 1 000 куб. м. :

Направление/Год

2007

2008

Россия

1301,1

1652,8

Дальнее
зарубежье

5181,9

7757

СНГ и Балтия

2672,9

3693,9

Но - как бы там ни было, имеет ли «Газпром» возможность продать все поставляемые в Россию 209 млрд. кубов газа на экспорт или нет, продаст он их по ценам долгосрочных контрактов или по значительно более низким - «Газпром» имеет полное право заявить:

если российские предприятия смогут покупать газ по выросшим в разы «равнодоходным» ценам, значит все правильно - ибо это рыночные цены.

Имеет полное право? Как бы не так. Потому что это будет покупка «с пистолетом у виска» - в условиях практически полной монополии «Газпрома» потребители не имеют свободы выбора, отсутствует главная составляющая - конкуренция среди поставщиков. Для того чтобы цена поставки газа на внутренний рынок России была действительно рыночной, свой газ потребителю должны предлагать несколько конкурирующих за деньги потребителя поставщиков.Нет конкуренции - нет рыночной цены.

Давайте поймем - с повышением цен на поставляемый на внутрироссийский рынок газ, «Газпром» теряет единственное обоснование своего сохранения как единой компании, как монополии . Если, конечно, вы считаете, что интересы российской экономики выше интересов отдельно взятой компании. Ведь экспорт газа может - как, скажем, то делает «Росвооружение» в сфере экспорта оружия - осуществлять единый госпосредник - чтобы избежать ситуации в которой добываемый несколькими российскими компаниями газ будет конкурировать на европейском рынке сам с собой.

Так что если «Газпром» желает повысить цены для России до «равновесных» с Европой - то «Газпром» должен быть разделен на несколько (не больше трех, чтоб не терять эффекта масштаба) частей, «труба» выведена в отдельную госкомпанию «Трансгаз» (по аналогии с «Транснефтью»), а экспорт газа должен осуществлять единый госпосредник. А главное - «Газпром» (точнее - компании на которые он будет разделен) должны в полном объеме платить налоги в российский бюджет, отказавшись от дотирования по вывозной пошлине и НДПИ.


ПС. И последнее - сам только что заметил.
Итак,
- как видно из таблички, разница в цене поставленного на российский рынок и рынок стран Балтии и СНГ газа составляет 3693,9-1652,8=2041,1 рубль на 1000 кубов газа
- 23,5 млрд. долларов дотации бюджета РФ "Газпрому" в 2008 году по среднегодовому курсу в 25 рублей за доллар это 587,5 млрд. рублей
- на российский рынок в 2008 году "Газпром" поставил 287 млрд. кубов газа
Расчет: 287млрд./1000*2041,1=585,8 млрд. руб .

Т.е. на рынок России в 2008 году - с учетом дотации со стороны бюджета РФ - "Газпром" поставлял газ ровно по той же цене, по какой он это делал и странам Балтии и СНГ.

А то, что расчет сошелся практически "рубль в рубль" говорит о том, что существует договоренность между "Газпромом" и властями России по тому, что реальная цена поставляемого на российский рынок газа должна быть равна поставкам на рынок стран Балтии и СНГ.


Примечание. Все данные - кроме собственных расчетов автора - взяты с сайта "Газпрома":
http://www.gazpromquestio ns.ru/index.php?id=34 (внешние рынки)
http://www.gazpromquestio ns.ru/index.php?id=35 (российский рынок)
+
http://www.eegas.com/fsu_ r.htm (система экспортных газопроводов)

«Газпром» добывает газ и нефть - за это компания платит налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ ). В налоговом кодексе прописана формула - по ней «Газпром» платит этот налог. В формуле несколько коэффициентов.

Сергей Шаболкин

частный инвестор

5 июля Госдума приняла законопроект , в котором увеличила один из коэффициентов для расчета налога. Если «Газпром» продолжит добывать газ и газовый конденсат на прежнем уровне, а цена на нефть не изменится, сумма налога увеличится.

Почему повысили коэффициент для «Газпрома»

Дивиденды «Газпрома» нужны правительству, чтобы реализовывать государственные программы. Так как правительственные структуры - держатели большого пакета акций, они могли бы внести новых кандидатов в совет директоров - новые кандидаты принимали бы решения, которые требует акционер компании. Но чиновники решили получить деньги с помощью законодательства, а не корпоративного управления.

Как это повлияет на прибыль

На конечный размер НДПИ влияет не только повышенный коэффициент на добычу: в формуле для расчета НДПИ учитывается цена нефти марки Urals. Дороже нефть - больше налогов.

В 4 квартале 2017 года нефть Urals стоила приблизительно 57,12 доллара за баррель, а 9 июля 2018 года - 75,23 доллара. Если нефть останется такой же дорогой, то «Газпром» заплатит значительно больше налогов, чем в 2017 году.

Руководство «Газпрома» ежегодно направляет на дивиденды от 17,5% до 35% прибыли на дивиденды. С одной стороны, государство рассчитывает на 50% прибыли. С другой - государство так и так получит дополнительные деньги за счет налогов. Будут ли теперь давить на «Газпром», чтобы платили 50% прибыли - непонятно.

Как это повлияет на другие нефтегазовые компании

Никак. Госдума увеличила коэффициент для компаний, участвующих в единой системе газоснабжения (ЕСГ ), «Газпром» в их числе. ЕСГ - это система труб, по которым транспортируют и хранят газ.

Что дальше

Повышенный коэффициент будет действовать с 1 сентября по 31 декабря 2018 года. В следующем году правительство будет обсуждать дивидендную политику «Газпрома». Если государство не договорится с компанией - возможно дальнейшее повышение коэффициента на добычу. Короче, у «Газпрома» статус «все сложно».

Перехода на налог на дополнительный доход (НДД), который должен простимулировать развитие месторождений. Одновременно с этим власти поддержали нефтепереработку снижением акцизов не бензин в надежде удержать автомобильное топливо от роста. А вот Газпрому Минфин отомстил за нежелание платить всю сумму дивидендов.

Госдума приняла закон о введении налога на дополнительный доход от добычи углеводородов, снижении акцизов на топливо и повышении НДПИ для Газпрома.

В отличие от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) НДД будет взиматься не с количества добытой нефти, а с дохода от ее продажи за вычетом предельных расходов на добычу и транспортировку. НДД в 50% будет распространяться на четыре группы месторождений. В частности, на новые месторождения, для которых действуют налоговые каникулы или льготная ставка экспортной пошлины, а также на зрелые месторождения в Западной Сибири с более высокой выработанностью. По оценке Минфина, НДД затронет месторождения, на долю которых приходится 5-6% всего объема добычи нефти в стране.

«На третьей и четвертой стадиях разработки объемы добычи падают, и от нефтяников требуется больше усилий, чтобы их поддерживать. Нередко более выгодным оказывается переход к новым месторождениям. НДД же простимулирует разработку зрелых и новых месторождений с трудноизвлекаемыми запасами. А также даст рост инвестиций и новые бюджетные поступления от выросшего объема нефти, находящегося в разработке», - объясняет необходимость нового гибкого налогообложения первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский .

В Минэнерго посчитывали, что переход на НДД позволит казне получить дополнительно 1 трлн рублей доходов в 2019-2035 годах, а также нарастить добычу нефти на 100 млн тонн. Другое дело, как это все будет реализовано.

«НДД сам по себе прогрессивный налог, но, на мой взгляд, есть целый ряд подводных камней, которые могут аукнуться», - считает ведущий эксперт Школы «ПравоТЭК» Дмитрий Богданов .

Во-первых, пока нет опыт администрирования подобных налогов, тогда как НДПИ - это все-таки отработанный налог, считает эксперт. Поэтому отрабатывать администрирование нового налога следует сначала на ограниченном количестве месторождений.

Во-вторых, добыча нефти в России неразрывно связана с переработкой.

«Поэтому выгода от ввода НДД компенсируется тем, что необходимо поддерживать переработку. Самый популистский способ поддержать переработку - это снизить акцизы на топливо. Говорится, что возврат по акцизам компенсирует те потери, которые делают переработку низкорентабельной», - говорит Богданов.

Главной причиной резкого роста цен на бензин этой весной было именно то, что нефтяникам стало крайне выгодно поставлять нефть на экспорт, а не на российские НПЗ. Чтобы остановить подорожание бензина, правительство в ручном режиме потребовало от нефтяников нарастить поставки бензина и дизтоплива на оптовый рынок, а также решило отказаться от запланированного повышения акцизов на 700 рублей. Вместо этого акцизы, наоборот, снижают с 1 июля - на 3 тыс. рублей за тонну на бензин, и на 2 тыс. рублей на дизтопливо. С 30 мая цены на АЗС не растут. По данным Росстата на 2 июля, бензин Аи-92 стоит 41,54 рубля за литр, Аи-95 - 44,67 рублей, Аи-98 - 49,87 рубля за литр.

«А что будет с НДД при изменении макроэкономической ситуации не совсем понятно. В районе 50-75 долларов за баррель НДД работает в теории неплохо. Если будет ниже или выше, возможно уменьшение доходов государства или увеличение нагрузку на бизнес», - отмечает собеседник.

НДД - это большой, но нужный эксперимент, считает Андриевский, который будет корректироваться в процессе выполнения.

«Через пару лет будет ясно, как нефтяники справляются с новой схемой налоговой нагрузки. В любом случае, она не будет чрезмерной, разработка продолжит оставаться рентабельной», - считает он.

Все месторождения разные, их невозможно подогнать под одну гребенку, поэтому дальше будет отскок в виде предоставления отдельных льгот конкретным месторождениям, для которых новый налог окажется опасным, добавляет Богданов.

Что касается повышения НДПИ для Газпрома, то пока это временная мера, которая будет действовать четыре месяца с 1 сентября. Это позволит компенсировать потери федерального бюджета из-за низких дивидендов Газпрома по итогам 2017 года, пояснял ранее замминистра финансов РФ Илья Трунин . В итоге компания доплатит в казну 72 млрд рублей.

Минфин настаивал на выплате дивидендов на уровне 50% от чистой прибыли по МСФО. Однако Газпром выплатил чуть больше половины требуемого по техническим причинам. «Заставить не получилось, поэтому повысили НДПИ, чтобы компенсировать выпадающие доходы для бюджета, что вызовет определенные риски в работе компании», - предупреждает Андриевский.

«Позиция Минфина, что газ недообложен. И последние пять-шесть лет проходят для Газпрома в попытке Минфина довести уровень налогов на газ до уровня нефтяников», - говорит Богданов.

По данным исследования РБК, например, в 2016 году Роснефть заплатила почти 1,4 трлн рублей в виде налогов, что составило почти треть (27%) от выручки. Тогда как Газпрома отдал казне почти 1,2 трлн рублей, но доля налогов от выручки была меньше - 19%.

«Однако здесь есть некое лукавство, потому что у нефтяников и газовиков разные затраты. Если совсем грубо, то нефть можно взять и ведром с месторождений носить. Газ надо транспортировать только по трубе либо сжижать. Это огромные затраты на транспортировку, которые несопоставимы с расходами нефтяников», - считает Богданов.

Дивиденды Газпром заплатил меньше, чем рассчитывало государство, потому что большая инвестиционная программа - это и трубопроводы, и шельфовые месторождения, и развитие северных территорий, добавляет он.