Экономическая мысль средневековья кратко. Экономическая мысль в эпоху средневековья

  • 21.02.2024

Экономическая мысль Средневековья развивалась под воздействием процессов, связанных со становлением феодализма. Одной из центральных проблем в ней являлось обоснование монополии крепостников на землю. Труд крепостного крестьянина был более производительным, чем труд рабов. Это изменяло сферу и методы принуждения, ускоряло развитие процесса принудительной кооперации труда, возникновение форм крупного производства (барщина, вотчинные предприятия).

Раннее средневековье (V-X вв.) представлено «варварскими правдами», которые являются записью права германских племен. Наиболее известны следующие правды: Салическая, Бургундская, Баварская. Эти документы ориентировались в основном на натуральный тип хозяйства, отстаивали приоритет общинного земледелия и общинной собственности на землю.

В период классического средневековья (XI-XV вв.) в экономической мысли Западной Европы происходят существенные изменения, обусловленные переходом главным образом к оброчной системе. Основные проблемы в этот период: преодоление ограниченности натурального хозяйства и развитие товарного хозяйства, реализация избытков сельскохозяйственной продукции, взимание оброков и штрафов в денежной форме и т. д.

Идеи классического средневековья наибольшее развитие и систематическое толкование получили в учении Фомы Аквинского (1226-1274). Утверждая, что верховным собственником всех вещей является Бог, он, в то же время, защищал частную собственность, которая дает возможность человеку проявлять свой личный интерес. Полагая, что натуральное хозяйство является основой благополучия, Ф. Аквинский утверждал, что государство должно быть самообеспеченным и получать все необходимые продукты со своей территории. Он делил богатство на естественное (предметы пищи, жилье, еда) и искусственное (золото, серебро). В то же время Ф. Аквинский - теоретик товарного хозяйства. Он оправдывал торговлю как цель приобретения необходимых средств для жизни, а также получение торговой прибыли, которая необходима для того, чтобы оправдать расходы. Центральное место у Ф. Аквинского занимает теория «справедливой цены». С одной стороны, Ф. Аквинский называет справедливой ту цену, которая соответствует трудовым затратам. Он, например, указывал, что вещь может быть продана дороже, чем за нее уплачено при покупке, если продавец «в чем-нибудь улучшит вещь, т. е. если на нее затрачено добавочное количество труда». С другой стороны, справедливая цена - это не одинаковая цена на один и тот же товар, а разная цена на него для различных сословий, позволяющая им жить согласно своему рангу.
Представителем экономической мысли Востока в период средневековья был китайский мыслитель Ли Гоу (XI в.). Главный труд его назывался «План обогащения государства, план усиления армии, план успокоения народа». Он был посвящен в основном проблеме государственных финансов. Ли Joy считал, что стабильный, недефицитный бюджет государства является осно­вой для достижения идеального порядка в стране. Для этого необходимо увеличить доходную и сократить расходную его часть. Условием увеличения доходной части государственного бюджета является развитие основной отрасли того времени - земледе­лия. Для этого необходимо привлечь в сельское хозяйство «бро­дячий люд» и даже часть ремесленников и торговцев. Одновременно с этим предполагалось ограничить размеры землевладения для увеличения числа налогоплательщиков. Уменьшение расходной части бюджета предполагалось за счет сокращения расходов двора. Важную роль в этом должно сыграть и установление «твердой суммы» статей государственных расходов.

О средних веках и развитии экономических учений в то время известно намного больше, чем об экономической мысли в древние века. В качестве примера можно взять «Салическую правду».

Социально-экономические взгляды Ибн-Халдуна

Ибн-Халдун (1332 – 1406) – величайший мыслитель стран, где проповедуют ислам (арабских стран на севере Африки). По его мнению, человек ведет общественную жизнь лишь для удовлетворения своих естественных потребностей . Именно желание удовлетворить все свои потребности заставляет человека трудиться больше, чтобы суметь исполнить все свои мечты. Именно это развивает общество в целом посредством большего спроса на товары . Благодаря такому развитию рынок товаров и услуг постоянно увеличивается. Уже тогда Ибн-Халдун понимал, что рынок – это двигатель прогресса и перспективного развития общества. Частная собственность толковалась Ибн-Халдуном как дар свыше.

Ибн-Халдун подразделял товары на два вида: «предметы потребления » и «достояние». Достояние – это те предметы, которыми человек обладает благодаря своим способностям и труду , но которые не являются совершенно необходимыми для жизни. Предметы потребления – это те товары, которые служат для удовлетворения естественных нужд человека. Занимаясь этой проблемой, Ибн-Халдун делает следующие выводы.

  1. Когда начинает расти город, тогда начинают расти потребности человека как в предметах потребления, так и в предметах роскоши.
  2. Если начать понижать цены на то, что необходимо, и поднимать цены на роскошь, город в целом начнет процветать.
  3. Чем меньше город, тем дороже необходимые товары.
  4. Город будет процветать, даже если снизить налоги и пошлины . Это касается и общества в целом.

Учения Фомы Аквинского

Фома Аквинский (1225 – 1274) – философ, итальянский монах, экономический мыслитель. Он оказал огромное влияние на становление экономических взглядов своего времени, хотя и строил свои учения в большей степени на религиозной почве. Фома Аквинский полагал, что при рождении не все люди равны, поэтому не все люди равны в обладании собственностью. По словам Аквинского, все мы обладаем вещами лишь в этой жизни, поэтому бедным не стоит сильно печалиться, а богатым радоваться. Также Фома Аквинский порицал воровство и предлагал правителям очень жестоко за это наказывать. Идеальным он назвал государство, в котором все государи Европы строго подчинены Папе Римскому, а народ, в свою очередь, ни в чем не перечит государю, пока он стоит на стороне церкви. Поэтому Фома Аквинский допускал мысль о том, что народ способен поднять восстание, если государи перестанут всецело подчиняться римской церкви.

Также как и философы до него, Фома Аквинский анализировал торговлю. Он сделал предположение, что торговля может быть двух видов: дозволенной и недозволенной. Дозволенная торговля – это когда торговец стремится получить небольшую прибыль, которая позволит существовать его семье, а также стремится помочь людям приобрести те товары, которые им необходимы и которые производятся в другом городе или стране. Недозволенная торговля – это когда для торговцев извлечение прибыли становится самоцелью, и они начинают придерживать товар, чтобы выиграть после повышения цены на него. Такую торговлю Аквинский очень осуждал. Деньги, по словам Фомы Аквинского, были изобретены для измерения ценности товаров. Деньги – тот самый товар, который может быть эквивалентен любому товару, что очень упрощает обмен. Фома Аквинский выдвинул мысль о том, что прибыль с товара должна быть тем выше, чем выше человек по рангу. У каждого свои расходы , а прибыль существует для того, чтобы их покрывать.

Фома Аквинский считал, что невозможно давать деньги под проценты или сдавать дом в аренду. Но под давлением своего времени он соглашался, что в договоре о займе можно сделать правильную оговорку, тогда получение процента будет звучать не как получение прибыли, а как компенсация возможного ущерба для человека, одалживающего деньги.

Социальная утопия Томаса Мора

Томас Мор (1478 – 1535) – английский мыслитель, политический и экономический деятель. Известен как автор эпиграмм, политических стихотворений, автобиографического произведения «Апология», «Диалога об угнетении против невзгод», произведения «Утопия» (1515 – 1516). Его сочинение «Утопия» положило начало огромному количеству утопической литературы, авторы которой пытались нарисовать идеальное общество. Возможно, название «Утопия» образовано от двух греческих слов «нет» и «место», поэтому говорит само за себя. Томас Мор отрицал частную собственность вообще. Он считал, что все должно быть общественным и что все должны трудиться всего лишь по шесть часов в день. В идеальном государстве не должно быть денег . По этому поводу Т. Мор пишет: «Повсюду, где есть частная собственность, где все измеряется деньгами, там едва ли когда-нибудь будет возможно, чтобы государство управлялось справедливо или счастливо. Разве что ты сочтешь справедливым, когда все самое лучшее достается плохим людям, или посчитаешь удачным, когда все распределяется между совсем немногими, да и они живут отнюдь не благополучно, а прочие же вовсе несчастны». В свободное от работы время те, кто жил на острове Утопия, развивали свои таланты, занимаясь искусством и наукой. На одном виде производстве заняты родственники. Утописты стараются не воевать, а лишь защищаться, но они способны помочь другому народу справиться с царем-тираном.

Религия у этих островитян может быть любой. Лечатся все в одних и тех же больницах и кушают вместе в общественных столовых. На острове нет армии и милиции, а существуют лишь надсмотрщики, которые смотрят за соблюдением законов острова.

Томаса Мора можно назвать как практиком, так и теоретиком. Его стремительная политическая карьера и такой же провал говорят о его идеалистическом настрое. Пока правительство более или менее соответствовало его взглядам на жизнь, он был на высоте и в почете. Как только он не захотел подчиниться королю-тирану, был тут же «сброшен» вниз (вплоть до ареста и пребывания в Тауэре) посредством ложных обвинений и заговоров. Там он оказался за то, что осознал, как тяжело живется крестьянам и рабочим на фоне праздной жизни при дворе его величества. Он попытался изменить что-то в этом мире, и вот – расплата за его доброту и понимание остроты насущных проблем своего времени. Возможно, не все труды его изучены так досконально, как «Утопия», которая, можно сказать, является сердцем его произведений. Ничто так не помогает понять будущее, как скрупулезное изучение прошлого. Возможно, более полный анализ других его произведений позволит выдвинуть какие-то совершенно новые взгляды на понимание экономической теории или совершенно идеального государства.

«Русская Правда»

О развитии экономического учения у наших предков мы знаем не так много. Одним из наиболее известных примеров является «Русская Правда ».

«Русская Правда» – это сборник русских законов во времена феодального строя. Этот сборник основан на таких документах, как «Правда» Ярослава Мудрого, «Правда» Ярославичей, Устав Владимира Мономаха, некоторые нормы из «Закона Русского» и т. д. Этот документ отражает развитие экономической жизни в России того времени, раскрывает нам нормы взаимоотношений крестьян относительно получения наследства или использования собственности. Здесь также говорится о возращении долгов и компенсации за их использование. В «Русской Правде» описывается, как и за что могут быть наказаны крестьяне. Особенно страшными могут быть наказания за воровство, вплоть до убийства человека, который решился на кражу.

«Русская Правда» – это источник законов того времени, повествующий об экономическом развитии и юридическом праве в Древней Руси. В ней также описывается, как вели торговые дела с другими государствами наши дальние предки. В этом документе говорится, что деньги – это не только золото и серебро, а также меха. Мы можем многое узнать о ценах или о том, какие товары пользовались большим спросом, по тому, как часто их привозили заморские купцы. «Русская Правда» повествует нам о том, что должника могли продать вместе со всем его имуществом, погасив тем самым долг. «Русская Правда» дает нам понятие о том, как относились к взиманию процентов в те далекие времена.

Если бы «Русская Правда» не сохранилась, мы никогда бы не узнали столько о жизни наших соотечественников, нормах поведения, их обычаях и традициях, передававшихся ранее из уст в уста, об их экономическом развитии и юридическом наследии.

НОУ МНОГОУРОВНЕВОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Тираспольский межрегиональный университет

Р е г и с т р а ц и о н н ы й N 35

Факультет « Финансы и кредит» курс II группа N Фз-25

Студент: Сулимов Дмитрий Станиславович

Дисциплина: «История экономики и экономической науки

Тема контрольной работы: N 2 «Экономическая мысль средневековья»

Рецензент______________________________________________

Дата получения к.р. ___________дата возвращения к.р._________

Оценка_________________ подпись преподавателя_____________

Введение

Экономическая мысль средневековья

Список используемой литературы

ВВЕДЕНИЕ

История экономической мысли начинается с тех незапамятных времен, когда люди впервые задумались над целями своей хозяйственной деятельности, способами и средствами их достижения, отношениями, складывающимися между людьми в процессе и в результате добывания и распределения благ, обмена произведенными продуктами и услугами.

Экономическая мысль – понятие чрезвычайно широкое. Это и представления, бытующие в массовом сознании, и религиозные оценки и предписания, касающиеся хозяйственных отношений, и теоретические конструкции ученых, и экономические программы политических партий… Многообразна сфера экономической мысли, поле приложения размышлений, выводов и практических решений: здесь и общие закономерности экономики, и особенности экономики отдельных отраслей, и проблемы размещения производства, и денежное обращение, и эффективность капиталовложений, и налоговая система, и методы ведения учета доходов и расходов, и история экономики, и хозяйственное законодательство – всего не перечислить.

Во всей этой сложной совокупности с многочисленными переплетениями ее отдельных элементов можно с определенной условностью выделить экономические учения – теоретические концепции, отражающие основные закономерности экономической жизни, описывающие отношения между ее субъектами, выявляющие движущие силы и значимые факторы создания, распределения и обмена благ.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира, базируются на материалах дошедших до нас литературных источников. Но существенной особенностью идеологии рассматриваемого периода, в том числе в области хозяйственной жизни, является ее сугубо богословский характер. По единой причине средневековым экономическим доктринам присуще многообразные хитросплетения схоластических и софистических суждений, причудливые нормы религиозно-этнического и авторитарного свойства, с помощью которых предполагалось не допускать грядущего утверждения рыночных экономических отношений демократических принципов общественного устройства.

Средневековый тип натурально-хозяйственных отношений, или феодализм, зародился, как известно, в 3-8 вв. В ряде государств Востока и 5-9 вв. – в странах Европы. И с самого начала вся полнота политической власти и экономического могущества была в них достоянием светских и церковных феодалов, которые как явно, так и не явно осуждали тенденции расширения масштабов товарности экономики и ростовщичества.

В экономической литературе в числе наиболее значимых представителей средневековой экономической мысли на Востоке, как правило, упоминается видный идеолог арабских государств Ибн-Хальдун, а в Европе – лидер так называемой поздней школы канонизма Фома Аквинский.

Ибн-Хальдун (1332-1406).

Его жизнь и творчество связаны с арабскими странами на севере Африки, где в духе азиатского способа производства государство сохраняло за собой права владения и распоряжения значительными земельными угодьями, сбора для нужд казны обременительных налогов с доходов населения. Причем с тех пор, как в начале 7 в. На землю снизошли «откровения Бога» и услышавший их мекканский купец Мухаммед – первый проповедник Корана – возвестил мусульманский мир о новой (исламской) религиозной идеологии, ослабить «всесилие» антирыночных постулатов, казалось, ничто более не смогло бы.

Веру в незыблемость сословной дифференциации общества, т.е. в то, что «Аллах дал преимущество одним людям перед другими», а также в богоугодность бартерной по существу торговли, на всех этапах эволюции общества от «примитивности» до «цивилизации» попытался укрепить в душах всех правоверных и Ибн-Хальдун, выдвинув с этой целью концепцию некой «социальной физики». Вместе с тем последняя не лишена отдельных поучительных идей и историко-экономических обобщений, таких, например, как необходимость возвышенного отношения к труду, порицание скупости, жадности и расточительства, понимание объективного характера прогрессивных структурных изменений в сферах экономики, благодаря которым к давним хозяйственным заботам людей в земледелии и скотоводстве прибавились сравнительно новые занятия в ремесленном производстве и торговле.

Переход к цивилизации и соответственно избыточному производству материальных благ, позволит, по мнению Ибн-Хальдуна, многократно приумножить национальное богатство, и со временем каждый человек сможет обрести больший достаток вплоть до предметов роскоши, но при этом никогда не наступит всеобщее социальное и имущественное равенство и не исчезнет деление общества на «слои» (сословия) по имущественному признаку и принципу «предводительства».

Развивая тезис о проблеме достатка и недостатка в обществе материальных благ, мыслитель указывает на ее обусловленность, прежде всего размерами городов, точнее, степенью их заселенности и делает следующие выводы:

С ростом города растет достаток в «необходимом» и «лишенном необходимости», приводя к снижению цен на первое и росту цен на второе и свидетельствуя одновременно о процветании города;

Малочисленность населения города является причиной дефицита и дороговизны всех необходимых его населению материальных благ;

Расцвет города (как и общества в целом) реален в условиях снижающихся размеров налогов, включая пошлины и поборы правителей на городских рынках.

Фома Аквинский (Аквинат) (1226-1274) .

Этот итальянский монах доминиканского происхождения считается наиболее авторитетной фигурой упоминавшейся выше школы канонистов на позднем этапе ее развития. Ее воззрения в области социально-экономического устройства общества существенно разнятся с положениями основателя канонизма, или, как еще говорят, ранней школы канонистов, Августина Блаженного (353-430). При этом на первый взгляд Аквинат, подобно Августину, опирается на те же принципы религиозно-этического свойства, на основе которых школа на протяжении ряда столетий трактовала «правила» хозяйственной жизни, установления «справедливых цен» и достижения эквивалентного и пропорционального обмена.

На самом же деле Ф. Аквинский, учитывая реалии своего времени, изыскивает сравнительно новые «объяснения» социального неравенства в условиях более дифференцированного, чем прежде, сословного деления общества. В частности, в работе «Сумма теологии» он оперирует уже не единичными, а массовыми проявлениями признаков утверждающих себя изо дня в день масштабных товарно-денежных отношений в возросших числом и своим могуществом городах. Иными словами, в отличие от ранних канонистов прогрессирующий рост городского ремесленного производства, первых торговых и ростовщических операций Ф. Аквинский не характеризует отныне как исключительно греховные явления и не требует их запрещения.

С точки зрения методологических позиций внешне у автора «Суммы теологии» почти нет расхождения с ранними канонистами. Однако если последние придерживались принципа неоспоримой авторитарности текстов священного писания и трудов церковных 5 А 5 ретиков, а также метода морально-этического обоснования сути экономических категорий и явлений, то Ф. Аквинский наряду с названными «инструментами» исследования активно использует и так называемый принцип двойственности оценок, позволяющий средствами софистики диаметрально изменить суть первоначальной трактовки хозяйственного явления или экономической категории.

Вот почему «Сумма теологии» изобилует двойственными характеристиками и схоластическими суждениями, к которым прибегает ее автор в поисках путей примирения и компромисса по многим, 6 Азалось бы, взаимоисключающим теоретическим положениям. Сказанное очевидно из следующих трактовок, которые в современной экономической литературе относят к экономическим воззрениям раннего либо позднего канонизма:

Ранние канонисты

(святой Августин)

Поздние канонисты

(Аквинат)

Разделение труда

Умственный и физический виды труда равноценны и не должны влиять на положение человека в обществе.

Деление людей по профессиям и сословиям обусловлено божественным провидением и склонностями людей.

Богатство

Труд людей создает богатство в виде материальных благ, включая золото и серебро. Нетрудовое накопление последних («искусственного богатство») является грехом

Золото и серебро рассматриваются как источник приумножения частной собственности и «умеренного богатства».

Обмен

Обмен осуществляется по принципу пропорциональности и является актом свободного волеизъявления людей.

Обмен как субъективный процесс не всегда обеспечивает равенство извлекаемой пользы, поскольку в результате этого акта случается, что вещь «поступает на пользу одному в ущерб другому».

Справедливая цена

Ценность товара должна устанавливаться в соответствии с трудовыми и материальными затратами в процессе его производства по принципу «справедливой цены».

Затратный принцип установления «справедливой цены» считается не точным, так как он может не доставить продавцу соответствующего его положению в обществе количества денег и нанести ущерб.

Деньги

Деньги являются искусственным изобретением людей и необходимым для облегчения и ускорения меновых операций на рынке благодаря «внутренней ценности» монеты.

Ценность денег (монет) на внутреннем рынке должна устанавливаться не по весу содержащихся в нем металлов, а по усмотрению государства.

торговая прибыль и ростовщический процент

Торговая прибыль и ростовщический процент, извлекаемые из крупных торговых и ссудных операций, превращаются в самоцель и потому должны расцениваться как не богоугодные и грешные явления.

Крупные доходы купцов и ростовщиков лишь тогда допустимы, когда они извлекаются трудом, связаны с транспортными и прочими издержками, а также риском, имеющим место в благопристойной деятельности.

Как уже упоминалось, экономическая мысль средневековья в значительной мере опиралась на труды Аристотеля, в частности на положения, которые получили название "догмы Аристотеля". Это влияние видно и в экономических взглядах крупнейшего мыслителя средних веков Ф.Аквинского (1225-1274).
Напомню, что Аристотель одобрительно относился к тому виду хозяйствования, который сводился к приобретению благ для дома и государства. Эта естественная (по мнению Аристотеля) хозяйственная деятельность, получившая, со времен Ксенофонта, название "экономика", включала и обмен в пределах, нужных для удовлетворения разумных личных потребностей. В то же время деятельность, направленную на обогащение, т.е. деятельность торгово-ростовщического капитала, Аристотель характеризовал как противоестественную, назвав ее "хрематистикой".
Вслед за Аристотелем, Ф Аквинский развивает мысль о естественности натурального хозяйства и в связи с этим производит деление богатства на естественное (продукты натурального хозяйства) и искусственное (золото и серебро). Последнее, по мысли Ф.Аквинского, не делает человека счастливым и приобретение такого богатства не может быть целью, т.к. последняя должна состоять в "нравственном усовершенствовании". Это убеждение вытекает из идеологии христианства, где экономические интересы должны быть подчинены подлинному делу жизни - спасению души. В средневековой теории нет места такой экономической деятельности, которая не связана с моральной целью. И потому на каждом шагу существуют ограничения, запреты, предупреждения не позволять экономическим интересам вмешиваться в серьезные дела.
В соответствии с догмами Аристотеля и традициями католической церкви, Ф.АКВИНСКИЙ осуждал ростовщичество, называя его "постыдным ремеслом". Он писал, что, давая деньги в рост, кредиторы, стремясь представить сделку честной, требуют процент как плату за время, предоставляемое им заемщику. Однако время - это всеобщее благо, данное Богом всем в равной степени. Таким образом, ростовщик обманывает не только ближнего, но и Бога, за дар которого он требует вознаграждения. Среди средневековых философов общим было убеждение, что ростовщики недостойны честного имени и излишни для общества, так как не доставляют ему необходимых для жизни предметов. Однако в отношении торговли средневековые схоласты, в том числе и ФАквинский, считали, что она представляет собой занятие законное, поскольку различие в природных богатствах разных стран свидетельствует о том, что она предусмотрена Провидением. Торговая прибыль сама по себе не вносит ничего порочного в экономическую жизнь и может быть использована для честной цели. К тому же прибыль может являться платой за труд, если произошла продажа вещи, "измененной к лучшему". Но в то же время торговля - это опасное дело (в плане искушения) и человек должен быть уверен в том, что занимается ею ради всеобщей пользы и что прибыль, которую он извлекает, не превышает справедливой оплаты его труда.
Интересен у Ф Аквинского и взгляд на частную собственность и проблему справедливости. Как известно, в раннем христианстве идея равенства воплотилась в идее отказа от частной собственности, обобществления имущества и в утверждении всеобщей обязанности трудиться. В соответствии с давними традициями христианства труд у Ф Аквинского получил позитивную оценку как необходимый для жизни, избавления от праздности, укрепления нравственности. В то же время, вслед за Аристотелем, Ф. Аквинский отвергает идею о равнозначности всех видов труда, рассматривая физический труд как рабское занятие. Значительные трудности возникают с проблемой оправдания частной собственности. Отходя от идей раннего христианства, мыслители средневековья утверждают, что частная собственность необходима, по крайней мере, в этом несовершенном мире. Когда добро принадлежит отдельным людям - люди больше работают и меньше спорят. Поэтому необходимо терпеть существование частной собственности как уступку человеческой слабости, но в тоже время сама по себе она отнюдь не желательна. Господствовало мнение, по крайней мере в области нормативной этики, что имущество, даже в наилучшем случае, представляет собой некоторое бремя. При этом оно должно быть добыто законным путем, принадлежать как можно большему числу людей и давать средства для помощи бедным. Пользоваться им нужно по возможности сообща. Его обладатели должны быть готовы делиться с теми, кто в нужде, даже если нужда их не достигает нищеты. Философским обоснованием этих положений являются: идея справедливого Бога и идея ограниченности количества материальных благ. Последняя своими корнями уходит в язычество, к господствующим в период распада родовой жизни представлениям, что чрезмерно удачливый земледелец или охотник - колдун и вор. Если кто-то получил лучший урожай, значит, он украл его у соседа и этот урожай - "духов урожай". Здесь мы видим идею замкнутой вселенной с постоянной, не изменяющейся суммой благ. Отсюда и желание поровну разделить, вследствие чего у всех будет все необходимое и ни у кого не будет излишка. Следует отметить, что это не только область нормативной этики: благотворительность в средние века была огромна, но сколь расточительна, столь и безрезультатна.
Неприятие чрезмерного богатства связывает средневековых схоластов не только с Аристотелем, но и с Платоном. У последнего целью идеального государства является "изгнание неблагородной страсти к наживе", поскольку именно излишек порождает такие отвратительные качества, как лень и жадность. И именно от древнегреческих мыслителей в средневековую схоластику вошло убеждение, что стать очень богатым, оставаясь добродетельным - невозможно. По мнению Платона, всякий прибавочный продукт следует рассматривать как подрыв общественного порядка, как кражу. При этом в первую очередь уменьшается не сумма общественного благосостояния, а сумма общественной добродетели. Фраза покажется странной, если не принять во внимание, что мыслителей Древней Греции волновали в первую очередь вопросы этики, а не экономической эффективности. Как утверждал К.Маркс, у "древних" вы не найдете рассуждений о том какая форма собственности наиболее эффективна. Их интересует вопрос, какая форма собственности дает обществу наилучших граждан.
Однако, несмотря на негативное отношение в целом к частной собственности, торговле, и тем более к проценту, они в реальной экономической жизни существовали и не считаться с этим было невозможно. И возникает вопрос - а каковы в этих условиях критерии справедливости, в том числе справедливого обмена и справедливой цены?
Еще Аристотель, в противоположность тем, кто требовал установления имущественного равенства общины свободных, выдвигал тезис, что распределение благ должно строиться на принципах справедливости, то есть "по достоинству". Это означало, в свою очередь, справедливость существования имущественного неравенства. Идею Аристотеля воспринял и развил Ф.Аквинский. В его представлении общество мыслилось как иерархическое и сословное, где подняться выше своего сословия грешно, ибо деление на сословия установлено Богом. В свою очередь, принадлежность к сословию определяет уровень богатства, к которому должен стремиться человек. Другими словами, человеку дозволено стремиться к такому богатству, которое необходимо для жизни на уровне, подобающем его социальному положению. Но стремление к большему - это уже не предприимчивость, а жадность, которая есть смертный грех.
Эти положения легли в основу рассуждений Ф.Аквинского о справедливой цене. В период средневековья дискуссия о справедливой цене включала две точки зрения:
первая - справедлива та цена, которая обеспечивает эквивалентность обмена
вторая - справедлива та цена, которая обеспечивает людям приличествующее их сословию благосостояние. Ф.Аквинский в своей теории справедливой цены вобрал оба эти положения, различая два вида справедливости в обмене. Один вид справедливости гарантирует цену "сообразно вещи", то есть сообразно затрат труда и расходов (здесь эквивалентность трактуется в терминах издержек). Второй вид справедливости обеспечивал больше благ тому, кто "больше значит для общественной жизни". Здесь эквивалентность трактуется как присвоение в обмене той доли благ, которая соответствует достоинству обменивающегося. Это означало, что процесс ценообразования ставился в зависимость от социального статуса участников обмена. Защита привилегий правящих классов обнаруживается в трудах Ф.Аквинского и в оправдании правомерности получения земельной ренты, которую он рассматривает как продукт, созданный силами природы и потому присваемого земельным собственником. Именно получение ренты, по мнению Ф.АКВИНСКОГО, дает возможность избранным заниматься духовным трудом "во имя спасения остальных".
В заключении представляется интересным проследить эволюцию взглядов на процент средневековых мыслителей - от полного неприятия до частичного оправдания. Известно из истории ростовщичества, что первоначально денежные или материальные ссуды брались для непроизводительного использования, часто от "безысходности". Эта практика господствовала вплоть до позднего средневековья. Например, горожанин занимал деньги, чтобы не умереть с голоду; рыцарь, чтобы отправиться в крестовый поход; община, чтобы построить храм. И считалось несправедливым, если кто-то делал прибыль на бедствии или благочестии других. В то время каноническим правом признавались два довода в пользу взимания процента: возмещение расходов на организацию и содержание кредитных учреждений и возмещение ущерба вследствие невозможности распоряжаться отданными в заем деньгами. Но этот ущерб еще надо было доказать. Когда же к шестнадцатому веку производительное и прибыльное вложение капитала стало широко распространенным явлением, тогда ростовщику или банкиру достаточно было доказать торговое или промышленное его назначение, чтобы иметь основания требовать вознаграждения за занятый капитал. Основанием служила потеря кредитором возможности извлечь выгоду из тех операций, которые могли представиться ему за время отсутствия денег. Лишение вероятной прибыли требовало вознаграждения, так как нарушался основной для канонического права принцип - эквивалентности обмена. В самом деле, должник, благодаря чужому капиталу обогащался, а кредитор, вследствие его отсутствия, терпел убыток. В силу происшедших изменений в экономической жизни, в каноническом праве в шестнадцатом веке закрепилось оправданное взимание процента. Запрещалось лишь взимание "лихвы" или сверхприбыли ростовщика, для чего устанавливался официальный максимум ссудного процента. Тем не менее, в целом отношение к ростовщичеству по-прежнему оставалось отрицательным, что не удивительно, учитывая исходные постулаты христианства.
Этическая направленность экономической мысли пронизывает труды всех мыслителей средневековья, а окончательный разрыв экономических и этических проблем связан с появлением первых экономических школ.

После падения Римской империи (V ст.) начинается так называемая пор средневековья, которое длится вплоть до XVII ст. Экономика этого периода была преимущественно аграрной, властвовало натуральное хозяйство. Мышление средневекового человека мало теологический характер. Экономическая мысль еще не отделилась в самостоятельную область знаний. Этот процесс начался лишь в период позднего средневековья (XVI - XVII ст.). То, что можно рассматривать как проявления экономической мысли, пронизано духом практицизма. Средневековые трактаты содержат многочисленные конкретные хозяйственные советы, разнообразные практические рекомендации, но довольно имело теоретических обобщений и попыток осмысления экономических процессов и явлений. У пор не только раннего (V - Х ст.), а и даже классического средневековья (XI - XV ст.) так и не появилось никаких теоретических произведений по экономическим вопросам. Основными источниками экономической мысли средневекового общества есть юридические кодексы и церковные памятки. Экономические представления народных масс отразились в разных «ересях» и экономических требованиях крестьянских восстаний.

Отличительная черта экономической мыслиВостока в средние возрасты заключалась в том, что она уделяла внимание собственное тем самым проблемам, которые и в давние времена, прежде всего вопросом управления страной, организации сельского хозяйства как главной области экономики, ремесла и торговли как вспомогательных. Большое влияние на развитие экономической мысли Ближнего Востока справил ислам. В произведениях мусульманских авторов, в частности в роботах Ибн Хальдуна, что выдается арабского мыслителя средневековья, часто высказываются такие мысли и соображения, которые намного опережают свое время.

В литературе странЗападной Европы у пор раннего средневековья под влиянием христианства высказываются идеи о равенстве людей перед Бог, о работе как единый источник существования, о необходимости делиться имуществом с бедными; стремление богатства сознается пороком, который не является к лицу действительному христианину. Проблемы общины нашли отображение в«Саличной правде» (Саличном законе) - записи давнего обычного права племени саличных франков. Запись была сделана из распоряжение короляХлодвіга (481 - 511), а со временем дополнено и переработано его наследниками. В нем был отражен экономический порядок франков в период расписания родовых отношений и возникновение имущественной неровности. Имущественное расслоение кое-что сдерживалось преимуществом общей собственности общины над правом владения и пользование отдельных домохозяйств. «Салечная правда» свидетельствует о постепенном возникновении личностно-родственной собственности, преобразование владение на собственность. Франки уже разграничивали понятие подвижного и недвижимого имущества. Движимое имущество можно было отдавать в залог и передавать по наследству ближайшему из родственников. Кражи его наказывались штрафами. Рабы считались имуществом господина, и потому за убийство раба посторонним человеком надо было уплатить хозяину соответствующую компенсацию. Относительно недвижимого имущества, то существовали многочисленные разновидности индивидуальных прав на владение разнообразными видами его, хотя верховенство всегда признавалось по праву общины на все земельные имения. После упадка Франкской государства (IX ст.) «Салечная правда» потеряла свое практическое значение.

Другая памятка западноевропейской экономической мысли раннего средневековья«Капитулярий о виллах» (начало IX ст.) Карла Большого (или его сына - Людовика Благочестивого) дает представление об организации и управлении вотчиной. Согласно «Капитулярием» вся земля вотчины была в собственности ее властителя (вотчинника), а большинство населения представляли закрепощенные крестьяне. В имении должны были также жить «добрые мастера», что вырабатывали какую-то ремесленную продукцию. Хозяйство мало натуральный характер, король приписывал продавать только излишки, а покупать то, что не вырабатывалось в вотчине, взимать оброки натурой и создавать продуктовые запасы.

Развитие экономической мысли классического средневековья, как и в предыдущий период, происходил под огромным влиянием христианской церкви. Наибольшим тогдашним авторитетом, который высказал много важных экономических идей, был Фома Аквинский (Аквинат) (1225/26 - 1274), которого уже 1323 г. было канонизировано, а его обучение 1879 г. было провозглашено единственно искренней философией католицизма. Основными произведениями Фомы Аквинского есть «Сумма против язычников» и «Сумма теологии». В своих взглядах на политическое и социальное устройство общества он выступал за централизацию власти и признавал социальную иерархию, поскольку низменность на состояния «происходит от Бог». Естественное основание сословной иерархии Аквинат видел в разделении труда. По его словам, «одни должны обрабатывать пашню, других - сводить дома, а часть людей, будучи свободной от человеческих забот, должны посвятить себя духовной работе ради спасения сдачи». Хотя соответственно христианской доктрине Фома Аквинский считал работу неотъемлемой обязанностью верующего, сугубо физическая, трудная работа, по его мнению, была «рабским занятием». Частную собственность он рассматривал как необходимый институт человеческой жизни.

Будучи сторонником натурального хозяйства, которое могло обеспечить всех необходимыми продуктами, Аквинат, тем не менее, признавал, что во многих случаях просто невозможно обойтись без обмена. Поэтому он высказал свои соображения из проблем обмена, цены, торговли, торговой прибыли, денег и др. Так, он дал свое толкование «справедливой цены». Обмен, по мнению Фомы Аквинского, должны происходить без обмана и ради общей пользы. Между продавцом и покупателем должны быть «установленная договоренность относительно равенства вещей». Цена товара есть справедливой тогда, когда учитывается количество работы, израсходованной на его производство. «Продавать дороже или покупать вещь дешевле, чем она стоит, само по себе непозволительно и несправедливо». Но, с другой стороны, завышение цены оправдано, если такая цена не является обычным обманом и если покупатель тоже будет иметь пользу. Т. е. справедливая цена, как считал Аквинат, должны согласовывать не только с вещью, которая продается, а и с убытком, которого мог бы подвергнуть испытанию продавец от продажи. В таком случае «разрешено по правую продавать вещь дороже, чем она достойная самая по себе, хотя она не должна продаваться дороже, чем стоит ее владельцу». Рядом этим понятие «справедливой цены» у Фомы Аквинского имело и социальное крашение, поскольку каждый должен получать за свой продукт столько, сколько необходимо, чтобы он мог жить соответственно месту, которое занимает в сословной иерархии.

В своих взглядах на торговлю и торговую прибыль Фома Аквинский оправдывал торговлю с целью получения продавцом торговой прибыли для обеспечения себя и своей семьи средствами существования и использование его для благотворных дел. Правомерным считалась прибыль и как плата за работу, когда продавец улучшил какую-то вещь, и как возмещение расходов на транспортирование товаров. Если же прибыль была единой целью торговца и, стремясь его получить, торговец не гнушался любыми средствами, то такая торговля провозглашалась занятием позорным.

Раздумывая о происхождении денег, Фома Аквинский придерживался мысли, что они возникли вследствие договоренности между людьми. Их назначение - облегчить справедливый обмен. При этом понятие денег и монеты он не различал. Признавая необходимость денег как средства обращения, он рассматривал их и как меру стоимости. «Монета, - писал Аквинат, - наиполнейшая мера для материальной жизни в торговле и обороте», а вместе с тем и «мерка в работе». Фома Аквинский выделял «внутреннюю ценность» и «номинальную ценность» денег (монеты). Он считал, что последнюю может определять государство и припускал возможность ее незначительного отклонения от «внутренней ценности», выступая против порчи монеты.

Фома Аквинский осуждал ростовщичество. По его мнению, взимать проценты, предоставляя деньги в ссуду, означало бы продавать то, чего на самом деле не существует. Здесь нет равенства, а потому нет и справедливости. Поскольку деньги изобретенное для обмена, «первый и главный результат пользования деньгами заключается в их употреблении или расходе». Через это несправедливо, кроме возвращения самых денег, получать еще и плату за пользование ими. Вместе с тем Аквинат соглашался с тем, что процент можно рассматривать как вознаграждение за риск потерять одолженные деньги и как своеобразное возмещение утраченных доходов, которые заёмщик мог бы иметь, использовав одолженные кому-то деньги в собственных интересах. Тем самым Фома Аквинский занимал компромиссную позицию не только по вопросу торговой прибыли, а и процента.

Проблеме денег был посвящено «Трактат о происхождении, природе, юридическом основании и изменению денег», написанный французским ученым Школой Оремом (Оресмом) (приблизительно. 1323 - 1382). В нем высказанная мысль, что деньги является искусственным инструментом, что люди изобрели ради облегчения товарообмена. Золото и серебро стали деньгами благодаря своим естественным свойствам. Сначала они были обычными товарами и лишь постепенно приобрели роль денежных металлов. Никола Орем был неприятелем порчи монеты, поскольку она не является собственностью короля, хотя и отчеканивается с его портретом. Он отмечал, что изменение веса и ценности монет наносит убытка торговли и кредита, обесценивает разные денежные доходы. Итак, заслугой Орема есть попытка раскрыть происхождение и суть денег, закономерности денежного обращения.

На экономическую мысль средневековой Западной Европы заметно повлияли также разнообразные религиозные ереси. Ереси, как правило, были средствами проявления оппозиционных расположений духа определенных социальных слоев. Несмотря на большое разнообразие ересей (вальденсов, апостоликов, катаров, альбигойцев, лоллардов и др.) и значительные отличия между ними все они так или так всегда имели антифеодальную направленность, проповедовали идеи равенства всех людей, возвращение к принципам «евангельской бедности» раннее христианского порядка, осуждали богатство и неограниченную собственность церкви и т.п.. Некоторые ереси стали идеологией восстаний крестьян и городских низов, которыми преисполнена вся история средневековья. Основными экономическими требованиями восставших всегда прошлого возвращения к общине, уничтожению социальной и имущественной неровности, частной собственности, возвращение захваченных общинных земель, отмена барщины, оброков, десятины и т.п..

История экономической мыслиУкраины времен раннего и классического средневековья связана из пор Киевской Движении - первого государства на украинской этнической территории. Литературными источниками, которые из них можно справиться об экономических взглядах тех пор, есть летописи, соглашения, грамоты князей, кодексы и записи норм светского и церковного права и т.п.. Выдающейся памяткой социально-экономической и политической литературы пор Киевской Движении есть«Русская правда» - ведомость законов древнерусского права XI-XII ст. Известные 106 списков «Русской правды», какие составленное в XIII-XVIII ст. Статьи «Русской правды» отбивают социальную структуру и отношения собственности древнерусского общества. Они регулируют имущественное отношения, защищают право собственности князей и феодальной знати на землю и крепостных; право взимать налоги, получать ренту; определяют ограничение имущественных и личных прав разных категорий феодально зависимого населения и др. В них нашла отображение организация княжеской и боярской вотчины в XI ст., что базировалась на крепостной и рабской работе. Кстати, последняя постепенно уступала продуктивнешой работе людей зависимых и крепостных. При условиях замкнутости натурального хозяйства и неразвитости товарообмена товарно-денежные отношения в Киевской Движении были очень ограниченными, хотя в текстах «Русской правды» случаются такие понятия, как «истое», «рез», «отарица» и «груда», что означают одолженные под процент деньги; сам процент; участок земли и ссуду, которые закуп (смерд, который обеднел и попал в долговую кабалу к господину) получает от хозяина-землевладельца. Случаются также слова «товар», «торг» (рынок), «гостьба» (внешняя торговля) и другие экономические сроки. В целому в «Русской правде» определенной мерой отображенной все основные процессы экономической и общественной жизни Древнерусского государства.

Одним из главных письменных источников для исследования экономической мысли пор Киевской Движении есть летописная ведомость «Повесть временных лет» - монументальный историографический и литературный документ начала XII ст., что принадлежит пэру монаха Печерского монастыря Нестора. Хотя центральными в произведении есть вопросы политической истории Движении, экономическим и социальным процессам и явлениям предоставляется важного значения для объяснения исторических событий. В «Повести временных лет» рассматриваются источника доходов Киевского государства:

поступление из хозяйства, дань и собрание из населения, штрафы (судебная пошлина), торговая пошлина и военная добыча. Данина собиралась продуктами, мехом или деньгами. Выплата дани деньгами оказывала содействие развитию товарного производства и товарно-денежных отношений. В летописи речь идет также об активных внешнеторговых связях Киевской Движении с другими государствами, наличие общественного разделения труда: полное обособление ремесленничества от земледелия и развитие разных ремесел. Летописец обнаруживает почтительное отношение не только к умственному, а и к физической работе, поскольку оба эти вида работы считаются одинаково важными для общества, для обеспечения его богатства и благосостояния.

Из памяток древнерусской литературы, которая из них можно справиться об экономической составной общественной жизни, можно назвать также «Поучения детям» Владимира Мономаха (начало XII ст.). Это произведение содержит немало важных хозяйственных наблюдений и обобщений, показывает отношения между землевладельцами и зависимыми крестьянами, дает совета относительно преодоления социальных расхождений, ярко свидетельствует о понимании уже в те времена значения земледелия, скотоводства, промыслов, торговли для укрепления могущества государства.

Галицко-волынская летопись XIII ст. рассказывает об экономической политике галичских и волынских князей, которые делали авансы развитие ремесел, торговли, мост, приглашая для этого умелых ремесленников, торговых людей.

Начиная с XIII ст. Киевская, Чернигово-Сиверськая, Переяславськая, Волынской, Галичской, Подольская земле, а также Боковина и Закарпатье стали тем территориальным основанием, на котором сложилась и развивалась украинская народностям. За Средним Приднепровьем, Киевским землей раньше, чем за другими землями Южной Движении, закрепилось название «Украина», что позднее, с XVII ст., начали обозначать этническую территорию украинского народа. На границе XIII - XIV ст. из древнерусской языковой основы выделяется украинский язык. В разнообразнейший документах XIV - XV ст. (жалованных и ссудных грамотах, инвентарях, люстрациях и т.п.) отображенные отношения вотчинной формы собственности, тогдашняя система повинностей, Некоторые аспекты торговли, денежного обращения, развития сельского хозяйства и ремесел, предоставление ссуд под залог имущества, в том числе земельных владений.

С XIV ст. на украинских землях начинает действовать Магдебургское право - городское право, которое возникло в XIII ст. в городе Магдебурге (отсюда и название). За ним города освобождались от управления и суда больших князей или королей, т.е. получали права самоуправления. Магдебургское право устанавливало порядок и функции органов городского самоуправления, суда, купеческих объединений, цехов, регулировал вопрос торговли, ожоги и наследование, определяло наказание за разные виды преступлений и т.п.. 1339 p. такое право получило город Сянок Галицко-Волынского княжества, 1356 г. - Львов, 1432 г. - Луцк, 1494 г. - Киев. На протяжении XV - XVI ст. Магдебургское право распространилось на большинство городов на украинских землях. Города, которые находились под непосредственной юрисдикцией польского короля или большого князя литовского, не платили за городские земли, а мещан было уволено от повинностей в пользу феодалов. Мещане платили лишь государственный налог на торговлю и занятие ремеслом. Они имели право использовать на нужды города денежное собрание, установленные городским правлением (магистратом), налог от пивоварен, солодилен, воскобоень, мельниц, земельных угодий, имели значительные привилегии в области организации и регламентации стационарной торговли, ярмарок и ремесел. Однако с увеличением влияния польских феодалов и католической церкви на украинских землях усиливается национально-религиозная дискриминация украинского мещанства. Это порождало его борьбу за ликвидацию ограничений и за увеличение участия в городском самоуправлении.

В 80-те года XVI ст. в ходе борьбы против унии и католицизма возникает так называемая полемическая литература, которая во многих аспектах касается и экономических проблем. Из этого взгляда важными есть произведения Ивана Вишенського (1545/50 - 20-те года XVII ст.), что делал ударение на проблемах социального равенства. Он говорил, что любое богатство, которым владеют господа и духовенство и которое они «пожирают», созданное «работой и потом» крепостных. И. Вишенський показал основные формы, с помощью которых осуществлялось присвоение результатов работы крестьян и ремесленников: барщину, оброк, подати, торговая и ростовщическая прибыль и т.п.. По его мнению, одновременно с ростом богатства и роскошей господ, шляхты, торговцев усиливаются тяжелых крепостных, бедняков. Он понимал, что имущественно-социальная неровность людей происходит не от природы и не от Бог, а от земных несправедливостей. В целом полемические произведения справили огромное влияние на формирование и развитие самосознания украинского народа, на развертывание национально-освободительной борьбы во главе с Богданом Хмельницким.

В наиболее законченном виде экономическую мысль позднего средневековья репрезентует меркантилизм.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1 Левита Р.Я. История экономических учений: Полный курс в кратком изложении. – М.:ИНФРА-М, 2001.-224 с.

2 Ядгаров Я.С. История экономических учений. М. Инфра-,1997.

3 История экономических учений. М.: Изд-во МГУ, 1994.

Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен древнего мира, базируются в основном на материалах дошедших до нас литературных источников. Но существенной особенностью идеологии рассматриваемого периода, в том числе в области хозяйственной жизни, является ее сугубо богословский характер. Поданной причине средневековым экономическим доктринам присущи многообразные хитросплетения схоластических и софистических суждений, причудливые нормы религиозно-этического и авторитарного свойства, с помощью которых предполагалось не допустить грядущего утверждения рыночных экономических отношений и демократических принципов общественного устройства.

Средневековый тип натурально-хозяйственных отношений, или феодализм, зародился, как известно, в III-VIII вв. в ряде государств Востока и V-XI вв. -- в странах Европы. И с самого начала вся полнота политической власти и экономического могущества была в них достоянием светских и церковных феодалов, которые как явно, так и неявно осуждали тенденции расширения масштабов товарности экономики и ростовщичества.

В экономической литературе в числе наиболее значимых представителей средневековой экономической мысли на Востоке, как правило, упоминается видный идеолог арабских государств Ибн- Хальдун, а в Европе -- лидер так называемой поздней школы ка- нонизма Фома Аквинский. Об их творческом наследии и последует далее речь.

Ибн-Хальдун (1332-1406). Его жизнь и творчество связаны с арабскими странами на севере Африки, где в духе, как принято говорить, азиатского способа производства государство традиционно сохраняло за собой право владения и распоряжения значительными земельными угодьями, сбора для нужд казны обременительных налогов с доходов населения. Причем с тех пор, как в начале VII в. на землю снизошли «откровения Бога» и услышавший их мекканский купец Мухаммед -- первый проповедник Корана -- возвестил мусульманский мир о новой (исламской) религиозной идеологии, ослабить «всесилие» антирыночных постулатов, казалось, ничто более не смогло бы.

Веру в незыблемость сословной дифференциации общества, т.е. в то, что «Аллах дал преимущество одним людям перед другими», а также в богоугодность бартерной по существу торговли, на всех этапах эволюции общества от «примитивности» к «цивилизации» попытался укрепить в душах всех правоверных и Ибн-Хальдун, выдвинув с этой целью концепцию некой «социальной физики». Вместе с тем последняя не лишена отдельных поучительных идей и историко-экономических обобщений, таких, например, как необходимость возвышенного отношения к труду, порицание скупости, жадности и расточительства, понимание объективного характера прогрессивных структурных изменений в сферах экономики, благодаря которым к давним хозяйственным заботам людей в земледелии и скотоводстве прибавились сравнительно новые занятия в ремесленном производстве и торговле.

Переход к цивилизации и соответственно избыточному производству материальных благ позволит, по мнению Ибн-Хальдуна, многократно приумножить национальное богатство, и со временем каждый человек сможет обрести больший достаток вплоть до предметов роскоши, но при этом никогда не наступит всеобщее социальное и имущественное равенство и не исчезнет деление общества на «слои» (сословия) по имущественному признаку и принципу «предводительства».

Развивая тезис о проблеме достатка и недостатка в обществе материальных благ, мыслитель указывает на ее обусловленность прежде всего размерами городов, точнее, степенью их заселенности и делает следующие выводы:

с ростом города растет достаток в «необходимом» и «лишенном необходимости», приводя к снижению цен на первое и росту цен на второе и свидетельствуя одновременно о процветании города;

малочисленность населения города является причиной дефицита и дороговизны всех необходимых его населению материальных благ;

расцвет города (как и общества в целом) реален в условиях снижающихся размеров начогов, включая пошлины и поборы правителей на городских рынках.

Наконец, деньги Ибн-Хальдун считает важнейшим элементом хозяйственной жизни, настаивая на том, чтобы их роль выполняли полноценные монеты из созданных богом двух металлов -- золота и серебра. По его мысли, деньги отображают количественное содержание человеческого труда «во всем приобретаемом», ценность «всякого движимого имущества», и в них «основа приобретения, накопления и сокровища». Он совершенно нетенденциозен при характеристике «стоимости труда», т.е. заработной платы, утверждая, что ее размер зависит, во-первых, «от количества груда человека», во-вторых, «его места среди других трудов» и, в-третьих, от «потребности людей в нем» (в труде. -- Я.Я.).

Фома Аквииский (Аквинат) (1225-1274). Этот итальянский монах доминиканского происхождения считается наиболее авторитетной фигурой упоминавшейся выше школы канонистов на позднем этапе ее развития. Его воззрения в области социально-экономического устройства общества существенно разнятся с положениями основателя канонизма, или, как еще говорят, ранней школы канонистов, Августина Блаженного (353-430). При этом на первый взгляд Аквинат, подобно Августину, опирается на те же принципы религиозно-этического свойства, на основе которых школа на протяжении ряда столетий трактовала «правила» хозяйственной жизни, установления «справедливых цен» и достижения эквивалентного и пропорционального обмена.

На самом же деле Ф. Аквииский, учитывая реалии своего времени, изыскивает сравнительно новые «объяснения» социального неравенства в условиях более дифференцированного, чем прежде, сословного деления общества. В частности, в работе «Сумма теологии» он оперирует уже не единичными, а массовыми проявлениями признаков утверждающих себя изо дня вдень масштабных товарно-денежных отношений в возросших числом и своим могуществом городах. Иными словами, в отличие от ранних канонистов прогрессирующий рост городского ремесленного производства, крупных торговых и ростовщических операций Ф. Аквинский не характеризует отныне как исключительно греховные явления и не требует их запрещения.

С точки зрения методологических позиций внешне у автора «Суммы теологии» почти нет расхождений с ранними канонистами. Однако если последние придерживались принципа неоспоримой авторитарности текстов священного писания и трудов церковных теоретиков, а также метода морально-этического обоснования сути экономических категорий и явлений, то Ф. Аквинский наряду с названными «инструментами» исследования активно использует и так называемый принцип двойственности оценок, позволяющий средствами софистики диаметрально изменить суть первоначальной трактовки хозяйственного явления или экономической категории.

Например, если ранние канонисты, подразделяя труд на умственный и физический виды, исходили из божественного (естественного) предназначения, но не отделяли эти виды друг от друга с учетом их влияния на достоинство человека в связи с занимаемым положением в обществе, то Ф. Аквинский «уточняет» это «доказательство» в пользу сословного деления общества. При этом он пишет: «Деление людей по различным профессиям обусловлено, во-первых, божественным провидением, которое разделило людей по сословиям... Во-вторых, естественными причинами, которые определили, то, что различные люди склонны к различным профессиям...» (курсив мой. -Я.Я.у.

Двойственную и компромиссную позицию в сравнении с ранними канонистами автор «Суммы теологии» занимает также по поводу трактовки таких экономических категорий, как богатство, обмен, стоимость (ценность), деньги, торговая прибыль, ростовщический процент. Рассмотрим вкратце и эту позицию ученого применительно к каждой названной категории.

Богатство со времен Августина рассматривалось канонистами как совокупность материальных благ, т.е. в натуральной форме, и признавалось грехом, если оно создано иными средствами, чем прилагаемым для этого трудом. В соответствии с этим постулатом бесчестное приумножение (накопление) золота и серебра, считавшихся по своей природе «искусственным богатством», не могло соответствовать нравственным и прочим нормам общества. Но, по Аквинскому, «справедливые цены» (о них речь пойдет ниже) могут быть неоспоримым источником роста частной собственности и создания «умеренного» богатства, что грехом не является.

Обмен в древнем мире и в средние века воспринимался исследователями как акт волеизъявления людей, результат которого пропорционален и эквивалентен. Не отвергая данный принцип, Ф. Аквинский обращает внимание на многочисленные примеры, превращающие обмен в с убъективный процесс, обеспечивающий равенство извлекаемой пользы при неэквивалентном, казалось бы, обмене вещей. Иными словами, условия обмена лишь тогда нарушаются, когда вещь «поступает на пользу одному и в ущерб другому».

«Справедливая цена» -- это категория, которая в экономическом учении канонистов подменяла категории «стоимость» (ценность), «рыночная цена». Она устанавливалась и закреплялась на определенной территории феодальной знатью. Ее уровень ранние канонисты «объясняли», как правило, ссылками на трудовые и материальные затраты в процессе товарного производства. Однако Ф. Аквинский затратный подход назначения «справедливой цены» считает недостаточно исчерпывающей характеристикой. По его мысли, наряду с этим следует признать, чтопродавец может «по праву продавать вещь дороже, чем она стоит сама по себе», и при этом она «не будет продана дороже, чем стоит владельцу», в противном случае ущерб будет нанесен и продавцу, который недополучит соответствующее его положению в обществе количество денег, и всей «общественной жизни».

Деньги (монеты) Ф. Аквинским трактуются подобно авторам древнего мира и раннего канонизма. Он указывает, что причиной их возникновения стало волеизъявление людей для обладания «вернейшей мерой» в «торговле и обороте». Выражая свою приверженность номиналистической концепции денег, автор «Суммы теологии» признает, что, хотя монеты имеют «внутреннюю ценность», государство, тем не менее, вправе допускать некоторое отклонение ценности монеты от ее «внутренней ценности». Здесь ученый вновь верен своему пристрастию к двойственности, с одной стороны, признавая, что порча монеты может сделать бессмысленным измерение достоинства денег на внешнем рынке, а с другой -- вверяя государству право устанавливать «номинальную ценность» подлежащих чеканке денег по своему усмотрению.

Торговая прибыль и ростовщический процент осуждались канонистами как небогоугодные, т.е. грешные, явления. С определенными оговорками и уточнениями «осуждал» их и Ф. Аквинский. Поэтому в результате, по его мысли, торговая прибыль и процент за ссуду все же должны присваиваться соответственно торговцем (купцом) и ростовщиком, если при этом очевидно, что они совершают вполне благопристойные деяния. Иначе говоря, необходимо, чтобы такого рода доходы являлись не самоцелью, а заслуженной платой и вознаграждением за имеющие место в торговых и ссудных операциях труд, транспортные и прочие материальные издержки и даже за риск.

Введение

История экономических учений представляет из себя одну из составных час экономического знания в целом. Без изучения экономических воззрений человечества в различные исторические эпохи, с учетом их специфики невозможно подлинное постижение сути экономических явлений. Настоящая статья посвящена истории экономической мысли в эпоху Средних веков.

Необходимо отметить, без изучения экономической мысли в Средние века не представляется возможным построение стройной цепочки генезиса экономического знания, поскольку Средневековье – это неотъемлемый период истории человеческого общества, хронологически продолжавшийся около тысячи лет. В настоящей статье мы сосредоточим свое внимание на истории развития экономических учений в период Средневековья в Западной Европе, поскольку именно в Европе произошло позднейшее бурное развитие экономической мысли в эпоху Нового Времени, и поэтому представляется весьма интересным проследить, как происходило зарождение такой мысли в более ранние времена – то есть в Средние века.

Общая характеристика Средних Веков как исторического периода Средневековье это период истории, который в традиционной историографии берет свой отсчет согласно традиционным представлениям начинается с момента падения Западной Римской империи в 476 г. – события, которое олицетворяет крушение античной цивилизации. Что касается верхней временной границы Средних веков, то в этом отношении историки не могут прийти к окончательному согласию, связывая его с такими событиями, как падение Константинополя в 1453 г., открытие европейцами Америки и морского пути в Индию в 1490-е годы, начало религиозной реформации в Европе в 1520-е годы, голландская буржуазная революция 1566-1609 гг., английская буржуазная революция 1640-1660 гг.

Так или иначе, но рассматриваемая нами эпоха длилась довольно продолжительное время и, разумеется, за столь долгий период как наука в целом, так и экономические учения в частности не оставалась неизменной. Экономическая мысль в Средневековье развивалась в соответствии с изменениями в реальной жизни, по мере развития общественно-экономических отношений. Поэтому экономические воззрения раннего Средневековья существенно отличались от представлений Средневековья развитого. В то же время, не следует забывать, что общественные и экономические отношения в Средние века развивались все-таки в очень медленном темпе, соответственно, сравнительно медленно изменялась и экономическая наука.

Особенности эпохи Средневековья

Для того чтобы лучше понять специфику экономической мысли Средневековья нам следует обратиться к характерным особенностям данной эпохи в целом. Одну из таких особенностей – относительно медленное развитие мы уже отметили ранее.

В Средние века сложился особый тип мировоззрения средневекового человека, который был вызван спецификой тогдашней жизни в различных ее проявлениях – социальной, политической, экономической, идеологической, культурной. Специфика средневекового мировоззрения оказывала влияние на формирование различных сторон науки и культуры, в том числе и на экономические представления.

Самая главная особенность европейского Средневековья, да, пожалуй, и все этой эпохи в мировом масштабе – это господство религиозного мировоззрения, которое наблюдалось в самых различных сферах человеческой жизни. При характеристике средневекового общества нередко используются такие выражения, как «народ верующих»1. Данная специфика Средневековья проявлялась как в политическом устройстве общества – значительном влиянии римско-католической церкви, так и в господстве религиозной идеологии в научно-культурной сфере. Любая наука рассматривалась как «служанка богословия», в том числе это касается и экономической мысли.2 Необходимо четко понимать, что экономическая наука в средневековой Европе существовала не самостоятельно, а как часть теологии. Именно поэтому по сути дела единственными мыслителями, которые рассматривали экономические представления являлись представители церкви. Экономическая мысль развивалась в рамках схоластики - специфической религиозной философии, которая соединяла религиозную догматику с зачатками рационалистического научного подхода3.

Европейское Средневековье в значительной степени формировалось «на руинах» Античности, в силу этого мы можем обнаружить существенное античное влияние в данную эпоху. Конечно, с одной стороны Античность, Древние Греция и Рим рассматривались христианами как идеологически враждебные «языческие», но с другой стороны языком науки являлась латынь – язык погибшего Древнего Рима, а выдающиеся античные ученые, прежде всего Аристотель, оставались непререкаемым авторитетом для средневековых схоластов, по крайней мере в той части, которая прямо не противоречила религиозным догматам.

1 Блок М. Феодальное общество / Пер. с фр. М. Ю. Кожевниковой, Е. М. Лысенко. - М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2003. – C. 145.

2 Ядгаров Я.С. История экономических учений. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: М, 2009. – С. 13.

3 История экономических учений: учебное пособие / Г. Д. Гловели. - М. : Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. – С. 57.

Основу экономической жизни в Средневековье составляла феодальная система хозяйствования. Для феодализма была характерна частная собственность на землю и господство крупного землевладения. Основное средство производства – земля – находилось в частой собственности монархов, крупных феодалов, католической церкви. Мелкие феодалы выступали как условные держатели земельных наделов от более крупных. Подавляющая часть населения была лишена земельной собственности и составляла сословие крепостных крестьян, зависимых от феодалов и вынужденных работать на их земле. Жесткое сословное деление общества – это еще одна важная черта Средневековья. При этом несколько особняком в феодальной иерархии стояли города и городское население. Поскольку в Средневековье преобладало натуральное хозяйство, то большая часть продукта производилась для личного потребления, а не для продажи. В силу этого торговля в Средневековье была развита относительно слабо.

Экономические учения раннего Средневековья

С учетом перечисленных особенностей мы теперь можем проследить развитие экономической мысли в эпоху Средневековья в Западной Европе.

В раннее Средневековье экономические учения были очень стеснены в рамках строгой религиозной догматики. Этот период развития научной мысли в Европе поучил название патристики. Патристикой (от лат. pater – отец) принято называть учения так называемых «Отцов церкви» - идеологических лидеров христианского вероучения на раннем этапе его развития, в т.н. «послеапостольские времена», т.е. начиная со II века н.э.

Среди представителей патристики можно выделить таких теологов, как: Тертуллиан (160 - 220), Ориген (ок. 185 - 253/254), Киприан Карфагенский (после 200 - 258), Афанасий Великий (295 - 373), Григорий Богослов (Назианзин) (329/330 - 390), Василий Великий (ок. 330 - 379), Амвросий Медиоланский (333/334 - 397), Августин Блаженный (354 - 430) и др.

Главной специфической чертой патристики как учения, является то, что наивысшим авторитетом было признано «Святое писание», т.е. Библия, к которой и обращались мыслители для подтверждения правоты своих утверждений. Библия рассматривалась как источник истинного знания, якобы переданного человеку Богом. В силу этого для получения ответов на любые вопросы, в том числе и экономического плана, необходимо обращаться к Библии, и при этом наиболее четко и полно уяснять себе смысл текста Библии.

В трудах «отцов церкви» подвергались осуждению как «греховные» торговая прибыль и ростовщический процент, которые рассматривались как неправедные результаты присвоения чужого труда. Ранние идеологи христианства выступали также против свойственного античным мыслителям презрительного отношения к физическому труду, осуждали материальное богатство и благополучие немногих в ущерб большинству населения. В силу этого крупная торговля с целью получения прибыли, ссудно-банковские операции, как «грешные» явления, официально запрещались католической церковью.

Экономическая мысль развитого Средневековья. Фома Аквинский

По мере развития общественно-экономических отношений, по мере роста производительности труда, по мере развития торговых связей, как внутри отдельных стран, так и на международном уровне, становилось ясно, что строгие догматические представления раннего христианства не могут соответствовать реальной жизни, сковывают развитие торгово-экономических отношений. В этих условиях схоласты развитого Средневековья были вынуждены искать компромисс между библейскими догматами и насущными жизненными требованиями. Наиболее ярким представителем такого «компромиссного» направления в средневековой экономической науке является схоласт Фома Аквинский (1225-1274).

Главным трудом Фомы Аквинского является объемная и многотомная «Сумма теологии». В этой работе, среди прочего, прослеживаются и его экономические представления, которые с учетом авторитета и влияния Аквинского в средневековой Европе мы можем в определенной степени рассматривать как квинтэссенцию экономической мысли развитого европейского Средневековья.

В своих экономических представлениях Аквинский, как и во многом другом, опирался на античное наследие, прежде всего на работы Аристотеля, и при этом пытался совместить мысли Аристотеля с религиозными догматами христианства. Экономические воззрения Аквинского содержатся, в основном, в восьмом томе «Суммы теологии».

Аквинский, в противовес представителям раннего христианства, обосновывает мысль, что частная собственность, вполне может сочетаться с христианской моралью. Он утверждает, что частная собственность, если она направлена на удовлетворение естественных потребностей человека (питание, одежда, жилище и т.д.), а не на бесконтрольное обогащение ради обогащения, вовсе не является греховной.

Рассматривая процессы экономического обмена, Аквинский, вводит понятие «справедливой цены» - категории которая в определенном роде подменяла современное понятие «рыночная цена». По мнению Аквинского, «справедливая цена» может быть источником роста частной собственности и создания «умеренного» богатства, что не рассматривается им как грех. Аквинский признает, что продавец имеет право продать вещь дороже, чем она стоит сама по себе: «если продавец продал свои товары дороже их стоимости или покупатель купил их дешевле их стоимости без какого-либо мошенничества со своей стороны, то закон трактует сделку как законную и не предусматривает за это никакого наказания».4

Рассуждая о возможности получения прибыли при заключении сделок, Аквинский говорит следующее: «о купле-продаже можно говорить двояко. Во-первых, о как таковой, и с этой точки зрения купля-продажа, похоже, существует ради выгоды обеих сторон, одна из которых, как говорит Философ, нуждается в том, чем обладает другая, и наоборот. Но то, что существует ради общей выгоды, не должно быть для одной стороны более обременительным, чем для другой, и потому все заключенные между ними договора должны соблюдать равенство между [обмениваемыми] вещами. Кроме того, мерой ценности используемой людьми вещи является её стоимость, ради чего, как сказано в пятой книге «Этики»5, и были придуманы деньги»6

Деньги, таким образом, по мысли Аквинского, являются «вернейшей мерой» в «торговле и обороте. В соответствии с номиналистической концепцией денег, Аквинский считает, что, хотя деньги обладают своей «внутренней ценностью», возможно допускать некоторое отклонение ценности монеты от ее «внутренней ценности»: «если человек видит, что покупка принесет ему большую выгоду, он может по собственной воле доплатить продавцу сверх цены и тем самым продемонстрировать свою честность».7

Хотя при этом в целом торговлю Аквинский рассматривает как изначально негативное явление, поскольку он исходит из постулата о том, что в мире якобы существует неизменное количество «совокупного богатства». Поэтому чрезмерное накопление материальных ценностей в руках одного человека с неизбежностью приводит к обеднению других, так как дополнительному богатству просто неоткуда взяться. Тем не менее, торговля все же может быть оправдана тем, что в целом она может приносить пользу обществу8. Торговцы способствуя обмену между странами и народами приносят тем самым пользу людям, позволяя им использовать блага, изначально удаленные от них: Поэтому Аквинский допускает получение купцами прибыли и накопление в их руках материальных ценностей, так как их торговые путешествия требуют немалых усилий, да еще при этом неизменно связываются с риском получения ущерба от стихийных бедствий, нападений разбойников и пиратов и т.д.: «человек … может вести торговлю ради достижения некоторого общественного блага, например, чтобы его страна не испытывала недостатка в жизненно необходимых вещах, а прибыль интересует его не как цель, а как плата за его труды».9

Допуская возможность товарообмена, получения прибыли, торговли, Аквинский, в то же время, сохраняет свойственное для раннего Средневековья крайне негативное отношение к ростовщичеству10. По его мнению, любые формы ростовщичества, как в денежном, так и в натуральном выражении являются неприемлемыми: «как брать деньги по молчаливому или выраженному согласию за предоставление денег или какой-либо иной потребляемой вещи является противным правосудности грехом, точно таким же грехом является и получать по молчаливому или выраженному согласию за это что-либо из того, что может быть измерено деньгами».

Исходя из концепции Аристотеля, согласно которой деньги – это только мерило ценности, Аквинский приходит к выводу о греховности любых займов под проценты: « брать деньги по молчаливому или выраженному согласию за предоставление денег или какой-либо иной потребляемой вещи является противным правосудности грехом»11. По его мнению, передача предмета одним лицом другому сообщает последнему и саму собственность на вещь, пусть и временно в случае договора займа конкретной вещи. Получение дополнительного вознаграждения за временное пользование денежной суммой рассматривается как двойная продажа одной и той же вещи.

4 Аквинский Ф. Сумма теологии. Том VIII. Вопрос 77. -

5 Имеется в виду работа Аристотеля.

6 Аквинский Ф. Сумма теологии. Том VIII. Вопрос 77. - http://librebook.me/summa_theologica/vol33/32 7 Аквинский Ф. Сумма теологии. Том VIII. Вопрос 77. - http://librebook.me/summa_theologica/vol33/32 8 Ядгаров Я.С. История экономических учений. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: М, 2009. – С. 14-15.

9 Аквинский Ф. Сумма теологии. Том VIII. Вопрос 77. - http://librebook.me/summa_theologica/vol33/32

10 История экономических учений: учебное пособие / Г. Д. Гловели. - М. : Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. – С. 60.

Заключение

Таким образом, подводя итог, мы можем сделать вывод, что развитие экономической мысли в Средние века в Западной Европе происходило по пути постепенного отхода от строгих идеологических догматов раннего христианства.

По мере развития экономических отношений, средневековые схоласты, в целом находясь в рамках теологической доктрины, были вынуждены искать компромиссные решения. Мы видим, что в учении Фомы Аквинского содержится признание допустимыми таких явлений экономической жизни, как частная собственность, торговля, получение прибыли, личное обогащение, пусть и в ограниченных пределах. Напомним, что в трудах ранних «отцов церкви» эти явления осуждались почти безоговорочно.

В других же моментах (таких, как отношение к ростовщичеству) экономическая мысль развитого Средневековья продолжает оставаться столь же непримиримой.

В целом можно сделать вывод, что в недрах средневекового европейского общества происходило постепенное вызревание новой эпохи – эпоха Ренессанса. Пускай медленное, но неуклонное повышение производительности труда, развитие торгово-экономических связей, постепенный рост благосостояния общества подрывали господство религиозной идеологии и требовали освобождения научной мысли (в том числе и экономической мысли) из узких рамок схоластической теологии.

Следует заметить, что сегодня нам весьма сложно однозначно оценивать экономические воззрения мыслителей той далекой эпохи. С одной стороны, они нам могут показаться примитивными, загнанными в узкие рамки теологических концепций, но, с другой стороны, современному человеку довольно трудно в реальности представить те окружающие условия, в которых находился человек средневековой Европы и под воздействием которых формировались его экономические взгляды. Поэтому только с учетом специфики средневековой жизни мы можем дать объективную оценку экономическим учениям того времени.

Не стоит забывать, что так же как и само Средневековье является неотъемлемым этапом человеческой истории, так и без экономических учений этой эпохи невозможно полноценно изучать генезис современной экономической науки. Необходимо отметить, что средневековые ученые раскрыли или уточнили содержание многих экономических понятий, развили логику научного понимания экономических процессов, пусть и в рамках схоластической методологии. Однако в целом экономическое мышление в Средние Века оставалось под контролем религиозных норм.

Попытки экономической мысли приспособиться к новым условиям, но оставаться при этом в тесных религиозных рамках, могли добиться только временного успеха. Дальнейшее развитие экономики, освоение новых торговых путей, начавшееся в эпоху Великих географических открытий и другие явления изменяющейся жизни требовали существенного пересмотра представлений экономической науки, что и произошло в следующую историческую эпоху – Новое Время.

11 Аквинский Ф. Сумма теологии. Том VIII. Вопрос 78. - http://librebook.me/summa_theologica/vol33/32

Список литературы

1. Аквинский Ф. Сумма теологии. – М.: Элькор-МК, 2002.- 560 с.

2. Блок М. Феодальное общество / Пер. с фр. М. Ю. Кожевниковой, Е. М. Лысенко. - М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2003. - 502 с.

3. История экономических учений: учебное пособие / Г. Д. Гловели. - М. : Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. - 740 с.

4. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. 1-е изд. - М.: ИГ «Прогресс», Прогресс- Академия, 1992. - 376 с.

5. Шумпетер Й.А.. История экономического анализа /пер. с англ. под ред. В.С. Автономова, в 3-х т. - СПб.: Экономическая школа, 2001. -Т. 1. – 552 с., Т. 2. – 504 с., Т. 3. – 688 с.

6. Ядгаров Я.С. История экономических учений. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: М, 2009. - 480 с.