Ст 855 гк рф очередность платежей изменения. Очередность списания средств со счета: основные правила, распространенные ситуации

  • 07.03.2024

В случае нехватки финансов на клиентском счете, а также при приостановке операций возникает очередность (последовательность) списания средств. Рассмотрим подробнее особенности указанных параметров.

Что представляет собой очередность списания средств

Опираясь на закон, в первую очередь на п.1 ст.855 ГК РФ, если финансы присутствуют в объеме, достаточном для полной оплаты предоставленных документов, очередность платежей с расчетного счета не актуальна. Важно понимать, что в любом входящем банковском документе поле 21 (цифровой показатель очередности) не должно пустовать и его следует заполнять в любой ситуации.

При нехватке финансов для реализации оплат, относительно которых существуют распоряжения на перевод средств и оплату, возникает законодательно сформированная очередность. Но если платежные документы поступают в банк одномоментно, имеет место приоритетность перевода финансов со счета. При этом никакого значения не имеет вид документа.

Основываясь на п.2 ст.855 ГК, календарная дата очередности поступления документов является определяющей последовательность.

Очередность платежей, порядок их проведения

Согласно ст.855 ГК РФ, существует две очередности списания финансовых средств со счета, имеющих свои правила осуществления:

  • Календарная очередность платежей в банке - актуальна при достаточном объеме денег на клиентском счете, способного покрыть имеющиеся расходы по исходящим оплатам, осуществляющимся по счету (клиентские оплаты, банковская комиссия);
  • Законодательно зафиксированная очередность - применяется определенная последовательность перечислений при нехватке финансов для оформления поступивших оплат, удовлетворяющих требования ведения счета.

Вне зависимости от последовательности проведения платежей, поле с реквизитом 21 обязательно должно быть заполнено.

Законодательно установленная очередность платежей

Как рассматривалось ранее, при нехватке финансов у клиента, очередность списания денежных средств со счета клиента устанавливается законодательно. Рассмотрим детально каждый из пунктов.

  1. Очередь №1. Отдана для распределения финансовых средств по исполнительным требованиям для выдачи или перевода финансов на компенсацию ущерба, доставленного здоровью или жизни, истребование алиментов;

К примеру, при недостатке финансов на счете клиента исполнительные условия, полученные на основании судебного решения, должны обрабатываться первоочередным способом.

  1. Очередь №2. Актуальна для перечислений по исполнительной документации для выдачи или переводов финансов по расчетам оплаты труда лиц, сотрудничающих на основании трудового соглашения, выходных пособий, вознаграждений за интеллектуальный труд;
  2. Очередь №3. Предусматривается для платежей по перечислению или выдаче финансовых средств работникам, сотрудничающим на контрактной основе, оплаты бюджетных налогов и сборов, долговых обязательств по налогам, списания страховых взносов;

На практике с рассмотренными выше видами оплат возникают трудности. В случае появления разногласий рекомендовано руководствоваться положениями Верховного Суда. Так, последовательность перечислений налогов в бюджет зависит от того, в каком порядке они взимаются: принудительным (на основании решения налоговых органов) присваивается третья очередность, добровольным (по платежкам, составленным налогоплательщиком) - пятая.

  1. Очередь №4. Предназначена для оплаты документов, предполагающих исполнение иных финансовых требований;
  2. Очередь №5. Необходима для проведения финансовых операций по иным платежным документам, исполняется в порядке календарной последовательности. Но вот разница между двумя последними очередностями заключается в том, что четвертая указывается только в исполнительных документах, а пятая - во всех остальных.

Когда документы, предназначенные для осуществления платежа, относящиеся к одной очереди, поступают в банк, их исполнение происходит строго в календарной последовательности с момента начала поступления.

Если на клиентском счете недостаточно финансов для проведения поступивших платежек, ему предоставляется ограниченная возможность регулирования оплаты поступивших в течение одного дня распоряжений, оказавшихся в одной очереди.

Поле 21 (очередность платежа) в поручении на проведение оплаты со счета должно быть заполнено обязательно, несмотря на:

  • Присутствие средств на клиентском счете, требуемое для осуществления всех платежей;
  • Осуществление проводок пятой очереди;
  • Прохождение платежа в момент нехватки финансов.

Важно! С 2013 года 345-Фз были внесены изменения в ст.855 ГК РФ, согласно которой сократилась очередь платежей с 6 до 5.

Арест счета: очередность списания средств

В целях обеспечения исполнительного производства, в полномочиях судебных приставов - наложение ареста на клиентский счет. Вынужденная ситуация запрещает владельцу счета распоряжаться имуществом до момента полного исполнения обязательств, он не сможет самостоятельно оплатить приоритетные счета. В таком случае очередность списания средств выглядит следующим образом:

  1. Начисление зарплаты сотрудникам. Для ее реализации потребуется образование комиссии по трудовым спорам. Платежному документу в данном случае присваивается вторая очередность;
  2. Оплата налогов. Невозможна в приоритетном порядке в случае временного прекращения осуществления операций по счету. Реализуется лишь по инициативе налоговиков. Документу в этом случае присваивается третья очередность.

Важно! Приостановление операций по счету выше очередности 3 предполагает невозможность реализации оплат только по четвертой и пятой очередям.

Особенности списания средств в зависимости от ситуации

Недостаточность средств для оплаты и проведения платежей на расчетном счете - ситуация достаточно распространенная. Она может иметь несколько причин:

  • Временная нехватка финансов на счете у клиента - при указанной ситуации календарная очередность и номер последовательности поступления документов в оплату будут определять последовательность списания финансов;
  • Приостановка операций, осуществляемых на счетах должника налоговыми службами - связана с несвоевременной оплатой налогов и сборов в бюджет, а также прочими санкциями. Решение относительно приостановки операций содержит сведения о причине и сумме полной задолженности, в пределах которой владелец счета будет ограничен при использовании средств на счете. Указанное ограничение уменьшает объем финансовых средств, доступный для расходования должником, что в конечном итоге является причиной недостаточности общей суммы денег.

У ограничения по клиентским счетам имеются особенности:

  1. Действует лишь в пределах суммы выставленного ограничения;
  2. Не имеет отношения к бюджетным платежам.

Заключение

В случае нехватки средств на клиентском счете в момент их списания, а также в ситуациях наложения арестов со стороны налоговиков, приобретает значение очередность платежа. В статье рассмотрены варианты очередности проведения платежей в случае возникновения различных ситуаций.

Федеральный закон от 02.12.2013 N 345-ФЗ "О внесении изменения в статью 855 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" (вступил в силу 14 декабря 2013 г.)

Гражданский кодекс РФ дополнен положениями о том, что денежные средства для погашения задолженности по налоговым платежам и для расчетов по оплате труда списываются со счета в рамках одной очереди

Федеральным законом от 02.12.2013 N 345-ФЗ внесено изменение в установленную в п. 2 ст. 855 ГК РФ очередность списания денежных средств со счета должника, если их недостаточно для удовлетворения всех предъявляемых требований. Теперь Гражданский кодекс РФ дополнен нормой о том, что для удовлетворения требований как публично-правового, так и частноправового характера денежные средства списываются с банковского счета в рамках третьей очереди.

Таким образом, с 14 декабря 2013 г. в составе третьей очереди по п. 2 ст. 855 ГК РФ удовлетворяются требования:
- по платежным документам о перечислении или выдаче денежных средств для расчетов с лицами, работающими по трудовому договору (контракту);
- по поручениям налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты РФ;
- по поручениям органов контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление данных сумм в бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Кроме того, Законом предусмотрены четвертая и пятая очереди списания денежных средств. В составе четвертой очереди теперь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение денежных требований, не вошедших в первую, вторую и третью очереди, в составе пятой - списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

Ранее законодатель относил к третьей очереди списание сумм заработной платы лиц, работающих по трудовому договору, и отчисления в некоторые внебюджетные фонды: ПФР, ФСС, ФОМС (абз. 4 п. 2 ст. 855 ГК РФ). Платежи в бюджет (задолженность по налоговым платежам) и во внебюджетные фонды, не отнесенные к третьей очереди, осуществлялись в рамках четвертой очереди.

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 23.12.1997 N 21-П порядок, в соответствии с которым списание зарплаты и отчислений в ПФР, ФСС, ФОМС имеет преимущество в очередности по отношению к недоимкам по налоговым платежам, был признан неконституционным. Частью 3 ст. 79 ФКЗ от 21.07.1994 N 1-ФКЗ предусмотрено, что положения, признанные не соответствующими Конституции РФ, утрачивают силу.

Для устранения образовавшегося пробела был разработан учитывающий правовую позицию Конституционного Суда РФ механизм, регулирующий очередность списания денежных средств со счета в случае их недостаточности для покрытия всех требований. Положение об указанной очередности содержалось в Федеральном законе от 26.03.1998 N 42-ФЗ "О федеральном бюджете на 1998 год" и в течение 16 лет переходило из одного федерального закона о бюджете в другой.

Согласно данному положению до внесения поправок в Гражданский кодекс РФ списание заработной платы работников по трудовым договорам и задолженностей по налоговым платежам должны сводиться в единую третью очередь, в пределах которой отчисления осуществляются в порядке очередности поступления расчетных документов. Это положение закреплено в измененной редакции Гражданского кодекса РФ, которая вступила в силу 14 декабря 2013 г.

Необходимо отметить, что законодательством предусмотрен порядок, в соответствии с которым при ликвидации организации выплаты заработной платы по трудовым договорам имеют приоритет перед налоговыми платежами (ст. 64 ГК РФ).

С более подробным комментарием Закона можно будет ознакомиться в материале "Документ недели от 17 декабря 2013 г.".

"Документ недели от 17 декабря 2013 г.":
ИЗМЕНЕН ПОРЯДОК ОЧЕРЕДНОСТИ СПИСАНИЯ С БАНКОВСКОГОСЧЕТА ПРИ НЕДОСТАТОЧНОСТИ НА НЕМ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ(ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 02.12.2013 N 345-ФЗ)

В соответствии с Федеральным законом от 02.12.2013 N 345-ФЗ "О внесении изменения в статью 855 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 345-ФЗ) при недостаточности денежных средств на банковском счете платежи по требованиям бюджета и внебюджетных фондов будут списываться в третью очередь, так же как и денежные средства для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), и для уплаты страховых взносов.

В указанной ситуации все требования бюджета и внебюджетных фондов будут удовлетворяться в рамках третьей очереди платежей, а не третьей и четвертой очередей, как это предусматривалось ранее.

Очередность списания денежных средств со счета в случае их недостаточности для удовлетворения требований приведена в соответствие с постановлением Конституционного Суда РФ

В Законе N 345-ФЗ установлено, что в случае недостаточности денежных средств на банковском счете в третью очередь списываются денежные средства по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), поручениям налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты российской бюджетной системы, а также поручениям органов контроля за уплат! ой страховых взносов на списание и перечисление сумм страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов (новая редакция абз. 4 п. 2 ст. 855 ГК РФ).

Согласно Закону N 345-ФЗ в четвертую очередь будет происходить списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований.

Напомним, что ранее в третью очередь производилось списание по платежным документам о перечислении или выдаче денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по поручениям на списание средств в ПФР, ФСС РФ и ФОМС. В четвертую очередь производилось списание по платежным документам, предусматривающим те платежи в бюджет и внебюджетные фонды, которые не предусмотрены в третьей очереди.

Данные нормы отличались некоторой неопределенностью, поскольку вопрос о разграничении очередности платежей в бюджет и внебюджетные фонды мог быть разрешен различными способами в зависимости от того, возможно ли внести в третью очередь только не уплаченные в устан! овленные законом сроки суммы налогов и платежей бесспорного характера (недоимки) по поручениям налоговых органов или могут быть уплачены также добровольные платежи по требованиям бюджета и внебюджетных фондов (в порядке календарной очередности).

Необходимость внесения изменений в нормы об очередности списания денежных средств с банковского счета в случае недостаточности средств возникла давно. Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 23.12.1997 N 21-П эти положения (абз. 4 п. 2 ст. 855 ГК РФ в прежней редакции) признаны не соответствующими Конституции РФ, поскольку по смыслу абз. 5 п. 2 ст. 855 ГК РФ (в прежней редакции) исключалась возможность в приоритетном порядке произвести добровольные перечисления по налогам, срок уплат! ы которых еще не истек.

В соответствии с указанной позицией Конституционного Суда РФ в ежегодные законы о федеральном бюджете вносилась оговорка о том, что при недостатке на банковском счете плательщика денежных средств платежи в бюджет и внебюджетные фонды подлежат списанию в третью очередь (см., к примеру, ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 03.12.2012 N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов").

В судебной практике также не было сложностей п! ри применении правовых норм об очередности списаний денежных средств с банковского счета плательщика в ситуации, предусмотренной в абз. 1 п. 2 ст. 855 ГК РФ.
Судебная практика о применении норм права об очередности списания денежных средств с банковского счета:
- Постановление ФАС Северо-Западного округа от 06.09.2012 по делу N А52-4197/2011;
- Постановление ФАС Поволжского округа от 03.02.2011 по делу N А55-11156/2010;
- Постановление ФАС Московского округа от 28.09.2010 N КА-А40/10420-10 по делу N А40-134038/09-112-1021.

Фактически в соответствии с Законом N 345-ФЗ ежегодная "поправка" в п. 2 ст. 855 ГК РФ, содержащаяся в законах о федеральном бюджете, внесена непосредственно в названную норму Кодекса.

1. При наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность), если иное не предусмотрено законом.

2. При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется в следующей очередности:

в первую очередь по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

во вторую очередь по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими или работавшими по трудовому договору (контракту), по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

в третью очередь по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), поручениям налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также поручениям органов контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление сумм страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов;

в четвертую очередь по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;

в пятую очередь по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.

Комментарий к Ст. 855 ГК РФ

1. Очередность платежей — определенная законодательством последовательность списания средств с банковских счетов по нескольким расчетным документам, срок оплаты которых уже наступил. Комментируемая статья устанавливает два правила определения очередности платежей со счетов, принадлежащих как клиентам, так и кредитным организациям.

Первое правило относится к тем случаям, когда остаток на счете позволяет полностью рассчитаться по всем предъявленным требованиям. В этой ситуации предъявленные к счету документы должны оплачиваться в порядке календарной очередности платежей, т.е. в порядке их поступления в банк плательщика (наступления сроков платежа — при акцептной форме расчетов или в случае, если срок платежа определен самим расчетным документом). Исключения из этого правила могут быть предусмотрены законом, который пока отсутствует.

Такое же правило (календарная очередность платежей) установлена для списания средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди (см. абз. 7 п. 2 комментируемой статьи).

2. Второе правило применяется при недостаточности средств на счете плательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований. На этот случай п. 2 комментируемой статьи устанавливает шесть групп очередности платежей. Для его корректного применения требуется учитывать судебную практику и последующее законодательство.

Первая и вторая очереди платежей определяются абз. 2 и 3 п. 2 комментируемой статьи.

Абзац 4 (третья очередность платежей) признан не соответствующим Конституции РФ (ч. 1 ст. 19) Постановлением КС РФ от 23 декабря 1997 г. N 21-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации и части шестой статьи 15 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» в связи с запросом Президиума Верховного Суда Российской Федерации» . В соответствии с ч. 3 ст. 79 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Следует помнить, что Конституционный Суд исходил из необходимости производить платежи в бюджет и выплату заработной платы одновременно.

———————————
Собрание законодательства РФ. 1997. N 52. Ст. 5930.

Учитывая, что законодатель до сих пор не внес в ГК РФ изменений, соответствующих указанной выше позиции Конституционного Суда РФ, отсутствие третьей очереди ежегодно восполняется в федеральном законе о федеральном бюджете. На 2010 — 2012 гг. такая норма установлена ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 2 декабря 2009 г. N 308-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» (далее — Закон от 2 декабря 2009 г. N 308-ФЗ). При недостаточности денежных средств на счете налогоплательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств по расчетным документам, предусматривающим платежи в бюджеты бюджетной системы РФ, а также перечисление или выдача денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, производятся в порядке календарной очередности поступления указанных документов после перечисления платежей, осуществляемых в соответствии с указанной статьей ГК РФ в первую и во вторую очередь.

Из указанной нормы следует, что налоговые и неналоговые платежи в бюджет, а также перечисления на заработную плату относятся к одной очереди и должны перечисляться в порядке календарной очередности поступления соответствующих документов. Платежи в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования также следует считать платежами в бюджет согласно ст. ст. 10 и 144 БК РФ, а также указанию о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденному Приказом Минфина России от 30 декабря 2009 г. N 150н.

Следовательно, налоговые и неналоговые платежи в бюджет, платежи в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, а также перечисления на заработную плату должны списываться со счета клиента банка в порядке календарной очередности поступления соответствующих документов после платежей, отнесенных комментируемой статьей к платежам первой и второй очереди.

Вопрос о наличии или отсутствии четвертой очереди является спорным. Практикующие юристы нередко дают на него противоречивые ответы. Такое положение, в свою очередь, является основной причиной отсутствия единообразной позиции по другому вопросу — об общем количестве групп очередности платежей: в одном случае их получается пять, в другом — шесть.

Представляется, что четвертая очередь, безусловно, сохраняется, хотя в несколько «усеченном» виде. Учитывая редакцию ст. 5 Закона от 2 декабря 2009 г. N 308-ФЗ, необходимо сделать вывод, что платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды «переведены» в третью очередь. Однако редакция абз. 5 п. 2 комментируемой статьи позволяет сделать вывод, что в результате указанного выше «вычитания» из четвертой очереди в виде ее остатка выявляется группа платежей, которые не попадают в третью очередь — платежи в негосударственные внебюджетные фонды. Таким образом, указанные платежи составляют теперь четвертую очередь.

Пятая и шестая очереди определяются п. 2 комментируемой статьи без изменений.

Дальнейший комментарий будет излагаться с учетом приведенной выше уточненной порядковой нумерации групп очередности платежей.

3. Смысловое содержание термина «оплата труда» для целей выявления перечня платежей, которые надлежит совершать во вторую очередь, следует определять следующим образом. Для этого необходимо использовать различные источники права, главным образом трудового или налогового, а также судебные акты. Однако указанные акты, во-первых, содержат разные перечни таких выплат; во-вторых, как правило, имеют узкоприкладной характер и предназначены для решения конкретных проблем (расчет среднего заработка, исчисление единого социального налога и т.п.); в-третьих, содержат открытый перечень платежей. Кроме того, перечни выплат, которые включаются в систему оплаты труда, различаются у каждого работодателя (см., например, подп. «о» п. 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. N 922).

Все изложенное позволяет сделать вывод о том, что для целей толкования абз. 3 п. 2 комментируемой статьи необоснованно использование актов трудового или налогового права, посвященных конкретным проблемам правового регулирования. Используя термин «оплата труда» в абз. 3 п. 2 комментируемой статьи, законодатель имел в виду создание льготной очереди для всех выплат, производимых работодателем в пользу работника за работу по трудовому договору, в том числе по контракту. Представляется, что слова «по трудовому договору, в том числе по контракту» являются важными для толкования нормы абз. 3 п. 2 комментируемой статьи. Во-первых, указанные слова позволяют исключить иные выплаты, производимые юридическим лицом не в связи с трудовыми отношениями; во-вторых, они имеют консолидирующее значение, т.е. указывают на все выплаты, которые могут быть произведены по трудовому договору, включая компенсацию за неиспользуемый отпуск как в связи с увольнением, так и без увольнения работника. Таким образом, термин «оплата труда» употреблен в абз. 3 п. 2 комментируемой статьи в широком значении.

4. Понятие платежей в бюджетную систему РФ, подлежащих перечислению в третью очередь, не исчерпывается указанными выше налоговыми и неналоговыми платежами, а также платежами в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Под платежами в бюджетную систему следует понимать любые платежи на счет получателя средств, являющийся бюджетным счетом. В связи с этим платеж, направленный в бюджетную систему РФ, определяется по реквизиту расчетного документа «Счет получателя» или по аналогичной информации, содержащейся в документе (например, в постановлении судебного пристава-исполнителя), представленном в банк. Если в этих документах указан соответствующий бюджетный счет, то платеж должен списываться со счета плательщика в третью очередь. В связи с этим в состав платежей в бюджетную систему может попасть, например, сумма арендной платы, подлежащая зачислению на счет получателя средств федерального бюджета, открытый в учетном регистре Федерального казначейства. В этом примере последним банковским счетом, на который необходимо зачислить переводимую сумму, будет счет федерального бюджета. Данное обстоятельство позволяет списать эту сумму со счета плательщика в третью очередь.

На практике возникло несколько частных проблем при выяснении состава группы платежей в бюджетную систему РФ.

Во-первых, на практике существует проблема определения очередности списания со счета плательщика суммы исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя. Она связана со следующими обстоятельствами. В Законе об исполнительном производстве отсутствует подробно урегулированный механизм взыскания и перечисления исполнительского сбора. Известно, что исполнительский сбор подлежит зачислению в федеральный бюджет (ч. 1 ст. 112 Закона об исполнительном производстве). Однако вначале он должен быть перечислен на депозитный счет службы судебных приставов вместе с иными платежами в погашение суммы долга. Вся поступившая сумма подлежит распределению в порядке, установленном ч. 3 ст. 110 Закона об исполнительном производстве. Причем с депозитного счета службы судебных приставов исполнительский сбор перечисляется в федеральный бюджет только в третью очередь. Соответственно, допустима ситуация, когда средства, списанные со счета должника как исполнительский сбор, фактически будут использованы на удовлетворение требований взыскателя. Отсюда следует, что постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, скорее всего, будет предписывать банку перечислить сумму исполнительского сбора, списанного со счета должника, не в бюджет, а на счет службы судебных приставов, открытый в обычной кредитной организации.

На основании изложенного представляется, что такой платеж должен быть совершен в пятую очередь. При этом банк не должен вносить каких-либо исправлений в документы, представленные судебным приставом-исполнителем. Достаточно исполнить платеж в установленной законом очередности.

Во-вторых, на практике были выявлены различия в определении очередности списания со счета налогоплательщика сумм по требованиям налоговой инспекции в зависимости от избранного ею порядка исполнения такого решения. В тех случаях, когда решение налогового органа исполняется путем направления в банк соответствующего поручения налогового органа (п. 4 ст. 46 НК), суммы, списанные со счета налогоплательщика, перечисляются непосредственно в бюджетную систему РФ и списываются со счета налогоплательщика в третью очередь.

В случае, когда это же решение налогового органа исполняется через судебного пристава-исполнителя, списываемая сумма вначале перечисляется на счет службы судебных приставов, а затем на счет бюджета соответствующего уровня. Проблема определения очередности списания средств со счета налогоплательщика в данном случае является спорной и решается на практике по-разному.

Согласно неформальному подходу необходимо принять во внимание, что списанная на основании постановления судебного пристава-исполнителя сумма в конечном счете подлежит перечислению в бюджетную систему РФ. Поэтому можно сделать вывод о том, что взыскиваемые платежи являются платежами в бюджетную систему РФ, несмотря на то, что их перечисление осуществляется не напрямую в бюджет, а через подразделение службы судебных приставов. Если согласиться с этой точкой зрения, то необходимо последовательно применять аналогичный подход и в других сходных случаях взыскания платежей в бюджетную систему РФ через службу судебных приставов. Например, в рассмотренной выше ситуации взыскание арендной платы в пользу взыскателя-организации, финансируемой из бюджета соответствующего уровня, также фактически осуществляется в бюджетную систему РФ, если счет взыскателя открыт в Федеральном казначействе. В этом случае сумма арендной платы должна быть зачислена на счет федерального бюджета. Однако при взыскании указанных сумм арендной платы через судебного пристава-исполнителя данное обстоятельство трудно установить.

Представляется, что для корректного применения закона следует использовать формальный критерий — вид счета, на который подлежат зачислению взыскиваемые суммы. Если в расчетном или исполнительном документе в качестве счета получателя платежа указан счет бюджета соответствующего уровня, следует применять законодательство о взыскании платежей в бюджетную систему РФ. Счет службы судебных приставов не относится к категории счетов, на которых учитываются средства бюджетной системы РФ. Поэтому при взыскании недоимки и сумм штрафных санкций через службу судебных приставов представляется, что платежи должны быть списаны со счета должника в пятую очередь.

5. Предложенный формальный подход позволит решить следующую проблему, возникшую на практике. Судебный пристав-исполнитель включил в свое постановление не только сумму недоимки в бюджет по решению налогового органа, но также и налоговые штрафы, и исполнительский сбор. Таким образом, в одном и том же исполнительном документе содержатся два платежа, относимые к разным группам очередности платежей. Кроме того, по условиям рассматриваемого примера к счету должника по решению налогового органа в соответствии со ст. 76 НК РФ применена мера по приостановлению операций по счету. Как следует из п. 1 ст. 76 НК РФ, эта мера не препятствует перечислению платежей в бюджетную систему РФ. Поэтому любые инкассовые поручения налоговых органов или платежные поручения самого владельца счета о перечислении налогов и иных платежей в бюджет должны исполняться без учета меры по приостановлению операций. Эти же платежи, но взыскиваемые по постановлению судебного пристава-исполнителя первоначально подлежат зачислению не в бюджет, а на счет службы судебных приставов, поэтому такой платеж нельзя квалифицировать как платеж в бюджетную систему РФ.

Если руководствоваться формальным подходом, то оба указанных платежа следует отнести к пятой группе очередности платежей, и, соответственно, мера по приостановлению операций «заблокирует» оба рассматриваемых платежа. Если же придерживаться неформального подхода, то недоимку и штрафы следует списать со счета, невзирая на приостановление операций (п. 1 ст. 76 НК), а исполнительский сбор задержать. В этом случае речь может идти о частичном исполнении исполнительного документа. Однако право банка на частичное исполнение исполнительного документа в данном случае законодательством не предусмотрено с учетом того, что рассматриваемый случай не прописан в п. 8 ст. 70 Закона об исполнительном производстве.

Анализ рассмотренных выше ситуаций показывает, что формальный подход удобнее для правоприменительной практики, так как проблема частичного неисполнения исполнительного документа здесь вообще не возникает. Кроме того, он гораздо более обоснован. Если он не устраивает налоговые органы, они имеют право произвести исполнение самостоятельно через банк должника, в этом случае все взыскиваемые ими суммы будут квалифицированы как платежи в бюджетную систему РФ.

6. К первой, второй и пятой очереди отнесены определенные требования, обоснованность которых подтверждена соответствующим исполнительным документом (ст. 12 Закона об исполнительном производстве). Аналогичные требования, основанные на исполнительном документе, подлежат оплате в пятую очередь.

7. Документы, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств на счете, помещаются банками в картотеки к внебалансовым счетам N 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок», N 90903 «Расчетные документы клиентов, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах кредитной организации», N 90904 «Не оплаченные в срок расчетные документы из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах кредитных организаций» (Положение ЦБ РФ от 26 марта 2007 г. N 302-П). По традиции их называют «картотеки N 2″, хотя такого термина в законодательстве уже не содержится. В случае изменения законодательства об очередности платежей документы, находящиеся в картотеке N 2 и не оплаченные на дату вступления в силу соответствующего закона, в дальнейшем должны оплачиваться только с учетом новой очередности платежей, а картотека N 2 надлежащим образом пересматриваться (письмо ЦБ РФ от 31 июля 1996 г. N 011-31-5318-96).

Картотека N 2 представляет собой технический прием, позволяющий банку соблюдать установленную законодательством очередность платежей к счету клиента при недостаточности средств на счете (п. 2 комментируемой статьи).

К сожалению, картотека N 2 ведется не к любому банковскому счету клиента. Например, в соответствии с п. 1.1.3 Положения ЦБ РФ от 1 апреля 2003 г. N 222-П картотека неоплаченных расчетных документов к текущему счету физического лица не ведется. В случае отсутствия денежных средств на текущем счете физического лица на момент списания средств, а также права на получение кредита, включая овердрафт, предусмотренного договором между банком и физическим лицом, расчетные документы исполнению не подлежат и возвращаются плательщикам или взыскателям. Таким образом, п. 2 комментируемой статьи фактически не применяется к текущим счетам физических лиц, что необоснованно, учитывая, что комментируемая статья не содержит подобных исключений.

8. На практике нередко возникает вопрос: какой документ следует помещать в картотеку N 2, если на счете клиента отсутствуют средства, необходимые для выдачи заработной платы? В письме от 19 ноября 1996 г. N 17-2-11/978 Департамент методологии и организации расчетов ЦБ РФ пояснил, что в этом случае в картотеку N 2 может быть помещено заявление клиента о выдаче средств с указанием сроков, за которые выплачивается заработная плата.

9. В соответствующей графе расчетного документа его составитель обязан указать номер очередности платежей, определенный в соответствии с законодательством. Учитывая, что в формуляре расчетного документа имеется только одна такая графа, в одном расчетном документе не могут быть объединены платежи, отнесенные законодательством к разным группам.

10. Порядок возврата расчетных документов из картотеки N 2 в случае закрытия счета клиента определяется в п. 2.20 ч. I Положения ЦБ РФ от 3 октября 2002 г. N 2-П.

11. Очередность платежей, установленная комментируемой статьей, представляет собой общий порядок исполнения банком договора банковского счета. Поэтому норма комментируемой статьи адресована непосредственно банку.

Помимо нормы комментируемой статьи в законодательстве имеются другие правила об очередности распределения имущества. Однако эти правила адресованы не банку, а иным лицам. Например, в случае признания юридического лица банкротом его имущество распределяется в очередности, предусмотренной ст. 64 ГК РФ, ст. ст. 134, 138, 211 Закона о банкротстве. Эти правила адресованы конкурсному управляющему. При обращении взыскания на имущество должника через судебного пристава-исполнителя применяется очередность, установленная гл. 14 Закона об исполнительном производстве. В указанной очередности имущество должника распределяется судебным приставом-исполнителем. В соответствии с ч. 4 ст. 111 Закона об исполнительном производстве в случае исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах, банком или иной кредитной организацией очередность списания денежных средств со счетов должника определяется комментируемой статьей.

Следовательно, очередность, установленная иными актами для соответствующих специальных случаев, не должна применяться для списания средств с банковского счета.

12. При наличии нескольких счетов плательщика в одном и том же банке очередность платежей, установленная комментируемой статьей, применяется по каждому счету в отдельности.

13. Арест средств ответчика, налагаемый по требованию кредитора как мера по обеспечению иска, нередко лишает других кредиторов владельца счета возможности получать платежи с арестованного счета. В соответствии со ст. 27 Закона о банках при наложении ареста на денежные средства, находящиеся на счетах и во вкладах, кредитная организация незамедлительно при получении решения о наложении ареста прекращает расходные операции по данному счету (вкладу) в пределах средств, на которые наложен арест. Таким образом, арест как мера по ограничению распоряжения счетом означает прекращение всех расходных операций независимо от очередности исполнения платежных документов, находящихся в картотеке N 2, и очередности платежей, в обеспечение исполнения которых был применен арест средств на счете.

Поэтому банк не должен совершать платежи, отнесенные законодательством к первой, второй, третьей очереди, даже, если имеется постановление судебного пристава-исполнителя об аресте средств на счете для исполнения платежа, отнесенного законодательством к шестой очереди.

В тех случаях, когда требования третьих лиц отнесены комментируемой статьей к более льготной очереди, чем требования, обеспечиваемые арестом, возникает вопрос: насколько обоснованно препятствовать исполнению тех расчетных документов, которые по закону должны исполняться ранее обеспечиваемого требования?

В п. II информационного письма ВАС РФ от 25 июля 1996 г. N 6 «О результатах рассмотрения Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отдельных вопросов судебной практики» (далее — информационное письмо ВАС РФ N 6) указан следующий механизм решения поставленной проблемы. При наличии у ответчика кредиторов, которым в соответствии с законом предоставлено право на получение денежных средств со счета ответчика до взыскания задолженности в пользу истца, и отсутствии на соответствующем счете ответчика иных средств, кроме арестованных сумм, такие кредиторы вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством о разрешении списать определенные суммы в установленной законом очередности. Арбитражный суд рассматривает указанные ходатайства и при подтверждении изложенных в них фактов удовлетворяет их.

———————————
Вестник ВАС РФ. 1996. N 10.

К сожалению, описанный в вышеназванном информационном письме механизм списания с арестованного счета платежей привилегированным кредиторам оказался нежизнеспособным. Фактов, когда практика пользовалась этим механизмом, немного, одновременно выявлены некоторые проблемы его применения. Например, в рассматриваемом информационном письме не указано, какой суд должен вынести определение, разрешающее списание средств с арестованного счета. На практике были случаи, когда арест применялся одним арбитражным судом, а определение, разрешающее списание средств привилегированным кредиторам, выносилось другим арбитражным судом, у которого не было достаточных сведений. Это обусловлено тем, что обмен информацией между судами не обеспечен.

14. В п. II информационного письма ВАС РФ N 6 содержится вывод о том, что арест средств на счете не может нарушать очередности списания денежных средств со счета, установленной комментируемой статьей. Это означает, что применение режима ареста к счету ответчика должно приводить к прекращению всех расходных операций.

Данный вывод является обоснованным, поскольку направлен против обхода правила об очередности платежей. Когда арест будет в установленном порядке снят, расходные операции должны быть возобновлены в соответствии с очередностью, установленной комментируемой статьей. Это означает, что арест средств на счете не дает практически никаких преимуществ лицу, по инициативе которого он применен, и по своей сути не может в полной мере служить мерой по обеспечению иска. Допустим, что необходимо обеспечить иск на 100 тыс. рублей. Указанная сумма была арестована на счете, т.е. судом был применен арест как мера по обеспечению иска. Предположим, что суд вынес решение о взыскании со счета ответчика 100 тыс. рублей и отменил арест как меру по обеспечению иска, учитывая, что он уже удовлетворен. Соответствующий исполнительный лист поступил в банк должника. Допустим, что банк должен исполнить решение суда в пятую очередь и к счету представлены иные привилегированные требования на сумму, превышающую 100 тыс. рублей. К этому же счету имеется картотека N 2, включающая расчетные документы, которые отнесены п. 2 комментируемой статьи к первым четырем очередям. В указанной ситуации банк должен списать со счета все первоочередные платежи, а затем — в пятую очередь — исполнить решение суда. Очевидно, что арестованная ранее сумма будет израсходована на первоочередные платежи. Ее не хватит для исполнения решения суда, и, следовательно, она никак не может обеспечивать этот иск.

Указанная ситуация является не вполне нормальной, но она точно вытекает из действующего законодательства об очередности платежей. Такой же подход необходимо использовать при применении меры по приостановлению операций по счету во всех случаях, кроме случая, предусмотренного нормой п. 1 ст. 76 НК РФ. Ею установлено, что приостановление операций по счету является особым способом обеспечения исполнения решения о взыскании налога и сбора и оно не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему РФ. Отсюда следует, что приостановление операций по счету, примененное налоговыми органами, не должно препятствовать списанию со счета налогоплательщика платежей, отнесенных п. 2 комментируемой статьи к первой и второй очереди, а также всех платежей, направляемых в бюджетную систему РФ (далее — налоги и иные платежи в бюджет).

Редакция процитированной ст. 76 НК РФ действует с 1 января 2007 г. В прежней редакции эта же статья не содержала указаний на возможность списания со счета, к которому применена мера по приостановлению операций, налогов и иных платежей в бюджет. Исходя из точного смысла первоначальной редакции рассматриваемой статьи списание средств со счета, по которому приостановлены операции, было возможно только в отношении платежей, отнесенных п. 2 комментируемой статьи к первой и второй очереди. Между тем судебная практика того периода признавала возможным списывать со счета налогоплательщика суммы налогов, не считаясь с приостановлением операций по счету. Суды обосновывали такой вывод особой обеспечительной ролью рассматриваемой меры (см., например, Постановления ФАС Дальневосточного округа от 23 октября 2002 г. N ФОЗ-А73/02-2/2191; ФАС Уральского округа от 23 июня 2003 г. N Ф09-1745/03-АК, от 3 марта 2003 г. N Ф09-501/03-АК).

Представляется, что указанный подход судебной практики и законодателя, изменившего редакцию ст. 76 НК РФ и разрешившего тем самым списывать со счета налогоплательщика с приостановленными операциями налоги и иные платежи в бюджет, нельзя признать обоснованным. Он нарушает очередность платежей, установленную законодательством, т.е. направлен на обход закона. При анализе указанной ситуации следует учесть, что налоги и иные платежи в бюджет должны уплачиваться в третью очередь одновременно с выплатой заработной платы и иными приравненными к ней платежами. Это правило установлено во исполнение Постановления КС РФ от 23 декабря 1997 г. N 21-П. Именно в данном Постановлении КС РФ впервые было установлено, что исполнение конституционной обязанности по уплате налогов должно осуществляться одновременно с выплатой заработной платы; иной подход противоречит Конституции РФ. Новая редакция ст. 76 НК РФ фактически позволила уплачивать налоги и иные платежи в бюджет ранее заработной платы, учитывая, что мера по приостановлению операций по счету не распространяется на налоги, но приостанавливает выплату заработной платы. Таким образом, новая редакция ст. 76 НК РФ не отвечает требованиям Постановления КС РФ от 23 декабря 1997 г. N 21-П.

В этой связи вывод информационного письма ВАС РФ N 6 о том, что арест средств на счете не должен нарушать очередности списания денежных средств со счета, установленной законодательством, представляется более обоснованным. Он не нарушает вывода Конституционного Суда РФ о необходимости выплачивать налоги и заработную плату одновременно, так как не нарушает установленную законодательством очередность платежей.

15. В случае совершения банком операций, нарушающих очередность исполнения расчетных документов, предъявленных к счету, возможен вывод о ненадлежащем исполнении банком своих обязательств по договору банковского счета. Учитывая, что указанное нарушение отсутствует в диспозиции ст. 856 ГК РФ, представляется, что клиент может предъявить к банку требование только о возмещении убытков.


Исключения из этого правила могут быть предусмотрены законом, который пока отсутствует. Такое же правило (календарная очередность платежей) установлено для списания средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди (см. часть последнюю п. 2 комментируемой статьи). 2. Второе правило применяется при недостаточности средств на счете плательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований. На этот случай п. 2 ст. 855 ГК устанавливает шесть групп очередности платежей. Для его корректного применения требуется учитывать судебную практику и последующее законодательство. Первая и вторая очередь платежей определяется абзацами вторым и третьим п. 2 ст. 855 ГК. Абзац четвертый (третья очередность платежей) признан не соответствующим Конституции (ч. 1 ст. 19) Постановлением Конституционного Суда РФ от 23 декабря 1997 г.

Статья 855 гк рф. очередность списания денежных средств со счета

На практике имеется немало случаев, когда налоговые инспекции предъявляют налогоплательщикам и их банкам требования о перечислении налогов не в четвертую, а в первую очередь. Свои претензии они основывают на норме совместного письма Минфина РФ (N 76), ГНС РФ (N ВГ-6-09/597) и ЦБ РФ (N 318) от 22.08.96.
Между тем это письмо противоречит п. 2 ст. 855 ГК и поэтому не подлежит применению (см. Постановления Государственной Думы от 11.10.96 N 682-II ГД и N 683-II ГД // РГ.


22.10.96). 9.

Практические работники нередко испытывают достаточно серьезные затруднения при определении очередности списания со счета сумм штрафных санкций, подлежащих внесению в бюджет и во внебюджетные фонды. Указанные санкции можно рассматривать как «платеж» или «отчисление» в бюджет или в соответствующий внебюджетный фонд, о котором идет речь в абз.


третьем и четвертом п. 2 ст. 855 ГК.

Статья 855. очередность списания денежных средств со счета

Кроме того, выплата авторских гонораров. 3 Текущая оплата труда сотрудников.В этой же очереди – списание задолженности по обязательным платежам, но именно по распоряжению налогового органа (внебюджетного фонда). 4 Отчисления на основании исполнительных документов по другим требованиям денежного характера 5 Все остальные платежи в порядке очередности по календарной дате. Например, текущие (добровольные) платежи по налогам и страховым взносам.


В том числе, которые делают налоговые агенты по НДФЛ. Сразу отметим, что порядок списания денежных средств, закреплённый статьей 855 ГК РФ, полностью соответствует значению очередности платежа в платежном поручении по НДФЛ в 2018 году.
Таким образом, в стандартной ситуации – когда у фирмы достаточно средств на своих расчетных счетах – проблемы с очередность быть не должно.

Рассказываем про правила заполнения поля «Очередность платежа» в платежном поручении по НДФЛ в 2018 году. Что означает это поле платёжки на перечисление подоходного налога и какие правила действуют в отношении него.

Подписывайтесь на бухгалтерский канал в Яндекс-Дзен!

  • 1 Где на бланке
  • 2 Что указать
  • 3 Очерёдность по ГК РФ
  • 4 Как избежать отказа

Где на бланке По закону заполнение платежного поручения в 2018 году по НДФЛ выполняют на бланке, который закреплён Приложением № 2 Положения ЦБ РФ от 19 июня 2012 года № 383-П. Как видно, «Очередность платежа» в платежном поручении по НДФЛ в 2018 году – это поле 21.
Что указать По общему правилу рассматриваемое поле может принимать одно из пяти значений – от «1» до «5». Поясним почему.

Онлайн журнал для бухгалтера

Документы, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств на счете, помещаются банком в картотеку к внебалансовому счету N 9929 «Расчетные документы, не оплаченные в срок» (картотека N 2). В случае изменения законодательства об очередности платежей, документы, находящиеся в картотеке N 2 и не оплаченные на дату вступления в силу соответствующего закона, в дальнейшем должны оплачиваться только с учетом новой очередности платежей, а картотека N 2 надлежащим образом пересматриваться.
4.

Платежи, отнесенные к определенной группе, должны производиться после полного погашения всех предшествующих групп. В соответствии с письмом ЦБ РФ от 01.03.96 N 245 списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов или наступления сроков платежа.

Очередность платежей п.2 ст 855 гк рф

Российской Федерации, а также поручениям органов контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление сумм страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов; в четвертую очередь по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований; в пятую очередь по другим платежным документам в порядке календарной очередности. Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.

Очередность платежей — определенная законодательством последовательность списания средств с банковских счетов по нескольким расчетным документам, срок оплаты которых уже наступил. Статья 855 ГК устанавливает два правила определения очередности платежей со счетов, принадлежащих как клиентуре, так и кредитным организациям.

Инфо

Поэтому бухгалтер организации в поле «Очередность платежа» в платежном поручении по НДФЛ в 2018 году спокойно проставляет значение «5». Поскольку подоходный налог входит в 5-ю очередь после отчислений по исполнительным документам и зарплатным выплатам, которые должна сделать бухгалтерия предприятия (см.


таблицу).

Внимание

Как избежать отказа На практике некоторые подразделения банков при приёме платёжек на НДФЛ могут отказать в их принятии в связи с неправильным указанием очередности платежа. Однако эта позиция противоречит закону. Есть Положение о правилах перевода денег, которое утверждено Центробанком России 19.06.2012 года № 383-П.


Согласно ему, кредитные учреждения самостоятельно утверждают внутренние документы о порядке приема к исполнению (отзыва, возврата, аннулирования) распоряжений и платежных поручений. Однако они не должны идти вразрез с Положением № 383-П.
N 21-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации и части шестой статьи 15 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» в связи с запросом Президиума Верховного Суда Российской Федерации» (Собрание законодательства РФ. 1997. N 52. Ст. 5930). Следовательно, эта норма не должна применяться. Следует помнить, что Конституционный Суд исходил из необходимости производить платежи в бюджет и выплату заработной платы одновременно. Учитывая, что законодатель до сих пор не внес в ГК изменений, соответствующих указанной выше позиции Конституционного Суда РФ, подлежащая применению очередность платежей ежегодно уточняется в федеральном законе о федеральном бюджете.

На 2006 год она установлена ст. 26 Федерального закона от 26 декабря 2005 г. N 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год» (СЗ РФ.

Статья 855 гк рф очередность платежей в 2018 году

Российской Федерации, а также поручениям органов контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление сумм страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов; в четвертую очередь по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований; в пятую очередь по другим платежным документам в порядке календарной очередности. Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов. Комментарий к Ст. 855 ГК РФ Судебная практика. Постановлением Конституционного Суда РФ от 23.12.1997 N 21-П положение абзаца четвертого пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации признано не соответствующим Конституции РФ, статье 19 (ч. 1) (третьей очереди). Другой комментарий к Ст. 855 Гражданского кодекса Российской Федерации 1.
В противном случае, даже при наличии общего остатка по лицевому счету, превышающему размер предъявленных требований, эти требования выполнены быть не могут. Кроме того, списание денежных средств со счетов бюджетов недопустимо в соответствии со ст. 239

Бюджетного кодекса (см.: Комментарий к Бюджетному кодексу РФ / Под ред. А.Н. Козырина. М.: ЭКАР, 2002. С. 555 — 559. Автор комментария к ст.

Д.Л. Комягин). 6. Правило комментируемой статьи об очередности платежей применяется только при осуществлении безналичных расчетов, в т.ч. при обращении взыскания на безналичные денежные средства должника, которое осуществляется через банк. При обращении взыскания на имущество должника через судебного пристава-исполнителя применяется очередность, установленная ст.

На практике нередко возникает вопрос, какой документ следует помещать в картотеку N 2, если на счете клиента отсутствуют средства, необходимые для выдачи средств на заработную плату. В письме от 19.11.96 N 17-2-11/978 Департамент методологии и организации расчетов ЦБ РФ пояснил, что в этом случае в картотеку N 2 может быть помещено заявление клиента о выдаче средств с указанием сроков, за которые выплачивается заработная плата. 7. Правило п. 2 ст. 855 ГК применяется для определения очередности платежей по долгам владельца счета. Поэтому оно не должно использоваться в тех случаях, когда со счета организации-работодателя производится оплата долгов ее работника.

1. При наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность), если иное не предусмотрено законом.

23 декабря 1997 года Конституционный Суд Российской Федерации, рассмотрев дело по запросу Президиума Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации и части шестой статьи 15 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", принял Постановление, которым признал не соответствующим Конституции Российской Федерации положение абзаца четвертого пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающего первоочередность списания денежных средств со счетов банков по платежным документам для расчетов по оплате труда с гражданами по отношению к списанию денежных средств по платежам в бюджет. Результатом принятия указанного Постановления стала отмена преимущества по выплате заработной платы, установленного Федеральным законом от 12 августа 1996 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в пункт 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации".