Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). Геостратегическая характеристика атр Атр кто входит

  • 02.05.2024

В АТР наиболее значительными интеграционными объединениями являются АСЕАН (Ассоциация стран Юго-Восточной Азии) и АТЭС.
АСЕАН была создана в 1967 г. после подписания Бангкокской декларации; в ее состав вошли Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины (в настоящее время членами АСЕАН являются также Мьянма, Бруней, Лаос и Вьетнам). Цель создания данной ассоциации – содействие социальному и экономическому развитию стран-членов ассоциации, сотрудничество в промышленности и сельском хозяйстве, проведение научно-исследовательских работ. В 1976 г. на первом совещании руководителей стран-членов АСЕАН были приняты Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларация АСЕАН – основные документы, которыми руководствуется ассоциация в своей деятельности. Декларация АСЕАН провозглашает, что страны, входящие в ассоциацию, будут занимать общую позицию по важнейшим вопросам и проблемам региональных и мировых экономических отношений.
Были созданы соответствующие руководящие и исполнительные органы, специализированные учреждения. В соответствии с принятыми документами намечались создание зоны свободной торговли АСЕАН к 2008 г., углубление сотрудничества через распространение его на такие сферы, как безопасность, финансы, телекоммуникации, туризм, окружающая среда, сельское хозяйство, транспорт и здравоохранение.
Экономический кризис 1997-1998 гг. наложил отпечаток на развитие стран-членов АСЕАН. В декабре 1998 г. главные страны-члены АСЕАН на конференции во Вьетнаме обсудили и наметили несколько путей выхода из кризиса:
¦ финансовая помощь со стороны Японии (в размере 30 млрд. долл. из организованного Японией для этих целей фонда содействия структурным реформам). Реально им смогли воспользоваться только Малайзия и Таиланд, получившие по 1,85 млрд. долл.;
¦ введение коллективной валюты стран–членов АСЕАН, контроль за миграцией капитала и усиление в целом государственного регулирования национальных экономик. Однако этот путь пока не получил всеобщего одобрения, но и не снят с повестки дня будущего развития региона.
В ноябре 1989 г. в АТР состоялась первая конференция министров иностранных дел и торговли, учредившая новую интеграционную экономическую группировку – Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество, объединившее 18 государств региона (Австралию, Бруней, Гонконг, Канаду, Китай, Кирибати, Малайзию, Маршалловы острова, Мексику, Новую Зеландию, Папуа – Новую Гвинею, Южную Корею, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили), затем к этим государствам присоединились Вьетнам, Перу и Россия.
Таким образом, в АТЭС входят страны-члены НАФТА, АСЕАН, Австралийско-Новозеландской Зоны свободной торговли (АНСЕРТА).
С самого начала АТЭС был придан консультативный статус, т.е. все решения принимаются на основе консенсуса. Однако фактически в рамках его рабочих органов вырабатываются региональные правила ведения торговли, инвестиционной и финансовой деятельности, проводятся встречи отраслевых министров и экспертов по вопросам сотрудничества в тех или иных областях. Такими органами являются комитеты по торговле и инвестициям, научным исследованиям в промышленности и технологиям, телекоммуникациям, транспорту, развитию людских ресурсов, энергетическому сотрудничеству, торговой и инвестиционной статистике, сохранению морских ресурсов, рыболовству, туризму, а также группа по малому и среднему предпринимательству и фонд образования.
На совещании глав правительств в 1994 г. (в Богоре, Индонезия) было принято решение о создании зоны свободной торговли и либерализации инвестиционной сферы к 2020 г. (для развитых стран – до 2010 г.), снижении барьеров в торговле товарами и услугами в соответствии с принципами ВТО.
За годы существования АТЭС достигнуты определенные результаты: сформированы модель и параметры сотрудничества, учитывающие интересы развитых и развивающихся стран, восточные и западные традиции; достигнут консенсус относительно сроков формирования в регионе системы свободной и открытой торговли.
Характеризуя в целом АТЭС как глобальную по масштабам группировку, следует констатировать, что она превосходит остальные регионы мира: на ее долю (вместе со странами НАФТА) приходится 40% населения земного шара, около 60% валового мирового продукта и инвестиций, более 40% мирового экспорта. По мере расширения АТЭС будет играть все большую роль в мировом хозяйстве, углубляя и совершенствуя интеграционные процессы в глобальном масштабе.
Для России сотрудничество с АТЭС имеет принципиально важное, стратегическое значение. Вместе с тем развитие сотрудничества как с регионом в целом, так и с его отдельными странами не соответствует имеющимся потенциальным возможностям. Об этом свидетельствует доля региона во внешнеторговом обороте нашей страны в 2001 г. – 16,3%.
Темпы и масштабы сотрудничества со странами АТР должны соответствовать месту и значению этих стран в мировом хозяйстве. Россия имеет возможность использовать уникальные преимущества евразийской державы, находящейся на стыке североамериканской, восточноазиатской и европейской экономических систем. Наша страна является, с одной стороны, единственным европейским государством – членом АТЭС, а с другой – единственной азиатской страной, имеющей соглашение о партнерстве и сотрудничестве с ЕС; это дает ей ряд преимуществ, в частности она может стать важным звеном в развитии экономических отношений между Европой и Азией в качестве евроазиатского транспортно-коммуникационного моста. Используя в этих целях свои наземные, морские и воздушные пути сообщения, Россия сможет занять важнейшие позиции в глобальных торгово-экономических отношениях и получить доступ к значительным финансовым и технологическим ресурсам. Развитие международных отношений благоприятно скажется на экономическом положении восточных российских территорий, прежде всего Дальнего Востока и Сибири, которые неизбежно окажутся вовлеченными в региональную интеграцию.

Термин «АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН» появился сравнительно недавно - после завершения в основном процесса деколонизации и начала глобальных интеграционных процессов на восточном и западном берегах Тихого океана. До сих пор ведутся дискуссии о географическом и геополитическом содержании термина «Азиатско-Тихоокеанский регион» (АТР).

1. Понятие «АТР» включает все страны и районы, которые расположены по восточному и западному берегам Тихого океана и морей, входящих в его бассейн, а также страны Океании, Австралию и Новую Зеландию.

2. к АТР относят пространство, ограниченное западным побережьем Южной и Северной Америк, восточным побережьем Азии и зоной Австралии.

3. в АТР входят страны Тихоокеанской Азии, США, Канады и зоны Австралии и Новой Зеландии, латиноамериканские государства исключаются.

4.в АТР рассматривают государства Восточной Азии, а также и США, Австралию, Индию, Канаду как внерегиональные державы, оказывающие влияние на события в АТР. Мы будем придерживаться первого варианта.

Если рассматривать в отношении государств: КНДР И ЮЖНАЯ КОРЕЯ, КИТАЙ, ГОНКОНГ, ВЬЕТНАМ, КАМБОДЖА, МЬЯНМА, ЛАОС, БРУНЕЙ, ЯПОНИЯ, МАЛАЙЗИЯ, ФИЛИППИНЫ, ТАИЛАНД, СИНГАПУР, ИНДОНЕЗИЯ, НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ, ИНДИЯ, АВСТРАЛИЯ, КАНАДА, США, ГОСУДАРСТВА ОКЕАНИИ (ГОСУДАРСТВА: ВАНУАТУ, ЗАПАДНОЕ САМОА, КИРИБАТИ, МАРШАЛЛОВЫ ОСТРОВА, НАУРУ, НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ, ПАЛАУ, ПАПУА - НОВАЯ ГВИНЕЯ, СЕВЕРНЫЕ МАРИАНСКИЕ ОСТРОВА, СОЛОМОНОВЫ ОСТРОВА, ТОНГА, ТУВАЛУ, ФЕДЕРАТИВНЫЕ ШТАТЫ МИКРОНЕЗИИ, ФИДЖИ. ЗНАЧИТЕЛЬНУЮ ЧАСТЬ ОКЕАНИИ СОСТАВЛЯЮТ ВЛАДЕНИЯ АВСТРАЛИИ, ВЕЛИКОБРИТАНИИ, НОВОЙ ЗЕЛАНДИИ, США, ФРАНЦИИ).

Экспортируют страны АТР: нефть, газ, олово, железо, марганец, хром,медь, золото, уголь и т.д. Развивается машиностроение, нефтеперерабатывающая промышленность, экспортируют пищевую и текстильную продукцию, развиты информационные технологии.

АТР отличается высоким ростом населения, урбанизации. Но при всех достижениях имеются и трудности в данном регионе.

В сегодняшнем АТР еще очень далеки от решения территориальных и приграничных споров, которые сохраняются между 40 странами, выходящими на бассейн Тихого океана.

Азиатско-тихоокеанский регион географически слишком растянут, что не позволяет людям чувствовать свою принадлежность к единому сообществу. Больше различий между странами в исторических традициях и культурных ценностях, острее проявляется негативное отношение к участию в азиатских делах так называемых «внешних сил».

Поэтому интеграция АТР начала проходить изнутри. Движение в сторону создания в регионе организаций экономического сотрудничества началось с учреждения Тихоокеанского экономического совета - ТЭС в 1967 г.

Тихоокеанская конференция по торговле и развитию – 1968 г.

Совет по Тихоокеанскому экономическому сотрудничеству – СТЭС – в 1980-г. Все эти организации были неправительственными.

В 1967 г. была создана Ассоциация государств Юго-Восточной Азии - АСЕАН

Особенности политики стран АТР

Тенденции политики стран АТР

1. Приспособление к новым геополитическим реалиям

2. Стремление к решению спорных проблем мирным путем

3. Уменьшение военного присутствия США

4. Механизм консультации по вопросам безопасности

5. Активизация военной политики

Одним из важнейших факторов сохранения стабильности в регионе является быстрое экономическое развитие большинства стран АТР и установление между ними отношений неизбежной экономической зависимости друг от друга.В последние десятилетия наблюдается впечатляющий экономический рост АТР, особенно стран Восточной и Юго-Восточной Азии. Социалистические страны Азии, прежде всего Китай и Вьетнам, строго придерживавшиеся в прошлом принципов централизованной экономики, становятся все более открытыми для внешнего мира.

Такие развитые страны АТР, как Австралия и Новая Зеландия, обратили внимание на большой потенциал рынков Восточной Азии, стали придавать все меньшее значение отношениям с США и Европой и наращивая объемы обмена товарами и капиталами со своими азиатскими соседями.

Быстро развивающиеся экономики стран АСЕАН, Тайваня, Южной Кореи, Китая создали значительный экономический потенциал и колоссальный по своему объему рынок, зависимость которого от торговли со странами вне региона имеет устойчивую тенденцию к сокращению. Более 10 лет назад на долю стран Восточной Азии приходилось уже 25,6% мирового экспорта и 25% мирового импорта.

Экономический рост в АТР определяется активным взаимодействием по созданию множества объединений.

В области экономики руководители азиатских государств делали все возможное для привлечения иностранных инвестиций и развития экспортных отраслей.

На Бангкокской встрече 2003 г. обсуждались проблемы вступления стран - участниц АТЭС, в том числе и России, в ВТО. Таким образом, за прошедшие годы Россия укрепила свои позиции в АТЭС, стала его полноправным участником.

Военно-политические факторы, продолжая играть весьма важную роль, тем не менее, утратили свои прежние монопольные позиции в большинстве стран АТР. Соседи по АТР постепенно овладевают приемами решения застарелых региональных проблем без опоры на вооруженные силы, путем политического диалога.

США сократили свое военное присутствие в АТР. Но Япония и Южная Корея значительно увеличивают средства, отпускаемые на содержание американских войск на своей территории. Страны региона рассчитывают на сохранение американских вооруженных сил, прежде всего видя в них силу, способную противостоять росту военного потенциала Китая.

В июне 1993 г. США, в рамках начавшегося в 1990 г. сокращения своего военного присутствия в регионе, выдвинули военную доктрину, основанную на принципе победы в одном региональном конфликте и сдерживании другого до подхода сил. Однако уже в июле 1993 г., под давлением резко негативной реакции со стороны Японии и Южной Кореи, Вашингтон был вынужден заявить о переходе к стратегии победы в двух конфликтах одновременно.

В головах политиков и ученых уже давно витает идея создания в АТР того или иного варианта коллективной безопасности - аналога европейской ОБСЕ.

Шанхайский форум 2001 г., посвящен не только проблемам глобализации и дальнейшей интеграции в регионе, но также проблеме борьбы с терроризмом и вопросам международной безопасности.

На саммите в Лос-Кабосе 2002 г., вновь основной темой переговоров стала проблема международного терроризма и национальной безопасности. Лидеры стран - участниц АТЭС взяли обязательство повысить безопасность в торговой сфере.

При этом июньский (2000 г.) межкорейский саммит ослабил остроту ситуации на Корейском полуострове, и создал предпосылки для продолжения и углубления диалога и сотрудничества между Севером и Югом.

Китай и страны АСЕАН, втянутые в спор по поводу территориальной принадлежности островов Южно-Китайского моря, несмотря на разногласия, обнаруживают готовность к диалогу, устраняя вероятность применения силы.

Под международный контроль взята ситуация в Восточном Тиморе. К этому можно добавить замороженные на неопределенный срок, хотя и не решенные окончательно, территориальные споры между Китаем и Японией, Японией и Республикой Корея.

Если раньше это была «безопасность на основе баланса сил» двух военно-политических блоков, которая после краха социализма в Европе трансформировалась в новую формулу «безопасности через сотрудничество» бывших глобальных противников, то теперь речь резонно вести о новом виде безопасности - безопасности через развитие.

Структура коллективной безопасности в АТР многоуровневая.

На верхнем уровне, АТР с другими мировыми регионами, находится Организация Объединенных Наций.

На втором уровне, АТР, формируются свои региональные структуры «безопасности через сотрудничество в развитии».

На третьем уровне расширение существующих (АСЕАН, «Шанхайский форум») и будущих субрегиональных группировок.

Четвертый уровень двусторонние отношения, прежде всего между странами, заявившими о желании выстраивать тесные и глубокие отношения.

Развитие и наполнение практическим содержанием встреч на высшем уровне руководителей стран АТР и Евросоюза (ASEM), а также ЕС и стран Латинской Америки, АТР и Латинской Америки (EALA) целесообразно было бы со временем дополнить аналогичными форумами между государствами АТР и СНГ (AsCIS), ATP и Африки (ASAF).

Это 44 государства и районы, расположенные по восточному и западному берегам Тихого океана и морей, входящих в его бассейн, а также страны Океании, Австралия и Новая Зеландия. Сюда же включают Канаду и Индию, географически не входящих в зону АТР, но способных оказывать большое влияние на обстановку в этом регионе. В то же время в эту зону не включают латиноамериканские государства. АТР - это 52% поверхности земного шара и 3,6 млрд. населения планеты. В современном полицентричном мире АТР занимает особое место как по своему экономическому потенциалу, так и по степени влияния на мировую политику. Именно здесь сконцентрированы наиболее динамично развивающиеся мировые экономики, демонстрирующие устойчивость и стабильность даже в условиях глобального финансово-экономического кризиса. В совокупности страны АТР производят более 57% общемирового ВВП, и, очевидно, что в перспективе их доля будет только возрастать. Характерно, что при отсутствии сегодня в зоне АТР военно-политических блоков и подобных им организаций вопросы военного сотрудничества стран региона с главной военной силой в этой зоне - США решаются на двусторонней основе. Значимыми организациями государств в зоне АТР являются АСЕАН (политическая, экономическая, культурная региональная межправительственная организация стран Юго-Восточной Азии площадью 4,5 млн. кв. км и общей численностью населения в 500 млн. чел.) и АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество) - международная экономическая организация, созданная для развития интеграционных связей между странами бассейна Тихого океана. Россия является полноправным членом АСЕАН с июля 1996 г.

АТЭС в настоящее время объединяет экономики 21 страны самого разного уровня развития (Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг (специальный административный район КНР), Канада, Китайская Народная Республика, Индонезия, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Чили, Филиппины, Южная Корея, Япония). АТЭС - крупнейшее экономическое объединение (форум), на которое приходится, как указано выше, свыше 57% мирового ВВП и 48% объёма мировой торговли. Очередная встреча стран АТЭС состоится в начале сентября 2012 г. в России во Владивостоке на о. Русский. Наиболее важными с точки зрения интересов национальной безопасности РФ в АТР, по определению, являются США, КНР и Япония.

Кроме того, повышенного внимания к себе требуют КНДР и Республика Корея (Южная Корея), затянувшаяся военно-политическая и идеологическая конфронтация между которыми чревата развязыванием опасного вооруженного конфликта в непосредственной близости от российских границ. В плане торгово-экономического сотрудничества интерес представляют также Индонезия, Вьетнам, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Гонконг. Все изложенное выше показывает, что соперничество и борьба за влияние и позиции в АТР между мировыми и региональными державами, которая велась фактически непрерывно на протяжении всего ХХ столетия, по всем признакам, будет продолжена и в ХХI в. Для такого прогноза имеются вполне определенные основания. Во-первых, изменяется расстановка и состав сил, претендующих на влияние в АТР.

Из прежнего состава претендентов на эту роль (США, Япония, Советский Союз) выпали (временно или навсегда - это еще вопрос) Советский Союз (Россия) и Япония. Но при этом возросли военный и экономический потенциал и региональные амбиции Китая и Индии. И еще не сказали своего слова другие государства АТР, например, Индонезия с ее почти 238 млн. населения. А это новые интересы, новые противоречия и попытки разрешить их в свою пользу. Во-вторых, в зоне АТР сохраняется ряд неразрешенных межгосударственных проблем и конфликтогенных ситуаций: претензии Японии к России на острова Южной Курильской гряды; Тайваньская проблема; проблемы Корейского полуострова; территориальные споры: между Китаем и Японией (о-ва Сенкаку-Дяоюй); Китаем и странами Юго-Восточной Азии, где имеются территориальные противоречия по поводу разграничения исключительной экономической зоны с Малайзией, Филиппинами, Вьетнамом и Брунеем (особо остро стоит вопрос о принадлежности островов Спратли и Парасельских островов в Южно-Китайском море); Китай также спорит с Японией и Южной Кореей из-за островов Такэсима. По оценкам специалистов, сегодня в зоне АТР насчитывается около двух десятков таких спорных ситуаций, за каждой из которых стоят конкретные интересы, страны и силы. Время от времени споры вокруг этих проблем обостряются. В-третьих, АТР является зоной наибольшей концентрации государств, обладающих ядерным оружием или стремящихся заполучить его (США, Россия, КНР, Индия, Пакистан, КНДР). Кроме того, научными и технологическими возможностями, позволяющими создать такое оружие, обладают Япония, Южная Корея и, возможно, другие страны региона. Потенциальная опасность здесь кроется, прежде всего, в психологической готовности правящих режимов некоторых стран (КНДР) использовать ядерный шантаж в интересах решения задач своей внешней и внутренней политики. В-четвертых, во многих странах региона осуществляются программы наращивания вооруженных сил и вооружений. На страны АТР приходится примерно 1/3 мирового импорта вооружений, здесь находятся 5 из 10 крупнейших мировых стран-импортеров оружия. Объем поставок вооружений в регион в 2007-2011 гг. вырос по сравнению с периодом 2002-2006 гг. на 21,5% - с 62,2 до 75,6 млрд. долл. в ценах 2011 г. Особо обращает на себя внимание принятие на вооружение ВМС Индии и КНР первых в их истории авианосцев на основе переоборудованных в России кораблей океанской зоны и атомных подводных лодок. В обеих странах запланировано строительство собственных авианосцев. Фактически идёт восстановление морской мощи Японии.

Это всё не проходит мимо внимания правящих элит соседних стран - фактически все государства АТР уже не один год ведут гонку вооружений. Даже такие небогатые, как, например, Филиппины. Совершенно очевидно, что повышенное внимание многих стран АТР к развитию собственных вооруженных сил отражает их обеспокоенность наличием угроз национальным интересам и безопасности и их готовность отстаивать их силовым путем. В-пятых, рост совокупной экономической мощи АТР и параллельное с этим процессом наращивание военных потенциалов всех ведущих стран региона способствуют нарастанию конкуренции в борьбе за ресурсы и недоверия стран Азиатско-Тихоокеанского региона друг к другу. Прямой производной от такой ситуации является повышение вероятности обострения споров между государствами региона, вплоть до применения силы. Т.е., в отличие от ситуации в Европе, где с «холодной» войной покончено уже лет 15 назад, в АТР холодные ветры конфронтации и потенциальных военных конфликтов сохранились. Основная конкуренция за влияние в западной части АТР в первой половине ХХI в. развернется между США и Китаем. Например, китайские эксперты прямо указывают на возрастание напряженности в АТР и влияния США в регионе. При этом в Пекине обращают внимание и на Японию, где в конституцию страны внесены изменения, разрешающие применение вооруженных сил за пределами страны.

Беспокоит китайскую сторону и развертывание на японских островах совместной системы ПРО США и Японии. В-шестых, в США принята новая стратегия по расширению американского военного присутствия в Азии. Как заявил глава Пентагона Леон Панетта, выступая на конференции по безопасности в Сингапуре, к 2020 г. около 60% кораблей ВМС США будут находиться в АТР. В т.ч. в Тихом океане будет размещена большая часть авианосных ударных групп (6 из 11). Как обычно в таких случаях, американская сторона объясняет свои планы заботой о безопасности и стабильности в регионе и отрицает направленность своих решений против кого-либо. По словам командующего Тихоокеанским флотом США адмирала Самуэля Леклера, перед подчиненными ему силами стоит 5 главных задач: - укрепление союзнических отношений со странами АТР и расширение партнерского взаимодействия с государствами, симпатизирующими Америке; - упрочение отношений Пекина и Вашингтона в военной сфере; - развитие партнерского взаимодействия с Индией; - поддержание готовности подчиненных ему сил в любых условиях противостоять всем угрозам, которые могут исходить от некоторых стран Корейского полуострова и наносить ущерб интересам и национальной безопасности Америки; - решение задачи обеспечения эффективного противодействия угрозам США со стороны всех враждебных государств и мирового терроризма. Адмирал Леклер сделал акцент на том, что Пентагону необходимо и дальше развивать союзнические отношения с такими странами, как Южная Корея, Япония, Филиппины, Австралия и Таиланд. «Эти союзы сложились исторически. Они укрепляют стратегические позиции США в АТР и способствуют поддержанию безопасности входящих в него стран», - заявил адмирал. В то же время, как утверждают заокеанские аналитики, основной задачей Вашингтона в АТР является создание новых военных союзов со странами этого региона для противодействия намерениям КНР утвердиться в качестве лидера и центра силы в этой части планеты. Особую роль в этом процессе США отводят Индии, которая является одной из ведущих стран АТР в экономическом и военном отношении, имеет территориальные разногласия с КНР и собственные региональные амбиции.

Пентагон проявляет также интерес к возвращению во Вьетнам, в частности, возможности базирования кораблей своего Тихоокеанского флота в глубоководной Камрани. Согласитесь, государственные решения, особенно в военной сфере, принимаются в результате серьезных предварительных проработок. Большие силы нужны там, где могут произойти большие события. В-седьмых, в зоне АТР существует ряд других факторов дестабилизирующего влияния на военно-политическую ситуацию в ряде его районов: быстрый рост численности населения и неуправляемых миграционных потоков; втягивание региона в зону террористической активности; рост незаконного оборота наркотиков; сепаратизм. Положение России и задачи ее политики в АТР. Интересы и угрозы Как на фоне всех этих событий и проявившихся военно-политических тенденций выглядит Россия? В чем ее национальные интересы в зоне АТР? Какие угрозы для ее безопасности существуют сегодня или могут исходить из этой зоны в будущем? Прежде чем ответить на эти вопросы, необходимо подчеркнуть, что Россия не имеет в АТР территориальных претензий ни к одному государству этой зоны, никого не считает своим врагом, никому не угрожает. Для нее принципиально важно обеспечить свою безопасность, территориальную целостность и суверенитет, в максимальной степени использовать возможности взаимовыгодного сотрудничества со странами региона. Само собой разумеется, что в итоге все это должно служить повышению уровня жизни российских граждан, проживающих в восточных регионах страны. Национальным интересам России в зоне АТР сегодня и на всю обозримую перспективу отвечает обеспечение благоприятных внутренних и внешних условий для развития ее восточных регионов и выстраивания долгосрочных взаимовыгодных экономических отношений РФ со странами АТР. Решение этих взаимосвязанных задач возможно только в условиях недопущения иностранного вмешательства во внутренние дела нашего государства, отсутствия угроз его территориальной целостности, недопущения развязывания в непосредственной близости от российских сухопутных и морских границ вооруженных конфликтов и втягивания в них в той или иной форме Российской Федерации. Безусловно, эти цели могут быть достигнуты только при условии упрочения нашей внутренней стабильности, ускоренного экономического развития восточных регионов страны, выстраивания серьезной системы политических и военных сдержек и противовесов на восточных рубежах России.

Россия заинтересована в расширении взаимовыгодного экономического сотрудничества со всеми странами АТР, в привлечении в свою экономику инвестиций и передовых технологий из государств азиатско-тихоокеанской зоны, реализации совместных проектов в различных отраслях экономики, науки, техники, медицины и др. Приоритетным направлением при этом является китайское. Объединение российских природных ресурсов и инфраструктуры Восточной Сибири и Дальнего Востока с финансовыми ресурсами и технологиями стран АТР могло бы стать мощным стимулом к появлению на российском Дальнем Востоке (допустим, во Владивостоке) крупного международного финансово-делового центра. Это могло бы стать одной из инициатив России на предстоящем саммите АТЭС во Владивостоке.

Кроме того, российским интересам отвечает выстраивание совместно со странами АТР цивилизованных отношений и сотрудничества в таких чувствительных сферах как регулирование миграционных потоков, разработка и эксплуатация природных ресурсов, охрана и воспроизводство морских биологических ресурсов, рыболовство, торговля, борьба с браконьерством, контрабандной торговлей и др.

Налаживание взаимодействия и сотрудничества со странами АТР в сфере борьбы с экстремизмом, терроризмом и незаконным оборотом наркотиков, интернациональной преступностью, морским пиратством также должны стать в ряд приоритетов национальных интересов России в регионе. Определение характера и степени влияния военно-политической ситуации в странах АТР на вопросы безопасности России должно осуществляться для различных сценариев развития событий в регионе и с учетом приоритетов, существующих реалий и выявленных тенденций в политике государств этой зоны мира на разных временных или исторических этапах. Объективность и полнота этой оценки обеспечивается непрерывным изучением обстановки в регионе, выявлением характера и источников угроз, их динамики и трансформации. Выводы и прогнозы В предварительном резюме, касающимся проблем национальных интересов и безопасности России на Дальнем Востоке, можно сказать, что обеспечение российских национальных интересов в АТР находится на удовлетворительном уровне. Представляется, что подняться выше мы пока не в состоянии из-за наших собственных слабостей на Востоке. О чем речь? Мы запаздываем с разработкой внятной концепции комплексного развития восточных регионов страны, что лишает сами эти регионы и наших зарубежных партнеров ясного видения перспектив развития России на Востоке. Здесь существует определенное расхождение интересов бизнеса и государства, различных политических групп и социальных слоев населения в том, что касается оценок перспектив, целей и задач развития: для одних важна сильная и процветающая Россия, для других - их личные интересы. В то же время более высокий уровень обеспечения интересов России в АТР требует от всех ветвей власти страны и общества более серьезных и концентрированных усилий по развитию в сжатые сроки экономики Сибири и Дальнего Востока, повышению внутриполитической стабильности и безопасности. Только процветающая экономически и сильная в военном отношении на Дальнем Востоке Россия будет в состоянии обеспечить свои национальные интересы и безопасность. Об этом, кстати, говорит и последний опрос ВЦИОМ жителей Сибири и Дальнего Востока. Около 40% опрошенных не видят для себя жизненных перспектив в этих регионах и готовы покинуть их, переехав в более благополучные районы России или за рубеж. В то же время более половины опрошенных готовы связать свое будущее с регионом их нынешнего проживания, если там начнется реализация крупных национальных проектов. Этим люди недвусмысленно выражают свое недоверие местным чиновникам и считают, что настоящее развитие восточных регионов страны возможно только при централизованном управлении из федерального центра или специальным уполномоченным органом в регионе. Фактически наблюдаются определенные «ножницы» в планах федеральных властей по развитию восточных регионов страны и настроениях населения этих же регионов. Одновременно с этим следует сказать и о том, что государственная власть России в регионах своей слабо организованной демографической политикой на востоке страны провоцирует заселение Восточной Сибири, Дальнего Востока и Приморья мусульманским населением из Северного Кавказа и других мусульманских регионов.

Этот процесс тянет за собой целый шлейф негативных проблем и угроз. Мы же знаем о них, но замалчиваем их, что недопустимо, если рассматриваются вопросы развития обстановки в регионах стратегической значимости. Прямых военных и других серьезных внешних угроз для безопасности нашей страны на дальневосточном направлении сегодня нет. Но это абсолютно не значит, что они не могут возникнуть из тех процессов, которые были в АТР в прошлом и имеют место сегодня. В данной ситуации крайне важно смотреть вперед, объективно и четко оценивать и категорировать все существующие и потенциальные вызовы и угрозы безопасности России и продумывать алгоритмы своих действий в различных условиях обстановки.

Никакой опасный сценарий развития обстановки не должен застать нас врасплох. Такие сценарии и возможные ответы государства на них должны рассматриваться регулярно, а результаты и выводы таких рассмотрений должны учитываться при стратегическом планировании и военном строительстве. Исходя из вышеизложенного, можно составить список проблем и задач политики России на азиатско-тихоокеанском направлении и расставить их по приоритетности. По важности, на 1-е место следует ставить проблемы наращивания экономического потенциала восточных регионов страны, диверсификации их экономики и подготовки масштабных проектов развития, способных привлечь на Восток значительные инвестиции и превратить рассматриваемые регионы в привлекательные для проживания и работы территории. Без решения этих задач невозможно переломить негативные тенденции в развитии регионов и нечего рассчитывать на укрепление позиций России в АТР.

Россия должна иметь свой независимый взгляд на проблемы развития межгосударственных отношений и общей ситуации в АТР, стратегию своей политики в регионе, предлагать свои подходы к решению задач сотрудничества и обеспечения безопасности в этом регионе мира. Позиция стороннего наблюдателя за политическими и другими процессами в регионе АТР никак не будет работать на авторитет и позиции России. Из внешних проблем, в недрах которых могут возникнуть угрозы для национальных интересов и безопасности России, первоочередное внимание должно уделяться ситуации вокруг Южных Курил, обстановке на Корейском полуострове и Тайваньской проблеме. Проблему Южных Курил Россия для себя может считать решенной: эти острова, пока РФ будет в сознании и силе, никогда не будут отданы Японии. Но японцы, конечно, тоже никогда - по крайней мере, до тех пор, пока за их спиной будет маячить тень США - не откажутся от своих притязаний на эти острова.

По всему выходит, что это - военно-политический узел, развязка которого может произойти только силовым путем. Именно поэтому необходимо внимательно следить за тем, как изменяется военная политика Японии и возрождение ее военного потенциала. Военно-политическое противостояние на Корейском полуострове является, пожалуй, наиболее острой и наиболее опасной проблемой в регионе. Вооруженный конфликт может возникнуть здесь по самому неожиданному поводу, и его последствия могут быть самыми ужасными: все-таки оба корейских государства уже в течение многих лет готовятся к войне друг с другом. Опасность возобновления вооруженного корейского конфликта для России состоит в том, что это будет происходить вблизи с российской границей, а в руках у северных корейцев могут оказаться ядерные боеприпасы. Проблема Тайваня опасна, прежде всего, тем, что она при определенных условиях чревата возникновением крупного военно-политического противостояния или вооруженного конфликта между двумя великими державами - КНР и США (у Вашингтона имеются обязательства перед Тайбеем).

Но в обозримой перспективе такой сценарий едва ли возможен, т.к. обе страны пока больше заинтересованы в развитии экономического сотрудничества, нежели в вооруженном столкновении. Из других угроз национальным интересам и безопасности России на Востоке следует выделить вероятное наращивание соперничества между крупными региональными державами (Россия, США, Китай, Канада, Япония) за ресурсы арктического шельфа. Просмотр и анализ всех основных сценариев развития военно-политической ситуации в Азиатско-Тихоокеанском регионе показывает, что на данном этапе и на ближайшую перспективу масштабные вооруженные конфликты в этом регионе маловероятны. Здесь будут происходить процессы размежевания интересов основных игроков и стратегической перегруппировки сил претендентов на военно-политическое и экономическое доминирование в регионе. Для России сохранятся возможности для дальнейшего развития экономических отношений со странами АТР и решения задач внутреннего развития восточных регионов. Важнейшими задачами являются наращивание оборонного потенциала России на востоке до уровня, обеспечивающего надежную защиту национальных интересов страны.

Готовность к изменению климата

Генеральный секретарь ООН

Генеральный секретарь ООН имеет в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Департамент по политическим вопросам (ДПВ)

Департамент ООН по политическим вопросам работает в Азиатско-Тихоокеанского региона.

Департамент глобальных коммуникаций

В Азиатско-Тихоокеанском регионе расположены . Кроме того, в Бангкоке есть Информационная служба, которая является частью ЭСКАТО

Учреждения системы ООН в Азиатско-Тихоокеанском регионе

Программа развития ООН (ПРООН)

Программа развития ООН осуществляет страновые и региональные программы в странах Азиатско-Тихоокеанского региона через страновые представительства ПРООН .

Фонд капитального развития ООН

Фонд капитального развития ООН осуществляет страновые программы во многих странах .

Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ)

Фонд ООН в области народонаселения (ЮНФПА)

Фонд ООН в области народонаселения (ЮНФПА) имеет региональный офис в Бангкоке, Таиланд, суб-региональное бюро в Сува, Фиджи, и страновые отделения для Азиатско-Тихоокеанского региона.

Управление ООН по делам беженцев (УВКБ)

Управление ООН по делам беженцев работает в четырех регионах Азии и Тихого океана: Центральная Азия , Восточная Азия и Тихоокеанский регион , Южная Азия , Юго-Восточная Азия и Юго-Западная Азия .

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ)

Всемирная организация здравоохранения работает в странах региона Юго-Восточной Азии. Региональное бюро ВОЗ для стран Юго-Восточной Азии находится в Нью-Дели, Индия. Региональное бюро ВОЗ для стран Западно-Тихоокеанского региона находится в Маниле, Филиппины

Объединенная программа ООН по ВИЧ/СПИДу

Объединенная программа ООН по ВИЧ/СПИДу работает в странах Азиатско-Тихоокеанского региона.

Международная организация труда (МОТ)

Членами Международной организации труда работает в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Региональное отделение МОТ, расположенное в Бангкоке, Таиланд.

Структура «ООН-Женщины»

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ)

Международный союз электросвязи (МСЭ)

Региональное бюро Международного союза электросвязи для стран Азиатско-Тихоокеанского региона находится в Бангкоке, Таиланд. Его Зональное отделение в Джакарте, Индонезия, обслуживает государства-члены, а также членов Секторов МСЭ и Ассоциированных членов, большинство которых имеют свои штаб-квартиры в регионе.

Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС)

Региональное бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности в Азиатско-Тихоокеанском регионе несет ответственность за оказание юридической и технической помощи развивающимся странам и наименее развитым странам в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Программа Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (ООН-Хабитат)

Региональное бюро Программы Организации Объединенных Наций по населенным пунктам для стран Азиатско-Тихоокеанского региона находится в городе Фукуока, Япония. Оно осуществляет надзор за деятельностью ООН-Хабитат в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Страны Азиатско-Тихоокеанского региона АТР. Азиатско-Тихоокеанский регион АТР Основы современной интеграционной политики были заложены в трудах яркого представителя геополитической школы континенталистов Карла Шмитта.

Чего стоит только его теория больших пространств, с естественным стремлением государств к наднациональным объединениям, основанных на этническом и культурном плюрализме, широкой автономии, ограниченной лишь стратегическим централизмом Как ни странно, большая часть интеграции сегодня включает страны Rimland а по всей видимости, это стремление противостоять как теллурократиям, так и талассократиям.

И только АТР представляет собой единственный регион мира, в котором стремительно интегрируются представители всех типов цивилизаций Heartland, Rimland, World island. Об этом свидетельствует образование в 1989 г. АТЭС зоны Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества. Сегодня в нее входит 21 государство и территория Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг, Индонезия, Канада, КНР, Республика Корея, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили, Япония.

Не приняты, но подали заявки Индия, Камбоджа, Макао, Монголия, Пакистан, Панама, Шри-Ланка. Их прием может состояться не раньше 2007 года, т.к. был принят десятилетний мораторий на дальнейшее расширение организации. На ее членов приходится 56 мирового валового продукта, 45 мирового экспорта, 45 мирового импорта средний ежегодный прирост ВВП в них составляет 3,1 из 5 постоянных членов Совета Безопасности ООН 3 находятся в данном регионе США, КНР, Россия.

Все решения в АТЭС принимаются на основе консенсуса, постоянный секретариат находится в Сингапуре. Основная задача организации формирование в регионе системы свободной и открытой торговли и инвестиций, а в конечном итоге создание в развитых странах к 2004 г. а в развивающихся к 2020 г. максимально благоприятных условий для свободного перемещения капиталов, товаров и услуг.

Т.е. ведущая роль принадлежит экономическому геополитическому фактору. Реализация его происходит через приоритетные программы сотрудничества. 1. Создание региональной экономической инфраструктуры транспорт, информатика, связь, энергетика, туризм, развитие НИИ поддержка малого и среднего бизнеса охрана окружающей среды развитие трудовых ресурсов. 2. Ускоренная добровольная секторальная либерализация открытие рынков отдельных товаров 9 областей 6 новых информационные технологии и коммуникации энергетическое оборудование химические товары рыба и рыбопродукты древесина медицинское оборудование игрушки ювелирные изделия товары и услуги, связанные с охраной окружающей среды.

Эти сектора экономики ежегодно производят товаров на сумму 760 млрд. долл. масличные культуры и изделия из них продовольственные рынки каучук натуральный и синтетический удобрения автомобили гражданские самолеты. Однако, реализация этих планов довольно проблематична из-за различий в уровне экономического развития участников.

Здесь и страны со сложившейся высокоразвитой экономикой Канада, США, Япония, НИС Индонезия, Малайзия и т.д отсталые страны Папуа Нова Гвинея. Это приводит к системе более высоких ввозных пошлин на отдельные товары в менее развитых государствах. Хотя, некоторые и развитые страны не отказываются от протекционистских мер например, Япония на импорт продовольствия. Такая ситуация является следствием общего политического состояния региона. Которое определяется следующими чертами. 1. Существование в АТР нескольких крупных центров силы, представленных в основном группировками государств АСЕАН, АНЗЮК, АНЗЮС, ОАГ и т.д. при незначительном числе рядовых, а также не вовлеченных в зоны влияния стран. 2. Сочетание в одном регионе нескольких типов культур, социально-политических систем социализм капитализм феодализм и т.д а также разных экономических моделей в рамках одной и той же социально-политической системы.

Китай. 3. Многие страны региона мощные экономически и технологически, но униженные долгим пребыванием на вторых ролях в мировой экономике, стоят перед трудным выбором между объективной необходимостью своей интеграции и политической, психологической, экономической потребностью отстаивать национальные интересы и культурную самобытность. 4. В регионе очень высокие темпы экономического развития азиатской составляющей. 5. Присутствие трех официальных ядерных держав Россия, США, Китай по крайней мере, трех пороговых государств КНДР, РК, Тайвань, Японии, имеющей технические возможности для создания ядерного оружия и средств его доставки к цели. 6. Ускоряющаяся гонка вооружений в регионе с 1989 г. сюда ввозится больше оружия, чем на Ближний Восток. 7. Нестабильность внутреннего положения ряда государств в обозримой перспективе РФ, КНДР, Камбоджа, Тайвань и неопределенность будущего внешнеполитического курса большинства стран АТР, включая США и Японию. 8. Неравномерность в обеспечении стран АТР качественными энергоресурсами порождает ряд пограничных споров шельф.

Очевидно, что политический ландшафт АТР не может пока формироваться на многосторонней основе.

Его каркас составляют двусторонние отношения.

И в первую очередь между США, Японией, Китаем, не образуя при этом треугольника. Рассмотрим это положение подробнее. США находятся в стратегической обороне. После распада социалистической системы, СССР, США стало гораздо труднее влиять на Японию через механизм двустороннего договора о безопасности от 1960 г. а на Китай разыгрыванием московской карты.

Поэтому остро встал вопрос о перспективах отношений с этими государствами. Американо-японские отношения. Их стержнем является экономическое взаимодействие, хотя именно оно порождает существенную проблему для США торговый дефицит в 40-60 млрд. долл особенно в торговле промышленной продукцией. Между этими странами идет активная борьба и за рынки сбыта продукции и вложения капитала, в первую очередь в азиатской части АТР японские инвестиции сюда составляют 90 млрд. долл американские только 30 американский экспорт туда составляет лишь 50 от японского.

Однако, обе стороны заинтересованы друг в друге. Японии необходимо оставить открытым обширный рынок США и НАФТА в целом сохранить американские военные гарантии перед лицом быстро набирающего силу Китая, имеющего к тому же территориальный спор с Японией поддержка США территориальных претензий Японии к России гарантия США по поставке энергоносителей с Ближнего Востока военное присутствие для обеспечения безопасности.

США заинтересовано в экспорте в Японию сельскохозяйственной продукции, военного оборудования получении доступа к гражданским технологиям стремлении пробиться на рынок товаров широкого потребления. Американо-Китайские отношения долгое время держались на военно-политическом соревновании с СССР. После его распада, Китай сам превратился в конкурента. При всей значимости экономической мощи Китая, приходится считаться с тем, что США противостоит вся зона Большой Китайской экономики БКЭ, простирающаяся далеко за границы КНР. Экономическая мощь Китая оборачивается наплывом дешевых товаров народного потребления в США и ежегодным торговым дефицитом в пользу Китая в размере 15 млрд. долл. это конкуренция американской легкой промышленности.

Наращивание Китаем военной мощи ослабляет позиции США в регионе. Однако, в целом США заинтересовано в сохранении емкого китайского рынка. Обоюдная экономическая зависимость может сократиться за счет роста самодостаточности БКЭ, НАФТА. Тогда может произойти столкновение интересов американской концепции Тихоокеанской эры во главе США и пекинской идеи века китайской цивилизации.

Японо-Китайские отношения. При всем их многообразии, речь не идет о подлинном союзе между этими государствами. Раньше совместное противостояние СССР и щедрая экономическая помощь Японии обеспечивали некое взаимопонимание. Но исчезновение необходимости единения перед лицом советской военной угрозы, ослабление американских позиций в АТР, активизация борьбы двух стран за рынки региона усиливают японо-китайские противоречия.

Китай рассматривает миротворческие усилия Японии за пределами своих границ как вероятную прелюдию к новой военной японской экспансии. Да и несмотря на рост двустороннего товарообмена промышленной продукцией, деловая активность Японии в КНР специфична инвестиции сконцентрированы в Маньчжурии зоне Японской экспансии 30-х г. Более того, на фоне 100 лет повторяющихся конфликтов и частой, если не постоянной, напряженности, КНР и Япония продолжают модернизацию своих военных потенциалов, усиливают свои экономические позиции в регионе и с раздражением рассуждают о намерениях и будущей роли друг друга в АТР. Геополитическая ориентация стран второго порядка АТР. Их влияние на развитие и соотношение силы в регионе будет возрастать. Это связано во-первых, с борьбой за лидерство в регионе между США, Японией и Китаем, которое стимулировало резкое наращивание военной мощи всеми странами АТР. Во-вторых, проникновением государств второго порядка на рынки промышленных гигантов. 1. АСЕАН Ассоциация стран Юго-Восточной Азии сегодня переходит от решения чисто экономических проблем к координации внешней политики и стратегии безопасности. Контакты стран ассоциации с Китаем наиболее сложные.

Большая часть государств связана с зоной БКЭ, в каждой из них китайские предприниматели занимают лидирующие позиции в промышленности и торговле.

Соседство с военным и экономическим гигантом, страдающим от избытка населения и не имеющим четких долгосрочных ориентиров демократического развития, заставляет их активно вооружаться, выступать против сокращения американского присутствия в АТР, не акцентировать тему японских преступлений в годы второй мировой войны в Юго-Восточной Азии. 2. Вьетнам активно сближается с Японией, стремится к нормальным экономическим и политическим отношениям с сша, не отказывается от взаимодействия с Россией.

А вот с КНР много проблем, отношения отягощены пограничной войной 1979 г захватом Китаем спорных Парасельских островов 1974 г взрывоопасным спором вокруг нефтеносного шельфа островов Спартли. 3. Тайвань дорожит тесными связями с Японией и США. Несмотря на рост экономического общения с КНР, политическое сближение двух стран вряд ли возможно по историческим причинам.

В 1949 г. после победы народной революции в Китае и провозглашения КНР, на Тайвань бежали остатки свергнутого гоминьдановского режима благодаря поддержке США, представитель Тайваня с 1949 по 1971 гг. занимал место Китая в ООН установление в 1979 г. дипломатических отношений между КНР и США не привело к решению тайваньского вопроса администрация США по-прежнему поставляет Тайваню оружие на сумму до 700 млн. долл. ежегодно это свидетельствует о том, что США по-прежнему придерживается политики двух Китаев.

Попытка КНР прибегнуть к силовому давлению, может вылиться в острый конфликт. 4. Республика Корея, КНДР. В годы русско-японской войны 1904 1905 гг. Корея была оккупирована Японией.

В августе 1945 г. Корея к северу от 38-й параллели была освобождена Советской Армией от японцев, а на территорию южной части полуострова были введены войска США в сентябре 1945 г уже после капитуляции Японии. В мае 1948 г. в Южной Корее были проведены выборы и провозглашена Республика Корея со столицей в Сеуле. В ответ на это, в августе 1948 г. была провозглашена Корейская Народно-демократическая республика со столицей в Пхеньяне.

Между ними в 1950 53 гг. вспыхнула война за господство на Корейском полуострове. Но поскольку в этот конфликт были втянуты вооруженные силы других государств США, СССР, Китая, то в 1953 г. было заключено соглашение о перемирии в Корее. Состояние перемирия сохраняется и по сей день. Объединение обеих Корей относится скорее к разделу пророчеств, хотя на это очень рассчитывает РК, т.к. при объединении может появиться еще одна региональная сверхдержава с мощными вооруженными силами, сильной экономикой, амбициями.

Вряд ли она будет ориентироваться на одну из держав первого порядка, к тому же к КНР и Японии она испытывает сильную и взаимную исторически обусловленную неприязнь. 5. Австралия и Новая Зеландия. Несмотря на их кажущуюся отстраненность от активного участия в региональных делах, они до сих пор связаны с США, Великобританией соглашениями о безопасности, в экономическом отношении ориентированы на Японию и США. Геополитические интересы России в АТР. Первоначально российские интересы формировались группой политических и военно-стратегических факторов.

К ним можно отнести стремление Российского Дальнего Востока обрести политическую независимость Дальневосточная Республика 1920 22 гг. сдерживание стратегических противников в период холодной войны Китая и Японии, США. Это не могло не сказаться на развитии Дальнего Востока в целом. Особое внимание военному строительству сибирские дивизии считались одними из самых боеспособных, а Тихоокеанский военно-морской флот был одним из самых мощных подразделений вооруженных сил СССР и полное его отсутствие к формированию экономического потенциала региона.

На современном этапе развития, именно слабость инфраструктурного комплекса Дальнего Востока выступает основным сдерживающим фактором в развитии экономических связей между Россией и странами АТР. На некоторых направлениях сложности с транспортировкой не только препятствуют росту товарооборота, но и вызывают снижение объемов товарообмена. Для решения этой проблемы в 1992 г. была разработана Федеральная целевая программа Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996 2005 гг Она предполагает расширение прав и полномочий регионов во внешнеэкономической деятельности, правительственные гарантии отечественным и иностранным инвесторам, стабильное налоговое и таможенное законодательство, приоритетное кредитование государственных и коммерческих программ с участием стран АТР в разных областях.

Отмечено, что нужно использовать интерес иностранных государств АТР к сотрудничеству с РФ в области энергетики, биотехнологии, связи, авиационной промышленности, конверсии оборонных отраслей.

Есть еще 6 федеральных целевых программ, в той или иной мере связанных с развитием отдельных регионов Сибири и Дальнего Востока. На общегосударственном уровне значимость АТР для России может быть определена следующими аспектами. 1. В АТР Россия имеет дело с начальной фазой интеграционных процессов, что создает более благоприятные условия для вхождения в экономику региона. 2. Открываются возможности для облагораживания структуры российского экспорта структурная перестройка промышленности большинства стран региона, модернизация сельского хозяйства, расширение и совершенствование систем связи и транспорта. Все это предопределяет увеличение спроса на машины, оборудование, технологии. 3. Либерализация торговли в АТР создает благоприятные условия для российских экспортеров энергетического оборудования, химических товаров, нефтепродуктов, авиации двойного назначения. 4. За счет АТР можно повысить и эффективность российского импорта качество азиатских товаров соответствует мировым стандартам при зачастую более низких ценах по сравнению с нашим ведущим партнером Западной Европой. 5. Расширение сотрудничества с АТР могло бы способствовать выравниванию уровней социально-экономического развития регионов РФ, а также ослаблению центробежных тенденций в Сибири и на Дальнем Востоке. 6. Появился шанс на практике использовать опыт стран АТР по организации и управлению внешнеэкономическими связями.

Отвлекаясь от декларированной выгоды, стоит обратить внимание на реальные объемы сотрудничества. Российская торговля с АТР составляет ежегодно 18 22 млрд. долл. это около 33 российского товарооборота.

В 1997 г. в число основных торговых партнеров РФ входило 2 страны АТР США 6,2 товарооборота РФ и Китай 3,8 . Из десяти стран, на которые приходится 34 неорганизованного челночного российского импорта, две тоже относятся к АТР КНР и Тайвань.

Основными статьями экспорта в страны региона являются машины и оборудование, транспортные средства, нефть и нефтепродукты, прокат черных металлов, химическая продукция.

В импорте преобладают сельскохозяйственное сырье, продовольственные и промышленные товары чай, кофе, каучук, специи, кожевенное и джутовое сырье и т.д За счет импортных поставок из региона удовлетворяется значительная часть потребностей населения РФ в целом ряде продовольственных товаров чай 70 , кофе 50 , пальмовое масло 100 , в сырье для легкой промышленности кожсырье 70 , джут 100 , ткани 40 , каучук и латекс 100 . Основные поставщики Китай, Индия, Индонезия, Вьетнам, Япония, Республика Корея и др. Поэтому вполне естественным выглядит стремление России участвовать в делах АТР в 1992 г. она вступает в международную неправительственную региональную организацию СТЭС Совет по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству, а в 1994 г. стала членом ТЭС Тихоокеанского экономического совета.

Апофеозом политической интеграции можно считать присоединение России к АТЭС в 1997 г. Очевидно, что при современном западном геополитическом векторе развития РФ, АТР занимает лишь 4 место в списке российских приоритетов, несмотря на весь его огромный потенциал, и для того, чтобы в будущем этот вектор поменял свое направление на восток, РФ прежде всего необходимо решить региональные проблемы Дальний Восток.

Именно они выступают основным тормозом на пути интеграции страны в АТР. 2.2. Индия3.3.2. Индия Индия, как зона геополитических интересов России, начала восприниматься исходя из совокупности действия, в первую очередь, политических факторов.

Это в принципе негативное отношение США к освободительной борьбе народов колоний, холодная война и военно-политическое противостояние СССР и США, индо-пакистанские противоречия по Кашмиру и ухудшение отношений Индии и СССР с Китаем, поддержка Китая и Пакистана США. Процесс политического сближения СССР и Индии послужил хорошей основой для экономического и научно-технического сотрудничества. 1. Встретив негативное отношение Запада к планам индустриализации, Индия еще в 50-х годах обратилась за помощью к СССР, который первым поддержал ее стремление развивать экономику на плановой основе с упором на создание тяжелой индустрии.

В 1956-70 г. г. 50 советских кредитов шло на развитие металлургии, 18 на нефтедобычу, 9 тяжелое машиностроение, 5 горнодобывающую промышленность. В 80-е годы объекты, построенные при содействии СССР, давали около 40 чугуна и стали, 80 металлургического оборудования и более 55 энергетического оборудования, 10 электроэнергии, значительную часть нефтепродуктов, каменного угля, приборов, медицинских препаратов и др. Более того, советские кредиты увязывались с индийскими пятилетними планами.

Это служило гарантией их надежности и эффективности. 2. Одновременно со строительством промышленных объектов, СССР передавал Индии технологии, привлекал к проектным работам индийских специалистов для передачи опыта.

Осуществлялась крупномасштабная подготовка кадров более 120 тыс. индийских специалистов. О масштабах сотрудничества в области науки и техники говорят следующие данные в 80-х годах 68 советских и 48 индийских НИИ работали над 112 совместными проектами в области геологии, геофизики, кибернетики, кристаллографии, нефтехимии, инженерии, альтернативных источников энергии, в области космоса. 3. Сближение Китая с Пакистаном и США стимулировали сотрудничество Индии и СССР в области обороны.

В 70-е годы на долю СССР приходилось 80 индийского импорта вооружений. И хотя в последующие годы эта доля сокращалась, однако до самого распада СССР, он оставался главным поставщиком оружия и военной техники в Индию. Распад Советского Союза и перемены на его бывшей территории и в мире в целом, негативно повлияли на российско-индийские отношения, особенно на их экономическую составляющую. Если в 1991 г. доля СССР в экспорте Индии составляла 16 , а импорте 6 более 10 внешнеторгового оборота, то в 1984 г. 2,9 и 1,1 соответственно менее 2 внешнеторгового оборота.

Это при том, что на долю России в составе СССР приходилось около 80 советско-индийской торговли. Кроме чисто экономических причин такого обвала сотрудничества стоит обратить внимание и на политические. Это прекращение холодной войны, постепенное улучшение отношений с Китаем и падение интереса новых российских политиков к Индии как геополитическому союзнику. А в целом резкая переориентация внешней политики России на страны Западной Европы.

Однако надежды России на Запад не во всем оправдали себя. Россия не нашла там поддержки в деле оздоровления геополитической ситуации у собственных государственных границ. Более того, Запад проявляет настороженное отношение к интеграционным процессам в СНГ. Стремление его не считаться с российскими интересами проявилось достаточно быстро в виде продвижения НАТО на восток. Ослабив свои внешнеполитические позиции в Азии, в том числе и Индии, РФ оказалась наедине с сильным и организованным Западным сообществом.

Неестественность такой ситуации очевидна страна, будучи на 23 азиатской, не может ограничивать себя только западным геополитическим вектором развития. Понимание этого привело к стремлению обеих сторон наладить взаимодействие и перейти от прежней модели отношений СССР и Индия стратегические союзники к новой модели Россия и Индия стратегические партнеры. Отсюда всплеск политической активности подписание Договора о дружбе и сотрудничестве Московской декларации о защите интересов многонациональных государств Декларации о дальнейшем углублении сотрудничества соглашения о военном сотрудничестве пакета документов, включающего соглашения об избежании двойного налогообложения, о сотрудничестве и взаимопонимании в таможенных делах, в вопросах защиты растений, в области физической культуры и спорта учреждение Межправительственной российско-индийской комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству.

Необходимость сотрудничества между Россией и Индией на региональном уровне определяется самим фактом их принадлежности к единому геополитическому пространству.

Оба государства относят к приоритетам собственной внешней политики отношения с соседями. А значит, районы, находящиеся между границами России и Индии, попадают в зону их взаимных интересов и эти интересы не сталкиваются, а совпадают сотрудничество со странами Центральной Азии в противовес активности исламских государств здесь содействие прекращению войны в Афганистане и нормализации обстановки на афгано-таджикской границе с целью сделать более безопасными собственные границы урегулирование индо-пакистанского конфликта в отношении Кашмира политическими средствами борьба с терроризмом и наркобизнесом в регионе добрососедские отношения с Китаем.

Есть благоприятные возможности и для наращивания экономического сотрудничества. Экономики обеих стран взаимно дополняют друг друга. Некоторые составляющие такой кооперации уже определены межправительственными соглашениями, это электроэнергетика, металлургия, электроника, информатика, ядерная физика.

Веским аргументом в пользу сотрудничества служит долг Индии России по ранее предоставленным кредитам, который превышает 10 млрд. долл. Если учесть, что среди всех должников бывшего СССР, Индия была чуть ли не единственной страной, которая исправно платила долги, то станет понятным, что для находящейся в глубоком кризисе российской экономики, эти выплаты представляют существенную поддержку.

Стоит подробнее остановится на сотрудничестве в области обороны, т.к. его эффективность является производной от политического и экономического геополитических факторов. В отличие от предыдущих лет, характерной особенностью нового этапа военного сотрудничества стали не только прямые поставки отечественного вооружения и военной техники или продажа лицензий, но и взаимодействие в области оборонных прикладных исследований, а также совместного производства вооружения и техники для продажи в третьи страны.

Это крайне важно для Индии, ибо, несмотря на быстрый рост экспорта национальной оборонной продукции в стоимостном выражении он к середине 90-х годов составлял всего 50 млн. долл. Для России немаловажно, что в отличие от ряда других, рынок оружия Индии расширяется. 1. Наиболее дорогостоящая продукция на мировом рынке оружия это авиация. Значительная часть экспортных поставок российских истребителей идет в Индию в 1995 г. заключен договор с фирмой МИГ-МАПО о поставках 30 модернизированных истребителей МиГ-29М, 890 млн. долл. составляющих основу индийской ПВО в 1996 г. заключен договор о поставках в Индию 40 многоцелевых тактических истребителей Су-30МКИ 1,8 млрд. долл. соглашение о модернизации 125 самолетов МиГ-21 бис, ранее поступивших на вооружение индийских ВВС, что позволит продлить срок их службы еще на 15 лет создание совместного предприятия ХАЛ-МИГ-МАПО для обслуживания истребителей МИГ 2127 в масштабах всей Азии соглашение о поставках 66 учебно-тренировочных самолетов МИГ-АТ. Основой индийской транспортной авиации и авиационной техники двойного назначения по-прежнему остаются машины российского советского производства.

Это 120 легких военно-транспортных самолетов Ан-32, Ан-24, ИЛ-76. Не менее внушителен и парк транспортно-десантных вертолетов 80 отечественных Ми-17, 50 Ми-8, 10 Ми-26. При участии России разрабатывается и легкий 14-местный военно-транспортный самолет LТА. Рынок для российского ВПК обширен. 2. Что касается сухопутных вооружений, то стоит отметить, что Индия осуществляет широкую программу переоснащения их оружием национального производства, однако по многим видам техники она зависима от российского производителя российские зенитные ракетные комплексы Оса-АКМ, Печора, Квадрат глобальные зенитные ракетно-артиллерийские комплексы Тунгуска противотанковые ракетные комплексы Малютка, Фагот, Конкурс артиллерийские орудия самоходные пушки с увеличенной дальностью стрельбы, самоходные гаубицы Мста-С реактивные системы залпового огня БМ-21 Град, БМ-24 Ураган, Смерч танки Т-55, Т-72 М бронетранспортеры. 3. Оборонительная доктрина Индии предусматривает существенное увеличение ее военного присутствия в Аравийском море. Освоение мирового театра военных действий требует переоснащения военного флота.

Российские специалисты активно в этом участвуют.

Большое значение при этом придается их оснащению не имеющими аналогов в мире отечественными системами оружия, такими как ПКР Москит, зенитными комплексами и т.д. Российские ноу-хау применяются при создании эскадронных миноносцев УРО Дели, фрегатов УРО Годавари и более мелких кораблей и катеров. Общая стоимость поставленного при этом из РФ в Индию пакета высоких технологий оценивается в 100 млн. долл. И все это на фоне уже созданного военно-морского флота Индии, укомплектованного, в основном, техникой российского производства противолодочные корабли, ракетная подводная лодка с ядерной силовой установкой, дизель-электрические подводные лодки.

На долю иностранной военной техники приходится большая часть боевых самолетов индийских вооруженных сил, до 50 танков ПМП и РК, 60 артиллерийских систем, до 90 боевых кораблей основных классов.

Это не вполне устраивает индийскую сторону, но с учетом взаимодополняемости национальных хозяйств двух стран, создает хорошие предпосылки для военно-технического и экономического сотрудничества, сохранения рабочих мест и повышения темпов технологического развития российской и индийской экономик.

В целом же следует отметить, что Индия не может не быть одним из приоритетов внешней политики России.

Отказавшись от него, мы тем самым лишаемся последнего союзника в Азии и одного из немногих в зоне Rimland, с вытекающими из этого последствиями опасные южные границы min, ослабление континентальных сил max. 2.3. Пакистан3.3.3. Пакистан Индия и Пакистан играют ведущую роль в южноазиатской системе государств.

В то же время их геополитические устремления противоположны. Для Индии главным направлением геополитического тяготения представляется восток страны участницы АТЭС. Пакистан тесно связан с государствами Западной Азии. В последнем десятилетии текущего века произошло резкое падение товарооборота между Россией и Пакистаном. Если в начале 90-х гг. он превышал 300 млн. долл то в 1997 г. составил только 33 млн. долл. Старая структура торгово-экономических и научно-технических связей России с Пакистаном в области нефтегазового комплекса, энергетики и металлургии, основанная на системе долгосрочного государственного кредитования, перестала существовать.

Однако продолжается содействие российской стороны в обеспечении запасными частями и технической экспертизой, построенных еще при помощи СССР промышленных предприятий и намечается более активное участие в строительстве новых объектов. Так, в августе 1997 г. в г. Лахоре зарегистрирована пакистанская компания Алтерн энерджи лтд держателем акций и соучредителем которой выступает российское предприятие Русский дизель.

Целью создания компании является строительство и последующая эксплуатация электростанции на базе четырех дизель генераторов, произведенных российским соучредителем. В конце 90-х гг. руководство Пакистана проявляет интерес к сотрудничеству с Россией в области высоких технологий. В этом направлении уже достигнуты определенные практические результаты. В частности, между Российским космическим агентством и соответствующей пакистанской организацией СУПАРКО подписан контракт на сумму в 1 млн. долл. о запуске пакистанского спутника Бадр-2 российской ракетой-носителем. 2.4. Ближний и Средний Восток3.3.4. Ближний и Средний Восток В литературе часто используются термины Ближний Восток и Средний Восток.

К этим территориям относят государства Египет, Судан, Израиль, Иордания, Сирия, Ливан, Турция, Ирак, Саудовская Аравия, Йемен, Кувейт, Катар, ОАЭ, Бахрейн, Кипр и Иран, Афганистан. Приоритетность европейского направления в политике России отвлекает ее внимание от рассматриваемого региона.

Однако и для России и для Европы он выступает пограничной территорией, а значит изначальная его конфликтность заставляет рассматривать Ближний Восток как сферу геополитических интересов и России и евро-атлантической цивилизации. Прежде чем говорить о геополитических интересах в данном регионе, необходимо выделить факторы, определяющие его развитие. 1. Ближний Восток имеет традиционную значимость для своих внешних партнеров, исходя из экономической важности.

Он остается крупнейшим источником получения энергоресурсов и капиталов для мировой экономики, а также рынком сбыта промышленной и сельскохозяйственной продукции, рынком вооружений. Нынешняя 40 доля региона в мировом экспорте нефти повышается. В зарубежных банках находится, а значит, работает на внерегиональное хозяйство около 180 млрд. долл имеющих ближневосточное происхождение. Потенциальные рынки вооружений в регионе оцениваются в 60 80 млрд. долл которые пока до 70 контролируются США. 2. Процесс арабо-израильского урегулирования.

В качестве исторической справки напоминаем, что Израиль не имеет официально установленных и признанных границ. Это связано с активной экспансией государства на арабские территории 1948 49 гг. захват Палестины 1956 г. агрессия против Египта с участием Франции и Великобритании 1967 г. агрессия против Египта, Сирии, Иордании 1973 г. военные действия против Египта и Сирии 1982 г. агрессия против Ливана.

Стремление мирового сообщества остановить этот процесс и вернуть арабам, захваченные Израилем территории, привело к созданию декларированному в 1988 г. Государства Палестины, признанного 93 странами членами ООН. Особую роль в урегулировании этого конфликта играют многосторонние переговоры, которые изначально были задуманы как дополняющие двусторонние, а затем превратились в самостоятельный механизм взаимодействия арабов с поддержкой России и израильтян с поддержкой США. Такое взаимодействие принесло определенные плоды в 1996 г. Палестине были предоставлены права культурной автономии. 3. Большие опасения вызывает возможность дестабилизирующего воздействия ближневосточной ситуации на другие сопредельные территории с большим трудом налаживается урегулирование в Западной Сахаре.

Ирак и Ливия живут в режиме международных санкций, в Алжире продолжается гражданский конфликт. 4. Тревогу вызывает исламский фактор, который представляет собой радикализацию оппозиционных в основном движений, политически эксплуатирующих религиозные настроения, хотя и возникающих на базе политического и социокультурного дискомфорта населения. Настораживают демографические прогнозы к 2025 г. численность населения на территории государств исламского полумесяца от Касабланки до Стамбула возрастет с 200 до 300 млн. человек.

Изменится ли к тому времени соотношение в доходах между арабами и евразийцами, которое сейчас составляет 115 Более того, ныне в Европе насчитывается 10 13 млн. иммигрантов из исламских стран.

Их наиболее многочисленные общины находятся во Франции 5 млн ФРГ 2 млн Великобритании 1 млн Нидерландах 750 тыс Хотя, в Европе причины радикализации настроений у иммигрантов мусульман не религиозные это трудности адаптации к иной культурной среде, социальная и материальная неустроенность. 5. Государства региона располагают значительными средствами, которые, однако, предпочитают держать либо за его пределами, либо сохранять во внутренних накоплениях, не пуская их в дело на региональном уровне финансовые ресурсы всех арабских стран оцениваются в 2 трлн. долл Современная стратегия Запада в отношении Ближнего Востока направлена на формирование зоны безопасности, как через активное воздействие на происходящие там процессы арабо-израильское урегулирование, так и через создание многосторонних региональных структур, при своем участии в них. Постепенно формируется система таких структур экономические системы стран Ближнего и Среднего Востока разработка проектов по вопросам создания военной региональной дорожной сети, в области туризма, промышленности приоритет отдается проектам, которые предоставляют возможность для прямых инвестиций, помогают региональному развитию и обеспечивают инфраструктуру, необходимую для частного сектора учреждение Средиземноморского форума 11 государств, как механизма неформальных дискуссий по вопросам региональной ситуации и развития сотрудничества конференции ЕС Средиземноморье стремление Совета НАТО установить прямой диалог со средиземноморскими странами, не являющимися членами блока с целью содействия безопасности и стабильности в регионе.

Таким образом, перестав быть сферой идеологического, блокового противостояния, Ближний Восток активно включается Западом в свою систему взаимодействия, где основными институтами выступают НАТО и ЕС. Геополитические интересы России в регионе. В отличие от евро-атлантической цивилизации, РФ, имея интересы на Ближнем Востоке, не имеет и не разрабатывает механизмов их реализации.

Она продолжает пользоваться историческим капиталом политических отношений с подавляющим большинством правительств и народов региона. 1. Американо-советская конфронтация, а Ближний Восток был одним из главных ее ареалов, ставила регион для СССР в число приоритетных.

К тому же, встречаются утверждения, что активное присутствие СССР на Ближнем Востоке диктовалось интересами этой конфронтации, стимулировалось арабо-израильским конфликтом и потребностями арабских стран в мощном внешнем союзнике источнике вооружений в противовес американской поддержке Израиля.

Прекращение американо-советского противостояния привело к естественному сокращению связей России с Ближним Востоком, включая экономические. Действительно, спад особенно заметен в торговле оружием в 1988 г. СССР поставил в рассматриваемый регион оружия более чем на 14,5 млрд. долл. США 12,2 млрд. долл. в 1992 г. Россия чуть больше 2 млрд. долл. США около 8 млрд. долл 2. Для региона представляет интерес российский рынок врачей и система высшего образования. 3. Россию и страны региона соединяют давние и развитые связи конфессионального характера, в том числе паломничество в Святую Землю, начавшееся еще с ХII века. Ныне на этом поприще после долгого перерыва вновь активно действует Императорское православное палестинское общество, которое начало организовывать совместные поездки православных и мусульман в Палестину. 4. Россия страна поликонфессиональная, численность мусульман в ней около 20 млн. Если уже в Западной Европе учитывают интересы своих мусульман, то, что говорить о России Там мусульмане иммигранты, в России-коренное население.

Таким образом, исламский фактор для России обстоятельство внутриполитическое.

Наряду с тем, что оно оказывает сильное воздействие на отношение России с Ближним Востоком, его, видимо, следует относить и к разряду факторов национальной безопасности. 5. Есть резервы экономического сотрудничества.

Благоприятные условия для дальнейшего развития двусторонних отношений сложились с Турцией.

Рост экономики последней среднегодовые темпы прироста ВВП составляют 6 7 вызывает потребность в 20 30 млн. т нефти и 9 млрд. м3 газа. Из России поступает примерно 6 млрд. м3 газа. В связи с политикой США и Западной Европы по сдерживанию развития атомной энергетики в Иране, Ираке и ряде других стран региона у России имеются возможности для сотрудничества с этими странами в строительстве АЭС, поставках оборудования для них и подготовке местных кадров для их эксплуатации.

То же самое касается и крупных ТЭС. Сотрудничество в этой сфере способствует развязке проблемы долгов этих стран России, которые составляют около 30 млрд. долл в том числе Сирия 9,7 млрд. долл Афганистан 7,1 Йемен 4,9 Ирак 4,7 млрд. долл а также переходу экономического сотрудничества от простейших внешнеторговых форм к более сложным техническому содействию, совместной реализации проектов по новым технологиям, кооперации и др. Перспективными формами сотрудничества могут стать внедрение новейших технологий по опреснению морской воды, в которых так нуждаются арабские страны Персидского залива.

Имеются неплохие возможности в деле поставок новейшей военной техники и подготовке военных специалистов для ее использования в регионе. Важность региона для РФ предполагает проведение активной политики в отношении как стран этого региона, так и находящихся за его пределами российских партнеров по ближневосточным делам.

Поэтому она активно участвует в структурах системы безопасности и сотрудничества, формирующихся в регионе наряду с США, а также в рамках Черноморского экономического сотрудничества ЧЭС, ОБСЕ, СБ ООН, в том числе в рамках миротворческих миссий. Прекращение противостояния СССР и США, с которым во многом прежде была связана приоритетность ближневосточного направления в советской внешней политике, не ослабила важность этого региона для России. В новой геополитической ситуации для России Ближний Восток оказывается даже значимее, нежели в эпоху холодной войны.

Быстро набирающие силы, такие страны Ближнего и Среднего Востока как Турция и Иран, проводят самостоятельную внешнюю политику, активно вторгаются в сферу геополитических интересов РФ Закавказье, Среднюю Азию, что усугубляет проблемы страны.