Что такое карточка бухгалтерских счетов для налоговой. Бухгалтерские карточки

  • 27.11.2023

ИФНС в ходе камеральной проверки запросила карточки бухгалтерских счетов не имеющих отношение к проверяемому факту. Как отказать?

Основания для отказа могут быть следующие.

В ходе камеральной проверки инспекция вправе потребовать у организации документы, перечень которых строго ограничен (ст. 88 НК РФ).

При проведении камеральной проверки у организации не могут быть затребованы карточки (регистры) бухучета (постановление Президиума ВАС РФ от 18 сентября 2012 г. № 4517/12, подп. 1 письма ФНС России от 13 сентября 2012 г. № АС-4-2/15309).

В ходе проверки проверяющие могут запросить у организации любые документы, которые непосредственно касаются деятельности контрагентов. При этом по запросам налоговых инспекций контрагенты обязаны представлять только те документы (сведения), которые непосредственно касаются деятельности проверяемой организации.

Карточки бухгалтерских счетов являются регистрами бухгалтерского учета, которые в силу п. 1 ст.10 Закона № 402-ФЗ, предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах.

Карточки бухгалтерских счетов не относятся к деятельности контрагента организации и не могут свидетельствовать о факте совершения хозяйственных операций (сделок) между организацией и ее контрагентом. Они не являются документами (информацией), служащими основанием для исчисления и уплаты налогов, или документами, подтверждающими правильность их исчисления и своевременность уплаты. Они не относятся к деятельности контрагента организации, а также не могут свидетельствовать о факте совершения хозяйственных операций (сделок) между организацией и ее контрагентом. Кроме этого, карточки счетов не являются документами (информацией), служащими основанием для исчисления и уплаты налогов, а также документами, подтверждающими правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Таким образом, карточки счетов не являются теми документами, которые организация обязана представить налоговому органу в целях осуществления мероприятий налогового контроля в отношении ее контрагента. Поэтому непредставление налоговому органу карточек бухгалтерских счетов не может являться основанием для привлечения организации к ответственности. Такой позиции придерживаются суды (Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.08.2013 по делу № А10-2526/2012, от 25.02.2013 по делу № А10-2227/2012, ФАС Северо-Западного округа от 29.11.2011 по делу № А42-1789/2011).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух».

Истребование документов

Потребовать у проверяемой организации представить документы налоговая инспекция может только в исключительных случаях:*

Если организация применяет льготы по налогам, то инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие обоснованность использования этих льгот (п. 6 ст. 88 НК РФ). Например, если организация применяет льготы по НДС, то инспекция может потребовать лицензию на ведение операций, освобожденных от НДС (при условии их лицензирования) (п. 6 ст. 149 НК РФ), документы, подтверждающие ведение раздельного учета операций, облагаемых НДС и освобожденных от налогообложения (п. 4 ст. 149 НК РФ);
если организация подала налоговую отчетность без обязательных сопутствующих документов, то инспекция вправе потребовать эти документы (п. 7 ст. 88 НК РФ). Например, это могут быть документы, подтверждающие обоснованность применения организацией нулевой ставки НДС (ст. 165 НК РФ);
если организация подала декларацию по НДС с суммой налога к возмещению, то инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие правильность применения налоговых вычетов (п. 8 ст. 88 НК РФ). Например, это могут быть счета-фактуры поставщиков проверяемой организации (п. 1 ст. 172 НК РФ);
если организация подала отчетность по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, то инспекция вправе потребовать документы, которые являются основанием для начисления и уплаты этих налогов. Такими налогами являются налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26 НК РФ), водный налог (гл. 25.2 НК РФ), земельный налог (гл. 31 НК РФ).

Требовать в ходе камеральной проверки другие документы или указанные документы в иных случаях, не предусмотренных налоговым законодательством, инспекция не вправе (п. 7 ст. 88 НК РФ). В частности, при проведении камеральной проверки не могут быть затребованы:

Первичные документы (например, договоры, заключенные с покупателями и поставщиками, выписки банка и платежные поручения, подтверждающие оплату поставщикам, акты выполненных работ) (письмо Минфина России от 25 июля 2012 г № 03-02-08/65, постановления Президиума ВАС РФ от 18 сентября 2012 г. № 4517/12 и от 11 ноября 2008 г. № 7307/08, подп. 1и 3 письма ФНС России от 13 сентября 2012 г. № АС-4-2/15309);
регистры бухучета, бухгалтерская отчетность, расшифровки отдельных строк декларации (постановление Президиума ВАС РФ от 18 сентября 2012 г. № 4517/12, подп. 1 письма ФНС России от 13 сентября 2012 г. № АС-4-2/15309);*
неофициальные отчеты, аналитические справки (обобщения) и другие материалы, которые не являются первичными бухгалтерскими документами (подп. 4 письма ФНС России от 13 сентября 2012 г. № АС-4-2/15309).

Ситуация: может ли налоговая инспекция оштрафовать организацию за неисполнение требования о представлении документов, если запрошены документы, не относящиеся к камеральной проверке*

Нет, не может.

В ходе камеральной проверки инспекция вправе потребовать у организации документы, перечень которых строго ограничен (ст. 88 НК РФ). Исходя из положений статьи 88 Налогового кодекса РФ, все эти документы должны иметь непосредственное отношение к предмету камеральной проверки. То есть они должны подтверждать те или иные положения проверяемой декларации (расчета). Требовать у организации какие-либо дополнительные документы или сведения инспекция не может (п. 7 ст. 88 НК РФ).

Если в требовании запрошены документы, которые не имеют отношения к конкретной камеральной проверке, то привлечь организацию к ответственности за неисполнение требования инспекция не может.

Подтверждает правомерность такого подхода многочисленная арбитражная практика* (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 8 апреля 2008 г. № 15333/07, ФАС Волго-Вятского округа от 24 августа 2009 г. № А82-15261/2008-27, Дальневосточного округа от 1 июня 2009 г. № Ф03-2283/2009, от 13 марта 2008 г. № Ф03-А24/08-2/433,Уральского округа от 28 апреля 2009 г. № Ф09-8988/08-С2, Московского округа от 16 июля 2008 г. № КА-А41/5556-08).

Запрос информации у контрагентов

В рамках камеральной проверки инспекция также вправе запросить документы (информацию) о проверяемой организации у ее контрагентов или иных лиц, которые располагают такими сведениями* (например, у банков) (п. 1 ст. 93.1 НК РФ). Конкретный перечень документов (информации) отражается в поручении об истребовании документов, форма которого утверждена приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338.*

Ситуация: какие документы инспекция вправе запрашивать у контрагентов проверяемой организации в ходе ее камеральной налоговой проверки*

В ходе камеральной проверки организации налоговая инспекция вправе запрашивать у ее контрагентов любые документы по своему усмотрению.

Налоговое законодательство не устанавливает ограничений по документам, которые инспекция вправе запросить у контрагентов проверяемой организации. Это подтверждается письмами Минфина России от 23 ноября 2009 г. № 03-02-07/1-519, от 2 мая 2007 г. № 03-02-07/1-209. Правомерность такого подхода подтверждают некоторые арбитражные суды* (см., например, постановления ФАС Московского округа от 3 августа 2009 г. № КА-А40/7052-09, Северо-Западного округа от 23 июня 2009 г. № А42-6216/2008).

За непредставление сведений по требованию инспекции контрагент может быть привлечен к налоговой и административной ответственности.

В поручении об истребовании документов должно быть указано, в рамках какой проверки и по какой организации возникла необходимость в их получении* (приложение 6 к приказу ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338).

В течение пяти рабочих дней со дня получения поручения налоговая инспекция по месту учета контрагента (иного лица), у которого истребуются документы, направляет ему требование о представлении документов (информации). К указанному требованию должна быть приложена копия поручения об истребовании документов. Такой порядок установлен в пункте 4статьи 93.1 и пункте 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ.

Внимание: неисполнение (несвоевременное исполнение) требования о представлении документов контрагентом является правонарушением (п. 6 ст. 93.1 НК РФ, ст. 2.1 КоАП РФ), за которое предусмотрена налоговая и административная ответственность.*

Размер штрафа по статье 129.1 Налогового кодекса РФ составляет 5000 руб. за каждый факт неисполнения (несвоевременного исполнения) требования. Если в течение календарного года организацию уже привлекали к ответственности за аналогичное правонарушение, то размер штрафа составит 20 000 руб. (п. 2 ст. 129.1 НК РФ).

Кроме того, за неисполнение (несвоевременное исполнение) требования о представлении документов по заявлению налоговой инспекции суд может применить к должностным лицам организации (например, к ее руководителю) административную ответственность в виде штрафа на сумму от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

Олег Хороший, государственный советник налоговой службы РФ III ранга

2.Закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

«Статья 10. Регистры бухгалтерского учета

1. Данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета.*»

Из налоговой инспекции получено требование о предоставлении документов по одному из контрагентов нашей организации.В числе запрашиваемых документов карточки бухгалтерских счетов. Карточки бухгалтерских счетов не относятся к деятельности контрагента нашей организации. Обязаны ли мы предоставлять по запросу эти карточки? В интернете нашла ссылку о том, что при камеральной проверке не могут быть затребованы карточки бухучета. Действительно ли мы может не предоставлять эти карточки?

Проверяющие могут запросить у организации любые документы, которые непосредственно касаются деятельности контрагентов. При этом по запросам ИФНС контрагенты обязаны представлять только те документы (сведения), которые непосредственно касаются деятельности проверяемой организации.

Карточки бухгалтерских счетов не относятся к деятельности контрагента. Они не являются документами (информацией), служащими основанием для исчисления и уплаты налогов. Карточки счетов – это регистры бухгалтерского учета, которые в силу Закона № 402-ФЗ, предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах. Поэтому организация вправе их не предоставлять инспекторам. Однако подобный отказ может стать поводом для штрафа до 10 000 руб. Этот штраф можно оспорить в суде: судьи в данных спорах поддерживают организации.

Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Каковы полномочия проверяющих при налоговой проверке

Ситуация: когда и как проводится встречная налоговая проверка

Встречные налоговые проверки проводятся для того, чтобы получить необходимые документы или информацию об организации (заключенных с нею сделках) от других лиц, располагающих такими сведениями. Получив эти сведения, инспекция сверяет их с данными, которые отражены в документах проверяемой организации.

Непосредственно понятия «встречная налоговая проверка» в Налоговом кодексе РФ нет. То есть она не является самостоятельным видом проверок и проводится как одно из мероприятий налогового контроля:

  1. при проведении выездной (камеральной) проверки налогоплательщика;
  2. после окончания выездной (камеральной) проверки в период рассмотрения материалов налоговой проверки.

Следует отметить, что по запросам налоговых инспекций контрагенты обязаны представлять только те документы (сведения), которые непосредственно касаются деятельности проверяемой организации. К таким документам могут относиться и внутренние документы контрагента, если в них содержится информация о его взаимоотношениях с проверяемой организацией. Например, приказы о командировании в эту организацию сотрудников контрагента или штатные расписания, из которых можно сделать вывод, что контрагент располагает персоналом для выполнения обязательств по договорам, заключенным с проверяемой организацией. Такой вывод подтверждается письмом Минфина России от 9 октября 2012 г. № 03-02-07/1-246 .

Требовать документы (сведения), не относящиеся к деятельности проверяемой организации, инспекция не вправе. Например, организация не обязана информировать инспекцию о деятельности другой организации, которая является ее контрагентом, но не является объектом налоговой проверки. Или о поставщиках товаров, реализованных организацией контрагенту, в отношении которого проводится проверка. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого подхода. Суды отказывают инспекциям во взыскании штрафов, если организация не представила такую информацию, а инспекция привлекла ее к ответственности по статье 129.1 Налогового кодекса РФ (см., например, определение ВАС РФ от 9 марта 2011 г. № ВАС-1965/11 , постановления ФАС

  • представил документы с заведомо недостоверными сведениями.
  • В этих случаях контрагента оштрафуют на основании пункта 2 статьи 126 Налогового кодекса РФ. Размер штрафа – 10 000 руб.

    Кроме того, за неисполнение (несвоевременное исполнение) требования о представлении документов по заявлению налоговой инспекции суд может применить к должностным лицам организации (например, к ее руководителю) административную ответственность в виде штрафа на сумму от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

    Закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

    «Статья 10. Регистры бухгалтерского учета

    1. Данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета.»

    Ни для кого не секрет, что главной мотивацией для персонала в каждой компании выступает вознаграждение за труд в достойном размере. На плечи бухгалтерских сотрудников ложится важность осуществления правильного учета оплаты труда каждого из сотрудников предприятия. Нижеследующая статья раскроет главные аспекты такого учета, а также процедуру формирования специального регистра – карточки счета.

    Ключевые понятия

    Рассмотрим ключевые понятия, понимание которых необходимо при изучении данной статьи.

    Персонал – совокупность штатных сотрудников компании.

    Оплата труда – вознаграждение персонала компании за выполненную работу. Величина заработной платы сотрудников обуславливается их компетентностью, квалификацией, производительностью, стажем, количеством выполняемой работы, степенью ответственности, сложностью, напряженностью и рядом иных факторов.

    В совокупность таких вознаграждений входят следующие составляющие:

    • Установленный оклад;
    • Выплаты стимулирующего вида;
    • Премии.

    Начисляется заработная плата по нижеприведенным формам:

    • Повременная (ее суть состоит в том, что плата сотрудникам производится на основании количества отработанного ими времени);
    • Сдельная (суть данной формы состоит в том, что плата сотрудникам производится за объем реально выполненных ими работ).

    Бухгалтерский учет расчетов по оплате труда

    Для сбора сведений и учета оплаты труда в системе счетов имеется отдельный счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Он является активно-пассивным, то есть остаток на момент окончания периода может отражаться как по дебету, так и по кредиту. Для исчисления сальдо по активно-пассивному счету требуется выполнить следующие арифметические действия:

    • Суммировать сальдо начальное и обороты отдельно по дебету и отдельно по кредиту;
    • Далее из большей части вычесть меньшую часть;
    • Полученный результат – сальдо конечное записать в ту часть, где сумма в результате первого действия оказалась больше.

    Учет по настоящему счету выполняется в нижеследующем порядке:

    • По дебету фиксируется процесс выплаты сотрудникам, удержания налогов и других сумм, депонирование зарплаты;
    • По кредиту учитывается начисление заработной платы, пособий по нетрудоспособности.

    Аналитика по счету выполняется конкретно по каждому сотруднику фирмы.

    Выплата заработной платы выполняется как наличным, так и безналичным способами. При первом способе – деньги сотрудниками получаются из кассы фирмы. При этом составляется расчетно — платежная ведомость на всех сотрудников, а каждый сотрудник получает расчетный листок (полный перечень всех начисленных и удержанных сумм, касающихся его личного заработка). Кроме того, на всю сумму выданных для оплаты средств кассир создает расходный кассовый ордер. В случае если сотрудник не смог в трехдневный период получить деньги, они депонируются и возвращаются на банковский счет. Поэтому, сейчас, все чаще компании используют другой способ выплаты — безналичный, при котором сотрудники получают денежные средства на пластиковые карты. При таком способе бухгалтеру достаточно с помощью компьютерной программы направить платежное поручение и списки сотрудников в банк.

    Порядок формирования карточки

    Для удобства осуществления учетных функций и оформления отчетности сотрудники бухгалтерии, ведущие учет оплаты труда, составляют разнообразные аналитические регистры:

    • Оборотно — сальдовую ведомость по счету;
    • Расчетно — платежные ведомости;
    • Журнал — ордер и ведомость к нему;
    • Карточка счета;
    • Иные регистры.

    Рассмотрим более подробно карточку счета 70. Такой регистр становится все более популярным среди сотрудников бухгалтерии, он позволяет отследить следующие данные:

    • Остаток по счету 70 на начало и конец периода;
    • Дату совершения каждой операции;
    • Первичный документ, составленный в момент совершения операции;
    • Аналитические данные (структурное подразделение, фамилию, имя, отчество работника и другое);
    • Итоговые обороты за период;
    • Счет в корреспонденции;
    • Сумму операции.

    Приведем пример карточки по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» в нижеследующей таблице:

    Для облегчения работы карточку счета удобнее составлять в специальных бухгалтерских программах, например, 1С:Бухгалтерия. В подобных программах данный регистр формируется автоматически, и бухгалтер может оперативно изучить необходимые ему сведения.

    Данный регистр — карточка по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» помогает избежать бухгалтеру ошибок в учете, отследить все произведенные факты хозяйственной деятельности в разрезе оплаты труда отдельного сотрудника.

    Налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика документы, которые служат основанием для исчисления и уплаты налогов или подтверждают правильность их исчисления и своевременность уплаты (подп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ).

    Налоговики вправе потребовать представления, в частности:

    — документов и информации относительно деятельности её контрагента — в рамках проводимой в отношении его налоговой проверки (п. 1 ст. 93.1 НК РФ);

    — документов и информации относительно конкретной сделки с контрагентом в случае, если в не рамок налоговой проверки возникает обоснованная необходимость получения этих документов (информации) (п. 2 ст. 93.1 НК РФ);

    Требование о представлении указанных документов (информации) направляется организации через налоговый орган в котором она состоит на учёте (п. 3 ст. 93.1 НК РФ);

    Организация, получившая такое требование, в течение пяти рабочих дней обязана либо представить истребуемые документы (информацию), либо сообщить инспекции о том, что не располагает ими (п. 5 ст. 93.1 НК РФ).

    За отказ от представлении запрашиваемых документов или за непредставление их в установленные сроки организация, располагающая указанными документами (информацией), может быть привлечена к ответственности по статье 129.1 НК РФ (п. 6 ст. 93.1 НК РФ).

    Данная статья предусматривает наказание в виде штрафа 5 000 или 20 000 руб., если правонарушение совершено повторно в течение года.

    Таким образом налоговики вправе истребовать только те документы и информацию, которые непосредственно касаются деятельности проверяемого контрагента либо конкретной индивидуально определенной сделки.

    Карточки бухгалтерских счетов это регистры бухгалтерского учета предназначенные для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учёту первичных документах (п. 1 ст. 10 Федерального закона от 06.12.11 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте»).

    Карточки бухгалтерских счетов не относятся к деятельности контрагента организации, а также не могут свидетельствовать о факте совершения хозяйственных операций (сделок) между организацией и её контрагентом. Карточки счетов не являются документами (информацией), служащими основанием для исчисления и уплаты налогов, а также документами, подтверждающими правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Карточки счетов не являются теми документами, которые организация обязана представить налоговому органу в целях осуществления мероприятий налогового контроля в отношении её контрагента.

    Непредставление карточек счетов бухгалтерского учёта не образует состав правонарушения, установленный статьёй 129.1 НК РФ.

    Таким образом, решение налоговых органов о привлечении организации к ответственности по статье 129.1 НК РФ может быть оспорено в суде.

    При проведении налоговой проверки проверяющие потребовали представления карточек бухгалтерских счетов по расчётам с контрагентом. Проверяющая организация отказалась представить карточки бухгалтерских счетов. Насколько правомерно наложение штрафа по статье 129.1 НК РФ?

    • ← Заказчик работ нарушил срок их оплаты, в связи с чем суд удовлетворил иск подрядчика о взыскании с заказчика суммы договорной неустойки (пени за просрочку). Заказчик погасил задолженность за принятые работы, но не перечислил подрядчику сумму неустойки. Вправе ли подрядчик на основании ст. 395 ГК РФ требовать начисления процентов за пользование чужими денежными средствами на сумму неустойки?

    Почти каждой компании доводилось получать требование от ИФНС о необходимости представления документов по различным поводам – проверкам деятельности фирмы или партнеров, с которыми она взаимодействует. Обычно требования инспекции стандартны: предприятие или ИП должны представить инспектору документы по списку к определенному сроку. Рассмотрим, какую документацию подавать следует обязательно, а по какому запросу можно отказать.

    Правовые аспекты

    Ст. 31 НК РФ определяется набор форм, которые ИФНС вправе затребовать – это документы, служащие основой для расчета налогов и подтверждающие их достоверность, а также своевременность платежей. Право их требования у подвергаемых проверке предприятий определяет ст. 93 НК РФ, а сведения о работе проверяемой фирмы могут запрашиваться у ее партнеров или других лиц (ст. 93.1 НК РФ).

    В НК РФ не приводится точный список документов, обязательных к представлению, лишь указано, что на их основе исчисляются налоги (п. 6 ст. 23 НК РФ). Список документов, которые инспекторы имеют право затребовать, открыт. Однако это не значит, что ИФНС может сослаться на потребность в любых документах, и у компании автоматически образуется обязанность их подачи.

    3) расчеты базы налога.

    Карточка бухгалтерских счетов не входит в этот список, но зачастую ИФНС требует ее наряду с другими бухгалтерскими формами.

    Если налоговая запрашивает карточки бухгалтерских счетов

    Казалось бы, предприятие не обязано представлять ИФНС карточки бухучета, но не так все однозначно. Существует немало руководящих документов, регламентирующих представление регистров бухучета в различных ситуациях. Например, в письме Минфина РФ от 11.05.2010 № 03-02-07/1-228 отмечается, что при выездной проверке ИФНС полномочна проверять регистры бухучета и НУ, ведение которых закреплено в УП для целей налогообложения. Решение АС Центрального округа от 29.07.2015 № А35-1029/2014 отмечает, что НК РФ (ст. 21, 54, 93, 313) обязывает компании вести регистры бухучета, а у ИФНС есть право проверки тех из них, что ведутся в утвержденном порядке и на базе положений УП. Непредставление документов, ведение которых для целей НУ не является обязательным (и не закреплено в УП), не влечет налоговой ответственности.

    Хотя карточки счетов не относятся к разряду подобных форм, компании могут их предоставлять, если считают необходимым. На практике чаще так и случается, особенно, если в требовании четко прописано, какие из них необходимы для проверки . Если же требование получено с формулировкой «по обоснованной необходимости», компании часто отказывают в представлении документов, мотивируя как раз необоснованность, поскольку НК РФ никак не комментирует подобную формулировку. В таком случае важно не игнорировать требование ИФНС, а отправить письменный отказ, указывая в нем, например, несостоятельность запроса или несоответствие информации в карточках критериям, предъявляемым НК.

    Карточки бухгалтерских счетов по контрагенту для налоговой

    При встречной проверке ИФНС не вправе запрашивать карточки бухгалтерских счетов в качестве подтверждающих операции с проверяемым контрагентом. Минфином РФ даны разъяснения, что запрашивать могут лишь документы, относящиеся к деятельности контрагента. В карточках же приводится информация о компании, следовательно, она вправе их не представлять.

    Пример

    При встречной проверке у компании затребованы документы, подтверждающие проведение сделок:

    • договор;
    • акт приема-передачи к договору;
    • выписку из книги продаж;
    • карточки бухгалтерских счетов 62, 90.

    Компания, подготовив документы, непосредственно относящиеся к операциям с контрагентом, отказалась предоставить карточки, мотивируя в сопроводительной записке необоснованностью требования по их представлению, поскольку они не служат основанием для расчета и уплаты налогов проверяемого партнера (пп. 11 ст. 21 НК РФ).

    ИФНС расценила действия компании, как отказ от предъявления данных, и оштрафовала (ст. 129.1 НК РФ). Компанией была инициирована процедура досудебного урегулирования спора, но вышестоящий орган (УФНС) встал на сторону инспекции.

    Разбирательство продолжилось в суде, окончившись вынесением решения в пользу компании. Суд решил, что карточки бухсчетов 62 и 90, запрошенные ИФНС, в рассматриваемой ситуации не могут быть признаны документами, которые компания обязана представить ИФНС для проверки контрагента.

    Суд основывал свои выводы исходя из того, что карточки счетов 62 и 90, являясь документами бухучета компании:

    • не касаются деятельности контрагента;
    • не связаны с расчетом и уплатой налогов, т. е., не будучи первичными документами или учетными регистрами, не подтверждают данные НУ.

    Имеющиеся в карточках сведения не могут признаваться информацией, необходимой к представлению в ИФНС для налогового контроля партнера, а, так как карточки счетов не являются обязательными для целей НУ, компания-заявитель не несет ответственности за их непредставление. (Решение АС Республики Бурятия от 05.03.2013 № А10-2526/2012).